Андрей ВОРОБЕЙ: "Блохин сумел убедить нас, что в футболе нет ничего невозможного"
Форвард "Шахтера" Андрей Воробей, которого в свое время Валерий Лобановский называл "одним из самых перспективных украинских футболистов"
Форвард "Шахтера" Андрей Воробей, которого в свое время Валерий Лобановский называл "одним из самых перспективных украинских футболистов", теперь уже может считать себя старожилом сборной, вместе с которой он мечтает отправиться будущим летом на чемпионат мира в Германию.
Желто-синюю футболку национальной команды он впервые надел 31 мая 2000 года, когда украинские футболисты встречались в товарищеском матче с англичанами на знаменитом "Уэмбли".
- Хотя склерозом вроде бы еще не страдаю, однако сам матч помню плохо, - признается Воробей. - Вышел на замену минут за пятнадцать до финального свистка, табло высвечивало счет 2:0 в пользу хозяев поля, который и оказался итоговым, и единственное, что удалось - это погрузиться в необыкновенную ауру футбольной арены, которой в первозданном виде теперь уже нет. У многих поколений футболистов от одного слова "Уэмбли" дух захватывало...
- В биографии любого игрока "Уэмбли" может считаться чем-то вроде вершины айсберга. А что там, под водой? Помните, как назывался стадион, на котором вы первый раз в жизни прикоснулись к футбольному мячу?
- (Смеется). О, это был совсем не стадион, а огород - в прямом смысле слова. Причем, даже не свой, а соседский, что порождало подчас скандалы. А первый стадион назывался громко - "Олимп", и расположен был в поселке, где мы жили. Формально он принадлежал заводу резино-химических изделий, на котором, кстати, работали мои родители, там была футбольная секция, куда я записался. У нас был единственный мяч непонятного цвета, с облупившейся краской. Никаких других забав в округе не существовало, да и ничто не привлекало меня так, как футбол.
- Когда поняли, что это увлечение - всерьез и надолго?
- Скорее всего, это случилось после того, как детский тренер Александр Иванович Пожидаев, увидевший меня на каком-то детском турнире то ли районного, то ли городского масштаба, пригласил тренироваться к себе на стадион "Монолит". Но проблема заключалась в том, что я был еще маленький, и родители категорически возражали, чтобы сын ездил так далеко от дома.
- В конце концов, тренер убедил родителей, что они не правы?..
- Да, примерно так и было. Только ездить пришлось уже по новому адресу - на Центральный стадион "Шахтер", куда перебрался Пожидаев, став тренером СДЮ-ШОР. "Шахтер" - это была уже марка, которая заставляла мириться со многим, в том числе - с жуткими транспортными неудобствами.
- Так уж и "жуткими"?
- Из нашего поселка до "Шахтера" можно было добраться только автобусом, который ходил "в час по чайной ложке", а когда наступали холода и в гараже не хватало солярки, мог и вовсе не ходить. Это было начало девяностых - не самое благополучное время. Иногда, не дождавшись автобуса, приходилось топать с тренировки домой пешком, на что уходило два-три часа. Дорожных приключений было предостаточно, особенно в зимнее время, однако уже наутро все забывалось, и я ждал очередной тренировки, как праздника.
- С игровым амплуа быстро определились?
- В общем-то, да. Вполне возможно, что выбор шел, если можно так сказать, "от противного": было понятно, что моя скромная комплекция не позволяет всерьез рассчитывать на карьеру защитника. Поэтому иного варианта, кроме как играть в атаке, не просматривалось. Да и сам я видел себя только форвардом.
- Первый контракт с "Шахтером" когда подписали?
- В 94-м. Это был детский контракт, его подписали родители. А еще через год меня взяли в "Шахтер-2". И там переквалифицировали в крайнего полузащитника.
- Почему?
- Скорее всего, тренеров подкупила моя работоспособность: запросто делал рывки на 60 - 80 метров. Фланговый игрок в принципе больше бегает, чем "чистый" форвард, объем работы у него больше. Два года отыграл во второй лиге, где тогда выступал "Шахтер-2".
