Адам ОЛЬКОВИЧ: «После Евро будет другая Польша»
Шеф польского оргкомитета Евро-2012 о подготовке к чемпионату Европы
Адам Олькович – неисправимый оптимист и большой патриот своей страны. Может показаться, что таким его обязывает быть кресло, в котором сидит у всех на виду. Но когда начинаешь разговаривать с Ольковичем, понимаешь: патриотизм не показной, а без оптимизма в Польше жить так же трудно, как и в Украине. Поэтому, несмотря на то, что оснований для скептицизма у директора оргкомитета по подготовке Евро-2012 за прошедшие четыре года было более чем достаточно, он никогда не сомневался, что и в Украине, и в Польше все будет сделано вовремя, и в июне 2012 года ему не придется стыдливо опускать глаза при встрече с Мишелем Платини. О подготовке к Евро шеф польского оргкомитета рассказал в интервью «Урядовому курьеру».
– Господин Олькович, что, на ваш взгляд, оказалось самым трудным в подготовке к Евро-2012?
– Скажу откровенно – самый тяжелый момент мы еще не пережили. Хотя, конечно, были свои проблемы. Я бы выделил три важнейших. Первая – политическая погода. Со времени принятия решения исполкомом УЕФА (18 апреля 2007 года – прим.ред.) у нас четыре раза менялся состав правительства. Это не могло не повлиять на ход подготовки, ведь после изменения каждого состава должно пройти определенное время, прежде чем новый заработает.
Второй фактор – климат. Последние две зимы выдались суровыми, невозможно было работать на открытом воздухе – температура понизилась до -15...-20 градусов, выпало много снега. Поэтому строители потеряли месяц-полтора. Погода стала одной из причин того, что не все объекты мы сдали в срок.
И третий аспект – далеко не все верили в успех, в то, что мы все сделаем вовремя и найдем на это деньги.
Но все эти факторы, к счастью, не оказались решающими. Преодолев почти все трудности, сегодня мы уже на финишной прямой. Она будет короткой, но символической – покажем Европе и миру, что 14 финальный турнир начнется 8 июня в 18:00 по варшавскому времени.
Для нас это был хороший опыт. Никто раньше ни в Украине, ни в Польше не проводил мероприятие такого масштаба. Поэтому нам приходилось быстро учиться.
– Каков общий объем инвестиций и какова их структура: на что выделил средства Евросоюз, на что – польское правительство?
– Мы получили финансирование ЕС на строительство дорог, автобанов, железных дорог, аэропортов, взлетных полос. На другие проекты выделялись средства из бюджетов разных уровней. Всего Евросоюз выделил 80 млрд злотых (20 млрд евро) на проекты Евро-2012.
– Дает ли возможность статус вашего комитета контролировать расходы этих денег?
– Польский парламент принял специальный закон «О подготовке к Евро-2012». В нем определены структура комитета, его ответственность и задачи. Кроме того, существует контрольная палата, контролирующая правительство, министерства и ведомства и все госструктуры. Функционирует и специальный Организационный комитет во главе с премьер-министром. На уровне воеводств созданы оргкомитеты, которые возглавляют маршалки воеводств (местные губернаторы – прим.ред.).
Оргкомитеты вроде нашего существуют во всех городах, принимающих чемпионат, их возглавляют мэры. Кроме них работают комитеты, созданные на общественных началах в городах и селах.
Теперь – о самих проектах. В Польше есть план развития 3000 км новых автобанов и скоростных дорог. Мы понимаем, что реализовать его полностью к Евро-2012 не успеем, но основную часть сделаем. За четыре прошедших года мы уже построили более 1500 км. Это революция для Польши!
Что касается железных дорог. Продолжается их модернизация, чтобы скорость поездов соответствовала евростандартам – 160 км/ч и выше. Похожая ситуация с полной модернизацией шести аэропортов в Польше. Новые терминалы, взлетные полосы, стоянки для самолетов. У нас, как и у вас в Украине, мы хотели доказать УЕФА, что Евро-2012 можно проводить в шести городах, но согласились на четыре.
В Польше подготовку к континентальному первенству координирует министр спорта и туризма. А исполнительным органом является общество с ограниченной ответственностью (наш, польский эксперимент), созданное министерством спорта и туризма. Но это не правительственная структура.
– Общество с ограниченной ответственностью, которое выполняет функции исполнительного органа, – не коммерческая структура?
– Нет, оно не имеет права получать прибыль. Так записано в его уставе. Общество получает деньги от польского правительства.
– Как вы уже упомянули, стадионы не вошли в перечень инвестиционных проектов ЕС. Кто финансировал их реконструкцию и строительство?
– Стадионы финансировались за счет бюджета. Правительство определило стандартную стоимость места на трибунах – 3000 евро. Например, если планируется стадион на 4000 мест, то он будет стоить 12 млн евро. Конечно, инфляция повлияла на подорожание, и в результате ни один стадион не вписался в смету. Особенно варшавский.
– Какие объекты в Польше сейчас отстают от графика и почему?
– Лучше этот вопрос задать представителям власти. Если в общих чертах – будет построен менее дорог. Основная проблема возникла с завершением работ на Национальном стадионе в Варшаве. Мы планировали еще в сентябре прошлого провести там первый официальный матч, но торжественное открытие состоялось лишь в конце января.
Еще такой нюанс – в тендерах на строительство дорог принимали участие фирмы со всего мира. А потом некоторые из них, реально оценив свои силы, отказались. И нам пришлось проводить новый тендер, чтобы продолжать работу.
– Была в связи с этим ускорена процедура проведения тендеров?
– У нас ее сократили с 90 до 30 дней. Но это не задерживало процесс подготовки инвестиций. Большой проблемой для инвесторов оказалось другое – слишком сложно стать собственником земли. Практически вся земля - в астной собственности. Даже при социализме 96% земель были в частных руках. Вы можете представить, как строить дорогу длиной 1500 км, если на одном километре – 20 землевладельцев. Было крайне сложно, но мы справились с этой проблемой – построили современные дороги и стадионы. Кстати, я считаю, что польские и украинские стадионы сейчас можно смело называть одними из самых современных в Европе.
– На какие доходы рассчитывает Польша во время проведения финального турнира? Например, Португалия после проведения европейского чемпионата в 2004 году получила 92 млн евро, Швейцария 2008-го – 414 млн.
– Вопрос на самом деле гораздо сложнее. Во-первых, те 20 миллиардов европомощи, о которых я говорил в начале нашей беседы, способствуют тому, чтобы сократить разрыв с развитыми европейскими странами. Благодаря этому Польша приобрела современные дороги и аэропорты. Если сегодня Гданьский аэропорт обслуживает 1 миллион пассажиров, то благодаря инвестициям будет обслуживать 2 миллиона. Это разве не прибыль?
Я вам больше скажу: международные эксперты считают, что благодаря проведению европейского первенства польская экономика ускорит свое развитие на 3-5 лет. Ведь на дворе кризис! Поэтому мы просто используем свой шанс.
Трудно говорить о точных цифрах, но я убежден, что мы уже выиграли. И Польша после завершения чемпионата будет другой страной. Тогда нам всем будет легче жить.
– Вашего коллега Маркияна Лубкивскому некоторые обвиняют в том, что из 16 команд только три изъявили желание разместиться в Украине. Как вы это прокомментируете?
– Не надо его упрекать ни в чем. Украина подготовила 17 весьма хороших баз. Но окончательное решение, где будет жить сборная, принимает только Федерация футбола этой страны.
– Возможно, решающую роль сыграла цена вопроса?
– Я думаю, об этом нужно спросить, например, англичан или немцев. Но, на мой взгляд, это не так важно. Главное – 16 матчей пройдут на территории Украины, 15 – в Польше.
– Главный тренер польской сборной Францишек Смуда признался, что когда возглавил сборную, то чувствовал себя, как Томаш Адамек в бою против Кличко. А как вы оцениваете шансы польской сборной?
– Сравнение с боксерским рингом – довольно нестандартное. Покажите мне героя, который бы выиграл у Кличко! Перед Францишеком Смудой поставлена задача – выход из группы. Сам он говорил, что если этого не произойдет, уйдет в отставку. Но мы ждем не отставки, а интересной игры! С кем бы мы могли встретиться в четвертьфинале? С Германией? Мы уже 17 раз играли с ней. Последний раз это было 6 сентября прошлого года на новом стадионе в Гданьске. До последней минуты поляки вели 2:1, но матч закончился со счетом 2:2. Известный английский футболист Гари Линекер сказал: «Футбол – это странная игра. Все в нее играют, а, в конце концов, выигрывают немцы» (смеется). Я не против, чтобы в восемнадцатый раз наша сборная встретилась с ними. И наконец, прервала эту серию без побед. До старта чемпионата у нас еще четыре товарищеские встречи.
Пришло время создавать полякам новую легенду. Ведь мы завоевали олимпийское золото-72 и олимпийское серебро-76. В 1974 году на чемпионате мира по футболу заняли третье место, к тому же в последнем матче с Бразилией выиграли 1:0. У вас тоже были громкие победы. Я желаю команде Олега Блохина успеха в такой тяжелой группе.
Кстати, у нас в Польше есть категория болельщиков, которых я назвал супероптимистами. Они говорят: мы не против славянского финала Украина – Польша в Киеве.
– Органы власти во время подготовки к Евро постоянно находятся под прицелом СМИ и под ее критиком. Такое происходит и в Украине, и в Польше. Как вы на это реагируете?
– Реакция на критику может быть разной. Но прежде хочу сказать, что она все-таки нужна. Нет человека, который бы не допускал ошибок. Это нормально. Но выводы из критики следует делать правильно. Многое зависит и от того, насколько она конструктивна, ведь она может не быть таковой.
У нас, например, что бы ни делала Федерация футбола, все воспринимается в штыки. Мы постоянно подвергаемся критике. Конечно, не слишком приятно, но мы с этим живем. К тому же, часто она бывает безосновательна, эмоциональная. Для многих в Польше, кстати, это дежурная тема – критиковать национальную федерацию. Впрочем, мы хотим показать, что у нас все прозрачно и открыто. Даже если и возникают скандалы, после которых подвергают критике, то виноват прежде всего человек, а не собственно структура.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Жена главного тренера киевского Динамо приоткрыла занавес семейной жизни
Пилот Ред Булла завоевал очередной титул