Эдуард Малофеев: «Чтобы управлять «Хартсом» со скамейки нужно закончить курсы ВШТ, а я могу сам их читать»
Открытое сердце
Хорошо у Эдуарда Малофеева на даче: лес рядом, озеро... «А вот там дом Раинчика, — показывает куда–то вдаль Эдуард Васильевич. — Хорошее место, семье здесь нравится. Планирую баню построить, а веники уже сейчас начал вязать». Васильич шутит, улыбается, по всему видно — в прекрасном расположении духа пребывает. Уже на пороге нас встречают супруга Дина Антоновна, дочь Катя и домашние питомцы — пес Бонд и кошачья братия Эник и Муся. Кто из них любит хозяина больше, даже трудно предположить, ибо все чувствуют некую душевную доброту Эдуарда Васильевича и адекватно на нее реагируют. Знакомство с семейством сразу же перетекает в обстоятельную беседу.
Не успели зайти в дом, как наткнулись на своеобразную стену славы — медали, фотографии, кубки. Особенно приглянулась маленькая форма сборной СССР с номером 10 и надписью на спине «England–66». Во были времена, когда сборная Союза чихвостила самих итальянцев! Столько здесь всего, что невольно задумываешься: с чего бы начать беседу?
— Эдуард Васильевич, эта маечка дорога вам как память?
— Знаете, в «Хартсе» и в сборной Шотландии работает тренер вратарей Том Ритчи. Он рассказал, что в 1967–м ему было 13 лет, но он помнит, как я забивал гол шотландцам.
Помнят Эдуарда Малофеева на туманном Альбионе! Любят и уважают. Попасть под обаяние лучшего за всю историю белорусского тренера действительно легко. И не только потому, что человек он искренний и открытый, но еще плюс к этому и заслуженный, что, согласитесь, тоже важно, если исходить из простой истины, что хороший человек — не профессия. Великолепный игрок, бомбардир, самородок, тренер и игрок с большой буквы — он и сегодня востребован. Сегодня Малофеев строит всю тренировочную работу в шотландском «Хартсе» и нарадоваться там на него не могут. Грех было упустить возможность и не расспросить Эдуарда Васильевича о его делах во время кратковременного визита домой.
— Все никак не могу дождаться рабочей визы, в Великобритании без нее никуда, — начал разговор Малофеев. — Тренировать команду тренирую, а игрой руководить не могу: на скамейке запасных находиться не имею права. Приходилось сидеть на трибуне. Но тем не менее я очень счастлив. Без футбола у меня сильно душа болела... Для меня очень важно на первых этапах становления команды находиться на скамейке, рядом. Ведь если игрок совершает ошибку, то я никак не могу на него повлиять. Да и постоянно надо команду подгонять. А с трибуны не докричаться.
— Так в Шотландии все равно по–русски вряд ли понимают...
— А я язык–то английский знаю. Еще в 1990–х готовился к работе за границей, пришлось выучить. Хотя сейчас, конечно, уже многое и забыл. Но все равно необходимые слова помню: вперед, назад, удар, шире, ближе... Что еще необходимо? Будет время — подучу.
— А что можете сказать в целом о футбольном хозяйстве Шотландии?
— Условия замечательные. В том же «Хартсе» четыре тренировочных поля: три с естественным газоном, одно с искусственным. Большая футбольная академия. А какая столовая! Ну просто загляденье. Там вообще все время думают об игроках. Пришел на тренировку, а в раздевалке все уже готово: майки, шорты, бутсы, полотенца. Ко второму занятию опять все лежит чистенькое. Очень удобно, когда не думаешь о бытовых проблемах: приехал, потренировался и налегке уехал. Зато в Шотландии у команд нет базы, негде даже просто прилечь отдохнуть.
— А где же игроки собираются перед матчами?
— В гостинице. За день до матча заселяемся. Это может быть как в городе, так и за его пределами.
— Кстати, вы сами за рулем ездите? Неужели не было проблем с привыканием к левостороннему движению?
— Ну я довольно опытный водитель. Сразу сел и поехал...
Услыхав эти слова мужа, Дина Антоновна не могла промолчать: — Ой, ладно, — сел и поехал. Ты же говорил, что сначала правой рукой передачи переключал.
— Это было первые 300 — 400 метров (смеется).
— Как вы справляетесь один в
далекой Шотландии? Кто вам готовит, кто убирает? И каковы вообще жилищные условия?
— У меня шикарная трехкомнатная квартира в самом центре Эдинбурга. А готовлю сам...
Д.А.: Ну–ну, готовит... Помню, позвонил мне и спрашивает: «Динуля, сколько надо сосиски варить? 15 минут уже кипят, может, готовы?» Вот так он там и готовит...
Э.В.: Но бекон–то я уже научился жарить.
— А чем в свободное время занимаетесь?
