Отчет донецкого Шахтера: о чем он вообще?
Цифры, факты и рассуждения
Свежий отчет донецкого «Шахтера» о достижениях сезона 2010/2011 – уже пятый по счету, между прочим, – публика в целом пропустила мимо ушей. Отчасти в этом виноват сам клуб, сверставший целых 174 страницы того, о чем сам хотел рассказать, а не того, о чем мы хотели бы почитать. Тем не менее, любопытных фактов о «новом восточноевропейском гранде» там наберется как минимум десяток.
Популярный, но пока не первый
6,95 млн человек болеют за «Шахтер» в его родной стране по результатам исследования R&B Group, проведенного в марте 2011 года. Судя по тому, что рядом с этой цифрой в отчете нет вывода «Шахтер» – самый популярный клуб Украины», кое-кто горняков все же до сих пор опережает.
Для сравнения: аналогичное исследование Nielsen выяснило, что в России всех популярнее «Зенит» с 12,6 млн болельщиков, за ним идут «Спартак» (8,2 млн) и ЦСКА (6,7 млн).
Общественное признание
А вот на информационном поле «Шахтеру» нет равных: имидж доминирующей силы в украинском футболе дончане создали себе уже сегодня. По данным все того же исследования, не менее половины опрошенных украинских болельщиков считают «Шахтер», во-первых, самым успешным клубом в стране (53%), а во-вторых, самым популярным (50%). Киевских динамовцев таковыми считает от силы четверть украинцев (учитывая, что именно они, скорее всего, обошли «Шахтер» в реальной популярности, пессимизма в среде бело-голубых сверх меры). Мало того, каждый шестой украинец считает, что команды сильнее «Шахтера» нет во всей Восточной Европе.
Глорихантеры
Большинство поклонников «Шахтера» увлеклось клубом недавно и на волне новейших успехов: 56% болельщиков «горняков» прониклись к клубу симпатией в последние 5 лет, а 47% назвали в качестве причины его явный прогресс в последние годы. Статистика для стремительно растущего клуба абсолютно естественная, неизбежная и, в общем, ничего кроме похвалы не заслуживающая. В клубе ее не скрывают и в отчете подчеркивают: да, мы умеем завоевывать симпатии новых людей, у остальных команд все куда консервативнее.
Самый посещаемый клуб Восточной Европы
33 900 человек – средняя аудитория «Донбасс Арены» в прошлом сезоне, на 22% больше, чем за год до этого. На матчах Лиги чемпионов 51-тысячный стадион был совсем полон, в домашнем чемпионате «Шахтер» оставил далеко позади «Металлист» и «Днепр», а киевское «Динамо» уделал чуть ли не вдвое. При этом было раскуплено 18 000 абонементов.
Для сравнения: чуть больше 20 000 собирают самые успешные в этом плане российские клубы – не ограниченный стадионом «Спартак» и ограниченный стадионом «Зенит». Абонементов питерцы ежегодно продают 15 000, «Спартак» из года в год не дотягивает до 10 000.
Прогресс десятилетия
Подводя итоги последних десяти лет Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS), главный составитель всяческих рейтингов, объявила «Шахтер» клубом, добившимся наибольшего прогресса за период с 2001 по 2010 годы.
Масштабная экспансия
9 фан-шопов уже открыл «Шахтер», из которых лишь половина – в Донецке, а один вообще в киевском аэропорту «Борисполь». Мало того, празднуя свое 75-летие в мае, клуб организовал фан-зоны для тех, кто не смог попасть на стадион, – тоже за пределами Донецка. Загибаем пальцы, перечисляя города: «дочерний» Луганск, областные центры Николаев и Кировоград, обделенные собственной командой, и... Киев.
Стоит, правда, признать, что дела с официальной атрибутикой у горняков идут неидеально. Количество проданных футболок, например, падает уже второй год подряд. Сказывается ограниченная платежеспособность жителей региона: в отличие от традиционно доступных билетов на игры (от 60 рублей), брендовые футболки для большинства из них слишком дороги. Всей своей атрибутики «Шахтер» в итоге за сезон продал на $2,7 млн.
Для сравнения: В развитости сети украинцам не уступает только московский «Спартак»: «народная команда» неплохо представлена и в столице, и в регионах. У «Зенита» полтора десятка магазинов атрибутики в Питере, но, несмотря на обещания, ни в Москве, ни в других городах их пока что нет.
Туманные доходы
Самая интересная часть в отчете изложена кратко. Данных о расходах от клуба никто особо не ждал – их и Deloitte в своих ежегодных обзорах Money League не публикует, вот и «Шахтер» не стал. Доходы при этом разделены на три категории, две из которых дают пищу для размышлений, а третья – больше сбивает с толку, чем помогает что-то понять.
Под третьей имеются в виду «доходы от трансферов и аренды». В позапрошлом сезоне «Шахтер» сбыл в «Барселону» 25-миллионного Дмитрия Чигринского, а в прошлом никого особо не продавал. Получившаяся в итоге отрицательная разница съела весь рост доходов по остальным двум пунктам – и получилось, что «Шахтер» в целом стал зарабатывать на $7 млн меньше. (Не говоря уже о том, что через год Чигринский вернулся домой за немалые деньги.)
