Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
2081
0

Олег Блохин: «Мы тренировались на асфальте, где сейчас центральный вход стадиона «Динамо». И когда мне сейчас говорят, что поля не те, площадок не хватает, обмундирования… – ну, тогда вы меня извините!»

Ты должен быть первым! Первое место – это первое!

— Олег Владимирович, игроки сборной Украины сейчас готовятся в своих клубах. Кто в Турции, кто в Испании. А какие заботы сейчас у главного тренера сборной? Успели Вы хоть немного отдохнуть? Укладываетесь ли в 24 часа?
И еще вопрос: как подрастают Ваши дети?
— Самые большие проблемы – организационные. Нам надо было закрыть базу и подготовить к поездке в Германию. Есть проблемы и с календарем на Евро-2008. Скажем, французы хотели играть 4 игры дома. А итальянцы, Липпи, в частности, как мне рассказывали, сидели и читали газеты. Их все устраивало.

А нас задвинули вообще непонятно куда. В результате всё всех устраивало, кроме Украины. С одной стороны, нас все стали уважать, а с другой – мы расположены «на задворках Европы», что и определяет отношение к нам. А это меня, как главного тренера, не устраивает. Мы доказали, что можем обыгрывать любые команды, включая чемпионов Европы – греков.
Поэтому календарь мы не приняли, хоть французы и прислали еще один факс с какими-то непонятными объяснениями… Теперь, судя по всему, будет слепая жеребьевка. Какая она будет – такая и будет.
Плохо то, что у нас в планах подготовки только одна игра – 28 февраля в Баку, а потом, до начала чемпионата Мира, практически игр нет. Собирать ребят некогда. 14-го мая они заканчивают чемпионат Украины. И после этого, по циркуляру ФИФА, я им должен предоставить недельный отпуск, хочу я этого или нет. И значит, я могу собрать их 22-го или 23-го числа. Это самая большая проблема, что команду нельзя собрать еще на пару игр. Во-первых, нет «окна», нет дат ФИФА.
А пока идет бумажная работа, которая мне, честно говоря, не очень нравится. Факсы, переписки какие-то... А деталей не бывает: например, надо определиться, как мы будем ездить на игры. Из Потсдама в Лейпциг – это рядом. Берлин и Гамбург чуть дальше. Идет организационная работа...

А дочки подрастают, ходят в садик, им пока легче.Они очень быстро растут. Мы быстро стареем, а они быстро растут.
 
— Расскажите, пожалуйста, с какой главной проблемой Вы сталкиваетесь каждый раз, когда игроки Вашей команды съезжаются на очередной поединок?
— Самая большая проблема в том, что они приезжают в разном физическом и психологическом состоянии. И те люди, которые говорят, что за три дня можно подтянуть физическое состояние – говорят глупость! Этого сделать нельзя. Можно исправить психологическое состояние, нам это удавалось, возможно, не всегда, но в большинстве игр, которые мы проводили в отборочном цикле. Это еще одна большая проблема, с которой сталкиваешься. Но самая большая проблема – это привести игроков к общему знаменателю в тактическом плане, поскольку клубы исповедуют разные стили игры.
Давайте говорить правду: у нас в большинстве клубов играют легионеры. И если один игрок выпадает из состава из-за отсутствия игровой практики – сталкиваешься с очень большими проблемами.
 
— Во время награждения киевского Динамо в 1986 году Игорь Беланов сказал, что играть с таким классным напарником, как Олег Блохин, ему больше не приходилось. А что Вы ему на это ответили?
— Ну а что он мог еще сказать? Я бы удивился, если бы он сказал что-то другое (смех). У каждого игрока был свой партнер. У меня, например, самым лучшим был Онищенко... Беланов вот считает, что я, хотя в 34 я уже заканчивал, это один из лучших годов в моей карьере был, 86-й.
Не помню я, что ему ответил. Столько лет прошло!
 