- Когда и как попали в главную команду донецкого клуба?
- Произошло это в 1997 году, причем, с третьей попытки. Первые "смотрины" - двусторонняя игра на базе "Кирша", когда первый состав сошелся на поле со вторым, никаких дивидендов мне не принесли. Не показался я тогда главному тренеру Валерию Яремченко, видно, был еще сыроват. Вторая попытка состоялась вскоре, когда с главной командой работал тренерский дуэт - Михаил Соколовский и Валерий Рудаков. Они взяли меня на скоротечный турнир в Ростов-на-Дону, но и оттуда вернулся, что называется, не солоно хлебавши. И только с третьего раза, после сборов, которые прошел с "Шахтером" летом, взяли в команду. Понемногу стал играть, первый матч чемпионата, помню, провел на исходе сезона в Ивано-Франковске. А уже с весны 98-го почувствовал себя полноправным игроком основного состава. А вернувшийся на тренерскую скамейку "Шахтера" Яремченко настоял на моей переквалификации из полузащитника в форварда.
- И правильно сделал! Иначе еще три года спустя, летом 2001 года, Андрей Воробей не стал бы лучшим бомбардиром чемпионата Украины.
- Да, с точки зрения результативности это был для меня самый удачный год: 21 гол в чемпионате, плюс еще семь точных ударов в квалификации и групповом турнире Лиги чемпионов, куда "Шахтер" пробился впервые в своей истории.
- Гол в ворота "Славии" на пражском стадионе "Летна" помните?
- Еще бы не помнить! Он оказался воистину судьбоносным для "Шахтера". Дома мы неожиданно уступили чешской команде со счетом 0:1, и, чтобы попасть в Лигу чемпионов, нужно было выиграть на выезде с разницей в два мяча. Согласитесь, непростая задача.
Основное время благополучно истекло, шла уже 4-я добавленная арбитром минута, когда мне удалось под очень острым утлом отправить мяч в сетку ворот "Славии" и перевести игру в овертайм. Этот долгожданный гол "зажег" всю команду, в дополнительные полчаса мы действовали на поле с таким вдохновением, словно играли дома, а не в гостях. "Славия" из последних сил пыталась забить спасительный гол, шла вперед большим числом игроков, у которых уже не было сил возвращаться назад. И мы с Сергеем Ателькиным подловили соперников на контратаке: я вывел партнера один на один с чешским вратарем, и мы добились того, к чему стремились - 2:0! Это был незабываемый матч, открывший "Шахтеру" дорогу в Лигу чемпионов. Там мне удалось дважды огорчить "Арсенал" и один раз "Лацио". Забить таким корифеям вратарского дела, как англичанину Алан Симэн и итальянцу Анджело Пе-руцци - такое не забывается.
- Тогда поговаривали, будто сразу несколько итальянских клубов положили глаз на Воробья, предлагали за вас до 7 миллионов долларов, на что президент "Шахтера" Ринат Ахметов ответил: "Воробей не продается, потому что он нужен "Шахтеру", а со временем будет стоить еще дороже".
- Лестно было все это читать, однако я тоже придерживаюсь точки зрения, что не нужно торопить события, всему свое время.
- Виктор Прокопенко, будучи главным тренером "Шахтера", считал дуэт нападающих Ателькин - Воробей наиболее гармоничным по футбольным представлениям. Первый - "тяжелый" форвард, способный своей мощью продавливать оборону соперников, второй - "легкий", мобильный, всегда готовый озадачить защитников неожиданными перемещениями, удачным выбором позиции. Вы согласны?
- В те годы я выходил на поле со многими нападающими - Матвеевым, Поцхверией, Штолцерсом. Конкуренция в команде была серьезная, и был рад, что тренеры в меня поверили. Но Прокопенко, пожалуй, прав: наша пара с Ателькиным действительно выглядела наиболее гармонично. Пользуясь своими физическими данными, Сергей смело шел в единоборство, таранил оборону соперников, а мне с моими 65 килограммами "живого" веса нужно было предвосхитить дальнейшее развитие атаки, продолжить ее, подхватив мяч. Нам удавались очень неплохие комбинации, ставившие оппонентов в тупик, а кто именно нанесет завершающий удар, Ателькин или я, - это было не так важно.
