Ринат АХМЕТОВ: «Сейчас мы экономим»
Президент донецкого «Шахтера» рассказал о трансферных целях команды в зимнее межсезонье
Покидая детский дом «Барвинок», Ринат Ахметов, Игорь Крутой, Анатолий Заболотный, а также представители кировоградских властей ответили на вопросы журналистов.
- Вы рассказывали, что в прошлом году, побывав в Днепропетровске, выбрали Кировоград следующим городом. Есть уже задумки, куда святой Николай поедет в следующий раз?
Ринат Ахметов: - Кировоград и Кировоградская область – родина Игоря. В принципе, мы давно собирались сюда и должны были давно приехать. Где будем в следующем году, мы еще до конца не определились. Но мы обязательно будем там, где больше всего нужны.
Игорь Крутой: - Я хотел бы поблагодарить Рината Леонидовича за то, что он отнесся к моей малой родине так, как к своей. То, что мы сегодня здесь, - его инициатива. Я об этом, конечно, не заикался, хотя и мечтал, что когда-то появлюсь здесь, потому что в Кировограде я крайне редко бываю. И то, что сегодня здесь происходит, очень для меня трогательно.
- Ринат Леонидович, какие планы у вас на будущее по реализации этого проекта? Что уже сделано, о каких суммах идет речь? И зачем все это вам лично?
Ринат Ахметов: - 12 лет назад мы с Игорем приняли решение поехать в Донецке в детский дом. От увиденного тогда наша душа заболела. И вот 12 лет мы всегда рядом с детьми. Знаете, есть проблемы, сложности, препятствия. А сиротство – это беда. И эта беда без стука вошла в чей-то дом. Мы хотим, чтобы этой беды не было, чтобы дети воспитывались в семьях. Сейчас мы увидели: это талантливые, прекрасные ребята, но у них сложная судьба. И если посмотреть очень глубоко, мы все равно увидим страдания. Есть три причины сиротства. Первая – это когда родители попали в сложную жизненную ситуацию, отказались от ребенка, и в итоге он попал в интернат. Вторая причина – неблагополучная семья: родители алкоголики или наркоманы, и их лишают родительских прав. А третья – это биологическое сиротство: авиа- или автокатастрофа… То есть третья причина связана с высокой смертностью. В итоге, когда мы говорим о первой причине, здесь нужна профилактика. Мне кажется, что на месте интернатов мы должны создавать, может быть, центры для сохранения семьи, чтобы у ребенка были биологические родители. Мне кажется, это главное, и мы должны быть сфокусированы на профилактике. Ну и, конечно, если имела место вторая или третья ситуация, то мы должны для ребенка найти семью, чтобы дети чувствовали тепло родителей, дома. Сколько мы этим будем заниматься? Ровно столько, пока в нашей стране не будет детей-сирот. До тех пор, пока мы вместе с вами не приедем и не скажем, что сиротства в Украине нет. Мне кажется, тогда мы вместе сделаем большое дело.
Игорь Крутой: - Мне кажется, что семья, в которой мы были перед поездкой в интернат, - это такой идеальный вариант взаимоотношений. Не было ничего искусственного, наигранного. Просто два молодых 40-летних человека, которые хотят детям помочь, стремятся выучить их, сделать людьми и от этого получают удовольствие. Это идеальный вариант, к которому надо стремиться, если такая ситуация все же произошла. Чувствуется, что внутри этого дома витает колоссальная энергетика добра и душевного тепла этих двух людей, которые решились на воспитание шестерых детей. Думаю, что это идеальный вариант бесхитростных взаимоотношений - просто по велению души и сердца.
