Тарас ЛУЦЕНКО: «Гены все-таки взяли свое»
Экс-вратарь киевского «Динамо» рассказал о своей спортивной карьере
Тарас Луценко - экс-голкипер киевского «Динамо», а ныне тренер вратарей молодежной команды свой 38-й день рождения проводит за работой, ведь у динамовских резервистов в самом разгаре подготовка к весенней части сезона. Приняв поздравления, Тарас вспомнил главные периоды своей футбольной карьеры.
- Начнем с вашего детства. В каком возрасте вы осознали, что станете футболистом?
- Нельзя сказать, что я это осознал в какой-то конкретный момент. Я родился в спортивной семье: моя мама в прошлом была баскетболисткой, позже – учителем физкультуры. Отец в свое время тоже стоял в воротах, а затем работал тренером по легкой атлетике, так что, очевидно, гены взяли свое. На этой позиции я выступал за хоккейный клуб, когда учился в черниговской школе. Наши ребята, которые не занимались хоккеем профессионально, даже попали в финал по «Золотой шайбе».
- Но со временем футбол вытеснил хоккей?
- Долгое время я занимался этими двумя видами спорта параллельно. Кроме того, я попробовал себя и в легкой атлетике. Сначала прыгал в высоту, потом в длину и тройной прыжок. Удавалось достигать неплохих результатов. После того, как закончил четвертый класс, к отцу начали обращаться тренеры, с предложениями заняться футболом. Но он не соглашался, так как хотел, чтобы я продолжал заниматься легкой атлетикой и считал, что мне еще рано уезжать из дому. Но как-то Валерий Подгорный все-таки уговорил отца, и я начал 2-3 раза в неделю ходить на футбол, а все остальное время занимался легкой атлетикой. В этот период самым сложным было делать выбор, когда даты соревнований совпадали. Мне нравилось заниматься обоими видами спорта, но больше я, конечно, тяготел к футболу. Когда заканчивал 8-ой класс, поступило предложение поступить в киевский спортинтернат. На этот раз на семейном совете отец поддержал мое решение ехать в столицу и сумел уговорить мать. В 1991 году после успешного окончания интерната меня пригласили выступать за дублирующий состав киевского «Динамо». Я еще застал полгода союзного чемпионата. Помню, первый матч мы играли на выезде с московским «Спартаком». Посмотрев меня в деле, руководство клуба предложило заключить трудовой договор.
- В киевском клубе вы провели достаточно долгий период…
- Да, под руководством Михаила Михайлова я осваивал вратарскую школу «Динамо» до 1999 года, играя за вторую, а иногда и за третью команды. Однажды я даже отправился в командировку на четыре игры в Винницу, так как нужно было помочь местной команде, находившейся на гране вылета. Вместе со мной поехало несколько ребят из «Динамо-2». С поставленной задачей мы справились, а в 1999 году Павел Яковенко пригласил меня в элистинский «Уралан». Состоялся разговор с президентом и тренером клуба, и я решил, что на тот момент для меня было лучше поменять команду, чтобы иметь возможность играть и доказывать, что я не зря, как говориться, ел свой хлеб в киевском «Динамо». До 2000 года мне удавалось это делать, а потом я получил травму, которая на первый взгляд показалась не очень серьезной, но выздоровление и возвращение на уровень прежних игровых кондиций заняло больше года. После окончания контракта «Уралан» вылетел в первую лигу, а я, не имея постоянной игровой практики, принял решение вернуться на родину. У меня были предложения из-за рубежа, но так как последний год я почти не виделся с семьей, то согласился принять приглашение от «Закарпатья». Мне предстояло заново все доказывать и зарабатывать себе имя.
- А ваша семья в это время находилась в Киеве?