- Как футболисту, давно выступающему за донецкий клуб, вам довелось работать под началом разных главных тренеров - Яремченко, Прокопенко, Скалы, Бышовца, Шустера... Насколько серьезны сложности, которые приходится переживать игроку, связанные с появлением у штурвала команды очередного наставника?
- Перестраиваться всегда нелегко. Но есть золотое правило, которому футболист должен следовать при любых обстоятельствах: тренер всегда прав, потому что он отвечает за результат. А ты, если хочешь выходить на поле, всякий раз обязан доказывать свою игровую состоятельность и не падать духом, если что-то не ладится. Труднее всего пришлось, пожалуй, при Шустере: порой было непросто понять, чего он хочет от команды в целом и каждого футболиста в отдельности. Главное в такой ситуации, повторяю, не опускать рук, продолжать работать на тренировках и верить, что рано или поздно удача тебе улыбнется.
- Кстати, почему удача в последнее время нечасто улыбается некогда грозному бомбардиру Воробью?
- Мне сложно это объяснить... Удача по природе своей не способна быть постоянной, она подчас отворачивается в самый неподходящий момент. А тренер не хочет ждать, особенно если у него под рукой достаточно нападающих, и в следующий раз уже кто-то другой получает шанс. Сейчас в "Шахтере", как никогда, богатый выбор форвардов, и все рвутся на поле. Это одна сторона медали. Другая же заключается в том, что со временем у меня изменились игровые функции. И в клубе, и в сборной больше приходится действовать, как мы говорим, в оттяжке, на фланге, почти как в молодости. Смена позиций тоже имеет значение, сказывается на результативности. Впрочем, ее, результативность, нельзя мерить только забитыми мячами. Сковать активность соперника, поучаствовать в комбинации, которая приводит к взятию ворот, дать голевой пас - без этих слагаемых в футболе не получишь искомой суммы, ничего не выиграешь. И от всего этого я получаю не меньше удовольствия, чем от забитого гола.
- Как вы объясняете метаморфозу, случившуюся со сборной Украины в минувшем отборочном цикле? Считалась Золушкой, а теперь едет на всемирный футбольный бал... Причем, едет не в сказке, а наяву.
- Об этом теперь все только и спрашивают, но я не думаю, будто существует какой-то универсальный ответ. Но поскольку игроки в сборной, в основном, те же, что и раньше, наверное, уместно говорить о главном тренере, который сумел объединить, настроить команду. Наверняка Блохину пригодился и собственный футбольный опыт. Он играл на двух чемпионатах мира, поэтому прекрасно знал, что нужно сделать, чтобы туда попасть. Олег Владимирович сумел внушить нам простую, и понятную мысль: если не сейчас, то когда же?! Футбольный век короток, и для многих из нас это был единственный шанс попасть на турнир такого масштаба.
- Помните собственные первые ощущения, возникшие после слов Блохина о том, что он собирается вывести свою команду на чемпионат мира с первого места в группе?
- Мне кажется, футболист, в принципе, не должен комментировать слова тренера...
- Даже теперь, задним числом, когда пророчество так счастливо сбылось?
- Ну что можно сказать... Наверное, это было отражением максимализма, который свойственен Блохину. И я буду не вполне искренен, если теперь, как вы говорите, задним числом, заявлю, будто все мы в один миг и безоглядно поверили в реальность идеи, которую провозгласил главный тренер. Состав "группы смерти", в которой оказалась сборная Украины, невольно порождал сомнения...
- Когда же сомнения стали развеиваться?
- Здорово, что это случилось уже после первого же матча - с Данией в Копенгагене. Там мы сыграли вничью -1:1, хотя на это, наверное, мало кто рассчитывал, имея ввиду опыт соперников и тяжкий груз неудач, которые преследовали нашу команду в предыдущих отборочных циклах. После финального свистка Олег Владимирович зашел в раздевалку и сказал: "Вот видите, нет ничего невозможного, все в наших руках".
- А когда вера в возможность невозможного пришла окончательно и бесповоротно?