- Будет ли фонд обращать внимание на качество подготовки будущих родителей? Все-таки при наличии финансов можно решить проблему механически: купить дома, распределить детей…
Ринат Ахметов: - Мы же говорим о профилактике. Сегодня мы пришли, увидели прекрасных сотрудников, которые очень переживают. В интернате работают люди, они воспитывают детей. Мне говорят: а как же вы считаете, что дети должны воспитываться в семье, а поддерживаете интернаты? Мы поддерживаем не интернаты, а ребят. Но в интернате есть коллектив, который все делает для того, чтобы дети были счастливыми. И мне кажется, что мы должны в этом месте, которое называется интернатом, провести профилактику. Вот на чем мы должны быть сфокусированы: вернуть детям биологических родителей. Но это сделать непросто, это целый процесс. Мне кажется, что все сотрудники, которые работают в интернате, должны использовать свой положительный опыт для сохранения семьи. Для этого мы должны взять лучшую мировую практику и адаптировать ее в нашей стране.
Анатолий Заболотный: - Разрешите добавить. Очень хороший вопрос о качестве. В Днепропетровской области идет очень кропотливая работа с приемными родителями. Обучение, поддержка. Потому что там есть психологическое выгорание. Тоже проблема. Работают группы взаимопомощи. Работа каждого должна быть направлена на каждую семью. И должна иметь место адресная помощь. Те институты, которые сегодня существуют, могли бы переквалифицироваться для оказания такой помощи. И, повторюсь, подобный опыт есть в Днепропетровской области. Могут быть активно задействованы также общественные организации, потому что там люди гораздо лучше понимают ситуацию, прошли через это.
- Если можно, все-таки уточните бюджет этой акции?
Ринат Ахметов: Вы знаете, мы всегда объявляем один бюджет, а тратим больше. Говорим, что в следующем году выделим одну цифру, но по факту выделяем в 1,7-1,8 или 2 раза больше. Помню, мы объявляли о 15 миллионах гривен, а по факту - 30 миллионов. На сегодня нет точной цифры, но я знаю, что она будет не меньше, чем во все предыдущие годы. Этой проблемой мы будем заниматься всегда, пока не увидим в глазах каждого ребенка счастье. Будем бороться за то, чтобы дети воспитывались в тепле, в доме, в семье. И сколько надо будет инвестировать, столько и будем.
– Ринат Леонидович, «Шахтер» провел уникальный первый круг чемпионата. С чем связан этот прогресс?
– Точно не со мной. (Смех в зале.) Все, что плохое, – это со мной, все хорошее – с нашими сотрудниками: это тренеры, футболисты, массажисты и весь персонал, который был сфокусирован на результате.
– Наставник сборной Хорватии, сославшись на вас, сказал, что зимой «Шахтер» сделает три покупки на конкретные позиции. Вы уже готовы очертить круг кандидатов?
– У меня прекрасное отношение к наставнику сборной Хорватии. Мы говорили в общем, а что касается покупок, то мы друг друга неправильно поняли. Мы сейчас экономим. Хотим очень дорого продавать футболистов и никого не покупать, а чтобы к нам приходили воспитанники этого детского дома, давать дорогу молодым. Я прочитал, что мы уже, в принципе, полкоманды продали. Я еще этого, правда, не знаю. Что от нас уходят все ключевые игроки – я тоже об этом еще ничего не знаю. Но если нашими футболистами интересуются, это очень хорошо. Если год хороший, это тоже очень хорошо. Завтра будет жеребьевка, там слабых нет, все команды очень сильные. Но кто бы нам ни попался, мы должны отдать все свои силы и выйти в 1/4 Лиги чемпионов. Я не хочу перестраховываться. Многие тренеры, кроме Луческу, когда увидят результаты жеребьевки, начинают перестраховываться. Луческу – нет. И я себя к этому приучил. То есть в итоге мы говорим: кто бы нам ни попался, мы должны отдать все силы, чтобы выйти в 1/4 Лиги чемпионов. Мне кажется, это главное. А как получится… Будем надеяться, что получится. Я хочу поблагодарить каждого из вас – я знаю, что вы живете этой проблемой, которая сегодня привела нас в Кировоград. Философия нашего фонда состоит из нескольких частей: первое – самое главное – нужно иметь сердце, когда мы видим боль человека, мы не проходим мимо. Второе – нужно иметь глаза, чтобы видеть системные проблемы. Третье – мы должны иметь голову, чтобы понимать, как мы эти системные проблемы будем решать. Четвертое – нацеленность на результат, мы должны в руках иметь результат. А результат означает, что дети должны быть счастливы. Не видимость работы создавать, а получать результат! Пятое – мы всегда открыты к партнерству: кто неравнодушен к этой проблеме, тот должен быть нашим другом и партнером. По всей стране мы должны пройти и для каждого ребенка найти семью. Поэтому я вам тоже благодарен, потому что считаю, что вы наши партнеры, вы это освещаете, говорите об этом. Раньше к благотворительности знаете, как относились… И мы, и журналисты относились осторожно. Потому что раньше кому-то сделаешь добро - и стыдно об этом сказать, чтобы не говорили, что ты не добро сделал, а себя показываешь. И тогда у меня была философия такая: у благотворительности тихий голос. Раньше мы делали добро, но об этом не говорили. Но, к сожалению, проблему сиротства тихим голосом мы не решим. И об этом мы должны все говорить, кричать, объединяться – для каждого ребенка мы должны найти семью. Я уверен, что вместе мы победим.
