Мама-тренер – это хорошо
Интервью с украинской гимнасткой Анной Ризатдиновой
17-летняя Анна Ризатдинова пока не входит в элиту мировой гимнастики. Но прогресс в ее результатах, безусловно, есть – если на первом этапе Гран-при-2011 в Москве Ризатдинова заняла в многоборье лишь 20-е место, то с каждым последующим стартом она поднималась все выше, к примеру, на третьем этапе Гран-при во Франции была уже 12-й. Ну а в сборной Украины Аню смело можно назвать вторым номером после Алины Максименко... Биография этой гимнастки интересна тем, что у нее, как и у многих известных украинских «художниц» прошлых лет, мама-тренер. Оксана Валериевна Ризатдинова сейчас возглавляет знаменитую симферопольскую школу художественной гимнастики, в которой много лет работала Любовь Евсеевна Серебрянская и из которой вышла олимпийская чемпионка Екатерина Серебрянская.
- Я почти не помню времена, когда выступала Катя, – берет слово Анна Ризатдинова. – Я тогда была еще слишком маленькая. Но с Катей я, конечно, хорошо знакома. Вообще, для всех крымских гимнасток она – фигура культовая, в нашей динамовской школе ей посвящен целый стенд. Впрочем, в гимнастику я пришла не потому, что хотела на кого-то быть похожей. Просто иного пути у меня, наверное, не было. Что интересно, сначала тренировки мне жутко не понравились. Я категорично заявила маме: «Не хочу ходить и все». Мама не стала настаивать. Но где-то через год я «передумала» и сама попросилась «на гимнастику». Занималась у разных тренеров – мама в свою группу брать меня не хотела: на примере Любови Евсеевны и Кати она видела все «подводные камни» семейной работы. И только когда я уже стала показывать какие-то результаты, смилостивилась и взяла меня к себе.
- А когда ты перешла в «Школу Дерюгиных»?
- В Киеве я уже третий год. Альбина Николаевна Дерюгина увидела во мне перспективу и пригласила в сборную. Родители хотели снять для меня квартиру в Киеве, но Альбина Николаевна сразу сказала: «Никаких квартир, она должна жить в коллективе». И я поселилась в спортинтернате РВУФКа (Республиканское высшее училище физической культуры. – прим. авт.). Сейчас я студентка первого курса училища. В комнате живу вместе с Викторией Мазур. Удивительно, но мы с Викой никогда даже не ругаемся, хотя, казалось бы, должны уже надоесть друг другу... Маме звоню каждый день. Кроме того, она часто приезжает на сборы в Киев, ездит со мной на все главные старты.
- Вообще, как ты считаешь: мама-тренер – это плюс или, скорее, минус?
- Думаю, положительных моментов, все-таки больше. Главный минус – это то, что маме-тренеру бесполезно жаловаться: мол, я так сегодня устала, пожалей меня. С другой стороны, жалость расслабляет. А наш вид спорта в этом смысле очень жесток: если сегодня дать себе слабинку, то завтра прийти в форму будет в два раза сложнее.
- Кстати, о форме. Я знаю, что после длительных перелетов вам порой приходится разминаться прямо в гостинице...
- Да, такое случается. Сразу попасть в зал удается не всегда. И тогда Альбина Николаевна устраивает разминку в гостиничном коридоре. И сразу же набегают зрители. Бывает, спрашивают: «Вы циркачки?» Нет, говорим, мы спортсменки, но удивить тоже можем (смеется).
- Как ты считаешь, чего тебе пока не хватает, чтобы на равных соревноваться с ведущими гимнастками мира?
- Мне пока явно не хватает опыта и стабильности. Если три вида делаю чисто, то на четвертом обязательно сделаю ошибку. Дело тут не в психологии – росто некоторые элементы и связки еще не выучены до автоматизма... С другой стороны, автоматизм движений не должен нивелировать артистизм. Ирина Ивановна Дерюгина требует, чтобы даже на тренировке мы каждое упражнение делали эмоционально, с выражением чувств.
- В упражнении с обручем у тебя очень необычное музыкальное сопровождение...
- Эта музыка (саундтрек из к/ф «Форсаж») действительно несколько не в моем стиле – эдакая авангардно-роковая композиция. Поначалу она мне категорически не понравилась, думаю, как под такое можна выступать. Но Ира Блохина придумала очень интересные движения для начала программы. А Ирина Ивановна творчески «обогатила» музыку гимнастикой. В общем, теперь я очень даже люблю свой «обруч». Он у меня остался еще с прошлого года. Как и упражнение с лентой – «танго». Композиции с мячом и булавами – новые (музыка соответственно саундтреки из фильмов «Сумерки» и «Остров»).
- Аня, как ты относишься к тому, что из программы соревнований, по крайней мере, до 2016 года исключили упражнение со скакалкой?
- Если честно, я скакалку никогда особо не любила. Да и к тому же на чемпионатах Украины мы все равно выступаем по шестиборью – пять предметов плюс упражнение без предмета. И на тренировках скакалка всегда в зале – только у кого-то из гимнасток появляются лишние граммы веса, Альбина Николаевна сразу: «Скакалку в руки и прыгать»...
- Глядя на ваши фигуры, складывается впечатление, что вы совсем ничего не едите...
- Это обманчивое впечатление. Во всяком случае, с голоду мы точно не умираем. Просто гимнастка должна быть дисциплинированной во всем, в том числе – за обеденным столом. Это сложно. Бывает, на банкете после соревнований как дорвешься до вкусненького, особенно если тренеров нет рядом. А потом, вернувшись домой, становишься на весы и понимаешь, что без скакалки не обойтись (смеется)..
- В художественной гимнастике уже давно введены специальные карточки с записью всех элементов упражнения спортсменки. Насколько я знаю, эти карточки заранее подаются в оргкомитет, и судьи на соревнованиях оценивают только заявленные элементы...
- Да, это так. При этом далеко не каждый из заявленных и исполненных элементов будет засчитан. Бывает, вроде бы все выполнила правильно, а баллов за трудность недобрала.
- А как понять, что было засчитано, что нет?
- Это можно выяснить только после общения с судьей, который работал на данных соревнованиях, – арбитры, как правило, обсуждают все спорные моменты.
- В фигурном катании сегодня даже простой болельщик может зайти на официальный сайт Международной союза конькобежцев и посмотреть, за какие элементы спортсмен получил бонус, а за какие – сбавку...
- У нас такого нет. В протоколе соревнований просто расписаны оценки каждой из судейских бригад. А чем руководствовались арбитры, не всегда понятно... Впрочем, я о судействе стараюсь не думаю. Мое дело – тренироваться, не жалея себя, и выступать, как можно лучше...
Светлана НАКОНЕЧНАЯ
Интервью опубликовано в газете «Спорт-Экспресс в Украине» (номер за 28 апреля)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Фьюри поблагодарил украинца за бой
Команда Ираолы выиграла четыре из пяти последних матчей