Григорий СУРКИС: "Может дойти до маразма"
Президент ФФУ готов сесть за стол переговоров
В воскресенье в программе "Гол!" были показаны две разных точки зрения на конфликт интересов в украинском футболе в эксклюзивных интервью ведущего "Гола!" Александра Гливинского с президентом ФФУ Григорием Суркисом и президентом ФК "Шахатер" Ринатом Ахметовым. Хронометраж программы не позволяет показать интервью полностью. Вашему вниманию оба интервью в полном объеме.
- Григорий Михайлович, президент донецкого "Шахтера" Ринат Ахметов видит конфликт интересов всего украинского футбола в том, что вы возглавляете Федерацию футбола, а Ваш брат - Игорь, является президентом киевского "Динамо". То что, конфликт есть в принцыпе - уже ни для кого не секрет, в какой плоскости видите его Вы?
- На сегодняшний день я отношусь к конфликту интересов более широко, не в узком спектре. Да, есть проблемы: судейства, отсутствия инфраструктуры, существует проблема отсутствия квалифицированных отечественных футболистов и легионеров в украинском чемпионате. Есть неконкурентноспособный чемпионат, который не привлекает спонсоров и не дает возможности Лиге зарабатывать деньги.
Но если вернуться к самим интересам, то сказал бы словами великого Гейне: миром правят интересы. А продолжая Гейне, задал бы вопрос всем без исключения, в том числе Ринату Ахметову: а чьи это интересы? Одного человека, отдельных президентов клубов, одного клуба или ряда клубов. Я готов сегодня обсуждать конфликт интересов в плоскости интересов украинского футбола.
- Что является для Вас интересом номер один в футболе?
- Выступление сборной Украины. Что мешает более достойному ее выступлению, даже на фоне успехов - восьмого места на Чемпионате Мира и 13-го места в рейтинге ФИФА? Безусловно отсутствие квалифицированных футболистов. Ведь потенциальные сборники, молодые, вместе с нынешними кандидатами в большей мере протирают штаны на скамейках своих клубов. Речь о излишестве легионерах. Некоторые говорят что это бич украинского футбола. Да, я согласен, бич. Но бич, в том что мы не ужесточаем, по просьбе самого успешного на сегодня тренера Украины (тренера сборной) лимит на легионеров, а должны это делать. Вот это и есть конфликт интересов. В том что президенты клубов настаивают чтобы была отменена даже нынешняя норма регламента, которая обязывает прибывать на поле всего лишь не менее трех украинских футболистов. В том числе это позиция донецкого "Шахтера" и киевского "Динамо", которых если и можно назвать грандами, то только внутреннего разлива. Без обид. Амбиции отдельных людей не должны мешать интересам развития всего украинского футбола. И именно поэтому хочу сослаться на пример 1998 и 1999 годов, когда при самом лучшем тренере всех времен и народов ( а мне посчастливилось с ним работать) - Валерии Васильевиче Лобановском был достигнут наибольший успех украинского футбола: четвертьфинал и полуфинал Лиги чемпионов, в одном шаге от финала. Кстати там не было легионеров, если таковыми не считать Белькевича и Хацкевича.
- Вы собираетесь в ближайшее время ужесточить лимит на легионеров?
- Это проблемный вопрос и этот вопрос мы будем решать вместе с президентами клубов. Но если мы не найдем понимания, то уже со следующего сезона 2007/2008 годов лимит будет по крайней мере - 4 украинских игрока, с 2008/2009 - 5 . Таким образом до 2010 года лимит на легионеров будет ужесточен, и в украинском чемпионате одновременно на поле смогут появиться не более 5 легионеров.
- Еще одна проблема, перманентно обостряющаяся в украинском футболе - судейство. Ахметов обвиняет Вас во влиянии на судей...
- Ну, я Вам скажу так - просто ищут стрелочника, понимая, где зарыта собака. И я подскажу, где она зарыта. Она находятся в плоскости тех вопросов, которые обсуждались на закрытой встрече первых лиц клубов, где все ее участники согласились с тем, что нужно, первое: отказаться от соблазна предлагать судьям гонорары, возможно щедрые. Соблазн - это мягко сказано, а жестко - взятки. Это раз, два: искоренение договорных матчей. Я тогда подумал, что мы как раз выходим на тот диалог, где мы обмениваемся мнениями, приходя к согласию. Президенты клубов говорят о том, что нужно подписать некий меморандум, при этом не подписывают его через отсутствие достаточного времени, но при этом пожимают друг другу руки и договариваются, что будут играть честно. А я в ответ на это говорю: "Ребята, а вот теперь давайте соберем всех судей, сядем вместе в одном помещении и скажем: "Судьи дорогие, Вы должны быть на поле авторитетными, но одновременно незаметными и Вам после игры должны быть благодарны все субъекты игры: футболисты, тренеры, болельщики - за профессиональное, объективное, методически выверенное по правилам и методике ФИФА, УЕФА судейство. Но вы при этом должны в обязательном порядке обуздать агрессию на футбольном поле. А вот для этого должны быть авторитетными.
