БЫКОВ: «Ощущал себя так, будто сотворил что-то мерзкое»
Экс-главный тренер сборной России по хоккею о своей жизни после увольнения
Позвонить Вячеславу Быкову заставили… читатели «Советского спорта». Они и раньше просили, чтобы мы пригласили экс-главного тренера сборной России на «Прямую линию». Быков отказывался. Но вчера со словами поддержки выступил трижды олимпийский чемпион Александр Карелин, и снова начались звонки в редакцию: «Что сейчас с Вячеславом Аркадьевичем?!»
Тогда Быков согласился на разговор.
«СЕЙЧАС Я ПЛЫВУ ПО ВОЛНАМ»
– Цитирую Александра Карелина: «Нельзя устраивать гражданскую казнь заслуженного тренера, тем более признающего свои ошибки!» Знаменитый борец выразил сожаление, что ему не удалось пообщаться с вами после Словакии.
– Я бы с удовольствием пообщался. Познакомился с Карелиным в музее Лозанны, когда ему вручали Золотую олимпийскую ветвь. Поговорили накоротке. Но хорошо помню ту встречу. Сам человек впечатляет! Своим ростом, огромной ладонью и твердым рукопожатием, добротой и сердечностью.
Вроде бы борьба – индивидуальный вид спорта. Хотя есть команда – тренер, массажист, врач… Но меня всегда восхищало единение, братство борцов. Они поддерживают друг друга в беде и радости.
– Вы уже прилетели в Швейцарию, где у вас дом. Как проходят дни?
– Только что встретил сына, он приехал с командой из лагеря. И сейчас мы все вчетвером, еще жена и дочь, идем на торжественный вечер. Не знаю, интересно ли это… Есть фонд, связанный с моим именем. Собираются средства, которые идут детям – помогают им заниматься спортом, в частности хоккеем.
– Ваш сын уже поправился после травмы, из-за которой он не поехал на чемпионат мира?
– О, у Андрея все в порядке! Вовсю тренируется, хочет подойти к сезону в отличной форме. Он весной продлил контракт с «Фрибургом» на два года.
– Вы проведете все лето в Швейцарии или отправитесь куда-нибудь на курорт?
– Конкретных планов нет. Сейчас живу по принципу «куда ветер дунет». Будет настроение – и на курорт махнем! Знаете, как яхта плывет по морю – паруса спущены, ее несет по волнам.
Хочется побыть в семье. О таком моменте мечтают многие трудоголики. Я чувствую себя счастливым человеком. У меня есть любимая жена и дети, друзья. Это самое главное в жизни.
«В МАРТЕ ЗВАЛИ ВО «ФРИБУРГ»
– Болельщики в Европе к вам подходят?
– Безусловно. Пожимали руку, и это было приятно. Все они, так или иначе, сожалели о произошедшем. Я старался их успокоить. Говорил, что у каждого в жизни бывают разные повороты. Нужно из каждой ситуации извлекать позитив.
– Не поверю, если вы скажете, что вас к себе не приглашал «Фрибург», которому вы отдали 10 лет жизни как игрок. Даже на должность консультанта.
– На самом деле «Фрибург» звал меня в марте, когда они определялись с главным тренером. Но тогда я сказал, чтобы искали другого человека. Посчитал, что не вправе заставлять людей ждать, долго оставлять команду без наставника. Ждать человека до середины мая – это несерьезно. Я бы так не смог.
– Да? Прошло уже две недели после исполкома ФХР, на котором все дружно заявили: теперь со сборной России должен работать Зинэтула Билялетдинов. Но сам кандидат не сказал ничего и уехал в отпуск. Я не уверен, что Билл и через месяц даст конкретный ответ – переговоры с ним начнутся только 14 июня. Вы бы могли так сыграть на паузе?
– Я стараюсь в каждой ситуации с уважением подходить к людям, которые находятся напротив меня. К тем, кто ждет ответа, и кто хочет его получить.
Пять лет назад, когда мне предложили стать главным тренером сборной России, я ответил весьма быстро. Много времени на раздумья не ушло. Но сейчас не собираюсь бросать тень на Зинэтулу. Безусловно, у него непростая ситуация. Если Билялетдинов возьмется за эту работу, лично я пожелаю удачи. Это сложная роль. И важно, чтобы тренер ощущал поддержку своих коллег.
– Но вы понимаете, что это «расстрельная» должность? Вне зависимости от пунктов в контракте, если Билялетдинов не сможет завоевать медаль на чемпионате мира, снова начнется лютая критика. Планка задрана высоко. Сборная России – первая в рейтинге ИИХФ. «Нашим людям нужны большие победы», – говорят авторитетные болельщики.
– Все это так. Но мы сейчас переходим к полемике на профессиональные темы. Хотел бы ее избежать, чтобы не задевать людей.
– На исполкоме ФХР вы выступили с программой по реформированию нашего хоккея…
– Эту программу надо было принимать сразу после Олимпиады. Мы с Игорем Захаркиным предлагали, чтобы идти на риск уже в прошедшем сезоне. Проводить реформы, активно привлекать к команде молодежь, подтягивать середнячков. Такая инициатива у нас была.
