Иван УХОВ: «В России легкой атлетикой мало кто интересуется»
Рекордсмен России по прыжкам в высоту рассказал о семейной жизни и планах на Олимпиаду в Лондоне
Рекордсмен России по прыжкам в высоту, самый закрытый легкоатлет России Иван Ухов пригласил корреспондента «Советского спорта» в гости, познакомил с маленькой дочкой Меланией и откровенно рассказал о семейной жизни и планах на Олимпиаду в Лондоне.
Интервью с Иваном Уховым… Это сочетание перестало вызывать у вашего корреспондента нервную дрожь еще прошлой осенью, когда накануне торжественного приема в Монте-Карло Иван вместе с женой Полиной вопреки молве о своей нелюбви к прессе дали мне интервью и даже согласились на фотосессию. Но не зря говорят, привычка – вторая натура…
— Иван, мы можем приехать к вам на тренировку, сделать интервью для газеты? – мой голос слегка дрожит от волнения.
— Если нужен, приезжайте в гости, — отвечает Иван. – Хоть сейчас. После четырех я гуляю во дворе с дочкой. Сегодня, завтра, всегда…
«ТРЕНИРОВАТЬСЯ – ЭТО МУТОРНО»
По дороге успеваю захватить подарок для маленькой Мелании Уховой – плюшевого Чебурашку. Как раз такой был талисманом сборной России на трех последних Олимпиадах. Иван наверняка получит игрушку накануне Олимпиады-2012 в Лондоне, но разве справедливо заставлять ребенка ждать целый год?..
— Погода плохая, гулять не пойдем. Заходите на чай, — я стою с телефонной трубкой, задрав голову на 21-й этаж. Прыгун в высоту – и живет высоко…
В квартире Уховых светло и чисто. На видном месте в коридоре – полка с кубками и медалями.
— Это Полина собирает. Я даже не знаю, где какая медаль лежит, — машет рукой Ухов. – Пойдемте лучше торт есть…
Иван мужественно отказывается от аппетитного куска сладкого – разгар сезона, за весом надо следить. Мелаша на руках у папы разглядывает нового друга Чебурашку. Потом находит кнопку на животе, нажмешь на нее – и играет музыка. Так моя диктофонная запись накладывается на соло Чебурашки…
— Иван, вас почти не видно и не слышно…
— Так стартов нет, негде выступать, — вздыхает Ухов.
— Ну почему нет? Вот Мемориал Знаменских в Жуковском недавно прошел…
— В Жуковский меня почему-то никогда не приглашают. А просто зрителем съездить поленился, да и ребенка жалко – по жаре в пробках тащиться… Вообще же турниров в мужской высоте очень мало. Я целый месяц не выступал.
— Месяц сплошных тренировок – это, наверное, жестоко…
— Я вообще не знаю спортсменов, кто любил бы тренироваться. Муторно, рутинно – как это можно любить?! Я люблю выступать, потому что в соревнованиях есть кураж, азарт, адреналин. Но головой понимаю: чтобы хорошо соревноваться, без тренировок не обойтись. Так и заставляю себя работать...
— И как много?
— Раз в день, часа по полтора позанимался – и готово. Суббота, воскресенье – выходные. Неплохо, да?
— Ни за что не поверю, что ваши соперники в секторе тренируются так же. Алексей Дмитрик, например, рассказывал, что света белого не видит…
— Судя по тому, как Дмитрик прыгает в этом сезоне (Алексей показал 2,35 м, личный рекорд и лучший результат сезона в России. – Прим. ред.), он и правда тренируется отлично, — заразительно смеется Иван. – А если серьезно, я тоже не всегда так мало работаю. На сборах в межсезонье пашу, как положено, – по две тренировки в день, часов пять в общей сложности. Вся база закладывается там, потом остается ее поддерживать.
— И по десять лишних килограммов в межсезонье по-прежнему набираете?
— Обижаете, двадцать! – смеется Ухов. – Лично для меня это нормально. Сейчас, естественно, никакого лишнего веса нет, сезон ведь уже стартовал. В этом плане я сам за собой слежу, никаких накачек со стороны тренера не требуется. Спорт – это мой заработок, в моих интересах отдать ему максимум. Сколько сам в себя вложишь, такую отдачу и получишь.
— Ваш тренер Сергей Клюгин по совместительству работает в Министерстве спорта. Как он все успевает?
— У нас свободный график тренировок. Каждый день созваниваемся и выбираем удобное время. Сережа иногда даже во время работы приезжает. Сегодня вот тоже договорились, но я проспал, — Иван прячется за головку маленькой Мелаши, как нашкодивший ребенок. – Пойду теперь вечером самостоятельно разомнусь на стадион.
— В Химках вы, наверное, знаменитость…
— Да нет, ни разу не узнавали. Мне это только в радость – гуляю себе спокойно, тренируюсь…
— Нет, помнишь, Вань, тебе на стадионе что-то кричали? – вмешивается Полина. Иван лишь пожимает плечами. К чему, мол, вся эта пустая суета.
«НА МОСКОВСКОМ ЧМ ТРИБУНЫ БУДУТ ПУСТЫМИ»
Мелаша Ухова давно уже с любопытством поглядывает на диктофон и все-таки решается перейти к активным действиям.
— Спасайте скорей, — смеется Иван. – У нас уже пять телефонов сломано и компьютер. Может, дочка журналистом станет?
— Или прыгуньей в высоту?
— Вы что, она только ходить научилась! Прыгаем пока только по кровати.
