Публикация книги Витриченко. Эксклюзив. Часть 2
Избранные главы из книги Елены и Нины Витриченко «Невозможное – возможно». Том 1. Путь на Олимп+ФОТО
Sport.ua с любезного разрешения знаменитой гимнастки, а ныне тренера Елены Витриченко продолжает публикацию избранных глав из книги Нины и Елены Витриченко «Lo imposible se hace posible» («Невозможное – возможно»).
Начало книги здесь.
2. Детская ХГ
НИНА |
Первые два года я проработала в маленьком зале Дворца моряков на Приморском бульваре. Его дирекция часто привлекала мою группу участвовать в различных концертах, в которых мы участвовали с удовольствием. Я помню каждую ученицу, прошедшую через мои руки. Из первых детей яркое впечатление оставила Таня Ковтунова, посвятившая мне много стихов. Она была первым моим МС. Позже окончила студию Ленинградского мюзик-холла и танцевала в балетах А. Пугачёвой, Л. Вайкуле. В этом же Дворце начинали и девочки, которые принесли Одессе первые успехи на республиканском уровне и стали затем членами молодёжных сборных команд УССР и СССР.
Фото 12. С Т. Шаргородской
В те годы ХГ была немыслима без аккомпаниатора. Я начинала работать с Таней Шаргородской, дочерью заслуженного тренера СССР по боксу Вениамина Шаргородского. Она была такой же энтузиасткой, как и я. Это время было вхождением молодых педагогов в профессиональную деятельность и оставило только тёплые воспоминания. Позже семья Шаргородских уехала в США.
Фото 13. В обеденный перерыв
По мере тренированности моих учениц мне предоставили верхний зал стадиона морского пароходства. Параллельно я вела абонементную группу новичков в средней школе №101. Сюда я приглашала красивых худеньких 5-7–летних девочек. Выбирала их на улицах города, посещала детские сады.
Кто-то из детей влюблялся в гимнастику. Другие, потренировавшись некоторое время, оставляли занятия. Самых способных из этой группы я переводила в спортивные группы, где девочки совершенствовались и готовились к соревнованиям.
Вот в такой группе Лена и стала тренироваться в неполных четыре года. Ей это очень нравилось. Ну, а я думала, что попробуем начать в 4 года. Если будет рано, начнём в пять. Но Лена очень хорошо соображала: где правая ножка, где левая, где ручка, куда повернуться, т.е. проблем с ней не было. Она была очень дисциплинированной. Как и все девочки в спортзале меня называла Ниной Михайловной. Хотя мы с ней не говорили на эту тему. Но Лена подчинялась общей дисциплине и вела себя наравне со всеми, никак не выделяясь из группы.
Как-то мы вышли из зала, держу ёё за ручку, у нас получилась хорошая тренировка. Она, подняв свои ангельские глазки, спросила меня: «Нина Михайловна, а можно Вас на улице мамой называть?». Ну, конечно, моё сердце дрогнуло, ушло в пятки, поднялось обратно. Я запомнила эти слова навсегда. Сейчас понимаю, что уже тогда в той маленькой девочке закладывалось то желание, которое она смогла пронести через всю спортивную карьеру. Потом многие годы все коллеги удивлялись, что Лена в спортзале называет меня по имени-отчеству. Хотя, в общем-то, для нас это было совершенно естественно. Для неё, дисциплинированного человека, правила поведения в зале были общепринятыми.
Фото 14. В нижнем зале стадиона морского пароходства
В отношении всех детей, с которыми я работала, для меня интересным было не только то, как они гнутся, растягиваются, прыгают. Меня интересовало, какой у них характер, как проявляют себя в экстремальных ситуациях. И это касалось не только Лены, но и всех девочек.