— Вы, впервые в этом году, сядете на тренерский «электрический стул». И будет это в Баку...
Расскажите, пожалуйста, какие планы на этот матч, почему именно сборная Азербайджана, приедет ли Шевченко, будет ли день открытых дверей в сборной?
— Мы собираемся 26-го февраля. Дня открытых дверей не будет, потому что фактически нет времени. Мы даже еще думаем, проводить тренировку или нет. Вы же видите, какая погода...
Мне надо с ребятами поговорить, когда они соберутся. Я их давно не видел. Для состава, который я собираю, другой проверки у меня не будет. Понятно, это проверочный состав, а не окончательный. Поэтому результат для меня будет иметь значение меньше всего. Как и то, что в рейтинге мы опустились на одну ступеньку, на 41-е место. Для меня важно проверить кандидатов – в каком состоянии они сейчас находятся. Я понимаю, что другой проверки не будет, а я многим ребятам хочу дать шанс. Я бы вызвал несколько человек и из молодёжки, но они сейчас готовятся к чемпионату Европы. Мы взяли Шуста из Шахтёра, так как у нас просто нет вратарей: Шовковский сломался, Рева, Шутков не играют, один Кернозенко имеет игровую практику. Вы должны прекрасно понимать, что поставить 19-ти летнего парня на Чемпионате мира можно, но кто будет за это отвечать? Боюсь, что он не выдержит нервного напряжения.
Шевченко прилетает, но у него небольшая травма. Судя по всему, он в Баку играть не будет. А что толку Шевченко проверять? Он или играет, или нет.
 
— На наш взгляд, домашняя игра со сборной Турции стоит особняком в отборочном цикле: над командой не довлел результат, и она смогла сыграть в свое удовольствие, ярко и привлекательно.
Но при этом проиграла…
Как Вы считаете, способна ли наша команда в этом составе показывать такую же привлекательную игру и при этом побеждать?
Давайте определимся, что такое привлекательная игра, если нет результата? Для меня – игра привлекательная, если мы взяли 3 очка. Потому что через пару месяцев уже никто не будет помнить, как мы играли.
Да, если удастся показать такой футбол и выиграть – я буду удовлетворён. Но вы должны прекрасно понимать, что за тот короткий срок, который мы имеем (а это 2–3 дня), создать полноценный коллектив очень сложно. И то, что удается добиться нам за это время – я считаю колоссальным успехом всего тренерского штаба.

А привлекательность? Не знаю, можно играть привлекательно, и при этом проиграть, пусть и 0:1. Кого это устроит?
А на чемпионате Мира, я считаю, редко кто будет показывать привлекательную игру, все будут играть на результат.
 
— Чем французскую сторону не устроил календарь?
— Не знаю. Мы предоставили шесть вариантов календаря, в разработке одного из них принимал участие весь тренерский штаб. Скажу вам, составить календарь не так просто. Поэтому мы приняли решение и составили календарь с явным уклоном для нашей сборной.
Из 6 календарей все были отсеяны, поскольку привыкли ориентироваться на сборные Италии и Франции.
 
— У вас было желание сыграть с этими командами осенью?
— Со сборной Франции – нет, а с Италией планировали. Теперь вот сыграем 2-го июня…

— Я имею в виду, вы хотели играть с ними на чемпионате Европы.
— Когда говорят, что та группа сильнее, та слабее… Ну, какая разница! Есть команда, она и будет играть. Тут же и окрестили – группа смерти. Ну и что! Играть-то надо! Конечно, можно сесть здесь, поговорить... Что от этого изменится?
Я прекрасно понимаю, что я делаю и где нахожусь. Тренерская работа такая: сегодня здесь, завтра – в другом месте. Я не боюсь ответственности, и прекрасно понимаю, что когда-то уйду с поста главного тренера. Ничего страшного здесь нет.

Когда человек берет на себя ответственность – он понимает, что делает.
 