— А у меня его практически нет. Если все же найду часок–другой, то предпочитаю просто проехать на машине или погулять по Эдинбургу.
— Менталитет шотландских футболистов сильно отличается от нашего?
— Не сказал бы. Здесь все зависит от тренера, от дисциплины. Хороший наставник должен уметь настроить ребят на игру, заинтересовать их. Если правильно выстроить процесс, то никогда не возникнет проблем ни с составом, ни с мотивацией. Так было в минском «Динамо» образца 1982 года. Сейчас только и разговоров, что Прокопенко и Пудышев любили гульнуть. Да, но как они относились к тренировкам, мало кто знает. Они любили футбол. Никогда не жалели себя, выкладываясь на 100 процентов. А сейчас многие футболисты заключат выгодный контракт и перестают играть. Начинаешь делать замечания — возникают проблемы. Вон в самарских «Крыльях Советов» дошло до того, что игрок с тренером подрались... Я лидеров всегда вижу. С футболистами надо по–дружески, но и знать меру необходимо. А то сядут на шею. Как в Литве, например, когда я «Каунас» тренировал. Кричу молодому футболисту во время тренировки, чтобы увеличил темп. А он не реагирует, слушает партнера, который рекомендует парню на меня вообще внимания не обращать. Я один раз вроде как не обратил внимания, второй. А потом организовал собрание. И попросил двух–трех футболистов подыскать себе другой клуб. Мне ржавчина в команде не нужна.
— Ходят слухи, что вы в Шотландии игроков на тренировках буквально загоняли, большие нагрузки им даете...
— Смотря что считать большими нагрузками. Как–то дал им упражнение — один игрок садится на плечи другому и бегают. А мне говорят, что так нельзя. Даже кувырки нельзя делать. Я говорю: вы детьми были? На плечах носили друг друга? Так почему сейчас нельзя? Оказывается, можно.
Д.А.: Эдик знает толк в тренировках. Он даже для всех возрастов в «Хартсе» написал тренировочный план на время подготовительного периода, соревновательного. Я помню, как в 1978 году на предматчевую разминку Эдика приходило по 10 тысяч зрителей.
— Хотелось бы поговорить о вашей семье...
Д.А.: А что говорить, он все равно правду не скажет, придумает, что скучает.
Э.В.: Вот видите, как сидел дома без работы — так плохо было, а сейчас уже и поскучать нельзя.
Д.А.: Конечно, когда ты не работал, мы думали, что застрелимся (смеется). Эдик не может без любимого дела. Он без работы начинает нас дома тренировать (смеется).
— А почему не переедете всей семьей в Шотландию?
Д.А.: Я уже привыкла в Беларуси...
Катя: Здесь очень хорошо, люди все добрые, отзывчивые. Я лично из Минска ни ногой.
— Эдуард Васильевич, а юбку шотландскую успели купить?
— Еще нет. Но обязательно куплю и юбку, и волынку...
— Эдуард Васильевич, вы в начале разговора обмолвились о получении международной лицензии PRO...
— Она необходима для работы в «Хартсе», выдают ее в московской Высшей школе тренеров (ВШТ). Правда, возникли проблемы. Никита Симонян, второе лицо в Российском футбольном союзе, сказал, что не может меня внести в список на получение лицензии, так как уже начались занятия. Ты, говорит, Эдик, такой правильный, потом переживать будешь, если на уступки тебе пойдем. А я могу сам эти курсы читать, я заслуженный тренер СССР! Чему меня там научат? Пришлось ехать к президенту РФС Виталию Мутко, он урегулировал вопрос. Пойду на курсы в ноябре. Пишу сейчас выпускную работу, если можно так назвать: «Тенденции развития мирового футбола». Очень интересно. Я уже 4 недели в Минске, только этим и занимаюсь. Это труд по обобщению опыта всех мировых специалистов. Может, кто–то потом будет изучать для самообразования. Ведь мы именно так и учились. Я что–то новое узнавал у Бескова, Якушина, Лобановского. Все через общение.
— Как вам старт национальной сборной?
— Неплохо. Я желаю только успехов Юре Пунтусу. Мне очень хочется, чтобы сборная все–таки добилась необходимых результатов. Ведь тогда и я смогу сказать, что причастен в какой–то степени к успеху.
— Вы как никто другой знаете, когда нужно подпустить молодого футболиста к играм за национальную сборную. Скажите, процесс омоложения в сборной Беларуси начат вовремя?
— А почему нет? Я понимаю, что многие негодуют по поводу отсутствия Гуренко и Лаврика. Да, действительно, они сильные игроки. Но эти ребята не добились результата при Вергеенко, при Боровском, при мне и Байдачном, значит, нужно давать дорогу молодым.
Дмитрий ТКАЧЕВ, «Советская Белоруссия».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Клаудио Раньери заявил, что у украинца все хорошо
Артем Шулянский не может уехать из Украины