- Изначально мы уехали в Россию все вместе. Но сын постепенно подрастал, ему нужно было идти в школу, поэтому мы с женой решили, что будет лучше, если он будет учиться в Киеве, чтобы не приходилось постоянно менять окружение и друзей. Когда появлялась возможность, они с мамой приезжали ко мне на два-три дня, иногда даже в Москву, когда у нас проходили там выездные матчи. После того, как я переехал в Ужгород, поначалу с семьей мы выделись редко. Но когда «Закарпатье» решило задачу выхода в высшую лигу, была возможность там прекрасно отдохнуть, ведь это замечательный край, где всегда свежий воздух. Летом жена с сыном приезжали на пару месяцев, а когда у нас были выходные после матчей, я ездил к ним в Киев.
- Как вы проводите свободное время?
- Если есть возможность, мы выезжаем за город. На велосипедах ездим на озеро или в лес. Иногда с друзьями ходим на рыбалку, правда, в последнее время редко, так как наши выходные не совпадают. Но я очень люблю рыбачить. Какую самую большую рыбу поймал? Карпа, килограмма на четыре, но это было очень давно. Сейчас мы ходим на рыбалку не ради улова. Как-то с другом семьями поехали на озеро, погода была замечательная, место прекрасное, одним словом, мы получили удовольствие от всего, только рыбы не поймали. Она плавала совсем рядом, а клева не было никакого. Зато мы хорошо отдохнули и получили массу удовольствия от общения с природой.
- Какую музыку любите слушать?
- В зависимости от настроения, я могу слушать и классиков, и зарубежную эстраду, и русский рок, в частности мне с детства нравятся группы «Кино», «Наутилус», «Аквариум», «Алиса», а также песни Бориса Гребенщикова и Гарика Сукачева. Словом, могу слушать все, начиная от Моцарта, Бетховена и Вивальди до «Короля и Шута», на которого меня «подсадили», когда я играл в России. Для определенной музыки должно быть соответствующее настроение. Иногда под классику невозможно расслабиться, а включаешь зарубежный рок, скажем, «Nazareth» или «Pink Floyd», и понимаешь, что именно это тебе и нужно.
- А готовить, к примеру, любите?
- Я считаю, что лучшие повара – это мужчины, хотя моя жена тоже хорошо готовит. Но когда мы выезжаем за город, то вопрос о том, кому приготовить мясо даже не возникает, это должен делать мужчина. В принципе, я могу и спагетти приготовить, и первые блюда, даже на костре, и кашу сварить. Этому меня научил отец. Плов, конечно, выше моих сил. Наверное, нужно родиться в Азии, чтоб его вкусно приготовить. Дома, в основном, готовит супруга Анжела. Правда, иногда, когда я приезжаю после тренировки, мы можем заняться ужином вместе. Он у нас не очень плотный, но мне всегда приятно что-то приготовить своими руками, а потом ужинать всей семьей.
- Какое ваше любимое блюдо?
- Я в еде не привередлив. Люблю все натуральное, хорошее мясо, спагетти. Это чисто профессиональная привычка. Когда я играл в России, в тренерский штаб входил диетолог. Он объяснял каждому из нас, что полезно для здоровья, и как лучше питаться, а чего лучше избегать. Для спорта это особенно важно, так как питание – это один из тех кирпичиков, из которых состоит результат. Не учитывать его, а также водный режим – значит проявлять непрофессионализм, а ведь от этого зависит игра на поле.
- Кем бы вы стали, если бы не футбол?
- (после паузы) Даже не знаю. В принципе, у меня были неплохие задатки по физике и математике. Когда я как-то встретил своего учителя по физике и сказал ему, что учусь в киевском интернате, он подумал, что это физико-математический интернат. Возможно, занимался бы легкой атлетикой, ведь в моей возрастной группе до сих пор никто не смог показать лучший результат в тройном прыжке, чем был у меня. Я из спортивной семьи, так что, наверное, гены все равно взяли бы свое.
Информационный отдел ФК «Динамо» (Киев)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер Александра хотел бы увидеть поединок против Дюбуа за абсолют
Леннокс считает эту победу заслуженной