На днях Национальный олимпийский комитет Украины вручал Наталии Добрынской специальную награду «Гордость Украины». В Стамбуле на зимнем чемпионате мира она побила мировой рекорд в пятиборье, который был установлен россиянкой Ириной Беловой еще в Берлине-1992. Радость победы тогда вместе со спортсменкой разделили ее родители, которые, кстати, впервые поехали вместе с дочерью на такой крупный старт. На вопрос корреспондента «СЭ»: не из-за набивших ли оскомину проблем с финансированием не смог присутствовать на стадионе в Стамбуле супруг и тренер Дмитрий Поляков, Наташа ответила: «Дело не в деньгах, я бы не хотела это обсуждать». 25 марта, через две недели после этого, стало известно, что сердце близкого человека, под руководством которого спортсменка добилась своих самых ярких побед, остановилось. Только родные знали, что уже долгое время он боролся с серьезным онкологическим заболеванием.
К своей третьей в карьере Олимпиаде Наталья Добрынская подошла в хорошей форме. Но, к сожалению, не все в этом мире решают законы физики. В интервью «СЭ» олимпийская чемпионка Пекина рассказала о том, как принимала решение о досрочном прекращении борьбы на Играх-2012, объяснила, почему после Лондона украинские легкоатлеты решили выступить с вотумом недоверия в адрес руководства, призналась, что не ожидала такой реакции от Валерия Борзова, и поделилась своим мнением относительно того, какой человек должен стоять у руля Федерации легкой атлетики Украины.
- Вам вручили награду «Гордость Украины». Но на самом деле вполне могли бы учредить и специальную премию за умение держать удар, настолько мужественно вы перенесли неудачу на Олимпиаде в Лондоне. Скажите, чего вам стоило прийти после соревнований в студию одного из украинских телеканалов и улыбаться?
- Видите, вы понимаете, что для этого нужно иметь силу воли. Но были и другие люди, которые говорили: так ужасно выступила и еще улыбается.
- К сожалению, в случае с украинскими спортсменами мы действительно чаще видим противоположную картину, в отличие от иностранцев, для которых в порядке вещей не делать трагедию из своего поражения на Олимпиаде. Наташа, вы человек западного толка или просто очень сильная?
- Я такая, какая есть, никогда ни на кого не равняюсь. И на лице у меня именно то, что я чувствую в данный момент.
- Неудачно завершилась эта Олимпиада и еще для одной нашей прославленной спортсменки - Ирины Мерлени. Свою улыбку после поражения в схватке за третье место бронзовая медалистка Пекина и олимпийская чемпионка Афин объяснила тем, что она сделала все, что могла. Вам тоже не в чем себя упрекнуть?
- Именно так! Мы с Ирой опытные спортсменки, знаем, что такое победа, и что такое поражение. Это не конец света, а, в первую очередь, важный урок в жизни. Я тоже сделала все, что могла, на Олимпиаде в Лондоне. Да, что-то не получилось, но я все проанализировала и поняла в чем дело. У меня впереди еще много соревнований, и, надеюсь, побед. Я уверена в себе и своих силах.
- Предыдущий мировой рекорд россиянки Ирины Черновой продержался 20 лет? Сколько, как думаете, продержатся ваши 5013?
- Хотелось бы, чтобы вечно. (Смеется). Или пока я сама свой же рекорд не побью.
- Эти цифры наверняка теперь стали для вас счастливыми, не задумывались над их возможным применением в жизни: скажем, в виде номерных знаков на автомобиле или же последних цифр телефонного номера?
- Нет, потому что это стало бы своего рода ограничителем. Разве что после окончания карьеры, а я пока из спорта уходить не собираюсь. Более того, намерена приумножить эту сумму!
- Ваши коллеги по сборной рассказывали, что вы в боевом настроении ехали утром второго соревновательного дня в семиборье на Олимпийский стадион в Лондоне. Окончательно смирились с ситуацией только после неудачи в прыжках в длину, или, может быть, поняли, что шансов у вас мало, раньше, когда, скажем, показали скромный по своим же меркам результат в толкании ядра?
- Только после «длины». Сначала было два заступа, но это было еще не так страшно, как третья попытка, которая у меня не получилась. Я так побежала, что если бы оттолкнулась не с той ноги, то опять заступила бы. Поперла на все двести процентов своих сил, это был взрыв эмоций. После такого результата смысла бороться дальше уже не было, да я и чувствовала, что это не нужно. Вообще проблема была скорее в психологии, потому что физическое состояние у меня было очень даже хорошее.
