Бронзовый призер Лондона-2012 по художественной гимнастике Любовь Черкашина рассказала о том, почему она, объявив о завершении карьеры, продолжает выступать, призналась, что не верит в происходящее после завоевания олимпийской медали, за которую боролась ради мамы, а также поведала о новой работе в НОКе и сумасшедших поступках фанатов.
– Какое-то ненастоящее завершение карьеры у тебя, Люба! О своем решении ты объявила давно, но все продолжаешь выступать.
– Календарь расписан на полгода вперед, все верно! Знакомые знают, что я закончила. И пока из формы не вышла просят, чтобы приехала на показательные выступления.
– В условиях жесткого графика пришло ощущение того, что это твои последние гастроли?
– Я все время в гимнастике. Тренировки, выступления – нет дня, чтобы я о ней не думала. Недавно была в Италии на соревнованиях. Вот когда там закончила свою программу, “десятитысячник” встал и рукоплескал. В этот момент поняла, что для меня это действительно прощание со зрителем.
В Италии очень любят художественную гимнастику, и в ее чемпионате выступают Канаева и все-все-все. Общий уровень Серии А не так высок. Поэтому клубы имеют возможность подписать легионеров, привлекая тем самым болельщиков, обостряя борьбу за первенство. Зарабатывая зачетные баллы для миланского "Нервенезе", даю возможность местным воспитанницам выступать в высшем дивизионе.
– Как-то так вышло, что вслед за тобой из гимнастики ушла и Евгения Канаева. Вы сговорились?
– Я чувствовала, что она скоро уйдет. Тяжело каждый день доказывать всему миру, что ты лучше других. Женя – двукратный чемпион Олимпийских игр. Она и так многое доказала, вывела наш вид на новый уровень. Кстати, после вечера чествования наших художниц Женя поехала на отчетно-выборную конференцию Всероссийской федерации художественной гимнастики. Там была избрана на пост вице-президента федерации. Вот так, судя по всему, и решилась завершить карьеру.
– Можно сказать, что теперь выезжаешь за счет подготовки к Олимпийским играм и особо не напрягаешься?
– С одной стороны, я понимаю, что ударить в грязь лицом не могу! С другой – болельщики, думаю, меня простят за ошибки. Хотя я стараюсь не ошибаться. Вообще, конечно, прикольно в 25 лет завершать карьеру! Ты еще молода, но многое уже позади в спорте. Столько лет ему отдала!
– Показательные выступления закончатся и?
– Буду тренировать.
– А что НОК?
– А в НОКе заниматься программой “Женщины и спорт”.
– Чем конкретно?
– В сети искала информацию. В общем, должна приобщать женщин к спорту. Желательно – к олимпийским видам. Через популяризацию, через открытие секций.
– Тяжелая атлетика? Метание молота?
– В том числе и в этих видах. Дети, действующие спортсмены, заслуженные тренеры – мы должны работать с ними, рассказывать о достижениях, говорить о проблемах.
– Не боишься сказануть лишнее? Порой говоришь заголовками.
– Меня часто предостерегают от этого. Но по-другому не умею! Бывает, думаю после того, как что-нибудь скажу. Но я была бы не я, если бы замалчивала то, что на душе. Честно, никогда не задумывалась о том, в каком свете выставлю себя, если озвучу свои мысли.
– В тебе всегда столько энергии. Откуда ее черпаешь?
– Не знаю. Наверное, дело в характере, в воспитании. Хорошо чувствую разницу между тем, каково находиться в веселом обществе и в компании бук, а также считаю, что мои проблемы, усталости – только мои. Схожу, например, с самолета и уже через пять минут могу с улыбкой на лице общаться с журналистами.
Жизнь учит, что надо уметь радоваться всему. А история с мамой вообще перевернула все внутри! Ведь она пыталась сделать из каждого дня праздник. Сегодня я стараюсь брать с нее пример. Помню, как на Новый год дома был лототрон, как мы катали горошинку по полу, потом конфеты “Рафаэлло” – этот год был удачным У нас всегда было специальное меню на Новый год…
– Смерть матери заставила посмотреть по-новому на прошлое или настоящее?
