Юрий Билоног: "Мой оптимальный вес — 140 килограммов"
Олимпийский чемпион Юрий Билоног в детстве работал пастухом
Олимпийский чемпион по толканию ядра Юрий Билоног, 32 года, на встречу приехал на своей ”Сузуки” серебристого цвета. Пригласил в салон. Предупредил, что времени у него немного: спешит на сборы легкоатлетической сборной, которая сегодня начнет борьбу на чемпионате Европы в шведском Гетеборге.
К континентальному первенству готовы?
— Да. Рассчитываю быть среди призеров. Хотя обещать ничего не буду: все зависит от того, как ляжет карта. У спортсменов как у остальных людей: встанешь не с той ноги, и все коту под хвост. Или как в бильярде: то все шары забиваешь в лузу, то ни одной.
В Украине у вас конкурентов нет — это хорошо или плохо?
— Плохо, если тебя никто не поджимает. Не вечный же. На чемпионат Украины я просто не обращаю внимания — очень слабый уровень. Когда я поднимался, были Богач, Вирастюк, покойник Клименко. Хочется, чтобы молодежь подтянулась ко мне. Уйдет Билоног, и будут другие соревноваться в песочнице чемпионата Украины. Кто кого лопаткой пересыплет.
Что помогло победить на Олимпиаде?
— Концентрация. Вне сектора занимался тем, что не утомляет. Даже прогулка может утомить. Пытаюсь меньше встречаться с соперниками, отгородиться от внешнего мира. Только с друзьями общаюсь во время соревнований. Играем в шахматы, преферанс — не на деньги, на интерес. В Афинах даже не гулял. Жара, да и не в том я возрасте, чтобы рот разевать, увидев Акрополь.
Какой у вас режим питания?
— Его нет, ем все, чтобы поддерживать свой оптимальный вес — 140 килограммов. Но перед соревнованиями организм требует сладкого — шоколада, мороженого.
А как с выпивкой?
— Пиво очень люблю. Не датское или немецкое — там сплошные газы, а наше, ”Черниговское”.
Сколько часов в день тренируетесь?
— Шесть. Начинаю утро с бега, занимаюсь со штангой и только потом уже с ядром. Люблю игровые виды спорта, баскетбол по большей части. Футболом не занимаюсь: во-первых, вид спорта травматический, во-вторых, боюсь своими ”граблями” кому-то на ногу наступить.
Изменилась ли ваша жизнь после олимпийской победы?
— Стал более популярным, на улицах Киева и Одессы узнают. Недавно ездил к приятелю в больницу. Захожу в лифт вместе с двумя ребятами. ”Можно познакомиться с олимпийским чемпионом?” — спрашивают. ”Без проблем”, — отвечаю.
Олимпийским чемпионам обещали квартиры в Киеве...
— Только обещали. Чиновник, который дает слово, должен его соблюсти. Бывший мэр Киева Омельченко при всем народе заявил: кто вернется из Афин чемпионом, получит киевскую прописку. А тут ты приезжаешь, а Омельченко говорит: прости, ты не так понял. Когда говорил, имел в виду, что киевляне, которые привезут медаль, станут обладателями квартиры. А ты — одессит.
Вдругие страны не звали?
— В 1993 году немцы предлагали, через два года — американцы. Но подумал и решил: вырос я в Украине, и здесь же останутся мои кости.
Вы — обеспеченный человек?
— На то, чтобы прокормить семью, хватает. Международная федерация платит премиальные спортсменам, которые на чемпионате мира вошли в восьмерку лучших. Чемпиону — 60 тысяч долларов, тому, кто стал восьмым, — семь тысяч.
Почему в украинской легкой атлетике становится меньше ”звезд”?
— Потому что отечественная федерация не развивается, работает как в советские времена, ждет помощь от государства. Дадите деньги — проведем соревнование, не дадите — не проведем. Это архаичный подход, деньги нужно зарабатывать самим.
Другая проблема — отсутствие тренеров. Скажем, на весь Киев — только один тренер по толканию молота.
Роль тренера для вас важна?
— Для меня наличие тренера уже больше психологический фактор. Перед тренером заставляю себя на сто процентов выкладываться на тренировках. А для молодых наставник нужен обязательно — и технику поставить, и нужные физические нагрузки дать.
Как вы относитесь к проблеме допинга?
— Считаю, что Всемирная антидопинговая организация (ВАДА) недорабатывает. Болит голова, пьешь аспирин — это уже допинг. ВАДА постоянно требует от спортсменов сообщать, где они находятся. Нонсенс. Раз в три месяца я посылаю им отчет. И вынужден вспоминать, где был 10-го числа, а где — 15-го. Представители ВАДА в любой момент могут приехать и проверить на допинг. А если меня в этот момент на месте нет, яна дачу уехал порыбачить?
Помните свои первые шаги в спорте?
— До мелочей. Родился в городе Билопилля на Сумщине. В 1983-ом к нам, третьеклассникам, пожаловал тренер местной легкоатлетической ДЮСШ. Спросил, кто хочет пойти в секцию. Все подняли руки. Пришел на первое занятие. Тренер говорит, что бегун из меня не выйдет. Дал шар и предложил толкнуть его. Я уже в детстве крепкий был и высокий. Имел два прозвища — Пузырь и Телебашня. Сейчас товарищи по сборной Ногой зовут.
Зарабатывать на жизнь рано начали?
— Со школьных лет. На лето ехал к бабушке в село, пас коров. Получал 3 гривни 15 копеек в день. На велосипед сам заработал, а за хорошую работу мне еще и коня в колхозе подарили.
1974, 9 марта — родился в городе Билопилля Сумской области |
Роман Шахрай, газета по-украински
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Популярный турнир с участием лучших сборных
Мастерство врачей не позволило спортсмену потерять подвижность