- Думаю, в Стамбуле. Взять верх над турками на их поле со счетом 3:0 - это серьезный показатель возросшего класса команды. Очень хороший матч, на мой взгляд, получился и с чемпионами Европы, греками, в Киеве. Пусть в итоге была ничья -1:1, однако наша команда выглядела гораздо предпочтительнее титулованного соперника во всех компонентах футбола.
- Вы были участником памятного телевизионного шоу, в котором сборная Украины благополучно "дошла" до финала чемпионата мира и там с трудом, но все же "одолела" бразильцев. Если вернуться в футбольные реалии и снять кавычки с глаголов, насколько далеко наша команда способна продвинуться на стадионах Германии?
- По-моему, у нас очень хорошая жеребьевка, фортуна улыбнулась сборной Украины, поэтому о выходе из группы можно говорить без ложной скромности. Сборная Испании хорошо знакома, я участвовал в обоих матчах с пиренейцами в предыдущем отборочном цикле. У них немало звезд европейской величины, однако, в командной игре мы не должны уступить. Хорошо, что это будет первая игра на чемпионате для нас обоих, и стартовое волнение в равной степени окажет влияние как на испанцев, так и на украинцев. Никто не собирается недооценивать сборные Туниса и Саудовской Аравии, но мне все-таки хочется думать, что Украина объективно сильнее. Ну, а дальше - как новый жребий ляжет...
- Не смущает то обстоятельство, что матчи в нашей группе начинаются позже, чем в других - лишь 14 июня? Чего в таком расписании больше: возможности получить несколько лишних дней на подготовку, или - шансов "перегореть" в томительном ожидании первого удара по мячу?
- Вы задаете этот вопрос человеку, который ни разу в жизни не играл на чемпионате мира. Естественно, я не знаю ответа. Не говоря уже о том, что рассуждать на эту тему вообще преждевременно: сначала нужно попасть в команду, получить билет в Германию. Если, не дай Бог, я не буду играть за клуб, с мечтой о чемпионате мира придется расстаться. Блохин ясно дал понять, что для каждого кандидата в сборную все начинается с начала, что место в команде за былые заслуги никому не гарантировано.
- Еще раз просмотрел статистику выступлений сборной Украины в отборочном цикле - и среди авторов голов ни разу не обнаружил фамилию Воробья. Опять невезение?
- Не думаю. Строго говоря, "чистого" форварда в сборной не играю. Там я, скорее, фланговый игрок. Номинально мы действуем, как правило, в три нападающих, однако мне чаще приходится возвращаться назад, атаковать из глубины.
- На ваш взгляд, какие сборные имеют наибольшие шансы претендовать в Германии на Кубок Мира?
- По-моему, фавориты, - Бразилия, Аргентина, Италия.
- А хозяева чемпионата, немцы?
- Конечно, они окажутся в несколько привилегированных условиях, им будут помогать болельщики и, может быть, судьи. Но для победы этого окажется мало. Нет у немцев таких высококлассных игроков, как, скажем, у бразильцев. Хочется верить, что именно мастерство, а не какие-то привходящие факторы, окажется решающим аргументом в споре за чемпионский титул.
- Поговорим о "Шахтере". В последнее время все больше приходится слышать, что уже в этом году, юбилейном для донецкого клуба, он способен всерьез замахнуться на Кубок УЕФА. Вы тоже так считаете?
- А почему нет? По-моему, многие победители предыдущих лет - "Фейеноорд", "Галатасарай", ЦСКА - клубы примерно одного калибра с "Шахтером". Тем более, что в прошлом году мы играли в хороший футбол, и правомерность нашего выхода в плей-офф даже соперниками "Шахтера" по групповому турниру не ставилась под сомнение. Теперь нужно хорошо провести межсезонную подготовку, хорошо настроиться на встречу с "Лиллем".
- Чемпионат Франции в самом разгаре, в то время как "Шахтер" только готовится к сезону, а турниры в Испании и Израиле, в которых горняки примут участие, вряд ли можно сравнить с официальными матчами. Стало быть, "Лилль" имеет известное преимущество перед "Шахтером"?