Оставшиеся две строки доходов «Шахтера» – от коммерческой деятельности (спонсоры, реклама, билеты, ложи, атрибутика и украинское ТВ) плюс поступления от УЕФА – в сумме составили $45 млн. Из них $25 млн «Шахтер» получил за успешную кампанию в Лиге чемпионов, где впервые дошел до четвертьфинала. Правда, по данным Sports.ru даже возросшие доходы все равно не покрывают и трети донецкого бюджета.
Для сравнения: «Зенит», по словам его руководителей, зарабатывал коммерческой деятельностью не менее $60 млн уже в 2008 году. Руководство «Спартака» упоминало о $30-40 млн, не уточняя, идет ли речь о суммарных доходах или об их части.
Миллион долларов за вечер
Домашний матч Лиги чемпионов против «Барселоны» стал рекордным в плане доходов от продажи билетов: клубная касса пополнилась на 8 млн грн ($1 млн).
Для сравнения: сама «Барселона», а также «Реал», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» зарабатывают на билетах в среднем $5 млн за матч и даже больше.
Музейные ценности
85 000 человек посетили музей «Шахтера» и прогулялись с экскурсией по «Донбасс Арене» за прошлый сезон.
Для сравнения: аналогичный российский музей пока что еще в планах – первопроходцем, видимо, станет «Локомотив». А вот музей «Барселоны» в прошлом сезоне посетили 1,5 млн человек – так что Донецку еще есть к чему стремиться.
Ни дня без праздника
385 мероприятий провели на «Донбасс Арене» за год, причем 280 из них не имели прямого отношения к спорту.
Доверяй, но проверяй
На новом стадионе «Шахтера» нет милицейского оцепления – всю работу, как полагается в Европе, делают стюарды и прочие сотрудники. При этом брать уроки рукопашного боя и первой медицинской помощи обязаны не только стюарды, но и хостесс с парковщиками. Милиция и МЧС на стадионе все же присутствуют, но в основном вне поля зрения болельщиков.
Александр ТКАЧ, Sports.ru
Популярный, но пока не первый
6,95 млн человек болеют за «Шахтер» в его родной стране по результатам исследования R&B Group, проведенного в марте 2011 года. Судя по тому, что рядом с этой цифрой в отчете нет вывода «Шахтер» – самый популярный клуб Украины», кое-кто горняков все же до сих пор опережает.
Для сравнения: аналогичное исследование Nielsen выяснило, что в России всех популярнее «Зенит» с 12,6 млн болельщиков, за ним идут «Спартак» (8,2 млн) и ЦСКА (6,7 млн).
Общественное признание
А вот на информационном поле «Шахтеру» нет равных: имидж доминирующей силы в украинском футболе дончане создали себе уже сегодня. По данным все того же исследования, не менее половины опрошенных украинских болельщиков считают «Шахтер», во-первых, самым успешным клубом в стране (53%), а во-вторых, самым популярным (50%). Киевских динамовцев таковыми считает от силы четверть украинцев (учитывая, что именно они, скорее всего, обошли «Шахтер» в реальной популярности, пессимизма в среде бело-голубых сверх меры). Мало того, каждый шестой украинец считает, что команды сильнее «Шахтера» нет во всей Восточной Европе.
Глорихантеры
Большинство поклонников «Шахтера» увлеклось клубом недавно и на волне новейших успехов: 56% болельщиков «горняков» прониклись к клубу симпатией в последние 5 лет, а 47% назвали в качестве причины его явный прогресс в последние годы. Статистика для стремительно растущего клуба абсолютно естественная, неизбежная и, в общем, ничего кроме похвалы не заслуживающая. В клубе ее не скрывают и в отчете подчеркивают: да, мы умеем завоевывать симпатии новых людей, у остальных команд все куда консервативнее.
Самый посещаемый клуб Восточной Европы
33 900 человек – средняя аудитория «Донбасс Арены» в прошлом сезоне, на 22% больше, чем за год до этого. На матчах Лиги чемпионов 51-тысячный стадион был совсем полон, в домашнем чемпионате «Шахтер» оставил далеко позади «Металлист» и «Днепр», а киевское «Динамо» уделал чуть ли не вдвое. При этом было раскуплено 18 000 абонементов.
Для сравнения: чуть больше 20 000 собирают самые успешные в этом плане российские клубы – не ограниченный стадионом «Спартак» и ограниченный стадионом «Зенит». Абонементов питерцы ежегодно продают 15 000, «Спартак» из года в год не дотягивает до 10 000.
Прогресс десятилетия
Подводя итоги последних десяти лет Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS), главный составитель всяческих рейтингов, объявила «Шахтер» клубом, добившимся наибольшего прогресса за период с 2001 по 2010 годы.
