«Мамун ошибается, что позволяет бороться»
Интервью с ведущей беларуской грацией Мелитиной Станютой
Мелитина Станюта рассказала о том, чего ей стоило вернуться в спорт после травмы, а также о лидерстве в общем зачете, конкуренции с первым номером российской художественной гимнастики и целях на сезон.
– Вы являетесь лидером текущего сезона. Все ли так просто, как об этом говорят итоговые протоколы?
– А что в них? Покажите! Цифры простые, но, честно, вижу их впервые. Да и о том, что я первая в рейтинге, узнала от белорусских журналистов. Куда важнее для спортсменок результаты в финалах, в многоборье. К тому же, глядя в протоколы, следует делать поправку на то, что далеко не все сильнейшие приезжают на этапы Кубка мира. К примеру, я не выступала в Болгарии. Потому как соревноваться каждую неделю в течение трех месяцев – это очень тяжело. Порой стоит дать себе передышку, время без стресса, что ли. Так на наш этап не приедут украинки. Не потому, что боятся. Просто у них сейчас проходит внутреннее первенство.
– Канаева закончила, вместе с ней завершилась в некотором роде эпоха. Винер не так давно назвала имя новой российской примы. Ею стала 17-летняя Рита Мамун.
– В последнее время она часто собирает все золото этапов. Соперничество с Россией остается принципиальным для нас. Думаю, таковым оно будет и через десять лет.
– Можно ли назвать ее преимущество подавляющим? Или сегодня бороться с ней реально?
– Скажем так, Женя Канаева ошибалась меньше. У Риты пока нет опыта выступлений на чемпионатах Европы и мира. Она ошибается, что позволяет бороться.
– Вы же в сборной с пятнадцати лет…
– Опыт никогда не бывает лишним. У нас ведь не скоростно-силовой вид спорта, а сложно-координационный. К тому же площадка имеет большее значение для вида, чем об этом принято считать. Высота потолков, работа кондиционеров, другие детали. Все следует учитывать по ходу выступления. Психологическая устойчивость, стрессоустойчивость. К счастью, справляюсь с нагрузками. Думаю, после Олимпиады в Лондоне я вообще по-другому стала относиться к соревнованиям. Аня Бессонова, другие гимнастки говорят, что каждый новый олимпийский цикл – как с чистого листа. Переживаю нечто подобное.
– Получаете удовольствие от процесса, а не только результата?
– Не знаю, как точно выразить свои чувства. Возможно, через год смогу объяснить, что же изменилось во мне. Или после Рио-2016!
– Вы долго ждали момента, когда будете безоговорочным первым номером сборной?
– Да, судьба в этом плане непростая. Первый год в юниорках, первое Гран-при в Москве – и четыре, по-моему, медали. Это было вау! Первый чемпионат мира – бронза в упражнении с обручем. Помимо командного серебра. В 2010 году впервые в истории Беларуси на чемпионатах мира завоевала медаль в многоборье. После него, правда, у меня была операция… Бесследно эта история не прошла. В гимнастике все очень скоротечно. Не то что забывают спортсменок быстро, но переключаются на других. Мое место не пустовало. Люба Черкашина, она ведь выступала еще до меня, со мной. Завоеванная ею медаль Олимпиады-2012 – будто должок из прошлого. Если она что-то и упустила в своей карьере, то в Лондоне ей все вернулось. Со мной ей ведь некуда было деваться! Приходилось меня терпеть!
– Теперь Черкашина вас тренирует.
– Помогает Ирине Юрьевне Лепарской. У Любы несколько иной взгляд на происходящее, потому что еще совсем недавно она соревновалась. Так что ее мнение для меня ценно.
– Травма сказалась на вашем выступлении в Лондоне? Все же еще до Олимпиады проиграли конкуренцию Черкашиной?