— В этом сезоне вы сами выше 2,32 м не прыгали. Главный тренер сборной Валентин Маслаков говорит, еще не отошли от победной зимы…
— Да нет, на самом деле я был готов к лету даже лучше, чем к зиме. На тренировке перед первым стартом в Чехии прыгнул 2,38 м! Но, к сожалению, в Остраве с ходу травмировал спину. Там была низкая яма, сантиметров пятьдесят. В первой же попытке я неудачно упал и тут же почувствовал боль. Хотя старт потом на энтузиазме все равно выиграл. Затем случился неудачный перелет в Америку – летел часов тридцать, спина затекла. Я едва напрыгал в Юджине 2,29 м, и, когда вернулся, даже с трудом ходил… Так что, если вы думали, что я буду обвинять в своих неудачах дождь, это неправда, — со смехом подмигивает Ухов, намекая на свою нелюбовь прыгать в мокрую погоду.
— Лондон и дождь – понятия неразделимые. Как же вы собираетесь выступать на Олимпиаде?
— Да как в песне – «А где-то лондонский дождь, до боли до крика…» — улыбается Иван.
— В чем вам надо прибавить, чтобы к Олимпиаде закрепиться в статусе явного фаворита?
— Да ни в чем, — Ваня на секунду замолкает. Отдает Мелашу жене, в задумчивости отхлебывает чай. Наконец, как бы извиняясь, произносит:
— Ну не могу я ничего придумать. Давайте следующий вопрос?
…В этом весь Ухов. Он искренне старается, как все, отвечать на журналистские вопросы заученными фразами. Но не получается. Иван зачастую несерьезен, но никогда не бывает банален.
— Вам не кажется, что на фоне ажиотажа вокруг Олимпиады в Сочи, Игры в Лондоне незаслуженно отошли на второй план?
— Да меня даже не Лондон, меня чемпионат мира в Москве в 2013 году волнует! Сочи, Универсиада в Казани, «Формула-1»,чемпионат мира по футболу… Столько грандиозных проектов, а о легкой атлетике ни слова.
— Судя по «популярности» легкой атлетики в нашей стране, можно ожидать пустые трибуны на московском чемпионате мира.
— Это-то и огорчает. Сколько зрителей вмещают «Лужники» — 70 тысяч! Как вы думаете, найдется в Москве столько народу, готового ходить на легкую атлетику в течение десяти дней?
— Будь это в ваших силах – как исправить ситуацию?
— Уже никак. В России есть группа фанатов легкой атлетики, но их совсем немного. За границей, например, даже в крошечном хорватском городке Сплите люди в очереди стоят за билетами!
«ЖЕНА – КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БОНУС»
Мелаша – как заправская спортсменка – спрыгивает с маминых рук обратно в папины объятия.
— Семейная жизнь оставляет время на развлечения?
— Иногда нам с Полиной хочется пойти в клуб или даже просто в кино, погулять. Но дочка не «пускает». Спасают бабушки: как только они приезжают, мы позволяем себе иногда расслабиться. Съездили на соревнования в Польшу.
— Раньше вы жену за границу не брали…
— Я и в этом сезоне не беру. Это как дополнительный бонус самому себе – чтобы ездить с женой, надо хорошо прыгать. А я пока – не очень, не дотягиваю.
— Соревнования по прыжкам в высоту нередко проводятся под музыку. Вы какие мотивы предпочитаете?
— А мне всегда Поля выбирает песню, — Иван тут же использует возможность «перевести стрелки». – Под музыку мне вообще очень комфортно прыгать. Спокойно, легко, безответственно.
Поняв, что сморозил лишнее, Ухов смеется.
— Я люблю «Мумий Тролль», Земфиру, из иностранного – Radiohead, Muse, вообще что-нибудь веселое и заводное, — вступает в разговор Полина. – Последний раз Ваня прыгал под «Мумий Тролля».
— А читаете сейчас что?
— Детские книжки, — отдувается за обоих жена.
— Как настраиваетесь на самые важные старты – читаете, музыку слушаете?
— Самое страшное для меня – ждать. Когда финал вечером и нужно как-то провести целый день. Я реально лежу в номере и плюю в потолок.
— Как относитесь к чемпионам-однодневкам, которых резко критикует ваш коллега Ярослав Рыбаков? Например, Дональд Томас с Багамских островов только раз удачно выступил на соревнованиях – на чемпионате мира-2007. И сразу взял золото.
— А что вам не нравится? Томас хорошо прыгает, — Ухов поднимает брови. – Как мне рассказывали, когда он побеждал в 2007-м, вообще практически не имел понятия о прыжке. Прыгал, как умел, и за счет сумасшедшего таланта выигрывал. А потом Дональда стали учить правильной технике и поломали ему все. Сейчас он даже думает вернуться обратно в баскетбол, с которого начинал.
— Сумасшедший природный талант, баскетбольная карьера… Не кажется, что Томас удивительно похож на вас?
— Да, только я летним чемпионом мира еще не был! А так, правда, девять лет в детстве играл в баскетбол. В 16 закончил и забыл о нем.
— Полина, а вам смотреть за прыжками мужа нравится? – обращаюсь к жене.
— Конечно! Я только всегда переживаю, почему прыжки в высоту так мало показывают! Все, что угодно, в кадре: длина, стайерский бег, шест, но высота никогда. Это так несправедливо, неправильно, и главное, мне никто не может объяснить, почему…
— Вы вообще в легкой атлетике разбираетесь?
— Мне Ваня недавно рассказал, что, оказывается, при тройном прыжке надо только одной ногой толкаться! – смеется Полина.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика
Украинская саблистка хочет принять участие в первом турнире сезона в Орлеане