ТРОЯНОВСКИЙ: Если бы мог, никогда бы не употреблял алкоголь
На 73-м году жизни скончался экс-футболист киевского «Динамо» Валентин Трояновский.
Публикуем одно из последних интервью Валентина Николаевича, вышедшее в журнале «Динамо Киев» в июне 2011 года.
«Один из самых одаренных воспитанников киевского футбола 50-х. Физически крепкий, мобильный, самоотверженный в единоборствах, Трояновский был отлично технически подготовлен, быстро ориентировался на поле, своевременно снабжал партнеров удобными для приема передачами. Особенно удачно действовал в связке с В. Лобановским. Хорошо реализовывал одиннадцатиметровые». (Российский футбол за 100 лет: Энциклопедический справочник. – М., 1997. – С. 523).
Российская энциклопедия, которая предоставляет информацию о лучших украинских игроках, всесторонне описала футбольный талант Валентина Трояновского. Этот невысокий (169 см) «технарь», коренной киевлянин, воспитанник местной ФШМ Валентин Трояновский очень вовремя был возвращен в «Динамо» Вячеславом Соловьевым. Валентин, один из героев 1961 года, значительно усилил игру киевского нападения своими нестандартными действиями в атаке, где и без него было много отличных мастеров, – Виктор Каневский, Олег Базилевич, Валерий Лобановский, Андрей Биба, Виктор Серебреников. Он появился в «Динамо» еще в конце 1955 года как один из лучших воспитанников футбольной школы молодежи и уже в следующем сезоне, шестнадцатилетним, выступал за дублирующий состав.
- Я обычный «ребенок войны». Нас воспитывала, во многом, улица. Тогдашний послевоенный двор был намного более жестоким. Нас с подросткового возраста сопровождали сигареты и алкоголь. «Нормально» пить я так никогда и не научился, и это было, как понимаю сейчас, значительным препятствием как в моей футбольной карьере, так и в жизни. В четырнадцать лет уже получал стипендию в ФШМ. В футбольном росте многое дали тренеры Владимир Балакин, Анатолий Жиган, Александр Щанов, Николай Махиня, поэтому зачисление в команду мастеров я воспринял как должное. Хороший дриблинг, хорошее видение поля, точный пас – это было мое! Уже позже в команде появились Биба, Базилевич, Лукашенко и некоторые другие выпускники школы. За ФШМ я успел провести официальную игру на Кубок СССР.
- Почему же тогда на долгие три года вы были отлучены от «Динамо» и играли в командах низших рангов?
- Официально это тогда называлось «нарушением спортивного режима». Не буду упоминать конкретные случаи, это никому и не нужно. Поэтому сезон 1957 я провел в ровенском «Колхознике», а последующие две – в винницком «Локомотиве». Из Винницы даже не хотел уезжать в «Динамо» – меня там все устраивало, постоянно играл. Но нашему тренеру Виктору Жилину поступил приказ сверху, и я вернулся, собственно, домой.
- И попали с корабля на бал?
- Да! Вячеслав Дмитриевич почти сразу же бросил меня в бой, я наиграл уже с десяток игр за Винницу. Дебютировал в конце мая в Вильнюсе. Команда играла легко, агрессивно и привезла из турне Вильнюс – Баку – Алматы три победы со счетом 11:0. В целом сезон получился для «Динамо» удачным – второе место. С командой Виктора Маслова, московским «Торпедо», тогда было трудно конкурировать, хотя мы выкладывались по полной. Но два поражения в личных встречах с главным конкурентом решили судьбу чемпионства, и наши надежды пришлось отложить на год. Правда, серебряную медаль я так и не получил, поскольку сыграл лишь 12 матчей из 30, а надо было 15! Играл не с начала чемпионата, к тому же травмы заставили пропустить отдельные матчи, особенно в финальном турнире. Регламент тогда был очень жестким, не то, что сейчас, когда иногда получают медали даже те, кто и на поле не выходили. О всевозможных клубных чиновников и вообще посторонних лицах я уже и не говорю...