– И на то, и на другое. Ведь реально очень часто люди не умеют ценить то, что имеют. В семнадцать лет ты пытаешься выглядеть лучше всех, иметь крутой телефон и так далее. И только много позже понимаешь, какой же это бред! Хорошо выглядеть – это правильно, но ценности должны быть другими. Общение с интересными людьми, к примеру, много полезней, чем просто обсуждение шмоток.
– Чем ты заполняла пустоту с уходом мамы?
– Тренировками. Только ради мамы я и продолжала заниматься художественной гимнастикой. Для меня Лондон-2012 стал целью. Мама за руку привела меня в спорт. Своим выступлением в Пекине-2008 я ее порядком расстроила. В 2009 она ушла… И я хотела выиграть медаль для мамы, не для себя. Я верю, что там она все видит.
– Ты никогда не рассказывала о своем отце. Как он?
– Хорошо. Нашел такую работу, чтобы постоянно ездить в Минск, нянчить внуков. У сестры ведь – дети. Довольно интересный получился у нас семейный поворот. У жены моего брата умер отец. Ее мама осталась одна. Мой отец был к тому времени тоже один. Так получилось, что они сошлись. Знаешь, сначала они боялись нам рассказывать о себе. Но мы ведь уже не маленькие дети, понимаем, что пожилым людям тяжело быть одинокими.
– Думаешь, это любовь?
– Не знаю. Боюсь рассуждать на эту тему.
– Кому отдашь “олимпийский” колосок?
– Знаешь, многие не поверили, что Инна Жукова передала его мне... А кому отдам его, еще не решила. Посмотрим накануне Рио.
– И так продолжится традиция: девушка из Беларуси с колоском завоевывает медаль?
– Надеюсь. Ведь то, что Марина Викентьевна Лобач дала его Инне, еще не традиция. И то, что Инна передала его мне – всего лишь желание Инны. Но было бы здорово, если бы это стало доброй традицией в художественной гимнастике. Очень благодарна Жуковой. Ведь накануне ответственного испытания подстегивает даже небольшой жест. Точно так же, как письма со словами поддержки из Гродно от детей и тренера Марины Протасовой. Слова с ошибками, рисунки – было очень приятно! Казалось бы, зачем мне нужны эти письма в Лондоне? Но я взяла и их с собой. Сидела и перечитывала там. Они давали мне право на ошибку. Я чувствовала, что если и ошибусь, в Беларуси меня все равно любят, болеют за меня. Хотят одного – чтобы я показала все, что умею, для них! Так и было!
– Какой из причин в защиту девичьей фамилии ты руководствовалась: трудности с переоформлением документов? Ради более объективного судейства на Олимпиаде? Фамилия мужа не нравится? Тогда муж будет командовать в семье? Если что – развестись будет проще? А почему я должна брать его фамилию?
– Может, трудности с переоформлением тоже! Лень переоформлять! Времени вечно нет. Но вообще – со своей фамилией я многого достигла, меня знают, как Черкашину во всем мире. Было бы неправильно менять фамилию накануне Олимпиады. По отношению к болельщикам – в том числе.
– Но время для смены фамилии настанет?
– Не думаю. Мне нравится моя фамилия, и муж на меня по этой причине не обижается.
– В интернете один из наших пользователей видел объявление "Срочно ищу жену-гимнастку". Что думаешь об этом?
– Я думаю, это объявление написал смелый человек. Ведь такое заявление, должно быть, обидело многих девушек!
– Какой подарок для тебя – самый памятный и неожиданный?
– Честно, еще никому не говорила о нем. Однажды в детстве мама купила апельсин размером с арбуз. А мы не жили очень хорошо… И для меня это был подарок! Мы семьей его разделили. Помню его аромат, как мы с сестрой дрались за дольки. По ощущениям тогда для меня это было то же самое, что съездить на какие-нибудь Мальдивы! Что-то нереальное!
– Как ты относишься к поклонникам и поклонницам? Что интересное они делали для тебя?
