Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
5725
21

Олег САЛЕНКО: «Просто стали меньше сор из избы выносить»

Экс-игрок «Динамо» о своей карьере и своременном футболе

Олег САЛЕНКО: «Просто стали меньше сор из избы выносить»
Олег Саленко
В беседе с lb.ua экс-форвард «Динамо» рассказал о коварном притворстве Анатолия Заяева, которое стоило киевлянам золотых наград дебютного чемпионата страны, еще больше сгустил краски на футбольных портретах Анатолия Бышовца и Йожефа Сабо и объяснил, чем руководствовался Романцев, когда перестал вызывать его в сборную России.
 
«Сабо полгода не давал мне играть»
 
- Олег, наверное, можно сказать, что язык ваш – враг ваш?
- В нашем обществе – да. Еще идет непонимание, люди не привыкли ни к самокритике, ни к критике; не понимают, что когда говорят то, что есть, от этого выигрывает общее дело.
 
- А когда вам больше всего навредило собственное правдолюбие?
- Наверное, когда только вернулся в Украину. На Западе, когда человек говорит правду, то его и уважают, и воспринимают, и хотят, чтобы он шел дальше. А у нас оказалось наоборот. По крайней мере, в среде руководителей.
 
- Олег, но вы ведь не стали сразу по приезде рубить всю правду-матку о «Динамо»? Некоторое же время вы молчали…
- Я на 3-4 года вообще отошел от футбола. Для спортсмена уход из большого спорта сопряжен с переживаниями. А тем более я рано закончил карьеру из-за травмы, и это сильно сказалось. Поэтому несколько лет я футбол даже не смотрел.
 
- И, тем не менее, в «Динамо» вас не позвали, хотя вы не успели еще раскритиковать его руководителей.
- А причина в другом: считается, что когда Суркисы пришли в клуб, тогда «Динамо» и началось. Плюс, когда клуб переходил из рук в руки, были некоторые нюансы. Не все приятные. Кто их знает, старается обходить стороной.
 
- А вы пересеклись с братьями Суркисами в «Динамо»?
- Я как раз уходил тогда. И смена власти в клубе чуть не сказалась на моем переходе в «Логроньес», где я уже отыграл полгода. Зимой я ушел в аренду, а летом 93-го официально уже шла продажа. Но для того, чтобы переход точно состоялся, мне пришлось продаваться через «Маккаби» (Хайфа). А уже на следующий день я вернулся в Испанию. Тогда вообще интересные времена были. Я сыграл за «Динамо» в первом чемпионате Украины, а потом Сабо уже не допускал меня к играм. Я полгода просидел на «банке» из-за того, что подписал контракт с «Тоттенхэмом». И хотя тренером был Кирилыч (Анатолий Пузач. – lb.ua), но руководил всем Сабо, и полгода мне не давали играть. При этом все официально было: я ездил в Англию с Безверхим (президент «Динамо» на тот момент - lb.ua), подписал предконтракт, но мне не дали рабочую визу – тогда как раз поймали иностранцев на подделках и ввели ограничения. Но за «Динамо» я мог играть.
 
- Так, а Сабо вас берег что ли?
- Он считал так: раз ушел, то нам такой игрок не нужен. Ну, Сабо – это отдельный экземпляр, он всегда считает по-своему. Мне и зарплату не платили.
 
- Скажите, а что за человек был президент клуба Виктор Безверхий?
- Он был порядочный человек, а вот его окружение… И он в свое время не смог показать силу. Если бы сделал это, то остался бы президентом. Он тогда не понял, куда попал.
 
«Заяев усыпил всех, а в перерыве матча все стало на свои места»
 
- Что происходило в клубе после поражения от «Таврии» в финальном матче в 1992 году?
- Полный бардак происходил. А тем более есть моменты определенные. Хоть и столько лет прошло, но не хочу рассказывать, почему с «Таврией» так произошло…
 
- А было бы интересно.
- Предварительно сначала договаривались, потом все поменялось. Это такое дело. Тем более мы уже два месяца себя чемпионами считали.
 
- Тогдашний тренер «Таврии» Анатолий Заяев вспоминал, что Федерация футбола уже почти заявила «Динамо» в Лигу чемпионов, а тут «Таврия» вдруг выиграла золотые награды.
- И заявки были, и договоренность была. Заяев усыпил всех, всем пообещал, а потом в перерыве матча все стало на свои места.
 
- Как?!
- Ну вот так. Это и называется «тренерская задумка»! Мы тогда в своей группе ото всех оторвались, грубо говоря, на двадцать очков. И должно было быть две игры с победителем другой группы, а потом за неделю до матча решили, что одна игра будет. Была договоренность, что мы выигрываем, у нас банкет, в Киеве нас салют встречает. Уже и игрокам сказали. А мы до этого месяц не тренировались практически, выходили на игры и на классе выигрывали. Вот это и сыграло свою роль.
 
- А по ходу матча «Динамо» уже не могло перестроиться?
- Нет. Мы уже представляли себе обратную дорогу с цветами и шампанским в самолете. А вообще, это самый большой маразм, когда чемпионское звание разыгрывается в одной игре. Это ж не Кубок. А проиграть каждая команда может, тем более в таком состоянии, в каком мы пребывали. Нас, кстати, оштрафовали, как сейчас помню, на $2 тыс. за то, что не выиграли.
 