Фото 15. Со С.Г. Андрухович
Я работала со многими гимнастками. И относилась к ним одинаково внимательно, не выделяя кого-то из них. Если на сборах я что-то покупала Лене, то это покупала остальным. Помню первый сбор в Киеве, когда моих гимнасток вызвала ФГУ. Лене было 6 лет, и её я взяла «хвостом» на этот сбор. Другие девочки были постарше. Нам выделили автобус, который нас обслуживал. В нём мы ездили тренироваться и в гостиницу. Однажды днём мы заехали на Бессарабский рынок. Я всем девочкам купила орешки, изюм, курагу. Вечером вместо ужина мы собрались в фойе возле телевизора. Каждая девочка смотрела телевизор и ела из своего пакетика орешки. Ну, а себе ничего не купила. И лишь одна Лена подошла ко мне и предложила орешки. Тогда у меня первый раз ёкнуло сердце из-за того, что я к ним отношусь как к дочерям, а только одна Лена относится ко мне как к маме. Так что не каждая гимнастка может понимать роль тренера в своей судьбе.
Но те моменты, которые я запомнила из детства Лены,как мне говорили, свидетельствовали о наличие у неё сильного характера, что позволяло ей находить правильные решения в самых сложных ситуациях. Ну вот, был один такой случай. Лене было пять лет. Она присутствовала на тренировке старших девочек, играла в уголке. А брат Игоря Женя принёс кубик Рубика. Тогда эти довольно сложные головоломки только появились. Он ей начал рассказывать о сложностях сборки кубика, что нужно знать математические алгоритмы. Леночка всё это послушала, а потом попросила кубик и убежала в дальний угол зала. Пока шла тренировка, она крутила его.
Фото 16. В верхнем зале стадиона пароходства
Каково было моё удивление, когда после трёх часов работы она поднимаетгорящие глаза, показывает кубик Рубика, сложенный всеми правильными цветами и кричит: «Мама, я это сделала!». Я была, конечно, в шоке. Подозвала её ближе, посмотрела на кубик и поняла, что Лена аккуратно переклеила все цветные кусочки и расположила их в правильном порядке. Т.е. Лена всё равно нашла вариант для достижения поставленной цели.
ЕЛЕНА |
С моей стороны, наверное, это было просто огромное желание быть для для моей мамы самой лучшей гимнасткой, самым лучшим ребёнком, самым лучшим человеком. Она для меня была кумиром, для меня не существовало вокруг никого и ничего. Я на маму смотрела и понимала, что если она так сильно любит ХГ, то это, в самом деле, самый лучший вид спорта. И мне захотелось стать для неё самой лучшей.
Каждое лето всей спортивной школой мы уезжали в летний лагерь на море. Там было очень весело, красивейшая природа, свежий воздух, тёплое море. Правда, я очень ревновала маму к девочкам. Каждое утро, пока ещё все спали, я закрывала дверь в нашу комнату для того, чтобы мама не делала девочкам красивые причёски. К сожалению, это не помогало.
Фото 17. Воскресное посещение оперного театра
Мама, как мне казалось, меня не замечала. Спустя много лет, она признается мне, что в детстве не воспринимала меня всерьёз. Она никогда не думала, что её лучшей гимнасткой станет именно её дочь.
Однажды мама сделала мне красивую причёску и заколола её шпильками. Одна из них мне мешала. Я вытащила её и не знала куда деть. Вдруг я увидела розетку. Мне стало очень жалко бросать шпильку на пол, и я решила засунуть её в эти две дырочки. А когда из них посыпались искры, я очень испугалась и бросилась бежать к маме. Но вместо того, чтобы пожалеть мама поругала и отшлёпала меня. Зато потом я устроилась рядом с мамой и с удовольствием поглощала огромное количество черешен, которые, для поднятия настроения, принёс мне папа.
Замечу, что мне очень повезло с родителями. У нас была очень спортивная семья.
Фото 18. Лето. Благословенный воздух Каролино-Бугаза
Не только мама увлекалась ХГ, но и папа следил за всеми видами спорта, сам играл в баскетбол. Он знал где, когда, какой спортсмен что выигрывал, когда происходили разные соревнования. Знал много интересных историй. Помню, в детстве он рассказывал о спортсменах, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны. Меня увлёк рассказ о прыгуне в высоту, попавшем в концлагерь. Его друзья-заключённые отдавали ему еду, чтобы он накапливал силы для побега и привёл партизан для их освобождения. Ему удалось перепрыгнуть через двухметровую колючую проволочную ограду и выполнить задание товарищей.