- На форму, говорите, было грех жаловаться. Тогда не могли бы вы сравнить ваше состояние на Олимпиаде и на зимнем чемпионате мира в Стамбуле, где вы и установили мировой рекорд - 5013?
- Когда ты сконцентрирован, тебя не отвлекают никакие проблемы и заботы, тогда все получается.
- Наташа, мы все знаем, что этот год был для вас очень тяжелым. Вы не раз в своих интервью рассказывали, как супруг-тренер находил для вас нужные слова во время самых сложных моментов на соревнованиях. Как думаете, что бы он сказал вам после неудачи на Олимпиаде в Лондоне?
- Я знаю только одно: если бы он был жив, все было бы по-другому…
- Если вы и дальше намерены реализовывать свои возможности в большом спорте, то под чьим руководством будете это делать?
- Сейчас я хочу немного отдохнуть, а уже потом буду принимать решение.
- Вы уже на трибунах досматривали соревнования в семиборье на Олимпиаде. Наверняка зная потенциальные возможности всех спортсменок, прикидывали, какой может получиться тройка призеров. Насколько в итоге она совпала с вашими ожиданиями?
- Явным лидером была Джессика Эннис. А еще у шести спортсменок были приблизительно одинаковые шансы на медаль, поэтому многое зависело от того, кто сможет «зарубиться» и проявить характер на 800-метровке.
- Только ли характер? Ведь судьба медалей потом решалась уже за пределами беговой дорожки?
- Если вы о ситуации с Лили Шварцкопф и Людмилой Йосипенко, то у нас в многоборье нет таких жестких правил относительно пересечения линии. Мы иногда на чемпионатах мира стартуем или с одной линии, или даже по два человека на одной дорожке. И тогда, понятное дело, заступов не избежать, причем заступают все. Все-таки многоборье - это не спринт. Не надо было такой шум поднимать, но если уж заварили кашу, то нужно было выяснять все до конца. Но исход мог быть только таким.
- Александр Апайчев - главный тренер украинской сборной, комментируя произошедшее по горячим следам, сказал, что «таким образом пытаются нагнуть страны бывшего Союза». Президент НОК Сергей Бубка во время своего интервью, уже через несколько дней после скандала, даже сам показывал на асфальте нашему журналисту, как спортсменка заносила ногу над линией, но на нее так и не стала, и соответственно не нарушила правила. Что скажете вы?
- Это правда, что судейство зачастую было предвзятым и английских спортсменов едва ли не за уши пытались вытащить на пьедестал на домашней Олимпиаде. Это несправедливо и нечестно. Что касается попытки нас нагнуть, то не знаю. Судите сами, если подали протест Россия и Украина, но в итоге все-таки осталась права Германия. Я сама видеозапись того забега не просматривала, но слышала, что потом говорили, будто бы это была уже нога какой-то другой спортсменки. Если честно, все это выглядело уже смешно.
- Джессика Эннис пропустила из-за травмы прошлую Олимпиаду в Пекине? Как думаете, он могла уже тогда, четыре года назад, вмешаться в спор за награды или даже составить вам конкуренцию в борьбе за золото?
- Любая спортсменка могла вмешаться, и та же Каролина Клюфт. Но она предпочла защите титула в семиборье выйти в сектор для прыжков. Я никогда не смотрю на других, Нужно заниматься своим делом, реализовывать свои возможности. Остальное не имеет значения.
- Медали на этой Олимпиаде вы не завоевали, но, по мнению одного из российских интернет-изданий, все-таки попали в перечень главных героинь Лондона. Знаете по какому критерию?
- Даже не догадываюсь.
- Вас назвали одной из самых сексуальных спортсменок Игр-2012?
- Ничего себе! (Смеется). Приятно ли? Даже не знаю! Как-то непривычно о себе такое слышать!
- После Пекина вы участвовали в танцевальном шоу на одном из украинских телеканалов. Не думали о том, чтобы продолжить традицию и после Лондона?
- Я бы с удовольствием поучаствовала в проекте «Последний герой». Но когда узнала о нем, кастинг уже закончился. Так что сейчас я открыта для предложений. (Улыбается).
- Наталья Добрынская - в качестве кандидата в депутаты Верховной Рады - это какой проект?
- Боюсь, что проигрышный. Я буду участвовать в выборах по мажоритарным спискам в одиннадцатом округе в Виннице. Но добиться успеха будет сложно, потому что мои конкуренты вкладывают большие деньги в свою предвыборную кампанию, у меня таких средств нет. А помощь и поддержку, которую мне обещали, я не получаю.
