Саво МИЛОШЕВИЧ: «В Сербии футбол популярнее, чем в России»
Директор сборных Сербии о «Партизане» и развитии футбола в своей стране
Милошевич не мог не приехать на матч, в котором встречались два особенных для него клуба. «Партизан» дал Саво путевку в футбольную жизнь, из 15‑летнего пацана воспитав звезду мирового уровня. Родному клубу Милошевич отплатил сполна – половина нынешней базы «Партизана» построена на деньги от трансфера Саво в «Астон Виллу». С «Рубином» Милошевич стал чемпионом России, забив «золотой» гол на предпоследней минуте своей 17‑летней игроцкой карьеры.
– Очень счастлив, что снова в Казани, что можно встретиться с приятелями, – Саво не скрывает приподнятого настроения.
– Главный тренер «Рубина» признался, что завидует своему коллеге Владимиру Вермезовичу, поскольку «Партизан» – очень молодая команда. Причем 18–20‑летняя молодежь, как на подбор, – настоящие таланты! Это действительно так?
– Девять игроков основного состава в возрасте от 17 лет до 21 года – из школы «Партизана», – Саво говорит уже как директор сборных Сербской ассоциации футбола. – Из девяти трое – игроки национальной сборной Сербии. У «Партизана» одна из лучших школ в Европе. По количеству игроков, выступающих в сборных своей страны разных возрастов, – вторая на континенте после школы «Аякса».
Саво рассказывает, что просмотр кандидатов в школу «Партизана» идет с 8 лет, в 9 ребята уже тренируются в клубе и находятся под пристальным вниманием селекционеров.
Сравниваю с «Рубином», ведущим отбор мальчиков с 6 лет. К 11 годам лучшие проходят два селекционных отбора и поступают в клубный интернат. Но такой россыпи воспитанников в основном составе казанского клуба пока нет. Почему?
– «Партизан» не может покупать дорогущих иностранцев, как, например, российские клубы, поэтому у нас играют свои воспитанники, – объясняет Милошевич. – У клуба сильные селекционеры, в школу собирают талантливых мальчишек не только из Сербии, но также из Черногории, Боснии, Македонии. У нас много талантливых ребят!
– А детские тренеры? В «Рубине» сделали ставку на испанцев – в каждом возрасте именно испанский специалист является главным тренером, а помогает ему россиянин. В «Партизане» тоже работают иностранцы?
– Путь «Рубина» тоже неплох. В «Партизане» тоже есть испанцы, но не тренеры, а инструкторы. Даже в сборной Сербии есть испанские инструкторы. Испанская и сербская школы футбола очень похожи. Да, талантов много, но далеко не все из них заиграют на профессиональном уровне. Сейчас «Партизан» выстраивает пирамиду таким образом, чтобы как можно больше талантливых ребят могли добраться до ее вершины.
– У «Рубина» есть и пирамида, и даже три фарм-клуба, включая молодежную команду, но в основном составе мало кто появляется.
– Повторюсь, у «Рубина» есть деньги на готовых иностранцев, поэтому талантливый ребенок не может пробиться в состав. В сербских клубах тоже есть по нескольку иностранцев. Но только те, кто может подать пример мальчишкам и служить образцом в футбольном и человеческом плане, являются для молодежи идеалом. А если в команде 15 легионеров, то все размыто, нет для детей идеалов. Пусть будет не пятнадцать, а три-четыре, но суперсильных игрока, которые и в человеческом плане очень хорошие.
– Какой лимит легионеров в чемпионате Сербии?
– Четыре иностранца. В прошлом сезоне было пять, через год или два планируем сократить до трех.
В СЕРБИИ МОЛОДЕЖЬ ИГРАЕТ ЗА 1000 ЕВРО В МЕСЯЦ
– Еще о деньгах. Сербия в состоянии взять в клуб таких высокооплачиваемых футболистов, каких берет Россия?
– Максимальный трансфер, который может позволить себе сербский клуб, – 500 тысяч евро. Максимальная зарплата игрока – 250–300 тысяч евро в год.
– Какова сумма контракта молодого сербского футболиста?
– Зарплата – не более одной-полутора тысяч евро в месяц. Максимум – 15 тысяч евро в год.
– А сколько зарабатывает детский тренер школы «Партизана»?
– Максимум – 2 тысячи евро в месяц. На эти деньги в Сербии тренер может нормально жить, содержать семью, чувствовать себя комфортно. Кроме того, у тренеров есть стимул: если воспитанник пробьется в основную команду или будет удачно продан, наставник получит бонусы.
– Кто из молодежи «Партизана» может уехать в ближайшее время за границу?
– Зимой вряд ли кто-то уедет. А вот по окончании сезона все может быть. За 18‑летнего Лазара Марковича некоторые европейские клубы уже дают от 8 до 12 млн евро. Пользуется спросом 17‑летний Нинкович. Он лучше Марковича. Митрович, ему тоже 18, позже пришел в основную команду, но и к нему есть интерес со стороны иностранных клубов. Марко Щепович был травмирован, но восстановился, и сейчас, на мой взгляд, он лучший центральный нападающий в Сербии.
– То есть «Партизан», продав того же Марковича, обеспечит себя деньгами на сезон? Полагаю, клуб очень хорошо зарабатывает! Быть может, в «Партизане» следуют вашему рецепту и 90% прибыли пускают на школу?
– Нет, на школу идет примерно 2 млн евро в год – 20% бюджета клуба. Мне кажется, «Партизану» надо больше вкладывать в школу.
Российские агенты ищут игроков подороже
– Играя в Казани, вы интересовались, как устроен интернат, как готовится смена?
– Да, говорил и с Бердыевым, и с Лоло Павичевичем. Мне все понравилось, но в чем смысл школы, если она не дает основной команде одного-двух игроков каждый год?
– Менталитет молодого российского футболиста отличается от сербского коллеги-ровесника?
– По качеству, таланту и игре российская и сербская молодежь очень похожа. А вот по отношению к футболу… В Сербии футбол популярнее, чем в России. Молодые футболисты, на мой взгляд, целеустремленнее россиян, с большим профессионализмом относятся к делу.
– У вас столько талантов! Наверняка российские скауты контактируют с вами, чтобы получить талантливую молодежь.
– Нет, контактов мало. Цены на нашу молодежь – 3–5 млн, а российские агенты ищут игроков за 10–15 млн.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Даниэль захотел реванша, Александр согласился