– Кроме того, что фонд сам по себе занимается проблемой сиротства, я знаю, что мистер Луческу и футболисты «Шахтера» отдельно купили жилье для детского дома семейного типа. Есть ли у вас планы или конкретная программа, чтобы вовлечь все социальное население Украины в эту проблему? Потому что, если нас будет много, мы решим ее быстрее, чем один фонд будет биться с этим.
– Я говорю, что тихим голосом эту проблему мы не решим. Мы должны все говорить о том, что такая проблема есть. Она есть? Есть. Проблема онкологии есть? Есть. Проблема туберкулеза есть? Есть. Тихим голосом кто-то в одиночку их не решит. Нужно говорить, кричать, если надо. Давайте объединяться. Когда мы вместе – власть, бизнес, общество – со всех сторон нападем на эту проблему, я уверен, она испугается, уйдет в сторонку и больше никогда не появится. Что касается клуба, футболистов: самое главное, что они сделали это по зову сердца, а не потому, что я или кто-то их об этом попросил. Им в сердце постучалась чья-то беда, и они сказали: «Мимо этой беды мы не пройдем и сделаем все, что в наших силах, будем помогать». Главное, что они это делают. И за это им спасибо. И, может быть, именно поэтому и футболисты, и команда в этом году добились больших успехов. Кто-то же дал им эту энергетику, эти силы. Когда сил нет, а надо бежать, кто может дать энергию в самые трудные минуты? Только добрые дела и добрые поступки. Я благодарен своим футболистам, тренерскому штабу за то, что они мимо беды человека не проходят.
– Игорь Яковлевич назвал проекты, которыми вы занимаетесь, эталонными, идеальными. Мы сегодня увидели идеальный детский дом. И таких проектов вы подняли уже 30. Не было ли у вас задумок на другой вид социального творчества: взять отстающий, депрессивный поселок и точно так же создать из него эталон? Это было бы интересной площадкой, потому что Украине нужна свежая философия.
– В любом деле, за которое бы мы ни взялись, - футбол, бизнес, экономика, социальные проекты, – мы говорим о реформах. Это означает, что мы должны что-то поменять. А это болезненная дорога, болезненный путь. Кто-то к чему-то привык. Кто-то, образно говоря, привык вставать в 7 утра, кто-то – в 7:15, а кто-то - в 7:30. И в итоге мы должны сделать все к лучшему. Сегодня есть депрессивные регионы, и очень важно создать там рабочие места, чтобы люди имели достойную работу, получали достойную зарплату, достойно жили. И это тоже реформа. Это как раз то, над чем работает наш фонд «Эффективное управление». Допустим, возьмем какой-то сектор экономики, горно-металлургический комплекс и скажем, что в нем работают 100 тысяч людей. Если будет работать 50 тысяч, люди будут получать другую заработную плату. А куда пойдут остальные 50 тысяч? Для них нужно создать новые рабочие места. Если мы подойдем к этому системно и профессионально, мы должны создавать новые рабочие места, чтобы люди получили достойную работу, достойную зарплату, достойную жизнь, чтобы заработали другие сферы нашей экономики. И тогда мы говорим, что из этих 100 тысяч 50 мы переквалифицировали, а 50 тысяч будут получать совсем другую зарплату. Любой регион, который мы возьмем, – сложный. То есть кто-то из его жителей не имеет работы. Нужно подойти и сказать, что мы должны здесь развивать, чтобы люди занимались любимым делом и получали за это достойную зарплату. Мне кажется, мы должны перенять лучший европейский опыт и практику. Я убежден, что это будет в Украине. Но опять-таки в одиночку с этим никто не справится. Здесь должно быть взаимодействие власти, бизнеса и общества.
