Черное яблоко раздора
В африканском футболе в последние пару месяцев разгорался полноценный международный конфликт
Из-за выступающего в России защитника сборная Буркина Фасо едва не лишилась заслуженной путевки на Кубок Африки 2012.
Чтобы стать главным героем этой неприятной истории, камерунцу Эрве Зенге не пришлось делать ничего сверхъестественного – достаточно было сыграть за сборную Буркина Фасо в квалификации Кубка африканских наций.
Зачем буркинийцам (да, вот как-то так они должны называться) понадобилось натурализовать иностранца, – вопрос, мягко говоря, открытый. В стране в кои-то веки подросло собственное поколение неплохих по африканским – а кое-где и по европейским – меркам игроков. Не то чтобы имена Джонатана Питройпа, младшего Бакари Коне и Шарля Каборе были у всех на слуху, но кому надо, тот знает – особенно, если чемпионат Франции смотрит. Для россиян в составе «Жеребцов» есть и чуть более родные имена – например, Ибрагим Гнану из владикавказской «Алании».
Кроме того, отборочная группа сборной Буркина Фасо досталась совсем плевая. Грозный Маврикий (194-е место в рейтинге ФИФА) снялся заранее, а Гамбия и Намибия конкурировать могли разве что между собой – что дальнейший розыгрыш и подтвердил. Буркинийцы отгрузили каждой из соперниц по три-четыре гола во всех матчах кроме ничего не решавшего последнего и, казалось, без вопросов получили единственную путевку в финальный раунд.
Тут-то и начался африканский цирк.
Сборная Намибии, проигравшая буркинийцам оба матча со счетом 1:4 и 0:4, заявила, что вместо этих нерадостных результатов в итоговых протоколах должны были стоять два технических поражения лидера группы. И виноват в этом никто иной как Эрве Зенге, не имевший, по их мнению, права играть за неродную для него сборную. А с двумя техническими победами и первое место в группе, и, главное, билет в финальную стадию достаются как раз Намибии.
Объяснения буркинийских чиновников и главного тренера Паулу Дуарте о том, как в их ряды вдруг затесался камерунец, звучали и впрямь неубедительно. Мол, женился этот Зенге на нашей гражданке не так давно, мы ему за это паспорт выдали, вот он за нас и сыграл. Для тех, кто мало-мальски знаком с правилами натурализации игроков от ФИФА, это звучит примерно как рассказ из серии «я пришел в супермаркет, взял с полки батон хлеба, сказал продавцу «спасибо» и вышел».
Наличие паспорта (который Зенге, между прочим, получил за день до своего первого матча в сборной) уже давно не единственный критерий «натурализабельности» иностранца – он должен иметь к новой стране хоть какое-нибудь отношение. То есть родиться там, иметь родившихся там папу-маму или бабушку-дедушку или прожить там пять лет после достижения 18-летнего возраста. Зенге родился в Камеруне, в 18 играл в камерунском же чемпионате, а в 20 уже примерял футболку турецкого «Анкарагюджю», после которого были португальский «Лейшоэш», чешская «Виктория» из Жижкова и, собственно, «Терек». Никакого Буркина и уж тем более никакого Фасо. Да и в целом, для смены футбольного гражданства нужно подать соответствующую заявку в ФИФА, сама по себе она не происходит.
Намибийские фаны уже радостно потирали руки, предвкушая пусть и не очень заслуженную по игре, но от того не менее приятную квалификацию на матчи главного африканского турнира. Сладкое слово «халява» и так-то греет души людей на любом континенте, будь он хоть трижды черный, – а тут еще и ощущение попранной справедливости, которую вот-вот восстановят. Еще бы: русских... пардон, намибийских людей обижают!
Добавляло оптимизма и поведение федерации Буркина Фасо, которая мигом исключила неблагонадежного Зенге из списка игроков, отправляющихся готовиться к Кубку Африки. Такая же участь постигла и ивуарийского защитника Стефана Агбре – тот за сборную и вовсе сыграть не успел.
Со стороны эти нервные чиновничьи телодвижения можно было истолковать лишь как признание того, что дело нечисто, а на воре шапка горит.
Однако все оказалось не так просто.
Жалоба намибийцев в Африканскую конфедерацию футбола (тамошний аналог УЕФА) неожиданно осталась неудовлетворенной. Надо, мол, было подавать официальную ноту протеста перед матчем. Подавали? Так ведь оба капитана должны на ней расписаться. А подписей-то их и нетути! Ничего не знаем, никаких «я же подписывался», нет ножек – нету шоколадки, нет подписи – нет жалобы.
Разозленная формализмом АКФ федерация Намибии отправилась в высший орган футбольного правосудия, Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне, – и получила ровно такой же результат. В апелляции отказать, вердикт признать, соответственно, Буркина Фасо отправить на чемпионат, а Намибию – домой.
При этом никаких объяснений от CAS не последовало. В сухом пресс-релизе отмечено лишь, что Зенге «поселился» в Буркина Фасо в 1994 году (то есть в 10-летнем возрасте, что никак не помогает ему натурализоваться, проживи он там хоть 5, хоть 8 лет), в 2006 году получил гражданство Буркина Фасо и почему-то лишь в 2011 году – паспорт. В общем, окончательно ясно стало лишь то, что ничего в деле Зенге не ясно. Подозревать швейцарский суд в симпатиях к одной из двух заштатных африканских стран нет оснований, но ощущение, что какие-то элементы паззла плохо сочетаются друг с другом, только крепнет. Пролить свет на логику своих рассуждений CAS пообещал «через несколько недель» – и этим в очередной раз добавил делу таинственности.
Как бы там ни было, для самих фигурантов все уже решено – инстанций выше CAS для жалоб в спорте не предусмотрено. Делегация Буркина Фасо, вздохнув с облегчением, поедет на Кубок Африки под недовольных крики собственных фанатов: «Зачем вы тащите в сборную все, что плохо лежит?» Намибия будет учиться побеждать хотя бы на футбольном поле – раз уж не получается в залах суда.
Единственным по-настоящему проигравшим в этой ситуации остался сам Эрве Зенге – его международная карьера теперь наверняка ограничится двумя матчами за чужую страну против заведомого аутсайдера группы. Ну и, конечно, в меру громким и пока что совсем не назидательным международным скандалом.
Александр ТКАЧ, Sports.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс
Боксер-блогер – о бое с легендой
а что? такой нынче футбол