Хосе АРАНДА: «Футбол с видеоповторами похож на хоккей»
Советник президента РФС по вопросам судейства о российских судьях
Вчера гостем редакции «Советского Спорта» стал Хосе Мария Гарсия Аранда, советник президента РФС по вопросам судейства. В течение более чем двухчасовой беседы Аранда поговорил о российских судьях, разобрал спорные моменты из матча «Анжи» – «Ростов», а также высказал мнение о том, необходимы ли футболу видеоповторы.
«НА ЕВРО-2012 МОЖЕТ ПОПАСТЬ ТОЛЬКО НИКОЛАЕВ»
– Да уж, у меня много имен, – смеется Аранда. –Можно Хосе Мария – это мое имя, а Гарсия Аранда – фамилия, по которой меня знают во всем футбольном мире. Решайте сам и, меня все варианты устраивают.
– Какое мнение составили о российском футболе – как уровне игры, так и уровне судейства?
– Я посмотрел матчи как премьер-лиги (например, ЦСКА – «Спартак»), так и юношеских сборных до 18 лет — России и Белоруссии… И первое впечатление – позитивное. Что касается судейства, то я познакомился с арбитрами самых разных категорий, с опытнейшим Баскаковым, с молодыми судьями. У российских судей хорошее будущее. Что-то, конечно, нужно улучшать, но для этого я здесь – надо поднять российский арбитраж на мировую вершину.
– Сплошной позитив, Хосе Мария! В то же время российские арбитры давненько не работали на мировых и европейских форумах. Почему?
– Потому что конкуренция высока. Счастливый билет на ЧМ получают всего 24 судьи. Не все хорошие арбитры могут попасть в этот список.
– Учитывая, что он был последним арбитром, работавшим на чемпионате мира от России, ваши слова являются фактом. Но мы постараемся сделать все возможное, чтобы на следующих ЧМ работали российские судьи. И у нас есть время, чтобы попасть на ЧМ-2014 в Бразилии.
– Этот турнир начнется уже практически послезавтра. Времени мало. В элитную группу арбитров УЕФА, среди членов которой и выбирают лучших из лучших, входит на данный момент только один россиянин – Алексей Николаев. Сколько процентов дам, что он попадет на Евро? Естественно, я хотел бы дать все 100 процентов, но попасть туда, сразу скажу, будет тяжело.
– Кто из российских судей может работать на матчах Лиги чемпионов?
«ЛУЧШИЙ В МИРЕ – УЭББ. НО И ИРМАТОВ ХОРОШ»
– Обычно иконой считается арбитр, обслуживавший финал ЧМ. Поэтому назову англичанина Говарда Уэбба. Но уровень Равшана Ирматова, должен заметить, не ниже. Это молодой, перспективный арбитр из Узбекистана, у которого есть все шансы стать лучшим.
– Пьерлуиджи Коллина, курирующий судейство на Украине, провел брифинг для журналистов — дабы объяснить на примерах нюансы правил. Будете ли вы устраивать подобные встречи с репортерами?
– Готовы ли посвящать каждый понедельник разбору спорных эпизодов в туре?
– Должны ли арбитры объяснять свои решения журналистам – после матчей, спустя несколько дней?
– В задачи судьи это не входит. Работа арбитра ограничивается пределами поля. И это четко прописано в нормах ФИФА и УЕФА. Возможно, стоит найти человека, который будет в нужной манере в нужное время комментировать спорные решения, но им не должен быть сам судья.
– Бывали случаи, когда арбитр, увидев на повторе, что ошибся, публично признавал ошибку. Как к этому относитесь?
– Судья не должен ни перед кем извиняться за свои ошибки. Я не видел, чтобы игроки или тренеры извинялись за свои промахи. И судьям делать этого нестоит.
– Считаю, футболисты и судьи должны уважать друг друга. Любого переходящего грань нужно наказывать в соответствии с дисциплинарным регламентом.
– Там болельщики тоже «поддерживают» судей выкриками, рассказывая, что и как надо с ними сделать. Это происходит по всему миру, но какой-то традиционной кричалки не существует. Обычно это просто оскорбления. В России судей причисляют к секс-меньшинствам? Даже не знаю, что могу сделать по этому поводу. И не думаю, что для самих судей эти выкрикиявляются какой-то проблемой.