- Да, это так. Французы, по идее, могут оказаться в лучшем игровом тонусе, чем мы. Однако не факт, что это даст им решающее преимущество. В феврале прошлого года положение "Шальке" тоже казалось более предпочтительным, но мы сумели доказать, что неплохо умеем играть и зимой.
- Зато, в отличие от прошлогодних свиданий с "Шальке", на сей раз "Шахтер" играет первый матч на выезде. Это имеет значение?
- Думаю, да, такой расклад - в нашу пользу. Что бы ни говорили, а повторную встречу при любых обстоятельствах лучше проводить при поддержке своих болельщиков. Мы уже будем хорошо знать соперников и дома постараемся довести дело до победы по итогам двух матчей.
- Как вы расцениваете перспективы "Шахтера" в чемпионате Украины, где киевское "Динамо" довольно комфортно зимует на первой строчке турнирной таблицы с отрывом в три очка, а в заключительном матче турнира принимает "Шахтер" на своем поле?
- Совсем не уверен, будто киевлян ожидает безмятежная жизнь вплоть до нашего свидания в мае. Они еще будут терять очки, что "Шахтеру" категорически противопоказано. Нам нужно набраться терпения и ждать, пока соперник оступится.
- А если этого не случится?
- Тогда судьба чемпионского титула решится в киевском матче "Динамо" - "Шахтер".
- Вы играете в высшей украинской лиге уже девятый сезон. Сильно изменился наш чемпионат за эти годы?
- Если смотреть на таблицу, имея в виду главный вопрос, на который каждый сезон ждут ответа, - нет. Участники золотой гонки все те же. Впрочем, девять лет назад даже "Шахтер", по большому счету, не был для "Динамо" серьезным соперником в борьбе за золото. Теперь мы спорим на равных, никого не пуская в наш узкий круг. Для украинского футбола такая ситуация не очень привлекательна, но ни "Шахтер", ни "Динамо" в этом не виноваты. Было бы гораздо лучше, если бы наш чемпионат по сбалансированности состава участников приблизился, скажем, к российскому, который гораздо менее предсказуем.
- Между тем, многие футболисты "Шахтера" утверждают, что с середняками турнира теперь стало играть тяжелее, чем раньше. Согласны?
- Да, против нас (как, наверное, и против динамовцев) все выходят биться с полной самоотдачей. Однако в целом соотношение сил не меняется, и мне почему-то кажется, что нашим двум клубам придется еще долго царствовать: слишком уж медленно набирают обороты соперники. Представьте, насколько вырос бы интерес к чемпионату Украины, если бы за высший титул боролись не два клуба, а пять-шесть.
- Вы хотели бы поиграть за границей?
- Не думаю, что найдется футболист, который отрицательно ответит на этот вопрос. По-моему, в таком повороте судьбы заинтересован каждый игрок. Но поворот должен быть достойным, избирательным, устраивающим обе стороны: и самого футболиста, и клуб. Для меня путь к этому только один: расти, совершенствоваться вместе с "Шахтером".
- Каким европейским чемпионатам вы отдаете предпочтение?
- Итальянской серии А и испанской Примере Да, в этих странах разный футбол, но он имеет общие, южные корни. Отсюда темперамент, азарт, борьба. Чемпионаты Германии или Англии тоже интересны по-своему, но мне они нравятся меньше.
- В детстве или юности у вас были футбольные кумиры?
- Сколько себя помню, интересовался футболом, следил за игрой самых ярких звезд. Но так, чтобы стенки портретами из журналов обклеивать, - никогда.
- И последний вопрос: почему вы не участвовали в мини-футбольном "Кубке наций", который устроил для футболистов "Шахтера" Мирча Луческу в Донецке перед отъездом команды на тренировочный сбор в Испанию?
- Возникли проблемы со спиной, поэтому играть на жестком покрытии дворца спорта мне было противопоказано. Надеюсь, наверстаю упущенное на нормальных футбольных полях.
Юрий ЮРИС, Донецк
Динамо Киев от Шурика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика
Сербам не понравилось поведение фанатов