Денис Меньшов: "Оскар Перейро Сио - не фигура в борьбе за чемпионство. Сами же видели, что от него осталось после гор и разделки"
Интервью с лидером Рабобанк, выигрывавшем один из этапов нынешнего Тур де Франс
В завершившемся в минувшее воскресенье 93-м по счету "Тур де Франс" наш победитель прошлогодней "Вуэльты" армеец Денис Меньшов занял в итоговом зачете 6-е место. После церемонии награждения на Елисейских Полях корреспондент "СЭ" позвонил Меньшову в парижскую гостиницу.
- Денис, скажите сразу: ваш результат - повод для сочувствия или для поздравлений?
- Видимо, мой успех в испанской супермногодневке сыграл со мной злую шутку - с тех пор в каждой гонке от меня ждут только побед (смеется). А если серьезно, то я, конечно же, доволен тем, как завершился для меня этот "Тур". Два года назад я вообще не финишировал, в 2005-м едва удержался в сотне (85-е место. - Р.А.), а теперь вот попал в десятку. Как видите, тенденция положительная.
- Однако в 2003 году вы стали на "Большой петле" 11-м и даже привезли домой белую майку лучшего молодого гонщика. Тогда "СЭ" посоветовал вам не затягивать с выигрышем майки желтой, а вы скромно отвели себе на достижение этой цели лет 5-6. Сейчас нет ощущения, что срок можно и сократить?
- Наверное, нет. Я сторонник постепенного решения задач и не люблю форсировать события.
- Тем не менее на старт "Тура"-2006 в Страсбуре вы выходили в качестве одного из его фаворитов. В первые две недели вы только прибавляли, красиво выиграли тяжелый горный этап в Пиренеях. Что же произошло потом?
- Кажется, О`Генри писал про один час полной жизни, вместивший в себя войну, любовь, богатство и бедность. Так вот, завершившийся "Тур де Франс" и стал для меня такими тремя неделями полной жизни. Сначала меня вознесли до небес, провозгласив чуть ли не преемником Армстронга, а затем перевели в разряд главных неудачников. Я не согласен ни с той, ни с другой характеристикой. Еще раз повторю: эту гонку я могу записать себе в актив. Да и моя команда "Рабобанк" показала отличный результат: четыре победы на этапах, майка горного короля, 6-е место ее капитана в личном зачете и 3-е - в общекомандном. Да, наверное, я мог бы выступить и лучше, но не сложилось.
- Вы действительно простудились в день отдыха?
- К сожалению, подхватил где-то простуду. Слышите, до сих пор покашливаю и хриплю. Видимо, болезнь тоже дала о себе знать под занавес "Тура".
- В ваши планы все-таки входил его выигрыш?
- Первая часть французской супермногодневки показала, что это вполне реально. Я был "при ноге", да и все остальные ребята находились в хорошей форме. Так что помимо горной майки мы могли претендовать и на желтую с зеленой.
- Расскажите о том, как работала команда, о ваших грегари.
- По сравнению с "Вуэльтой"-2005 "Рабобанк" здорово прибавил. Никаких претензий никому предъявить не могу: все просто блестяще выполняли задания на каждый этап. Самых добрых слов заслуживает Михаэль Боогерд, который провел всю гонку без единого срыва. Чемпион Голландии четко реагировал на все мои просьбы и, если я говорил: "Бооги, вперед!" - тут же грамотно занимал место в голове пелотона, а когда отзывал его назад помочь мне, был тут как тут. Да и Расмуссен "подвозил" меня на финиш альпийского этапа, когда я стал отставать от Клодена и Перейро Сио.
- Тем не менее ваше руководство не намерено усилить команду к следующему сезону и "Большой петле"-2007 более агрессивными горными гонщиками?
- Боссы "Рабобанка" уже занимаются этим вопросом, есть даже конкретные кандидатуры, но пока я не имею права называть фамилии.
- Я не случайно заговорил об усилении команды. Некоторые авторитетные специалисты, с которыми мне довелось побеседовать, считают, что "Рабобанк" в горах избрал слишком оборонительную тактику. Не жалеете о том, что вам, может быть, не хватило смелости и вы не повели пелотон за собой, не организовывали атаки, не догоняли уходящих в отрыв?
- Абсолютно ни о чем не жалею. Я убежден, что в тех обстоятельствах, в которых мы оказались перед Альпами, - имею в виду прежде всего свою болезнь, - у нас не было иного варианта, кроме как действовать "вторым номером". Мы сознательно отдали инициативу "Фонаку" и "Т-Мобиле", в составах которых были более опытные бойцы Андреас Клоден и Флойд Лэндис. Один раз я попытался убежать, но сил не хватило. Тогда и понял, что не стоит себя "убивать" на одном этапе, лучше сохранить то, что имею.
- А неужели не было желания броситься вдогонку за Перейро Сио, когда он ушел в отрыв на равнинном этапе перед днем отдыха? Ведь это же недопустимо - позволять гонщику средней руки "привозить" каравану и желтой майке полчаса!
