Артем Удачин: "Особенно я люблю шашлык"
Наша страна всегда славилась своими богатырями
Которые ковали олимпийское "золото" и славу стране на тяжелоатлетических помостах всего мира. Наверное, навсегда в историю вошел Леонид Жаботинский, да и имена уже наших современников на слуху в спортивных кулуарах. В Мариуполе ныне живет 26-летний тяжелоатлет Артем Удачин - наша олимпийская надежда на Пекин-2008. В этом году он после двухлетнего перерыва, связанного с весьма сомнительной дисквалификацией из-за применения допинга, вновь вышел на помост. В Украине он начал с убедительной победы на Кубке страны, а на международной арене планировал показать максимальный результат на чемпионате Европы в Польше, который прошел в мае. Мариупольский спортсмен был настроен на победу, однако проявить себя в полной мере помешала травма - надрыв мышцы ноги. В итоге Артем довольствовался на польском помосте малой "бронзой", подняв в рывке 198 кг. Сейчас наш земляк, которому принадлежит мировой рекорд среди юниоров, готовится к чемпионату миру, который стартует 8 октября в Доминиканской республике.
- Артем, уже прошел месяц после того, как ты травмировался на чемпионате Европы в Польше. Несколько слов о твоем самочувствии.
- Уже немного отошел, пришел в себя, тренируюсь процентов на 70 процентов от своего максимума, поскольку с тренером еще опасаемся, чтобы эта беда вновь не повторилась.
- Скажи честно, не было неприятного ощущения, что вновь надолго придется расстаться со спортом?
- Да нет, я не из пугливых. Было досадно от того, что в Польше не смог показать все, на что был способен. Больше всего я переживал именно по этому поводу.
- Как думаешь, что стало причиной травмы?
- Скорее всего, я просто остыл. Около 17 минут после последнего подхода на разминке я сидел и ждал выхода на помост. Прошло слишком много времени, да и в зале было прохладно. Пауза возникла из-за того, что многие атлеты не поднимали те веса, которые они заказывали. Я никак не мог дождаться своего выхода. Да, я мог подойти и еще раз размяться, но меня могли вызвать безо всякого предупреждения, и я должен был быть готовым выйти на помост в любой момент.
- Какие у тебя остались общие впечатления от чемпионата Европы, ведь ты впервые вышел на международный помост после перерыва. Было ли волнение?
- Волнение было, потому что прошло много времени. Два с половиной года я не соревновался. Конкуренты за этот период не изменились, они показывали не самые высокие результаты. Все эти веса я поднимал. Как заметил мой тренер Виталий Шведов, у всех, кто выступал в моей весовой категории, я выигрывал уже выигрывал.
- Спустя два года ты можешь сказать, что все-таки случилось, когда тебя обвинили в допинге? Это был подлог или справедливое решение?
- До сих пор я не знаю, что же стало причиной того, что у меня обнаружили допинг. Могло быть что угодно, вплоть до того, что запрещенный препарат мне могли подсыпать. Все-таки нечистых на руку соперников у меня много. Докопаться до истины уже нереально.
- Среди твоих конкурентов за этот период новых соперников не появилось?
- Нет, новых людей в нашей весовой категории не добавилось. Есть пару молодых ребят, но в основном я соперничаю с теми же тяжелоатлетами, что и два года назад.
- Какой сейчас у них уровень?
- Результаты у них немного слабее, чем в 2002 году. Третье место на чемпионате Европы в этом году гарантировал вес 432 кг, а на чемпионате мира и Европы в 2002 и 2003 годах, чтобы достичь такого же результата, необходимо было поднять примерно 440 кг.
- Можешь посоветовать другим спортсменам, что нужно делать, чтобы с ними не случались допинговые скандалы? Или от этого никто не застрахован?
- От этого никто не застрахован. Из десяти человек, выступающих на чемпионатах мира и Европы в моей весовой категории свыше 105 кг, восемь уже были дисквалифицированы в разное время. То есть там, за пределами помоста побывал практически каждый.
- Насколько тяжело тебе было психологически тогда заходить в зал?
- Первое время было действительно очень тяжело, но работать было нужно, а потому все эти два с половиной года я напряженно тренировался. Словами то состояние не передать. Это знает только тот, кто прошел через подобное. Когда смотришь телевизор и знаешь, что ты там должен быть, что там подняли меньше, чем я поднимал... Это очень тяжело.