— Кучер, Шуст, Серебрянников… Вы их вызвали на сборы. Может ли кто-либо еще появиться в команде из тех, кто участие в отборе?
— Может быть, появится кто-то еще из молодёжной сборной…
 
— Олег Владимирович, с какой главной проблемой столкнулись Вы, когда приняли сборную в начале этого цикла? Что пришлось менять в первую очередь?
— В первую очередь – психологию. Многие приезжали в сборную без удовольствия, считали, что это бесперспективная команда. Когда смотрели на отборочную группу – никакого особого энтузиазма ни у кого из игроков не было. Надо было менять психологию. Я понимаю: люди профессионалы, они зарабатывают деньги, но национальная сборная – это национальная сборная! Деньги здесь зарабатывать тяжело, и, кроме того, здесь нужно отстаивать престиж страны.
Это самое сложное, нужно было заставить игроков это понять. То был самый сложный период. Тем более, когда ты не выигрываешь в товарищеских играх, а прежние неудачи продолжаются – психология игроков не улучшается. Немножко поменяли состав, отсеяли игроков, которые сами не хотели играть, доверили многие позиции молодым ребятам. Они оправдали наше доверие, сейчас они уже на ведущих ролях в своих клубах.
 
— На вопрос одного из журналов, насколько большие премиальные за выход в финальную часть Чемпионата мира, Вы ответили, что все познается в сравнении. За победу в Кубке кубков Вы в свое время получили несколько сот долларов…
— Я могу уточнить — аж 500...

— В 86-м немного больше.
— 1200. Но в то время мы считали себя миллионерами. Сейчас за такие деньги игроки команд Высшей лиги бутсы не станут шнуровать. Сколько не дай – найдётся тот, кто скажет — мало!
— Не кажется ли Вам, что большие деньги могут погубить большой футбол?
— Я могу сказать, что мировой футбол тяжело погубить. Те же Зидан, Бекхем, Шевченко, Рауль… Почему они играют? Значит, деньги не определяют в этом мире все. Если я хочу играть в футбол и добиться, чтобы мое имя было вписано в историю на века, то, наверное, деньги – уже вторая составляющая. А первая – любовь к футболу.
Если ты не любишь футбол, то ставишь себе задачу попасть в какую-либо команду, заработать денег и уйти. Но свое имя в истории ты не оставишь!

А все деньги с собой не унесёшь. Те люди, которые говорят, мол, вы мне заплатите, и тогда я буду играть… Может, они и будут играть, но не на высшем уровне. Уровень этот будет средним.

Сначала надо любить футбол! А деньги придут. Вот молодые ребята, если на Чемпионате мира себя заявят,– получат шанс уйти в ведущие команды мира.
 
— Вот сидят в первом ряду молодые мальчишки, смотрят на Вас влюбленными глазами. Я могу сказать: правильно, молодцы! Учитесь! Берите пример с человека, который сам себя сделал, здесь, в нашем городе, в Киеве.
Ему пришлось учиться играть не на таких шикарных полях, как сейчас в детско-юношеских школах…
Мы тренировались на асфальте, где сейчас центральный вход стадиона «Динамо». И когда мне сейчас говорят, что поля не те, площадок не хватает, обмундирования… – ну, тогда вы меня извините! Мы покупали когда-то китайские полукеды, и это считалось шиком! Для того, чтобы просто играть. Первые бутсы мне подарил Молотай, я их потом штопал. Это были бутсы Адидас, настоящие. А когда я пришел в дубль, покойный Маслов это увидел, подозвал Комана и говорит: «У тебя ж пацан играет босиком!»
Поэтому, если ты хочешь играть в футбол – будешь босиком играть. И на асфальте. А то так: поля не те, условия не те, форма не та, ветер не оттуда дует…
Будем менять все…
 
— Я читал в Вашей книге, с каким восторгом Вы впервые одели динамовскую футболку!
— Да, выдавали тогда. И сейчас помню: голубая форма…
 
— Олег Владимирович, назовите на данный момент тройку лучших игроков Европы, тройку лучших игроков Украины, и, если бы чемпионат Мира начался 1-го марта, кого бы Вы взяли из вратарей – 3 кандидатуры?
— Второй вопрос сразу отпадает. Я выделять никого не буду. Вы же знаете, многие говорили, что без Шевченко сборная Украины – ничто… Но во многих играх мы доказали, что и без Андрея можем играть. Сборная Украины – это сплочённый коллектив. А когда Андрей играет, то усиливает нашу сборную. И ребята это понимают, и Андрей понимает. Мы доказали, что мы сильны коллективом. А выделять кого-то… Знаете, мы так договоримся… Вот Гусин забил важнейший мяч, но я могу сказать, что такой же важнейший забил Руслан Ротань в непростой игре с Казахстаном на последних секундах.
Выделять кого-то – это очень сложно. И делать этого не нужно. Вы сами определите, кто был лучший, а кто был худший. Определяет не тренер, определяете вы, болельщики. Потому что вы приходите на стадион, и определяете, кто сыграл лучше, кто худшее. Вас не проведешь. Вас не купишь. Это тренера можно купить, игроков. А болельщиков не купишь.