Масштабная экспансия
9 фан-шопов уже открыл «Шахтер», из которых лишь половина – в Донецке, а один вообще в киевском аэропорту «Борисполь». Мало того, празднуя свое 75-летие в мае, клуб организовал фан-зоны для тех, кто не смог попасть на стадион, – тоже за пределами Донецка. Загибаем пальцы, перечисляя города: «дочерний» Луганск, областные центры Николаев и Кировоград, обделенные собственной командой, и... Киев.
Стоит, правда, признать, что дела с официальной атрибутикой у горняков идут неидеально. Количество проданных футболок, например, падает уже второй год подряд. Сказывается ограниченная платежеспособность жителей региона: в отличие от традиционно доступных билетов на игры (от 60 рублей), брендовые футболки для большинства из них слишком дороги. Всей своей атрибутики «Шахтер» в итоге за сезон продал на $2,7 млн.
Для сравнения: В развитости сети украинцам не уступает только московский «Спартак»: «народная команда» неплохо представлена и в столице, и в регионах. У «Зенита» полтора десятка магазинов атрибутики в Питере, но, несмотря на обещания, ни в Москве, ни в других городах их пока что нет.
Туманные доходы
Самая интересная часть в отчете изложена кратко. Данных о расходах от клуба никто особо не ждал – их и Deloitte в своих ежегодных обзорах Money League не публикует, вот и «Шахтер» не стал. Доходы при этом разделены на три категории, две из которых дают пищу для размышлений, а третья – больше сбивает с толку, чем помогает что-то понять.
Под третьей имеются в виду «доходы от трансферов и аренды». В позапрошлом сезоне «Шахтер» сбыл в «Барселону» 25-миллионного Дмитрия Чигринского, а в прошлом никого особо не продавал. Получившаяся в итоге отрицательная разница съела весь рост доходов по остальным двум пунктам – и получилось, что «Шахтер» в целом стал зарабатывать на $7 млн меньше. (Не говоря уже о том, что через год Чигринский вернулся домой за немалые деньги.)
Оставшиеся две строки доходов «Шахтера» – от коммерческой деятельности (спонсоры, реклама, билеты, ложи, атрибутика и украинское ТВ) плюс поступления от УЕФА – в сумме составили $45 млн. Из них $25 млн «Шахтер» получил за успешную кампанию в Лиге чемпионов, где впервые дошел до четвертьфинала. Правда, по данным Sports.ru даже возросшие доходы все равно не покрывают и трети донецкого бюджета.
Для сравнения: «Зенит», по словам его руководителей, зарабатывал коммерческой деятельностью не менее $60 млн уже в 2008 году. Руководство «Спартака» упоминало о $30-40 млн, не уточняя, идет ли речь о суммарных доходах или об их части.
Миллион долларов за вечер
Домашний матч Лиги чемпионов против «Барселоны» стал рекордным в плане доходов от продажи билетов: клубная касса пополнилась на 8 млн грн ($1 млн).
Для сравнения: сама «Барселона», а также «Реал», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» зарабатывают на билетах в среднем $5 млн за матч и даже больше.
Музейные ценности
85 000 человек посетили музей «Шахтера» и прогулялись с экскурсией по «Донбасс Арене» за прошлый сезон.
Для сравнения: аналогичный российский музей пока что еще в планах – первопроходцем, видимо, станет «Локомотив». А вот музей «Барселоны» в прошлом сезоне посетили 1,5 млн человек – так что Донецку еще есть к чему стремиться.
Ни дня без праздника
385 мероприятий провели на «Донбасс Арене» за год, причем 280 из них не имели прямого отношения к спорту.
Доверяй, но проверяй
На новом стадионе «Шахтера» нет милицейского оцепления – всю работу, как полагается в Европе, делают стюарды и прочие сотрудники. При этом брать уроки рукопашного боя и первой медицинской помощи обязаны не только стюарды, но и хостесс с парковщиками. Милиция и МЧС на стадионе все же присутствуют, но в основном вне поля зрения болельщиков.
Александр ТКАЧ, Sports.ru
Сообщить об ошибке
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Настройте свою личную ленту новостей
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Футбол
|
20 ноября 2024, 23:59
6
Зато украинская сборная сыграет в плей-офф Лиги наций за путевку в Дивизион A
Футбол
|
21 ноября 2024, 20:29
0
Тренер проанализировал матч между Украиной и Албанией
Футбол
|
21.11.2024, 11:56
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
а здесь полный бред написан...
что то портится этот сайт последние время))))
То есть теперь на стадионе можно не только поорать и попрыгать, но еще и съесть хот-дог, выпить пива, найти еще что-то интересное для себя. Но при этом здесь существует и такое понятие, как «своз». То есть на стадион привозят людей, которые работают на предприятиях Ахметова. Если не поехал – штрафуют. Понятно, что такие истории не афишируются, но это есть.
--------------
забыли добавить что большая часть билет продается госпредприятиям и заводам шахтам, те люди не платят за билеты и многие возможно вообще не ходили на стадион, но партия сказала надо мы сказали есть