- Знаете, есть неписаное правило: караван на "Туре" ведет команда гонщика, лидирующего в данный момент в общем зачете. На том этапе желтая майка была у "Фонака", вот Флойд Лэндис и К° и должны были организовывать погоню. Это их задача - контролировать гонку. И если они самоустранились от ее решения, то остальные тем более не горели желанием "убиваться" перед самыми тяжелыми этапами. К тому же все понимали, что Оскар Перейро Сио - не фигура в борьбе за чемпионство. Сами же видели, что от него осталось после гор и разделки.
- Получается, что Лэндис с партнерами подарили бывшему фонаковцу место на пьедестале в Париже, а вы даже не возражали против этого?
- Конечно, мы все виноваты в этом. Никто не ожидал, что Оскар не "сдуется" в горах, будет и там цепляться за свое лидерство.
- И все-таки я не могу понять, почему какой-то Перейро Сио отважился поставить все на карту и отчасти сорвал банк, а вы не рискнули сделать это?
- Все подвиги были запланированы на третью неделю гонки, однако моя простуда помешала совершить их. Между прочим, интересная у нас с вами беседа получается: вы считаете мои упущенные на этом "Туре" шансы, я перечисляю свои удачи...
- Но ведь обидно же. Вы вполне могли стать первым после Петра Угрюмова в 1994 году россиянином, поднявшимся на пьедестал почета "Тур де Франс"!
- Не хватало мне еще забивать себе голову статистикой во время гонки. Это же дело журналистов и болельщиков подсчитывать, кто в каком году сколько раз приезжал первым-вторым. Моя же задача - гоняться. Цель выиграть "Большую петлю" я не отменял. Будем считать, что ее достижение просто немного откладывается.
- Но уже упоминавшиеся мною специалисты убеждены в том, что более реальной возможности стать победителем "Тура" у вас уже не будет. Через год на старт выйдут сверхмотивированные Иван Бассо и Александр Винокуров. Возможно, Ян Ульрих найдет себе команду, которая поможет ему осуществить свою мечту - завершить спортивную карьеру двукратным чемпионом "Большой петли". Да и "маленький принц", как окрестили французские журналисты Дамьяна Кунего, войдет в силу...
- Не уверен, что через год Ульрих, Бассо и Винокуров будут столь же сильны, как сейчас. А вот я наверняка еще прибавлю. Так что на "Туре"-2007 у нас будут равные шансы. И потом, я скептически отношусь к тому, когда кого-то заранее записывают в фавориты. Вот Джорджа Хинкэйпи и Ярослава Поповича называли новыми надеждами "Дискавери Чэннел", однако у подопечных Йохана Брюнеля гонка не заладилась. Потому что быть фаворитом на бумаге - это одно, а на шоссе - совсем другое. Что же касается Кунего, то он вроде бы заявил о своем намерении пропустить следующий "Тур". Хотя, конечно, за год все может измениться. Между прочим, Кунего в 2004-м выиграл "Джиро" и был первым в рейтинге, а потом два года не показывал ничего даже близкого к этим результатам. Поэтому не будем спешить.
- Интересно, как воспринял пелотон известие о снятии всех фаворитов буквально за сутки до старта этого "Тура"?
- Мы были в шоке. В том числе и потому, что лишились привычных ориентиров. Пришлось срочно пересматривать всю систему ценностей.
- А лично вам не стало тяжелее психологически? Ведь в отсутствие Ульриха и Бассо именно на вас легло бремя лидерства.
- Нет, не стало. Я вообще не ощущал себя фаворитом до тех пор, пока пресса не стала писать об этом. Другое дело, что снятие Ульриха, Винокурова, Бассо, Манчебо и других сильных конкурентов заставило срочно корректировать тактику на "Тур", причем весьма существенно. С другой стороны, я сразу понял, что ехать будет чуть легче. Оставшись без лидеров, караван в первое время выглядел каким-то растерянным, желтая майка то и дело переходила от одного к другому. Я не торопился примерять ее, понимая, что главное - приехать в ней в Париж, а не покрасоваться пару-тройку дней в горах. Если бы не проблемы со здоровьем, точно бы провел альпийские этапы сильнее.
- Мне доводилось слышать мнение, что, мол, Меньшов неправильно построил предтуровую подготовку: слишком щадил себя, не выполнил необходимый объем силовой работы. Вы согласны с этим?
- Сейчас, по горячим следам, трудно сказать что-либо конкретное. Вот осмотрит меня врач, сделает какие-то выводы, и многое прояснится. Хотя, полагаю, если бы не моя простуда, об ошибочной подготовке Меньшова вряд ли бы говорили (смеется).
- Вы намерены в этом году отстаивать свой титул чемпиона "Вуэльты"?
- Сейчас, если честно, я чувствую себя чудовищно опустошенным после этих трех каторжных недель и безумно рад, что они уже позади. Так что пока не уверен, что вообще выйду на старт испанской супермногодневки. Все будет зависеть от того, успею ли я восстановиться и решат ли боссы "Рабобанка" сделать на меня ставку в Испании. Предвосхищая ваш вопрос о моем участии в чемпионате мира, тоже скажу: не знаю. Как минимум неделю не хочу ничего слышать о велосипедах и гонках. Ну а сейчас, извините, мне пора собираться на традиционный банкет по случаю завершения "Тур де Франс".
Ровшан АСКЕРОВ, газета Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер убежден, что бой в декабре точно состоится
Состояние Сергея Олизаренко оценивается, как тяжелое