- К этому предложению стоило бы вернутся на второй встрече футбольных президентов, которая, как известно, перенесена на неопределенное время. Вы внесли это предложение рабочей группе?
- Вообще нонсенсом было то, что рабочая группа не пригласила туда представителя ФФУ. Ну, мы терпеливо ждем, какие будут предложения
- А что Вам известно о деятельности созданной рабочей группы?
- То же что и Вам, эта группа, принимая предложения субъектов (то есть клубов), выстроила 11 проблемных вопросов. Кстати, среди первых двух... зачем буду говорить своими словами, зачитаю (Г.Суркис берет в руки еженедельник "Матч", где изложены упомянутые вопросы - А.Г.): создание доверительной атмосферы во взаимоотношениях клубов - это первое, искоренение договорных матчей - это второе. Так значит, признают, что проблема есть! Так причем же здесь президент федерации, опосредственно руководящий, просто как структурой, судейским комитетом (который не может подчиняться ни лигам, ни клубам, ни правительствам - по регламенту ФИФА), но абсолютно не подходящий к судейству на расстоянии пушечного выстрела. Я был инициатором встречи с судьями на научно-практическом семинаре УЕФА, который проходил в Киеве, где я четко и ясно сказал: "Уважаемые арбитры, мы вас будем защищать, но при одном условии: авторитет, безапелляционное судейство относительно всех команд, без исключения: как лидеров, так и середняков и аутсайдеров.
- Сами судья признают факты подкупа?
- Я президент ФФУ, я ведь не следователь и не прокурор, но мне не хотелось бы. чтобы следующая волна моего возмущения поступками, неблаговидными как со стороны отдельных клубов и его представителей, так и со стороны судей, стали достоянием правоохранительных органов. Кстати, я не сегодня об этом говорю, я многие годы заявляю о том, что в нашем футболе есть в этом вопросе, мягко говоря, непорядок. И когда я был инициатором признания матча "Борисфен" - "Полесье" договорным, сколько было полемики со стороны президента ПФЛ: как же это доказать. Но мы доказали! И Ковалевич (президент ФК "Борисфен" - А.Г.) согласился с этим и не было даже попыток оспорить это в апелляционных инстанциях - Дисциплинарном комитете или Апелляционном совете. Но в то же время я - за конструктивный диалог, но для интересов всего украинского футбола, а не одного клуба или одного физического или юридического лица.
- И все же вернемся к родственным связям, кои Вашими оппонентами называются главной причиной конфликта интересов. Как Вы реагируете на такие обвинения?
- Я удивлен тем, что в нашем обществе поощряются мысли о том, что родственные корни - это плохо, в частности, в футболе. Но если работаешь честно, если работаешь на авторитет украинского футбола, укрепление его имиджа на международной арене, стараешься, чтобы развивался массовый и детско-юношеский футбол и в это вкладываются десятки, если не сотни миллионов гривен, то, мне кажется, нонсенс для порядочных людей - не доверять друг другу. Тогда можно дойти до маразма. Вот, например, такая теза. "Партия регионов" представлена сразу в двух клубах: клуб "Шахтер" возглавляют Ринат Ахметов - почетный президент клуба и вице-президент Борис Колесников - члены вышеупомянутой "Партии", в то же время и почетный президент одесского "Черноморца" - член той же фракции в парламенте, народный депутат Леонид Климов, а главный тренер Семен Альтман -депутат Одесского горсовета опять же от "Партии Регионов". Но мы же так можем дойти до маразма. Я не хочу продолжать параллели. Сколько лет я бы не работал в футболе, я всегда боролся с явлениями непрозрачности, был за то, чтобы бюджеты клубов были прозрачными, я всегда призывал, чтобы у нас был диалог, а не монолог того, кто хочет монополизировать нечто. Не нужно монополизировать все, в том числе футбол, потому что так мы можем дойти до того, что возможность глотнуть воздух тоже станет монополией или определенного человека, или определенных сил.
- Вы хотите сказать, что в украинском футболе может иметь место политическое влияние?
- Я не хочу дальше полемизировать, я хочу сегодня получить ответ на один вопрос: имею ли я право, как избранный на Конгрессе ФФУ президент федерации продолжать работать на созидание, а не на разрушение - то, что в последнее время творится в украинском футболе.
- Вы говорите о подтверждении доверия на ближайшем Конгрессе?
- Нет, я не обсуждаю вопрос ближайшего Конгресса. Я говорю о том, что и и в 2000, и в 2004 году я был безальтернативным кандидатом на должность президента ФФУ, которого поддержала вся Украина без Донецкого региона в 2000 году, и в том числе Донецкая федерация в 2004-м.