- И наконец наступил исторический для «Динамо» 1961 год!
- В том году мы снова вели борьбу за золотые медали с торпедовцами. В 1961-м футбольное счастье было на нашей стороне. В финальном турнире мы сначала отставали от «Торпедо», но впоследствии вышли вперед. И опять решающими стали личные встречи: в Киеве мы выиграли, и мне посчастливилось забить мяч с игры, а в Москве сыграли вничью, благодаря красавцу-голу Василия Турянчика. Но начался сезон для меня очень неудачно, потому что в первом же поединке в начале апреля против ленинградского «Зенита» я получил травму колена и следующие десять матчей пропустил. Вышел на поле лишь в начале июля в Таллинне против местного «Калева».
- С этой игрой связан спор футбольных статистиков. В справочниках указано, что вы в том сезоне забили два мяча. В отчете газеты «Советский спорт» отмечено: последний мяч с одиннадцатиметрового в игре в Таллинне забил Олег Базилевич. Но в разговоре со мной он это отрицал, сказав, что вообще не бил пенальти. Известно, что одиннадцатиметровые в команде в то время били вы. Так кто же бил пенальти в Таллинне?
- Трудно вспомнить, но, наверное, все же я.
- Тогда выходит, надо немного подправить статистику ваших голов в том сезоне.
- Получается, да. Если статистики так любят точность, то пусть исправляют и ставят цифру «3».
- Вы получили в 1961-м чемпионскую медаль?
- Да. Хотя и с травмой, но я таки наиграл необходимый минимум из 15 игр и сделал это в последнем матче, где мы в Москве обыграли «Локомотив» в достаточно «веселой» игре – 4:3. Вообще, в финальной части мы играли очень хорошо. Отметил бы нашу победу в Тбилиси, где фантастическое мастерство показал Олег Макаров.
- Но вернемся к 17 октября 1961 года на игру с харьковским «Авангардом».
- Она, конечно, незабываемая! Было неудовлетворение от того, что не выиграли, – 0:0, но после объявления о поражении «Торпедо» в Ташкенте стало понятно, что мы – чемпионы! Киевские болельщики десятки лет ожидали этого мгновения. Стадион, который пылал от самодельных факелов, иногда появляется перед глазами. А нас на руках несли болельщики! Кажется, что сейчас такое невозможно!
- Почему два последующих года команда играла хуже?
- Удержать труднее, чем достичь. Да и конкуренты не дремали. А потом в «Динамо» пришел Виктор Маслов, великий тренер и великий человек. Он начал строить новую команду, где нам, «соловьевским» ветеранам, уже не находилось места. В течение непродолжительного времени из команды ушли Войнов, Лобановский, Каневский, Трояновский, Базилевич. Кто закончил играть, а кто перешел в другие команды. Я же имел постоянные проблемы с «режимом». И хотя доиграл до начала семидесятых, это уже было настоящее «доигрывание». «Колхозник» (Ровно), «Локомотив» (Винница), «Черноморец» (Одесса), «Кривбасс» (Кривой Рог), «Сахалин» (Южносахалинск) позволили мне остаться в футболе в качестве игрока еще восемь лет, но то, чего я достиг с «Динамо» в родном Киеве, не идет ни в какое сравнение с этим этапом моей карьеры. Впоследствии вернулся в Киев, много лет работал на заводе, играл за динамовских ветеранов и иногда выступал в первенстве города за клубную команду.
- Чего бы вы не повторяли в своей жизни, если бы была такая возможность?
- Ответ очевиден: я бы никогда не употреблял алкоголя. Он много испортил в моей жизни, но прожитые годы не вернешь. У меня есть жена, дочь, внуки. Надо жить для них.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер проанализировал матч между Украиной и Албанией
Боксер-блогер – о бое с легендой