У нас раньше ходили, чтобы посмотреть, как играет дубль. Такой сильный дубль был, что стадион «Динамо» был забит.

А относительно трех лучших игроков… Те трое, кто получил Золотой мяч, действительно были сильнее.
— То есть, Андрея Шевченко Вы не видите в тройке?
— Ну, может быть, Андрей должен был бы там быть. Но, в принципе, там тройка игроков… Очень тяжело определить эту тройку! Андрей мог бы там быть. Но вы поймите: третьим ты будешь, четвёртым, пятым… Не то все это! Ты должен быть первым! Первое место – это первое!
А кого взять из вратарей? Их просто нет...

— Но кого-то же надо везти!
Кого-то надо... Я бы предложил Григория Михайловича (Суркиса, прим ред., смех в зале.). Он говорит, что подумает, какой контракт подписать с Федерацией футбола (смех).
Шутки шутками, но пока трех вратарей я не вижу.

— А двух на лето?
— Вы видите, как бывает в этой жизни! Только я сказал, что, не дай Бог, до чемпионата мира кто-то получит травму. И вы смотрите: Тотти сломался, не известно, поедет ли на чемпионат мира, Рауль после травмы…

Появились молодые вратари. Я могу назвать Пятова, Шуста, Рыбку… Но это еще очень сырые ребята. Неизвестно, как они себя поведут. Чемпионат мира – это не чемпионат Украины…
 
— Вот в Вашей книге написано…
— (перебивая) Да не читайте, там все неправильно написано.

— Вы пишете, что свой первый мяч забили дублерам Пахтакора. Стадион «Динамо» был полон, поле – в отличном состоянии, яблоку негде было упасть.
Олег Владимирович, почему так было? На игре дублёров негде было яблоку упасть? Футбол был другой, люди были другие? «Поколение не выбирало Пепси», дискотек не было, религия футбольная была другая?
— Жизнь поменялась. Раньше что у нас было? Кроме спорта, практически ничего и не было. А сейчас Интернет, масса других развлечений, которые, наверное, отвлекают…

— Но Интернет и в Италии есть, и в Англии…
— Мы должны пройти какую-то стадию. Мы хотим быстро возродить тот футбол, который у нас был при Советском Союзе. Но мы развалили систему. Любая система – капиталистическая, коммунистическая – имеет свои положительные и отрицательные стороны. У нас была прекрасная система футбольных школ. Зачем мы это развалили? А теперь мы опять пытаемся возродить их. Пытаемся быстро, за какие-то 13–15 лет возродить тот футбол, который создавался у нас поколениями в Советском Союзе.

Хотим быстро создать клубы, которые смогут бороться на европейской арене. И, я думаю, пройдет какое-то время и все устоится, народ повернется опять к футболу лицом, но при условии, что команды будут показывать футбол, который показывали тогда. И чем больше наших, украинцев будет играть в национальном чемпионате, тем больше примеров для молодого поколения появится… Пускай учится на примерах Шевченко, Блохина… а не на каком-то Зумба-Бумбе, которого сняли с дерева, дали два банана и он играет в украинском чемпионате.
А свой молодой мальчик может быть перспективным и далеко не хуже того. Тогда, наверное, украинский болельщик и вернется, потому что родное – оно есть родное.

Иностранец соберет чемоданы и уедет. А украинец… Я помню, когда мы проигрывали – тяжело было по Киеву ходить. Потому что было слишком много друзей, знакомых, которые могли и по голове дать. А что иностранца бить? Ну, дали ему, а он собрался и уехал.
 
