Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
974
0

Георгий Городенко: "Лобановский был очень упертый"

Георгий Городенко о Валерии Лобановском

«Комсомолка» встретилась и пообщалась с его футбольным коллегой – вратарем, одесситом Георгием Городенко, который был одним из лучших голкиперов «романтического» футбола 60-х годов минувшего века. Именно с участием Городенко «Черноморец» впервые после Великой Отечественной войны вышел в первую группу класса «А» в 1964-м.

«Валера не пил – только шампанское»

- Георгий Борисович, как Лобановский оказался в Одессе?
- В 1965 году происходила очередная реорганизация команды «Динамо» (Киев), и Валерий Васильевич, так получилось, не вписался в новый состав. Собрался уходить. А тренером «Черноморца» тогда работал Юрий Николаевич Воинов, который хорошо знал Лобановского: приходилось ему играть с ним вместе. Нашей команде обязательно нужно было укрепиться, поскольку в 1964 году она попала в высшую лигу всесоюзного футбола. И весной 1965 года тренер пригласил Лобановского в «Черноморец».

- Помните свои первые впечатления о нем как о человеке?
- Ну, он выделялся на фоне всех! Это был интеллект! С ним можно было поговорить совершенно на разные темы: о политике, культуре, литературе и так далее. Он выбирал себе в собеседники наиболее интересных ребят из нашего клуба. А на выездах ему «подбрасывали» таких, которые нарушали дисциплину: Валера умел их держать. В Одессе он поселился в Аркадии на спортивной базе команды вместе с Виктором Каневским, Анатолием Коршуновым и другими парнями. В нашем городе окончил политехнический институт (перевелся из Киева), а диплом отпраздновал со всей командой на одной из дач Большого Фонтана.

- Покутили, наверное, славно?
- Валера не пил - только шампанское. К тому же тогда он был уже женатым человеком.

- Неужели совсем недостатков не водилось?
- (Долго думает). Нет, водился один - Лобан был очень упертый. Если у него имелись убеждения, то от них не отходил. Когда у нас происходили разборы игр и, допустим, ему говорили, что такие-то технические приемы выглядели лишними, то он упорно доказывал обратное. Даже если понимал, что не прав, не признавал этого! Случались на данной почве и конфликты между ним и тренером, но его очень ценили как нужного игрока. Конечно, по характеру Лобановский был своеобразным человеком, но во всяком случае в «Черноморце» врагов у него не водилось. Очень контактный, он любил шутить и по-хорошему подтрунивать на тех же разборах игр.

- Какие-нибудь его хохмы помните?
- Уже будучи тренером, на разборе игры он мог сказать что-то в таком духе: «Сегодня наш защитник здорово сыграл! Но ему бы поставить стул посередине штрафной площадки, и он бы сделал то же самое…»

«Мой товарищ стал моим тренером»

- И долго Лобановский играл за черноморский клуб?
- Он ушел в «Шахтер» через год. А я еще раньше перевелся в «Днепр». Это случилось после окончания сезона 1965 года, когда команда поехала на сборы на Ближний Восток, а меня, Васю Москаленко и еще нескольких ребят не взяли, к тому же пригласив на просмотр молодого вратаря Александра Ярчука. После этого я написал заявление и покинул команду. А вскоре мне позвонил Анатолий Федорович Зубрицкий, возглавлявший днепропетровский «Днепр». Прошло время. В 1968 году мы собрались ехать на сборы в Польшу, перед поездкой нам представили нашего нового тренера. И им оказался Валерий Лобановский! Ему было тогда всего 29 лет. Мой коллега и товарищ стал моим тренером. Год я отработал под его началом. А в 1969-м, когда уже был в приличном по футбольным меркам возрасте, решил уходить. Лобановский просил меня остаться играющим тренером в «Днепре», но моя семья жила в Одессе, и я твердо принял решение закончить карьеру. Через много лет, когда мы встретились с Валерой в Киеве, в дружеской беседе за коньяком он все спрашивал меня, не пожалел ли я позднее, что не остался.

- Лобановский сильно изменился, став тренером?
- Нет. К слову, он был очень трудолюбивый. Помню, после тренировок в клубе «Черноморец» мы с ним часто задерживались поработать с мячом, и я видел, как Лобановский отрабатывает свой знаменитый «сухой лист». Он был очень требовательный к себе и другим, но умел и прощать игрокам ошибки.

Игрокам спуску не давал

- Говорят, Лобановский строго следил за дисциплиной?
- Да, он мог продержать команду на базе весь период перед чемпионатом и только на выходные отпускал к семье. Его не волновало, что у игроков помимо футбола есть учеба, родные, отдых. Но самое уникальное - Валера знал, кто и где пил, гулял и когда вернулся домой. Но не признавался в этом, собирая информацию до определенного момента. Когда «проколов» накапливалось много, вызывал провинившегося к себе в кабинет и, сообщая все провинности, выносил вердикт. У игроков просто глаза на лоб лезли! В 90-е годы я общался с Лобановским в Конче-Заспе, где он тренировал «Динамо». И видел, как он четко контролирует весь процесс. Мог в любой момент рассказать, кто и с кем живет в комнате, какой там порядок, кто и что ест, у кого какой общий анализ крови. Контролировал даже, в какой цвет выкрашены корпуса! Едва появлялся на базе - все бросались по своим местам ликвидировать недочеты. В этом плане он был жестким. Но при всем при том и очень человечным. Интересовался проблемами, пытался помочь. Всегда держал слово и заботился об игроках. Согласитесь, ко всем командам, с которыми он работал, приходил большой успех.

- Ну а тренировки как проходили?
- Лобановский изобрел свой профессиональный подход к тренировочному процессу. В научном институте физкультуры разработали систему тренировок в течение трех часов. А Валерий в противовес ввел собственную систему. Занятия у него были короткие и интенсивные - час двадцать – час тридцать и проходили без задержек. Накануне вечером показывал игрокам расписанный по минутам план тренировки.

- Если не секрет, как футболисты называли Лобановского между собой?
- Те, которые знали его еще с юности, - Лобан. Кто-то – Рыжий. А когда Валера стал тренером, игроки называли его исключительно Мэтр. И действительно, Лобановский был настоящим мэтром - прекрасным игроком и великим тренером!

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Георгий Городенко родился 7 мая 1936 года в Одессе. Воспитанник команды завода им. Октябрьской революции. Амплуа: вратарь. Игровая карьера: «Металлург» (Одесса), «Пищевик» (Одесса), «Черноморец» (Одесса), «Днепр» (Днепропетровск). С 1992 года - вице-президент Федерации футбола Одесской области. Старший преподаватель кафедры физвоспитания Одесского государственного экологического университета. Имеет дочку и двух внуков.

Беседовала Снежана ПАВЛОВА, Газета Комсомольская правда

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.