– Ранее у нас в чемпионате открыто говорили о наказаниях, которые получают судьи за ошибки. Но с этого сезона все наказания решили оставлять в секрете. Правильно ли это?
– Я не знаю, почему наказания решили держать в тайне.
– Ну, если так говорят… В разных странах свои правила, и их нужно уважать. Но я считаю, что если к судье применены официальные санкции, нужно объяснитьлюдям, почему так произошло.
– Я лично не против, но только в том случае, если это будет технология, которая позволяет со стопроцентной точностью определить, что произошло в игровом моменте. Но сейчас, насколько я понимаю, таких технологий нет. Мы с вами посмотрели несколько раз повтор пенальти, назначенного Сухиной в матче «Анжи» — «Ростов», но так и не получили стопроцентно точного ответа. Возможно, в будущем по стадиону развесят 90–100 камер, которые позволят разглядеть каждый эпизод на максимально замедленном повторе и безошибочно определить, что именно произошло. Сейчас таких технологий нет. Впрочем, когда они появятся, наступит смерть человеческого фактора, а ведь именно за это многие и любят футбол. Но тут возникает еще один вопрос – в каких именно моментах игры вводить эти технологии? Только для того, чтобы определить, пересек ли мяч линию ворот? А вдруг за секунду до этого случился офсайд, который боковой судья не заметил?
– Но в хоккее над этими вопросами тоже задумывались и все-таки сказали «да» видеотехнологиям!
– Повторы изменят игру, она перестанет быть такой, какой мы ее знаем. Это будет другой вид спорта, наверное, более близкий к хоккею. Лично я предпочитаю футбол без всяких технологий. С ними судьи просто не смогут расти. Ведь изначально арбитр располагался вообще за пределами поля, и только потом решили переместить его на поле, чтобы он стал частью игры. И давайте не будем убирать рефери из игры.
– Не считаете ли вы, что российские судьи должны быть профессионалами и не заниматься никакой другой трудовой деятельностью?
– Они должны быть профессионалами и работать с полной отдачей,постоянно самосовершенствоваться, если хотят попасть в список топ-арбитров.
– Многие отмечают, что у российских арбитров нет единой трактовки эпизодов…
– Каждый судья – отдельная личность, и судит он в соответствии со своими личностными качествами. Многие по-разному смотрят на футбол, у некоторых судей разный опыт, да и одинаковых эпизодов в футболе не бывает.
– Мы не об этом. Есть четкое понимание, как судят англичане. Но как судят россияне? И какая манера судейства вам ближе – российская, со множеством свистков, или английская, с максимумом борьбы?
– Но ведь это зависит не от судьи, а от футболистов, от их менталитета, видения игры. Главная задача судьи – защитить игроков. И российский чемпионат невозможно судить так же, как английский. Совершенно разная игра идет на поле. Если бы российские футболисты играли в той же манере, что и английские, тогда об этом можно было бы говорить.
– Слышали что-то о договорных матчах в России?
– Только то, что пишут в газетах. Как судьи могут их предотвратить? Если судьи узнают о чем-то подобном, должны тут же информировать компетентных людей. Правда, у меня нет информации, обращался ли когда-нибудь хоть кто-то из арбитров с подобными жалобами.
– У нас который год говорят о предвзятости арбитров. Как намерены с этим бороться?
– Правда ли, что вашим помощником может стать Роберто Розетти?
– Я не знаю ничего на этот счет. Но очень уважаю Роберто, как и любого другого специалиста. И если кто-то из них собирается приехать, то буду только рад.
– Будет ли вам помогать известный в прошлом арбитр Валентин Иванов?
– Валентин – мой старый добрый друг, очень хороший человек. Настоящий профессионал. Я бы с радостью привлек его к работе. Но пока определенности нет.
– Нет, но уверен, что встреча состоится в ближайшее время.
– У Роберто Карлоса, судя по его «Прямой линии» в «Советском спорте», неплохой словарный запас русского языка. Какие слова вы уже знаете?
– «Спасибо», – почти без акцента говорит Аранда. – Это очень важное слово. Также могу сказать «доброе утро», «пока»…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинский боксер неожидано проиграл Лабиноту Джоджаю
Иван сосредоточен на играх за «Александрию»