- Три олимпийские медали - это для украинской легкой атлетики много или мало - как считаете?
- Хотелось бы больше, и наши спортсмены могли бы выступить лучше в Лондоне.
- Если бы не те проблемы с финансированием, тренировочными базами и экипировкой, которые вы вместе со своими коллегами озвучили уже после возвращения из Лондона?
- А как вы думаете, если двумстам людям приходится тренироваться на одном стадионе! Если нет собственной базы в горах, и на сборы перед соревнованиями приходится ездить за границу! А в каких условиях ребята жили на базе «Святошин» перед вылетом в Лондон. Конечно же, все это влияет на результат. Приходится думать, как заработать деньги на коммерческих стартах, чтобы потом их же вложить в свою подготовку. А потом мы узнаем, какие суммы на самом деле выделялись на сборную. Конечно, это невыносимо и невозможно терпеть.
- А вы не пробовали, прежде чем придать огласке все перечисленные выше проблемы, обратиться с ними к Сергею Бубке?
- Сергей Назарович - президент НОК. Понятное дело, что он за то, чтобы у спортсменов были хорошие условия для подготовки. Но решение тех вопросов, которые мы подняли, не в его компетенции.
- А на какую реакцию вы рассчитывали, выражая вотум недоверия руководству сборной и Федерации легкой атлетики Украины?
- Мы были готовы ко всему, потому что когда раскрываются такие факты, и когда авторитетные люди в открытую высказывают очень острые мнения, может случиться, что угодно. На мой взгляд, реакция со стороны федерации могла бы быть не такой жесткой, и конфликт можно было бы разрешить в более спокойной обстановке. Сейчас нас называют кучкой спортсменов, которые рубятся за колбасу. Это неприятно, и раз так, мы будем идти до конца и добиваться того, чтобы наши легкоатлеты получали то, что им положено и приносили столько медалей, сколько они могут. Чтобы никто не мешал работать, а, наоборот, была помощь со стороны руководства. Мы мыслим глобально и выступили не для того, чтобы забрать у кого-то кресло, наша цель - защитить интересы легкой атлетики. Ведь посмотрите: у нас молодых спортсменов практически нет. В июле прошел юниорский чемпионат мира - ни одной медали. И если сейчас наш вид спорта еще можно как-то реанимировать, то упустим совсем немного времени - и все придется отстраивать заново. Потеряем десять - пятнадцать лет.
- Одним из аргументов Валерия Борзова в защиту жесткой линии главного тренера Александра Апайчева было то, что он навел порядок в сборной Украины. Дескать, в нашу легкую атлетику «пришла молодая поросль и решила, что будет пить, курить и что-то еще». Вам ясна суть его претензий?
- Я вообще не понимаю, как президент федерации может говорить о таких вещах. Меня такое отношение просто изумило. Зачем переходить на личности или на качества людей и говорить о том, что не подтверждено фактами. Я в этом вижу только пустые слова, которые унижают спортсменов.
- Высказывалось мнение, что весь этот шум специально был поднят накануне отчетно-выборной конференции ФЛАУ и что это якобы такая предвыборная кампания банкира Андрея Онистрата. А вы как считаете, кто сейчас нужнее нашей легкой атлетике: человек с деньгами, но без титулов, или же все-таки признанный авторитет в мире спорта, но не располагающий финансовыми средствами?
- Федерации нужен хороший менеджер. Андрей Онистрат - человек не бедный, согласна, но, в первую очередь, он отличный организатор. Знает, как привлечь деньги в легкую атлетику, как построить систему, которая будет работать на благо. А помочь ему смогут сами спортсмены. К тому же он сам легкоатлет, пробежал восемь марафонов. За шестнадцать лет у нас не было ни одного спонсора. Точнее, может, они и были, но мы их никогда не видели. А ведь легкая атлетика - Королева спорта, во всем мире на стадионах во время соревнований яблоку негде упасть. А у нас на чемпионаты приходит пару десятков человек. А ведь выступают титулованные атлеты. Где афиши, где реклама? Неужели нельзя это организовать? Меня чаще узнают на улицах и просят автографы за границей, чем дома в Украине. Для меня это на самом деле далеко не самое главное. Просто хочется, чтобы легкая атлетика была популярной и в нашей стране, и чтобы люди были здоровее.
Анна САВЧИК