Как экс-надежда Ferrari оказалась в HRT
Сегодня Тонио Льюцци выступает в HRT, регулярно занимает последние ряды стартового поля, а ...
Сегодня Тонио Льюцци выступает в HRT, регулярно занимает последние ряды стартового поля, а продолжение его карьеры в Ф1 выглядит весьма проблематичным. Итальянец не обладает солидной спонсорской базой, его результаты в последнее время оставляют желать лучшего, а все места в серьезных командах расхватаны на пару лет вперед.
А ведь еще семь лет назад команда Ferrari готова была предложить Тонио занять место Михаэля Шумахера. Речь шла о том, чтобы вырастить новую собственную суперзвезду, которая рано или поздно приняла бы эстафету у «семикратного».
В поле зрения Scuderia Льюцци попал в середне 2004 года. К тому моменту на счету итальянца были многочисленные картинговые титулы, «серебро» немецкой ФRenault, и Чемпионский титул в Формуле-3000, где он выиграл семь гонок из десяти. В качестве дополнительного аргумента имелись и хвалебные рекомендации самого Шумахера, которого Льюцци объехал в финале картингового Чемпионата Мира в 2001 году, в Керпене, на его домашнем картодроме. На руку Тони играл и интерес со стороны Фрэнка Уильямса, который пригласил Льюцци на тесты, хотя и не смог в итоге предложить итальянцу ничего большего.
Намерения Ferrari были настолько серьезны, что они организовали для Тонио тесты в составе Sauber. По идее, должна была сработать схема, которая двумя годами ранее была применена к Массе – работа в Sauber, совмещенная с тестовыми функциями в Ferrari, а через пару лет повышение до статуса боевого пилота Scuderia. То есть, к концу 2006 года Тонио должен был быть вполне готов стать напарником Массы в итальянской команде, или даже «подсидеть» бразильца.
Однако, несмотря на удачные тесты, Петер Заубер предпочел подписать контракт с куда более известным, опытным и маркетингово-привлекательным Жаком Вильневым – решение, оказавшееся едва ли не самым ошибочным в многолетней карьере прозорливого швейцарца.
Льюцци остался без места и перспектив, и его тут же подхватил Red Bull. Компания Дитриха Матешитца сотрудничала с Тонио с 2003 года и опосредованно спонсировала его выступления в Формуле-3000. А в конце 2004 Red Bull искал пилотов для своей команды Ф1, которая как раз дебютировала в Чемпионате Мира.
С Кристианом Хорнером и Red Bull Льюцци познакомился еще в Формуле-3000
Казалось, выступления в солидной команде станут отличным трамплином для карьеры Льюцци в Ф1, но все вышло с точностью до наоборот – за семь лет в Чемпионате Мира Тонио скатывался все ниже и ниже, пока не оказался в самой слабой и нищей команде пелетона. И дело не в плохих выступлениях Льюцци – когда машина позволяла, он выжимал из нее все и даже больше – а в невезении и стечении обстоятельств.
В 2005 году он стал заложником кадровой политики Хельмута Марко. Австриец, выполняющий функции автоспортивного консультанта Red Bull, придумал чередовать вторых пилотов команды. Предполагалось, что три первых гонки сезона проедет Кристиан Клиен, затем еще три Тонио Льюцци, затем машину еще на три этапа опять примет Клиен, после чего снова наступит очередь Льюцци, и так до конца сезона. На практике, без каких-либо очевидных причин ставка была сделана именно на Клиена – злые языки утверждали, что свою роль сыграла его национальность – а Тонио провел лишь четыре Гран При вместо запланированных девяти-десяти.
Чтобы как-то компенсировать «моральный ущерб», в конце 2005 года Льюцци отправили в Toro Rosso, незадолго до того приобретенную Red Bull. Предполагалось, что Тонио проведет там годик-другой, поднимет «целину», после чего вернется в основную команду Red Bull. Однако, на практике все опять пошло иначе. Машина Toro Rosso в те годы была отвратительной – ее строило то же КБ, что и болиды Red Bull, но ресурсы выделялись по остаточном у принципу, и с большим опозданием.
Своего первого напарника, молодого амбициозного Скотта Спида, Льюцци объехал легко, но посреди 2007 года в команде появился мегаталантливый Себастьян Феттель, который моментально показал, кто в доме хозяин во всех смыслах слова. Сам Льюцци к тому времени совершал слишком много необязательных ошибок, не смог ничего противопоставить куда менее опытному будущему двукратному Чемпиону Мира, и в конце года его заменили на Себастьяна Бурдэ, кандидатуру которого «продавил» совладелец Toro Rosso Герхард Бергер.
Red Bull предложил Тонио финансирование его выступлений в США или любой другой Серии, однако, итальянец пошел на принцип, отказался от австрийских денег, заявив, что хочет остаться в Ф1, и что найдет себе место и без «энергетиков».
В результате он оказался «на улице», в конце сезона, когда свободных мест уже не было, да еще и без спонсорских средств. Все что смог найти в такой ситуации Льюцци – это место тестера Force India, с возможностью повышения до статуса боевого пилота.
В индийской команде Тонио провел три год а, но выступал из них чуть больше полного сезона. Боевую машину он получил за пять гонок до конца Чемпионата Мира 2009 года, когда лидер Force India, Джанкарло Физикелла, ушел в Ferrari.
Тонио, в какой-то момент тоже фигурировал в списке пилотов, которые могли заменить травмированного Массу, и провалившего дебют Бадоера. Но против итальянца сыграл запрет на внутрисезонные тесты – и боссы Scuderia предпочли Физикеллу.
Отсутствие тестов испортило Льюцци и дебют в Force India – в 2009 году он сел за руль совершенно незнакомой машины и ни о каких сверхрезультатах речь не шла – а в 2010 году он столкнулся с тем, что болид фактически строился «под» старожила команды, Адриана Зутила. В результате, Тонио, которому к тому же не хватало стабильности, заработал вдвое меньше очков, чем его напарник, и вылетел из команды. А его место занял ставленник Mercedes, Пол ди Реста. Льюцци пытался спорить, едва ли не судиться, требовал сохранения за ним места, говорил о подписанном контракте и просил компенсации, однако, в итоге оказался в HRT, куда его взяли исключительно благодаря имени, небольшим спонсорским вливаниям, и в надежде на его опыт тестера.
Говорить о том, как сложится дальнейшая карьера Тонио в Ф1 сложно – правильнее ставить вопрос, сложится ли она вообще. Причем, наиболее очевидным ответом на сегодняшний день будет – нет, не сложится. У него фактически нет персональных спонсоров, а в «приличных» командах, куда берут исключительно за талант, нет свободных мест на два-три года вперед.
Как знать, карьера Льюцци могла бы сложиться совершенно иначе, если бы в 2005 году Заубер поставил на него, а не на «пенсионера» Вильнева. Не исключено, что Тонио – при благоприятном стечении обстоятельств – вполне мог оказаться в Ferrari вместе с Массой или даже вместо в Массы, напарником которого в Sauber он должен был быть.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Пушич знает все сильные и слабые стороны соперника…
Наставник ФСК Мариуполь прокомментировал финансовые трудности команды