– По Верховной Раде скучаете?
– Я понял, что вы по мне скучаете. (Улыбается.) Как улица с двусторонним движением: вы говорите, что я скучаю, а вы по мне соскучились. Я самый большой прогульщик, больше, чем я, никто не прогулял. И вы приходили на работу и говорили: так, Рината нет, будем писать, будем его критиковать, ругать – уже хорошо. Сегодня я не скучаю. Кстати, ровно год назад в этот день в Днепропетровске я впервые сказал, что в новый парламент не пойду. Но если кто-то будет меня очень сильно критиковать из политиков... Потому что вы критикуете справедливо: ты должен ходить, а не ходишь - ты прогульщик. Как я могу обижаться, если это правда? Я сам об этом говорю. А когда многие политики меня по этому поводу критикуют, я сразу говорю: кто будет меня критиковать, я сразу выдвину свою кандидатуру по мажоритарному округу. Приду и скажу: молодой человек, не надо прятаться за партийный список, выходи - встретимся с тобой честно. Я скажу людям искренне, что в парламент ходить не буду, но все их проблемы решу, а он в парламенте будет спать, но ни одной проблемы не решит. За кого проголосует народ в честном бою, тот пускай и побеждает. Ни одного критического замечания не было в мой адрес, по большому счету, я их напугал. Если вдруг сильно буду скучать, вы узнаете первыми об этом. И если когда-нибудь, хотя, я думаю, вряд ли, захочу вернуться в парламент, обещаю, что буду ходить работать. Но не видимость создавать, а работать для других.
- К сожалению, сегодня день не совсем праздничный. Вчера в ДТП погиб Анатолий Заяев…
- Я сегодня рано утром об этом узнал. Как раз ехал в аэропорт, и мне об этом сообщили. Это был прекрасный человек, очень импульсивный, эмоциональный, профессионал своего дела. Именно Анатолий Заяев привел «Таврию» к исторической первой победе в чемпионате Украины. Поэтому я хочу принести соболезнования его семье. Что можно сказать в этот день? Это был светлый человек с футбольным сердцем. Он всю свою жизнь прослужил футболу.
Официальный сайт донецкого Шахтера
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Порту» серьезно рассматривает подписание Лунина
Подошел к завершению ЧМ-2024 U-17 среди женщин
Ага, выдвини свою кандидатуру где-то в Ивано-Франковской обл.
Насколько я понимаю, для тебя быть жополизом и тролем лучше.
Не вижу дальнейшего смысла общения с таким ограниченным недоразумением.
Если учесть что наибольшее количество потерь взрослого населения пришлось на Украину, Белоруссию и западную часть России то можно предположить что сирот в Украинской ССР было как минимум 100-150 тысяч.
Так что сирот почти как после войны...
2. Коломойский разбогател не тогда, когда Юля была премьером. Он входил в тройку самых богатых ещё при Кучме (вместе с Ахметовым и Пинчуком). Если запамятовали, то посмотрите рейтинг Форбс на тот момент.
3. Коломойский никогда не был политиком, депутатом, в отличии от Ахметова.
4. О клоунах, баскетболе и хоккее.
Коломойский с первого раза пробил для страны организацию ЧЕ-2015 по баскетболу, а сколько ваши пытаются провести ЧМ по хоккею в Украине? Уже было 4 или 5 неудачные попытки. Так и кто клоун???