- Честно скажи: посещали мысли оставить тяжелую атлетику?
- Посещали. Но помогли спонсоры, тренеры. Если бы от меня отвернулись "Азовсталь" и "ИСД", я вынужден был бы завершить спортивную карьеру. Не из-за того, что я хочу или не хочу. Просто не было бы такой возможности.
- На протяжении двух с половиной лет тебе помогали только эти организации?
- Я благодарен им, что они от меня не отвернулись. Это касается как спортклубов "ИСД" и "Азовсталь", которые помогают и финансово, и с инвентарем, так и тех организаций, цвета которых я защищаю - ФСО "Динамо", ШВСМ, в которой отличный докторат. Именно он мне помог восстановиться после травмы. И, конечно же, помогла моральная поддержка моего наставника Виталия Шведова и второго тренера Виктора Романчука.
- Если у тебя выпадает редкий выходной, как его проводишь?
- Летом стараюсь ездить на море с друзьями в Бакаи. Это десять минут езды на машине от города. Провожу там время с пользой для тренировок, поднимая функциональную систему организма, ведь плавание оно рекомендовано тяжелоатлетам.
- С какими мыслями ты идешь на тренировку?
- Зависит от настроения, главное, если пришел в зал, то необходимо выполнять свою работу как можно качественнее независимо от настроения. Я знаю, что на тренировках меня ждет колоссальная работа, если ничего не делать, то и ничего и не придет.
- Что можешь сказать своим соперникам? Нужно ли им бояться Артема Удачина?
- Бояться не надо никого, потому, что если бояться нет смысла выходить на помост. Мы не боимся друг друга - мы все друзья. Все знакомы, прекрасно общаемся, когда приезжаем соревнования, как минимум раз в полгода на чемпионатах Европы и мира. Тем более, что человек восемь в категории свыше 105 кг - это все выходцы из бывшего Советского Союза, общаемся с ними на одном языке. Наш соперник - это, скорее всего, штанга.
- Расскажи о своих родителях? В честь кого они тебя назвали?
- Меня назвали в честь прадеда, говорят, он был страшной силы человек - выдергивал аллейку берез одной рукой. Думаю, это что-то нереальное. Мои родители бывшие спортсмены: папа тяжелой атлетикой занимался, мама - мастер спорта по гимнастике. Когда я делал первые шаги в тяжелой атлетике, они меня только поддерживали, за это я им благодарен.
- Ты объездил много стран, в какой еще не был и хотел бы побывать?
- В Европе был во многих странах, был в Америке и Австралии. Хотел бы побывать в Таиланде. Говорят, очень интересная страна. Если дай Бог все нормально будет, то после чемпионата мира, который пройдет в октябре в Доминиканской республике, отпуск проведу в Таиланд. За свою жизнь я еще ни разу не ездил отдыхать за границу.
- Что предпочитаешь в еде?
- Тяжелоатлетам полезна белковая пища - яйца, творог, мясо. Ну а особенно я люблю шашлык, после тренировки на обед грамм триста шашлыка с бульоном я съедаю. Хотя сейчас себе поставил задачу похудеть и уже сбросил 17 кг. Набрал перед чемпионатом Европы некачественный вес. Сейчас вешу 135 кг, а 152 было на сборах перед чемпионатом Европы.
- Какие предпочитаешь автомобили?
- Нравятся джипы. Привлекают большие машины. Иногда для меня проблема сесть в маленькую машину - не могу поместиться, а если еще со мной поедут много друзей. Бывает такое, что в мою "Волгу" не все из них могут поместиться.
- Ты не женат и являешься завидным женихом?
- Пока нет времени. Я и сам уже хочу, чтобы у меня была своя семья, ребенок, но пока на первом плане тренировки. Спорт в данный момент это смысл моей жизни.
- Напоследок, что пожелаешь Артему Удачину?
- Наверное, преодолеть самого себя, все эти физические нагрузки. Пожелать, чтобы не было травм, хорошо провести подготовку и успешно выступить на чемпионате мира.
Сергей КОСЕВИК, Газета Спорт-Арена
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Ольга Харлан была вынуждена сделать заявление
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика