Семен АЛЬТМАН: «В Таврии будут играть сильнейшие»
В спорте должна быть здоровая конкуренция, а не отбор по национальному принципу
Сейчас к «Таврии» приковано особое внимание. И не только из-за того, что перед симферопольцами стоит задача пробиться в еврокубковую зону, но и потому, что команду возглавляет один из самых авторитетных украинских специалистов – Семен Альтман.
Поэтому в паузе между сборами «Команда» не могла не позвонить Семену Иосифовичу, чтобы поговорить о становлении коллектива и о дальнейших планах крымчан.
– Семен Иосифович, довольны ли вы работой, проделанной на первом турецком сборе?
– Все прошло нормально. Нам были созданы прекрасные условия для полноценной подготовки, начиная с питания и заканчивая качеством футбольных полей. Мы работали в двухразовом режиме и, помимо этого, провели пять контрольных поединков. И даже погода, которая иногда капризничала, не стала для нас препятствием.
– В спаррингах «Таврия» много мячей забила в результате контратак. К тому же принято считать, что Семен Альтман является сторонником оборонительной тактики. Вы по-прежнему придерживаетесь этой методики?
– Мы стремимся к гармонии игры. Современный футбол требует проявления быстроты во всех его компонентах. «Таврия» старается играть в скоростной футбол, используя быстрые контратаки. Мы отрабатываем ту модель ведения игры (при этом учитывая подбор наших исполнителей), которую выработали еще в прошлом году, и стараемся ее совершенствовать.
– Многие тренеры, когда возобновляется чемпионат, любят говорить, что нас ждет весенний футбол. Вы считаете так же?
– В каком плане?
– В Украине пока не все поля соответствуют погодным условиям, которые бывают в марте, поэтому где-то придется месить грязь, и все наработанное на сборах может пойти прахом...
– Трудно согласиться, потому что у нас все поля оборудованы подогревом. Я могу вспомнить несколько игр в прошлых чемпионатах, которые проходили на некачественном газоне. В частности, «Львов» – «Металлист» и «Заря» – «Волынь». Есть ведь регламент соревнований, где предусмотрено, на каком поле можно выступать, а на каком – нет.
И вообще, что значит «весенний» или «осенний» футбол? Наш вид спорта уже давно стал круглогодичным. На сборах команды постепенно входят в игровой ритм, который необходим в официальных поединках.
– Инфраструктура в нашей стране улучшается с каждым годом. Как вы считаете, в будущем нужна будет пауза в первенстве длиною в два с половиной месяца?
– Мы ведь еще зависим от погодных условий. Но, думаю, доживем до тех времен, когда чемпионат станет практически непрерывным. Конечно, можно выработать определенную программу, позволяющую так составить календарь, чтобы зимняя пауза была короче, как, к примеру, в Германии, где погода не сильно отличается от украинских реалий. Но, чтобы много не мечтать, пока нужно работать в тех условиях, какие у нас есть, и при существующем регламенте готовиться к официальным матчам.
– Вы как-то корректировали зимнюю подготовку, учитывая, что весной в чемпионате предстоит провести всего 10 поединков?
– Мы забираемся в дебри по теории методики физического воспитания. Есть физиологические основы спортивной тренировки, есть рекомендации по данным вопросам, в конце концов, накопленный опыт проведения межсезонной работы у нас в стране и за рубежом – вот это все и используется для подготовки к официальным матчам. Два с лишним месяца соревновательного периода – не такая уж и короткая дистанция. А форсирование подготовки чревато негативными последствиями. Тем более что футбол ведь не индивидуальный вид спорта, поэтому рассчитать пик формы не так просто. В футболе спортивная форма должна быть фундаментальной, чтобы удерживать хорошее состояние игрока длительное время. Также нужно учитывать подготовку во время соревновательного периода и ритмичность календаря.
– Перед «Таврией» стоит задача пробиться в еврокубки, но решать ее, наверное, тяжело, когда коллектив находится только в процессе становления.