- Из-за скандала вторая встреча президентов клубов элиты перенесена и непонятно когда состоится. На поверку первая же глобальную попытка договориться о "фейр плей" была разрушена сразу же, первым же вспыхнувшим скандал. Соберутся ли владельцы клубов опять?
- Это не зависит от меня. Топор войны легко вырыть. Весь вопрос заключается в том, кому это нужно и в чьих это интересах. Если это не в интересах украинского футбола, его нужно зарыть. Я - конструктивный человек, я люблю созидать, работаю на свою страну, не буду перечислять всего того, что сделано в украинском футбольном хозяйстве, надеюсь все об этом прекрасно знают.
Есть понятие между прошлым и будущим, вот такое у нас настоящее. Я думаю, что будущее будет гораздо лучше, потому что должны преобладать здравый смысл, здоровые аргументы, логика. И, самое главное, нужно не на словах, а на деле подтверждать свою приверженность желанию служить украинскому футболу. Я подчеркиваю это слово - "служить", ведь некоторые хотят получить сиюминутные успехи. А я хочу, чтобы успехи нашей сборной были не случайностью, а закономерностью, чтобы случайностью было то, что наша сборная не попадает в финальный турнир Чемпионата мира или Европы. Вот именно для этого нужно решить вопрос количества легионеров, повышение качества и конкурентоспособности чемпионата. Хочу еще раз подчеркнуть: практически все рычаги и инструменты управления украинским футболом находятся в ПФЛ. И как раз те 11 пунктов списка рабочей группы, которые нужно улучшать не в ведении ФФУ, а конкретно - у ПФЛ.
- Ринат Ахметов сказал, что хотел бы увидеть доходную и расходную часть бюджета ФФУ, говоря о том, что бюджет клуба "Шахтер" абсолютно прозрачен. Вам есть, что ему показать?
- Я не хотел бы говорить и сравнивать две разные структуры - футбольный клуб и общественную организацию ФФУ. Надеюсь в клубе "Шахтер" действительно все прозрачно. Но я не сомневаюсь, что в том числе и Вы, увидев финансовые отчеты деятельности федерации, которые выдаются на Конгрессе всем его участникам, убедитесь, что это вовсе не тайна за семью печатями. Такие отчеты были выданы делегатам Конгресса и в 2004, и в 2005 годах. Из них видно, какое количество финансов привлекается в украинскую федерацию и как они расходуются. (Г.Суркис берет в руки две маленьких книжечки синего и зеленого цветов - А.Г.) Тут консолидированный баланс ФФУ, отчетность например с 2000 года, то есть с момента моего избрания на пост президента ФФУ. Кстати, интересная цифра: в августе 2000 года баланс был отрицательный, а сегодня я могу сказать, что за истекшие 5 лет сумма привлеченных средств, без учета, 2006 года перевалила за 261 миллион гривен, а с учетом десяти месяцев этого года - за 412 миллионов. Давайте для сравнения посмотрим как же обстоят дела в других спортивных федерациях в Украине и футбольных федерациях наших соседей из постсоветского пространства. Я думаю, что вы таких впечатляющих цифр не найдете.
- За счет чего достигнута такая высокая цифра?
- Большая часть - от продажи коммерческих, телевизионных и рекламных прав, а также от спонсоров. Мы умеем распоряжаться своими коммерческими правами, привлекать спонсоров и рачительно в интересах украинского футбола направлять финансовые потоки, чтобы укрепить и инфраструктуру, и украинский футбол. Я уважаю Рината Ахметова за то, что он делает для клуба, но у меня иная задача - развитие не только профессионального, а и таких сегментов футбола, как детский, студенческий, женский, массовый, ветеранский, инвалидный. Судейство - только один вот такой маленький "сегментик". Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что нету такого судьи, который бы угодил всем. Ну давайте же, соберемся и четко договоримся, что мы боремся с явлением - "заинтересовать судей ответственными лицами клубов". И тогда, уверен на 99, 999 процентов, судейство будет объективным. Потому что если судьи, которые не будут придерживаться норм профессионализма и объективности рано или поздно будут отстранены от судейства - не Суркисом, а судейским комитетом. Ведь проблема не в философии судей, а в том насколько мы сами прозрачны, насколько можем быть критиками самих себя. Для того, чтобы улучшить нынешнее состояние вещей высшим уровнем конкурентоспособности.
- Что может объединить ныне конфликтующие стороны?
- Объединить может только доверие, порядочность, честность, этичность моральность, добропорядочность и, главное, совесть. Я готов вокруг всех этих названных мной человеческих качеств объединить свои усилия, сесть за общий круглый стол, назвать вещи своими именами и вместе устранить все то, что является для украинского футбола негативом и работать на позитив.
Динамо Киев от Шурика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс
Сербам не понравилось поведение фанатов