Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Шахматы
| Обновлено 17 марта 2011, 15:44
1727
0

Нона ГАПРИНДАШВИЛИ: «Болею за Барселону и Арсенал»

Легендарная грузинская шахматистка рассказала о своих нешахматных пристрастиях

| Обновлено 17 марта 2011, 15:44
1727
0
Нона ГАПРИНДАШВИЛИ: «Болею за Барселону и Арсенал»
Нона Гаприндашвили

Самым важным событием в мировых шахматах в нынешнем месяце стало определение соперницы чемпионки мира Хоу Ифань в борьбе за шахматную корону. Ей стала победительница катарского Гран-при индийка Хампи Конеру, выигравшая в последних шести турах пять партий подряд и оставившая ни с чем конкурентку Нану Дзагнидзе, которой, кстати, личную встречу проиграла! Главой апелляционного комитета на этом турнире была многократная чемпионка мира и СССР Нона ГАПРИНДАШВИЛИ. В интервью официальному сайту Гран-при (кстати, беседу вела украинский гроссмейстер Анастасия Карлович) легендарная шахматистка поделилась своими впечатлениями о турнире и рассказала о том, чем живет в наши дни.

—Как вы оцениваете организацию турнира в Катаре?

—У меня остались очень хорошие впечатления. Я была в центре и визуально мне очень понравилось. Я потрясена тем, как тут относятся к растениям. Люди подводят воду к каждому деревцу! Это очень трудно сделать, но они делают это. Отель и условия для игроков очень хорошие, поэтому если кто-то играет плохо, то он может винить только самого себя.

—Что вы думаете о турнирах серии Гран-при?
—Это великолепная идея. Такие турниры дают возможность хорошо заработать и выступить в очень сильном соревновании. Когда я стала чемпионкой мира, я получила 900 рублей, и это просто смехотворно. У меня пять золотых медалей чемпионатов мира, 11 олимпийских медалей, я выиграла массу турниров и не получила ничего. А в наши дни шахматисты могут на одном турнире заработать столько, сколько мы получали на чемпионатах мира. Когда Илюмжинов пришел в шахматы, он дал возможность среднему шахматисту жить от шахмат. Есть люди, которые не хотят этого признавать, но это их проблемы. Я уважаю его. Я также рада, что женщины тоже стали получать деньги, играя в шахматы.

—Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в последнем турнире Гран-при?

—Меня впечатлила Даниэлян, ставшая в какой-то момент единоличным лидером. Ей повезло в нескольких партиях, и я не всегда соглашалась с ее оценкой позиций. Но у армянских шахматисток есть важное качество — они борются до конца. Конечно, для меня было бы невозможно и ненормально не поддерживать Нану Дзагнидзе, которая имела шанс представлять Грузию в борьбе за титул чемпионки мира. Но для меня также важно качество партий. Я не люблю, когда преимущество постоянно переходит от одного игрока к другому.

—Вы считаете, что это типично только для женских шахмат?
—Нет, здесь было достаточно партий того же качества, что и в мужских шахматах. Думаю, это зависит от класса противника. Что касается чемпионок мира, то мне уже приходится напрягаться, чтобы вспомнить, кто ныне является чемпионкой. Важно, чтобы игрок был способен повторить свой успех, но имена чемпионок мира меняются постоянно, и после Се Цзюнь, трижды защищавшей свой титул, больше никто не становился чемпионкой более одного раза. Один раз хороший игрок может победить, но для меня большое значение имеет стабильность.

—Система изменилась, и в последние годы 64 шахматистки боролись за корону.
—Система ничего не значит. За титул все равно ведут борьбу одни и те же люди.

—Какова сейчас шахматная ситуация в вашей стране?
—Мы не можем сравнивать успехи нового поколения с тем временем, когда грузинки, играя друг с другом, оспаривали мировую корону. Но всегда выигрывать невозможно, хотя и после развала Союза наши женщины выиграли четыре Олимпиады. Шахматные традиции все еще сильны в Грузии, и я верю, что они не исчезнут.

-Вы открыли новую эру в женских шахматах, став первой, кому достался титул мужского гроссмейстера. Но теперь среди нас много таких...
—Это результат инфляции. В наше время мы знали всех гроссмейстеров нашего поколения. Все они были яркими личностями, и это очень важно. Они вели поиск без компьютеров, у каждого были свои идеи. И у них было глубокое понимание шахмат.

—Чтобы вы посоветовали игрокам, чтобы достичь высоких результатов?

— Я всем это говорю, но меня никто не слушает (улыбается). Я уже была пятикратной чемпионкой, когда Юрий Николаевич Борисенко пригласил меня поработать с тренером Убилавой. Он полностью перевернул мое понимание шахмат. Мне стало ясно, что я неправильно работала. А он объяснил, как это нужно делать. У меня появилось столько новых идей в уже наигранных дебютах... Я стала глубже понимать игру. В наши дни людям не хватает понимания. И компьютеры в этом не помощники. Они очень полезны для поиска информации — в наши дни мы тратили на это много времени. А сегодня компьютер хорош для проверки собственных идей.

—Вам не жаль, что сегодня на шахматных турнирах не так много зрителей, как раньше?
—Жизнь не стоит на месте. Люди уже не ходят в турнирные залы и предпочитают следить через Интернет. Я знаю, что миллионы людей следят за шахматами.

—А кроме шахмат, что вам нравится?
—Я рада, когда выпадает возможность отдохнуть в субботу и воскресенье. Тогда я могу посмотреть футбол. Обычно я слежу за матчами испанской, английской и итальянской лиг. Мои любимые клубы — «Барселона» и «Арсенал». Я обожаю футбол! И я понимаю его. Я замечаю судейские ошибки, комментаторские просмотры...

—А ставки вы любите делать?

—Иногда. Я не играю профессионально, конечно, но мне нравится делать маленькие ставки на несколько матчей. Иногда выигрываю, иногда нет... Еще мне нравится снукер. В советские времена я обычно играла на бильярде, и снукер мне не нравился своим отличием. Но если бы я снова была ребенком, то снукер меня бы увлек так же, как и шахматы. Мне также нравится юриспруденция, и даже было предложение поступить в юридический институт. Но я отказалась, поскольку на тот момент уже сделала выбор. Тем не менее, я все еще читаю юридическую литературу. И даже помню некоторые главы и книги с выступлениями известных адвокатов в суде. Мне нравится читать, и обычно я вожу с собой десяток книг, когда еду на турниры.

—Хорошо известно, что в Грузии вы также занимаетесь политической деятельностью.

—Я бы не назвала это политикой. Просто мне не нравится то, что происходит в стране. Я хочу увидеть совсем другую Грузию. У меня двое внуков, и вместо того, чтобы заниматься тем, что нравится, я поглощена этой работой. Мы хотим сохранить Грузию для новых поколений. Я даже не в оппозиции, я просто люблю свою страну. Я хочу видеть ее экономическое и духовное процветание. Молодое поколение и лучшие интеллекты сегодня покидают Грузию и уезжают за границу. Еще никогда они не уезжали столь легко. Но сегодня по статистике полтора миллиона наших граждан живут за рубежом.

газета «Команда»

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.