– Как бы то ни было, но стремиться нужно к максимальным целям. Я уже не раз подчеркивал: чтобы выступать в Европе, надо быть к этому готовым во всех компонентах футбольного хозяйства. На данном этапе мы поставили задачу пробиться в еврокубковую зону и ни в коем случае не собираемся где-то притормаживать. Но в то же время и форсировать эти события тоже не имеет смысла. Подобные цели поставили перед собой как минимум 12 команд Премьер-лиги из 16-ти. Важный момент в развитии клуба состоит в том, чтобы в Симферополе была команда, которая всегда могла бы бороться за самые высокие места.
– Если проанализировать состав, выходивший во время спаррингов в Турции, то можно предположить, что вырисовывается «основа». Так ли это?
– Нельзя сказать, что был один и тот же состав, но определенные наработки, конечно, существуют. Тактические моменты, отрабатывающиеся во время тренировочного процесса, переносятся на контрольные поединки, которые и существуют для того, чтобы все опробовать. Исходя из состояния того или иного футболиста, нагрузка распределяется дифференцированно на всех исполнителей. А потом тренерский штаб делает определенные выводы.
– Будучи тренером сборной Украины, вы выступали за ужесточение лимита на легионеров. А что вы скажите сейчас, когда «Таврию» в основном пополняют иностранцы?
– Действительно, тогда я был за лимит. Но в то же время ратовал, чтобы в обязательном порядке во всех клубах Премьер-лиги были предусмотрены регламентом соревнований детско-юношеские академии наподобие тех, что созданы в «Динамо» и «Шахтере». Потому что одним лимитом решить задачу качественного молодого пополнения нельзя. Сегодня я клубный тренер и смотрю на эту проблему с другой стороны. Могу сказать, что если украинский футболист будет сильнее легионера, то в первую очередь предпочтение отдам отечественному исполнителю. Сейчас у «Таврии» такое направление, что приобретая иностранного игрока, мы должны быть уверены в том, что он не только усилит коллектив, но и будет адаптирован к нашему чемпионату. Также мы пополняем состав молодыми легионерами, у котрых есть перспектива для профессионального роста.
В спорте должна быть здоровая конкуренция, а не отбор по национальному принципу. Поэтому в «Таврии» будут выступать сильнейшие. К тому же нынче купить украинского футболиста очень сложно и дорого. Намного проще приобрести молодого игрока из африканской или какой-нибудь другой страны, и по уровню мастерства он не будет уступать доморощенному исполнителю. С этим нужно считаться, поскольку соотношение «цена—качество» должно быть адекватным. Сегодня мы работаем над созданием клубной академии вместе с вице-президентом «Таврии» Дмитрием Селюком и в будущем придем к тому, что в составе крымчан подавляющее большинство футболистов будет иметь украинский паспорт.
– Вы известны как тренер, который все просчитывает до мелочей. Уже планировали, сколько нужно набрать очков, чтобы попасть в еврокубки?
– Я просчитываю до мелочей вопросы, которые связаны с подготовкой команды. А что касается подсчета очков, то здесь все очень сложно, поскольку футбол непредсказуем. Многое, если не все, будет зависеть от очных дуэлей с конкурентами в борьбе за места в Лиге Европы. Но повторюсь, что главной нашей целью является создание боеспособного коллектива.
– Кстати, в первом весеннем туре вам как раз и предстоит встретиться с одним из главных конкурентов – донецким «Металлургом»…
– Следим ли мы за донетчанами? Безусловно. Они находились вместе с нами на сборе, мы просматривали их спарринги – так же, как и они наши. Интересуемся, какие изменения у них произошли не только по исполнителям, но и в качестве игры.
– Сколько новых футболистов стали полноправными игроками «Таврии»?
– Контракты с клубом подписали Не, Гомес, Ади, Алими, Афолаби, Алию и Бусаиди, который скоро присоединится к нам на третьем сборе после выступления на Кубке африканских наций.
– Что ждет команду на очередном турецком сборе?
– Третий этап подготовки будет включать в себя совершенствование специальной выносливости, работу над тактическими компонентами игры и наигрывание основного состава.
Сергей ДЕМЬЯНЧУК, «Команда», pressing.net.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наибольшее признание получил Джанлуиджи Буффон
Не 80 тысяч