– Радует, что поклонники есть, что многие из них – маленькие дети. Как удивляли поклонники? В Италии одна девочка нанесла цветную татуировку с моим изображением себе на спину. С подписью: “Никогда не закончишь!” Я была в шоке! Обычно татуировка значит многое для человека. А тут такое!
– У тебя есть татуировка?
– Одна. На безымянном пальце правой руки – имя мужа.
– А у Вити?
– Мое имя!
– Круто!
– Мы такие! Еще недавно поклонники подарили тарелку, внутри которой – рисунок. Не знаю, как им это удалось. Но видно, что делал ребенок! Есть еще японец Така, который ездит за мной постоянно. В смысле – на соревнования, в которых принимаю участие. На чемпионате мира в Монпелье в 2011 году, например, он был единственным человеком на трибуне с белорусским флагом! Был и на Олимпиаде, и на недавних соревнованиях в Италии!
– Любимый фильм?
– Нет такого. Выйдет фильм – понравится. Выйдет следующий – снова понравится. Сейчас ведь фильмы поставлены на поток, все – хорошие. Что не люблю, так это фэнтази. Помню, все читали “Гарри Поттера”, “Властелина колец”. Не могла себя заставить осилить их. Возвращаясь к фильмам, с удовольствием пересматриваю советские комедии “Операция “Ы”, “Брильянтовая рука”, “Любовь и голуби”.
– Самый авантюрный поступок в жизни?
– Для меня авантюра – это какое-то серьезное решение, меняющее жизнь. Таких решений у меня пока было три. Переезд из Бреста в Минск. Выход замуж! Почему нет? Все-таки будучи действующим спортсменом, решилась на такой шаг! Он сильно изменил мою жизнь. Ну и завела собаку!
– Вдогонку – забавная история, связанная с питомцем?
– Ой, мы с TUT.BY уже снимали сюжет о Чупе! Я там все рассказала! Обязательно посмотрите!
– Дети – когда и сколько?
– О детях пока не думаю. Думаю, со временем все придет само. Их будет столько, сколько надо. И они будут заниматься тем, чем захотят. Вовсе необязательно – спортом.
– Как ты думаешь, откуда мы произошли? Согласна ли с уже выведенными теориями и предложениями или, может быть, у тебя есть какая-то своя?
– Не придерживаюсь ни одной из теорий. Потому как если бы люди знали, как оно было на самом деле, может, сошли бы с ума! Я верю в Бога! И мне достаточно знать того, что мы есть, кто мой мама и кто моя мама.
– Имя оказало влияние на формирование твоего характера? Как часто в твоем сердце живет любовь?
– В детстве не осознавала влияния. Любаша и Любаша. Сейчас очень благодарна родителям за то, что они назвали меня Любой. Бывает, знакомишься с людьми, называешь свое имя, а в ответ слышишь: “Любовь? Жаль, что не моя!” Смешно! Все знают, что любовь – лучшее чувство на Земле. Что в человеке всегда живут вера, надежда и любовь. Любовь во мне жила всегда. Живет и сейчас.
– Вера и Надежда ходят рядом?
– У меня хорошая подруга – Надежда. Вера, с которой мы хорошо знакомы, выступали вместе, теперь живет в Америке.
– Как тебе больше нравится: Люба, Любаша, Любовь?
– Любаня, Любчик… Главное, чтобы не Любка! Мама никогда не принимала Олек, Валек, Петек. Говорила, что они – только на базаре. Зачем делать из имен просторечия? Вот и я не понимаю.
– Следишь за результатами белорусских спортсменов в других видах спорта?
– Да, кого-то критикую, за кого-то просто радуюсь. Думаю, каждый спортсмен должен быть в курсе основных событий, знать коллег к лицо. Чтобы не было такого, что летели в одном самолете, но не узнали друг друга.
– Есть ли то, во что долго не могла поверить?
– Есть. Олимпийская медаль. До сих пор не верю, что я выиграла “бронзу”. Я знаю, что она у меня есть, но не верю, что все, что происходит сейчас, происходит со мной!
По материалам TUT.BY