– Не имеет смысла рассуждать об этом теперь. Ведь сборной никто не гарантировал медаль, ее было необходимо завоевать. Не травма, так что-нибудь еще приключилось, как знать? Для меня же вопрос тогда стоял несколько иным образом. Следует ли возвращаться в спорт? Три месяца хромала, и было страшно. Смогу ли я нормально ходить? Что будет дальше? Ладно, все пройдет. А стану ли я на полупальцы? Не люблю вспоминать об этом…
– Все-таки речь шла о возращении в спорт? Или обретении нормальных физических кондиций?
– Скорее, второе. Немногие верили, что мне удастся вернуться. Я верила. Хотя даже родные сеяли во мне сомнения на протяжении тех трех месяцев. Я все равно ходила в зал, поддерживала форму. Очень хотелось выступить на домашнем чемпионате Европы. Причем так, чтобы вступить в борьбу с лидерами. Кстати, на первом этапе Кубка мира после возвращения выиграла медаль. Рада, что сумела выдержать это испытание.
– Если говорить о характере травмы, после нее возвращаются в спорт?
– Травма редкая – усталостный перелом. Не только в гимнастике, но и в принципе во врачебной практике. Нога болела, но не была синей или фиолетовой. В больнице люди, глядя на снимок, спрашивали о том, как я это сделала? Откололся кусочек от стопы с подошвенной стороны. Чем ты занимаешься? Я из художественной гимнастики. Ясно. Вкрутили мне спицу… И не такое бывает.
– Комплексуете по этому поводу?
– Не думаю об этом. Не спросили бы, так и не вспомнила бы.
– Чувствуете ли, что пришло ваше время в гимнастике? Время побеждать.
– В каком-то смысле. Выступай – не хочу. Я так и делаю! Чувствую ответственность, но излишне себя не накручиваю.
– Высокие чиновники отмечают преемственность в виде, однако он не получает должного внимания со стороны. Почему? Не элитный? Как теннис. Не массовый? Как футбол-хоккей.
– Знаете, в Италии художественная гимнастика не уступает по популярности футболу. Чемпионат там регулярный: команды соревнуются друг с другом, как «Интер» и «Милан», «Рома» и «Ювентус». Есть Серия А и Серия В. За клубы выступают мировые звезды, поэтому аудитория невероятно большая. Да, мальчишки в этой стране живут футболом, но девочки – гимнастикой. Сборная Италии наконец стала добиваться успехов на международной арене.
Вот не помню, когда в последний раз наши девчонки приезжали с соревнований без медалей. Но у нас до сих пор нет дворца, о строительстве которого говорят уже давно. Из Пекина сборная приезжала с наградами, из Лондона. Он нужен, потому как площадей для полноценных тренировок на Даумана, 23 не хватает. А сегодня здесь тренируются дети, работает национальная команда.
– Расскажите о целях на сезон.
– Главные старты – чемпионаты Европы и мира. Но я не люблю говорить в духе «еду только за первым местом». К примеру, недавно получила высокую оценку в упражнении с обручем, но стала только четвертой. Исполнение было чистым, без потерь. На уровне. Судьбу гимнасток решали доли тысячных. Не могу сказать, что я недовольна результатом. Сделала все правильно, зрителям выступление понравилось, тренеры довольны. Еще раз повторюсь, мы не бежим, не плывем, не поднимаем штангу. Художественная гимнастика – субъективный вид спорта. Важно нравиться. Не только тем, кто ставит оценки, но и широкой публике.
– Что ждет людей, которые придут на этап Кубка мира BelSwissBank по художественной гимнастике в Минске?
– Соревновательных дух, красивые купальники и выступления! Это для тех, кто далек, но интересуется. Правда, будет интересно! Приходите! В завершении болельщиков ждет шоу звезд. Кстати, проходить оно будет под живую музыку. Номера же будут стилизованы по теме черно-белого кино. Это очень необычно, говорю вам как искушенный зритель.
TUT.by
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинец закрыл комментарии на своей странице в Instagram
Киевляне никак не могут подписать центрального защитника