Алексей СЕМЕНЕНКО: «Считать свои годы просто некогда...»
Сегодня, 13-го января, заслуженному журналисту Украины исполняется 55 лет!
Сегодня, 13 января, заслуженному журналисту Украины Алексею Семененко исполнится 55! Уверен, в особом представлении любителям отечественного футбола он не нуждается.
Многолетний пресс-атташе самого титулованного клуба страны – киевского «Динамо», в недалеком прошлом один из самых, а может, и самый авторитетный футбольный телевизионный комментатор Украины, ныне – вице-президент столичного клуба, которому верой и правдой служит с 1989 года и в который был приглашен с согласия самого Валерия Лобановского...
«После окончания факультета журналистики Киевского университета я два года работал на республиканском радио в редакции пропаганды (отдел промышленности). Но при этом просто грезил спортивной редакцией и год обивал порог кабинета председателя Гостелерадио с просьбой о переводе, но тот, по его словам, видел во мне перспективного политического журналиста и говорил, что только сумасшедший может из серьезной редакции перейти в такую, извините, придурковатую, как спортивная. Но, к счастью, любовь в спорту и детская мечта стать футбольным журналистом позволяли быть настойчивым», – рассказывал Алексей Михайлович в одном из своих интервью. Проработав несколько лет на радио и телевидении, со временем Алексей Семененко получил приглашение перейти в киевское «Динамо».
«Едва ли не решающим аргументом стала поддержка ультрас»
– Алексей Михайлович, за почти четверть века работы в столичном клубе вы доросли до должности вице-президента, которую заняли чуть больше года назад, и сейчас кроме всего прочего отвечаете за работу с болельщиками. На мой взгляд, это непростое и даже немного неблагодарное дело, ведь всегда найдутся люди, которые в случае чего могут именно вас обвинить в недостаточном количестве зрителей во время домашних поединков «Динамо».
– Признаюсь честно, я не сразу ответил согласием на предложение президента «Динамо» Игоря Суркиса возглавить это направление. Да и среди моих хороших знакомых нашлись люди, которые отговаривали от такого шага, мол, у тебя ведь есть работа пресс-атташе, зачем тебе лишняя головная боль? Но я, как и всякий нормальный, амбициозный мужчина, был лишь раззадорен такими словами и, взвесив все за и против, принял это предложение. Признаюсь, что одним из главных аргументов в пользу моего решения стали слова одного из лидеров фанатского движения ультрас Евгения Щелкунова, который в ответ на мой вопрос заверил, что я пользуюсь у фанатов достаточным уважением.
Воодушевленный этими словами, я принялся за работу, мы провели многочисленные встречи. В том числе лидеры фанатов встречались и с Игорем Суркисом, и с футболистами. Не буду скрывать, порой во время разговора доходило до повышенных тонов, претензии были обоюдные, но, что меня особенно радовало, всегда наше общение заканчивалось едва ли не объятиями и заверениями во взаимном уважении. К примеру, после встречи с Игорем Михайловичем, которая состоялась около года назад, было принято решение, что с того момента отношения ультрас и футбольного клуба «Динамо» начинаются с чистого листа. И я рад, если хотите – даже горд, что этот лист не испорчен ни одним пятнышком и на нем лишь слова благодарности с обеих сторон.
К слову, после общения с фанатами, признаюсь, лично у меня изменилось мнение о них. В первую очередь о тех, кого в футбольной среде принято называть ультрас. Ведь у многих это слово ассоциируется с какими-то полупьяными, агрессивными, невменяемыми подростками. И я, признаться, поначалу был немного удивлен, когда на встречу приходили солидные взрослые люди с высшим образованием, коренные киевляне, которые активно болеют за «Динамо» еще с союзных времен и своим поведением, авторитетом завоевали уважение в фанатской среде. В итоге, как мне кажется, мы нашли взаимопонимание, и когда в этом году несколько раз возникали, скажем так, щекотливые ситуации, быстро договаривались, как найти устраивающий всех вариант решения проблемы.
Думаю, те, кто регулярно посещали матчи нашей команды и на стадионе «Динамо» имени Валерия Лобановского, и сейчас, на НСК «Олимпийский», заметили положительные сдвиги в поведении ультрас – из их болельщицкого лексикона исчезли матерные кричалки, использование пиротехники перестало быть бесконтрольным. В общем, как говорится, работа ведется, и о своем решении, принятом год назад, я ни разу не пожалел.
– Президент клуба остался доволен вашей работой? Может, была поставлена конкретная задача по количеству болельщиков?
– Зачастую отсутствие критики можно считать похвалой. А что касается конкретных цифр, то, помню, перед первым поединком «Динамо» на реконструированном «Олимпийском» с «Арсеналом» Игорь Михайлович сказал, что нужно собрать 30-35 тысяч болельщиков. Я, признаться, подумал: «Ну все, я попал.» Ведь на «Динамо» на игру с земляками приходило тысяч пять-шесть. Но в итоге трибуны стадиона заполнили более 50-ти тысяч болельщиков, и я понял, что не зря прошлой зимой вместо отпуска занимался общением с представителями фанатского движения. А когда картина повторилась и на следующих поединках, стало понятно, что мы находимся на правильном пути. И если говорить о конечной цели нашей работы, то, наверное, ее можно назвать так: «Аншлаг на каждом матче». Вот только когда он будет на «Олимпийском», я пока сказать затрудняюсь.