— Сейчас много разговоров о том, что молодежь, приходя в большой футбол, в своей массе не реализует себя по причине непрофессионального отношения к делу. Те деньги, которые они зарабатывают, еще не выйдя на профессиональный уровень, их портят. Слишком много соблазнов. Но разве в 70-х 80-х годах не было соблазнов? В чем, на Ваш взгляд, кроется причина того, что нынешняя молодежь становится чаще героями светских хроник, а не футбольных матчей?
— Сложный вопрос. Нельзя отделять футбол от нашей жизни. Мы пытаемся выделить футбол, будто жизнь идёт сама по себе.

Второе – ну, наверное, амбиций у молодёжи слишком много, особенно когда родители приходят, говорят: отдайте наш контракт, мы будем заключать контракт с кем-то другим. Кроме родителей, менеджеры вмешиваются в этот процесс. Не буду говорить обо всех, но и некоторые президенты клубов неправильно выстраивают кадровую политику. За 16-17-летними мальчиками, лишь только они забили пару мячей за юношескую или какую другую сборную, уже приезжают менеджеры других команд, дают колоссальные деньги, и родители соответственно не могут устоять перед этим соблазном. Сиюминутный заработок при этой жизни для них стоит, видимо, очень дорого.

Но, исходя из дальнейшей перспективы, эта ситуация абсурдна! И я, как тренер Национальной сборной, говорю, что молодые люди должны понимать, что за красивые глаза в состав их никто ставить не будет. Или только потому, что какая-то газета пишет, что такой-то и такой-то изо дня в день хорошо выглядит.
Вот и многие молодые люди просто не понимают этого. Они больше любят себя в футболе, чем футбол в себе. Отсюда и перекос.

Я разговаривал со многими президентами клубов. Подготовка кадров – это сложный процесс. Я могу такой пример привести: хоть я вырос в Киеве, но в 72-м году мог уйти из киевского Динамо. По одной простой причине: столько нападающих было в «Динамо»! Пузач, Бышовец, Онищенко, Хмельницкий, Шевченко Виталик… очень много. Я был то ли пятым, то ли шестым. Мне было 18 лет тогда.
И хоть амбиции у меня были, хотел я играть в киевском «Динамо», но не видел перспективы и хотел уходить. И денег я зарабатывал бы в Алма-Ате или Москве больше, чем в киевском «Динамо». Но я не ушел. И позднее не ушел, когда заканчивал играть. Как вы знаете, Бесков предлагал в Спартак перейти. Я мог перейти, но считал, что лучше закончить в родном клубе. Где начал, там и закончить.

Поэтому все происходить от сознания. От того воспитания, которое ребята получают дома. От воспитания родителей. Если родители объяснят, что вот мы тебя привели в киевское «Динамо», то ты должен доказать свои амбиции здесь, без копейки денег. И лишь потом, в результате получишь в десять раз больше – это один подход.
Я играл в дубле, и мне могли платить 60 рублей. А это огромные деньги были по тем временам! Но родители отказались. Говорят, вы не балуйте нам мальчика, пускай заиграет, потом свое получит.
Поэтому все идёт от воспитания в семье. Как семья воспитает – так в жизни и сложится. Все равно мы придем к этому. Просто должно пройти какое-то время.
 
(Окончание следует)
 
Александр КАЦАРОВ
Андрей ПЕТРЕНКО
Виталий ПЕКШЕВ
 
Фото: Александр КАЦАРОВ
 
© Sport.ua , 22.02.06
футбол
Источник ФК Динамо Киев
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Экс-арбитр ФИФА прокомментировал эпизод с незасчитанным голом Баварии
Футбол | 09 мая 2024, 23:47 0
Экс-арбитр ФИФА прокомментировал эпизод с незасчитанным голом Баварии

Олег Орехов специально для Sport.ua – о резонансном эпизоде полуфинала ЛЧ

Кейн и банда. Топ-10 бомбардиров в истории, у которых 0 титулов за карьеру
Футбол | 10 мая 2024, 07:23 0
Кейн и банда. Топ-10 бомбардиров в истории, у которых 0 титулов за карьеру

У Гарри 249 голов в топ-5 чемпионатах Европы, но ни одного командного трофея...

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.