Эти истории производили очень сильное впечатление. Мне казалось, что спортсмены – самые сильные, самые смелые люди в мире. Поэтому я захотела стать спортсменкой, чтобы тоже быть самой смелой, самой умной, самой ловкой. Пели и песни, из которых больше всего я любила о «Катюше». Теперь я понимаю, что это были ростки патриотизма в моей душе.
Фото 19. С папой хорошо!
А ещё папа выиграл путёвку на ОИ-80 и подарил её маме. Это был конкурс знатоков Олимпиад, который проводила газета «Комсомольская правда». Он в пятёрке первых ответил на все его вопросы и пополучил эту награду.
Фото 20. А с мамой – просто отлично!
Мама поехала в Москву. А там среди таких туристов, как она, проводился забег на «Олимпийскую милю» – 1980 метров. Из участников забега она была самой подготовленной и прибежала первой. За победу ей вручили медаль, одна сторона которой была точной копией настоящей олимпийской медали, а на другой – эмблема туристической фирмы «Спутник». Когда мама привезла эту медаль, для меня она стала вроде иконы. Я на неё молилась, я её обожала. Для меня она была самой настоящей олимпийской медалью. Мне тогда очень захотелось, чтобы и у меня была тоже такая. Забегая вперёд, отмечу, что мои медали для моих детей станут таким же стимулом, каким была эта мамина медаль для меня.
Отмечу, что в начале своей спортивной карьеры я не стремилась завоевать первые места и успокоиться, как это случалось со многими перспективными девочками. В этом мне помогла мама. Даже после самых успешных соревнований она в доброжелательной форме делала мне замечания, над которыми нужно поработать, чтобы я не успокаивалась, чтобы огонёк, который зажёгся во мне, не погас от уже достигнутого успеха. Поэтому я всё время стремилась выполнять задания всё лучше и лучше.
Фото 21. Первый фотопортрет
В детском возрасте было много соревнований. У меня были самые интересные упражнения, которые ставила мама. Для каждого из них она придумывала образ. Самым запоминающимся из них было упражнение с булавами. Оно было коронным в моём детском возрасте. Папа вырезал в одной булаве отверстие, куда вставлялась вторая булава. Получилась тросточка, и я изображала Чарли Чаплина. Это было самое яркое воспоминание о детской ХГ .
Соревнования шли своим чередом. Сначала это были городские соревнования, затем профсоюзные и первенства Украины. Всё это было интересно, весело, замечательно. Мне нравилось. Беззаботное детство незаметно ускользало. Старших маминых гимнасток начали вызывать на сборы профсоюзных команд. И мама меня брала с собой.
На таких сборах, особенно летом, я не только тренировалась, но и интересно отдыхала.
Фото 22. Морковка
Фото 23. Оленёнок
Фото 24. Осанка
Фото 25. Новое упражнение
Фото 26. Урок актёрского мастерства
Фото 27. Это булавы!
Фото 28. Наша молодая семья, мне 8 месяцев
Фото 29. С дядей Женей на морском вокзале Одессы
Фото 30. Девочка Лекуся
Фото 31. Дочки-матери
Фото 32. Новогоднее выступление
Фото 33. Озорной чертенок
Фото 34. В пионерлагере
Фото 35. Учиться, учиться и ещё раз учиться…
Фото 36. С Ирой Шульгиной и обезьянкой в Эшерах
Фото 37. Подражая бедуину
Фото 38. С Леной Кухарчук
Фото 39. Не получается?!
Фото 42. Участники Всесоюзных Игр учащихся ДЮСШ, г. Батуми, июль 1987 г.
Фото 43. Первые мамины воспитанницы: Руслана Свиридова, Наташа Покаринина, Света Покаринина, Вика Гудимова
Глава 2. Наш финиш – горизонт, а лента – край земли, -
и мы должны быть первыми на горизонте!
1. Молодёжная сборная команда СССР
ЕЛЕНА |
1987 г. в Спорткомитете СССР было решено создать молодёжную сборную команду, т.к. тогда советские гимнастки проиграли все соревнования болгаркам. По результатам Спартакиады школьников СССР была отобрана команда. Я туда успешно попала. В сборной было очень много девочек и очень большая конкуренция. Но я на это не обращала внимание. Я жила в своём счастливом мире. Хочу выразить большую благодарность старшему тренеру «молодёжки» Вайде Юзефовне Кубелене, которая занималась не только нашим спортивным образованием, но и уделяла много внимания эстетическому воспитанию. Она водила нас по всем музеям, мы объездили всю Прибалтику, видели все достопримечательности. Она учила нас пользоваться ножом и вилкой, правильно одеваться и вести себя в обществе. Это в будущем мне очень помогло.