«Вот что бы говорили, если бы матчи комментировал вице-президент?»
– Кроме работы с болельщиками и общественностью, вы продолжаете выполнять функции пресс-атташе «Динамо». По нашим подсчетам, за время вашей работы в «Динамо» Олег Блохин стал уже 14-м главным тренером. Как вам со всеми этими специалистами удавалось находить общий язык?
– Наверное, об этом лучше спросить у самих наставников. Я, к примеру, вполне допускаю, что если бы любой из них категорично заявил, мол, Алексей Семененко мне не подходит, то на этой должности вполне мог бы появиться новый человек.
– Не сложно было принять решение отказаться от комментаторской работы?
– Комментировать я начал в те времена, когда в стране это могли делать четыре-пять человек, а не 20-30, как сегодня. Конкуренция тогда была сумасшедшая, всех комментаторов, без преувеличения, знали в лицо, их слова анализировали самым тщательным образом. Надеюсь, мне удалось кое-чего добиться на этой стезе. Теперь это перевернутая страница моей жизни (хотя я помню слова «никогда не говори никогда»). К тому же в глубине души я был согласен с теми, кто говорил, мол, негоже пресс-атташе клуба комментировать матчи с участием его команды. А что бы говорили, если бы это делал вице-президент? (улыбается). К тому же не стоит забывать, что только дилетант считает, что, мол, комментировать – это два часа без устали молоть языком.
Если честно, я расстался с работой комментатора без особого сожаления и даже не ожидал, что такой кайф буду получать во время просмотра футбольного матча «Динамо», на котором не нужно работать.
«Несчастный случай! А как еще назвать то, что происходит?»
– Но надо признать, что в этом году было не так много поединков киевского клуба, которые бы принесли его поклонникам истинное удовольствие. Вы, как человек, знающий все нюансы изнутри, чем это можете объяснить?..
– (После паузы). То, что происходит с киевским «Динамо» в последние годы, я бы назвал несчастным случаем. Посудите сами: средства на содержание клуба выделяются более чем достойные. Их вполне достаточно, чтобы построить хорошую команду. Наставники приглашаются квалифицированные, добившиеся значимых побед. Игроки (и не один!) покупаются за семь-восемь миллионов евро. Инфраструктура клуба соответствует самым современным требованиям. Казалось бы, есть все составляющие, которые бы способствовали достижению результата и дальнейшему развитию команды.
Но команда не прогрессировала, топталась на месте. А по качеству игры (что бы там отдельные тренеры ни говорили, мол, главное – результат) «Динамо» потихоньку сдавало свои позиции. Понятно, что в клубе это никого не устраивало. Возможно, где-то на такую ситуацию махнули бы рукой – как будет, так и будет, посмотрим, к чему это приведет. Но для киевского «Динамо» такая ситуация неприемлема. К тому же когда для президента команда не менее важна, чем собственная семья. По крайней мере, лично у меня порой складывается такое впечатление. Кроме этого, я ведь и по долгу службы, и просто по-человечески много общаюсь с игроками. И я же вижу, что за редчайшим исключением они сами очень переживают, что не все у них получается так, как хотелось бы и болельщикам, и им самим. А ведь практически каждый футболист «Динамо» – это игрок своей национальной команды! И понятно, что у каждого есть свои спортивные амбиции. На мой взгляд, выход только в одном – чтобы мы, работающие в «Динамо», на своих местах делали все от нас зависящее для исправления ситуации. И, уверен, это в итоге даст результат!
P.S. Уже прощаясь, Алексей Михайлович сказал: «Ты знаешь, люди, которые знают меня много лет, порой говорят: «Да ты совершенно не изменился!» Думаю, все же это не так. Нет, что касается здоровья, то (тьфу– тьфу) в канун нынешнего юбилея чувствую себя как минимум не хуже, чем пять лет назад. Но не раз ловил себя на мысли, что в тех ситуациях, в которых раньше шел на конфликт, пытаясь доказать свою правоту, сейчас веду себя иначе. Стал сдержаннее, что ли. У меня, как и у всякого нормального мужика, в жизни есть и друзья, и враги. Так вот некоторые люди из второй категории таковыми быть перестали – мы здороваемся, разговариваем о чем-то. Уверен, такое понимание человеческих отношений приходит только с возрастом. Еще я убедился, что когда ты делаешь добро, то и люди в отношении тебя поступают так же. И когда такой позитив тебя окружает и на работе, и (что крайне важно!) дома, у человека вырастают крылья. Вот я поймал себя на мысли, что сейчас от каждого прожитого дня получаю гораздо больше удовольствия, если хотите – кайфа, чем двадцать-тридцать лет назад. И поэтому хочется жить! А годы. Мне признаться, сейчас их попросту некогда считать».
Валерий НОВОБРАНЕЦ, «Команда», www.pressing.net.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Легендарный британец выделил самого себя
Киевляне разгромно проиграли «Ференцварошу»
Интересно, кто же эти редчайшие исключения???
Кто после проигранных матчей радуется в ночных клубах??
Интересно, кто же эти редчайшие исключения???
Кто после проигранных матчей радуется в ночных клубах??
Алексей, лучше бы Вы на этот предмет с футболистами занимались.