– Понимаю, что в ФХР это не нашло отклика. Ключевым стал пункт в контракте, по которому вы должны были каждый сезон брать медаль на чемпионате мира. Иначе работу могли потерять не только тренеры, но и чиновники федерации.
– Год назад о стратегии не думал никто. Тогда нас не услышали. А сейчас говорят, что мы опоздали со стратегией на целый сезон.
«СБОРНОЙ МОЖЕТ РУКОВОДИТЬ ГЕНМЕНЕДЖЕР»
– Сразу после отставки я у вас спросил по SMS, не собираетесь ли вы возглавить сборную Белоруссии или Латвии. А вы ответили, тоже эсэмэской: «Ну что вы. Нет, конечно…» Откуда такая твердая уверенность? Не хотите работать с бывшими соперниками?
– Начну с того, что у этих сборных были свои тренеры…
– Нет, я спрашивал, когда в отставку уже были отправлены Занковец и Знарок.
– Ну не знаю. В тот момент я об этом не думал. И сейчас сильно сомневаюсь.
– А интересный был бы ход: Вячеслав Быков – главный тренер Белоруссии.
– Я считаю, что в этих странах есть достойные люди и тренеры. Местные специалисты, которые могли бы получить грандиозный опыт на международном уровне. Росли бы вместе со сборной.
– Раздаются голоса о том, что даже сборную России может возглавить иностранец.
– И я этому не удивлюсь.
– Почему?
– Я ведь анализирую ситуацию. И вижу, что это возможно.
– Министр спорта Виталий Мутко сказал, что не видит генерального менеджера во главе сборной России. Почему у нас не может работать канадская система? Вам ведь легче было бы – под удар уже ставился бы управляющий, а не главный тренер.
– Ответственность должна лежать на обоих. А по большому счету, на всей сборной. Есть выражение «Побеждает команда, проигрывает тренер». Я не полностью с этим согласен. Но раз сложилась такая система, не собираюсь ее обсуждать.
С другой стороны, попробовать-то можно. Только не надо разъединять управляющего и главного тренера. Они должны работать совместно на результат.
В прошлом году у нас была идея найти для сборной генерального менеджера. Мы уже контактировали с одним человеком. Но дальше разговоров дело не зашло.
Не исключаю, что сборную России когда-нибудь возглавит управляющий. Сильная фигура, которая досконально знает хоккей, варится в нем, имеет опыт менеджмента. Уважаемый специалист. А может, уважение к нему придет после того, как команда даст результат.
«ЧЕМОДАНА НЕТ. ЕСТЬ КОНЬКИ И КЛЮШКА»
– Сейчас ФХР подготовила программу для нового главного тренера. Меня удивило, что в сборную хотят привлечь психолога. Он что, нам так нужен?
– Лично я в команде обходился без психолога. Мы с Игорем справлялись с этой ролью. И очень тяжело найти конкретного человека на эту должность. Специалиста с нужным образованием и опытом, умеющего за один-два дня подобрать ключики к игрокам.
Это сложно, чтобы хоккеист тебе доверял, открывался, рассказывал личное. Хотя можно говорить теоретически, как контролировать эмоции в конкретной игровой ситуации. Наверное, тут психолог бы помог. Не отрицаю, что его не может быть в сборной.
– А в других национальных командах есть такие специалисты? Может, в Швейцарии?
– Сейчас у сына спрошу, – Быков кричит: «Андрюх, у вас психолога нет в сборной?». – Он мне конкретно ответил: «Еще чего!» Первая реакция игроков однозначная. Но все имеет право на жизнь.
– Думаю, что Александр Радулов побьет психолога, если он полезет к нему в душу.
– Сложно сказать.
– Вы в курсе, что болельщики написали открытое письмо? Хотят, чтобы Быкова вернули в сборную России. Подписалась пара тысяч человек.
– Если честно, после исполкома ФХР я постарался абстрагироваться от всего. Было ощущение, будто я сотворил что-то мерзкое в жизни. Мне хотелось просто спрятаться. Поэтому я не читаю ни Интернет, ни газеты. Я ушел от эмоций, которые сейчас совершенно не нужны ни мне, ни моей семье.
А болельщикам хочу сказать, что я был счастлив подарить вместе с нашей командой те чувства, когда мы вместе радовались победам.
– У вас есть чемоданчик?
– В смысле?
– С самыми необходимыми вещами. В октябре-ноябре в КХЛ пойдут первые тренерские отставки. Я уверен, что заговорят о Быкове, предложат контракт. И вы вылетаете в Россию первым же рейсом.
– У меня есть коньки и клюшка. Чемодан не нужен. Но прежде чем принимать решение, я его серьезно обдумаю. Спонтанно не делаю ничего.
– А если сразу после своего назначения вам позвонит Зинэтула Билялетдинов и предложит войти в тренерский штаб сборной России? Какой будет ваша реакция?
– Это джокер.
– В смысле?
– В интервью, как в карточной игре, есть один джокер. Вопрос, на который можно не давать комментарии. Его я и беру. Отвечать не хочу. Но в любом случае буду болеть за сборную России.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Хильберто Рамирес планирует сменить весовую категорию
Семь матчей состоялось в Лиге