Главной целью молодёжной сборной был выигрыш у болгарок на первенстве Европы. Поэтому в 1991 г. в программу чемпионата СССР включили и молодёжный возраст. Эти соревнования я выиграла, второй была Катя Серебрянская, на третьем месте – Амина Зарипова.
После чемпионата нас троих пригласили на сбор в Новогорск – базу подготовки взрослой команды. Это был наш первый сбор. Для нас это было очень престижно. Мне так всё нравилось, я была горда собой. И, чувствуя большую ответственность, очень много тренировалась.
НИНА |
Расскажу о тех соревнованиях, где отбиралась молодежная сборная команда СССР. Хотя потом все талантливые девочки приглашались в «молодёжку», где они проходили проверку на прочность.
А первыми соревнованиями, когда возникла идея создания этой команды, было первенство СССР среди школьников, проводившееся в Батуми. Нужно сказать, что тогда ликвидация отставания в ХГ СССР началась с подготовки девочек молодёжного возраста. И состязания проходили не так как, например, сейчас. В Батуми, кроме самих соревнований, был ещё теоретический экзамен, программа которого содержала около 40 вопросов. Гимнастки тянули билеты и отвечали на них.
Фото 45. Сбор молодёжной сборной СССР в Прибалтике
Здесь были вопросы из истории ХГ, ОИ, эстетическом воспитании, первой медицинской помощи и др. Я считаю, что это был полезный опыт для детей. Девочки очень серьёзно готовились. И перед соревнованиями все команды проходили такое испытание.
Надо сказать, что Лена сдала его успешно, на «отлично». В этих соревнованиях участвовали ещё две мои гимнастки Наташа Чернова, которая была на два года старше Лены, и Вика Яни (старше Лены на год). Эти девочки тоже были талантливыми.
После теоретического экзамена был экзамен по физической подготовке. Были разработаны нормативы. Мы их готовили на тренировках в упражнениях с предметами, которые обычно присутствуют в ХГ. Это были нормативы на прыгучесть, координацию, равновесие, устойчивость, прыжки на (через) скамейку, подкачка пресса. Т.е. гимнастки должны были быть всесторонне развитыми и подготовленными к работе в молодёжной команде, а затем в главной сборной СССР. Мои гимнастки удачно прошли все испытания. И на последнем совещании В.Ю. Кубелене зачитала списки детей, которые приглашались в сборную команду. В них были все три мои девочки, Лена в том числе. Она была самой младшей из них. Для нас это была огромная радость. Мы начали приезжать на сборы «молодёжки».
Лена уже сказала, что они проходили очень интересно, творчески. В.Ю. Кубелене старалась обнаружить в каждом ребёнке характерные ему качества. Она пыталась подтолкнуть девочек, раскрепостить их. Отмечу, что все эти годы Лена в молодёжной сборной была явным лидером. В любой ситуации, на всевозможных экзаменах проявляла
находчивость, быстроту мышления, что было видно невооружённым взглядом всем моим коллегам. Все это отмечали. Даже по прошествию многих лет одна из моих коллег вспоминала, что на одном из таких сборов В.Ю. Кубелене дала девочкам задание написать, что они почерпнули на сборе. Кто-то из девочек написал, что ей понравилось посещение зоопарка, другая – морского музея, третья – что-то ещё. А Лена из дневника подсчитала все прогоны за все тренировки, которые мы сделали на сборе, и написала, что она с этого сбора увозит 167 прогонов, т.е. настолько пополнился ёё спортивный багаж. И тренеров, и В.Ю. Кубелене очень впечатляло такое серьёзное отношения к своему делу совсем юной девочки. Я тоже радовалась тому, что Лена развивалась очень интересно и ярко.
Продолжение следует.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Екатерина Садурская занимается нетипичным видом спорта
Ирина Морозюк продолжает радовать подписчиков