- Но руководство ведь было в курсе новых обстоятельств.
- В понимании руководителей мы все равно должны были побеждать, ведь были на голову выше соперника.
 
- Кстати, а какие тогда были зарплаты в «Динамо»?
- У ведущих игроков – по $1 тыс. Но тогда в основном зарабатывали на премиальных.
 
- Каково вам было играть на едва заполненном «Республиканском» в чемпионате Украины?
- Это была едва ли не главная причина моего ухода из «Динамо». При Союзе стадион почти всегда был заполнен, а потом стало ходить по 10-15 тысяч. А тут еще ездишь в другие города, играешь непонятно где. Ту же Ахтырку взять – ни раздевалок, ничего нет. В гостинице переодевались. Еду с собой возили. А мы играли в Лиге чемпионов, и тут же улетали из Ахтырки в Барселону. Контраст был еще тот.
 
«В игре с венграми нужно было просто продемонстрировать миру, что есть такая сборная Украины»
 
- Вы сыграли в первом матче сборной Украины – с венграми. Помните атмосферу, которая предшествовала той игре?
- Атмосфера была великолепная. В Ужгород приехали в основном те ребята, которые с юношеских, молодежных сборных выступали вместе. Нужно было быстрее сыграть, а потом уже разбираться, что к чему. Это было как показательное выступление – продемонстрировать миру, что есть такая сборная. Хотя, понятно, что как раз ничего еще не было. В частности, поля не было хорошего. Но, по-моему, одну тренировку даже провели.
 
- Игрокам что-то заплатили за тот матч?
- Честно говоря, не помню, но, кажется, нет.
 
- Слабенько, к слову, отыграли.
- Да, 1:3. Но это нормально: подготовки нет, плюс три тренера во главе – Прокопенко, Пузач, Яремченко, каждый из которых хочет, чтобы побольше его игроков вышло в «основе». Кирилыч потом рассказывал, что замены были расписаны заранее, чтоб уже все вышли на поле, все сыграли. Ясно, что толку от той игры не было никакого – нужно было просто отметиться, чтобы попасть в отборочный турнир ЧЕ-96.
 
- Почему вас больше не вызывали в сборную?
- А потом уже или «Днепр» в качестве сборной летит в Америку, или еще кто-то. Сборной как таковой до определенного момента не было.
 
- А русские когда вас к себе позвали – в 93-м?
- Да. Садырин приехал в Испанию прямо на игру. Это мой первый тренер, и я согласился. Тем более что за россиян уже играла половина сборной Украины – Никифоров, Цымбаларь, Онопко.
 
«Романцев посчитал, что мой авторитет выше, чем его»
 
- Почему после триумфального для вас ЧМ-94 вы больше не вызывались в сборную России?
- На товарищеский матч с Германией я все-таки приехал, хотя на поле и не вышел. Я уже начал играть за «Валенсию», мы как раз выиграли первый матч у «Атлетико» (Мадрид) 4:1, я забил. Приезжаю в Москву, и Романцев как всегда начинает… Я понял, что идет невосприятие меня.
 
- А подробнее, если можно.
- Тогда же конфликт был перед чемпионатом мира (знаменитое «Письмо четырнадцати» - Саленко сначала подписал его, а затем отозвал подпись – lb.ua), и он принял сторону игроков, которые не поехали на ЧМ. Еще было совещание перед отбором на Евро-96, во время которого Романцев встает и говорит: «Я не могу вам платить за Сан-Марино и Фарерские острова». Я ему отвечаю: «Как это так – не будете? Не вы же платите – платит федерация футбола, есть Колосков. Они платят, вот с ними мы и будем разговаривать». Мы разъехались, и потом я уже сам звоню Романцеву. А он говорит: «Зачем тебе приезжать на отборочные игры – это мы и так выиграем, это мы и так выиграем». Ну, я все понял. Он амбициозный человек и посчитал, что мой авторитет в команде на тот момент был выше, чем его.
- А чего ж вы журналистам не пожаловались, что героя России из сборной «плавят»?
- Тогда обо всем этом писалось. Я журналистам говорил: «Идите и спрашивайте у Романцева, почему я не играю. Я вот набираю его телефон на базе, зову, он подходит, а потом отходит». Романцев, как и каждый тренер, имел амбиции, и он решил, что ему так будет спокойнее. А он тогда был царь и бог. В 96-м, когда он ушел, Игнатьев был готов вернуть меня в сборную, но уже пошли травмы, которые и помешали сыграть.
 
- Олег, а на Евро-92 в составе сборной СНГ у вас совсем не было шансов блеснуть?
- Не было. При Бышовце у меня вообще не было шансов.
 
- И все из-за того, что в 1990 году позволили себе в стане сборной отпраздновать золотые медали «Динамо» в чемпионате?
- Дело даже не в этом. Бышовец всегда противопоставлял себя Лобановскому, а Валерий Васильевич как-то настоятельно порекомендовал ему взять меня в сборную. Оттуда все и пошло. Он меня не воспринимал, а я – его. К тому же это человек, который очень любит деньги. И все знают о том, что в 92-м он предлагал игрокам заплатить за поездку на Евро: кто заплатил – поехал, не заплатил – не поехал. Не поехали Протасов и Литовченко, они уже играли за рубежом, им это все не надо было. Они сказали, что, конечно, согласны поехать, но не хотели «заносить».
 
- А почему игроки скандал не подняли?
- Да никто бы ничего все равно не доказал.
 
 «Рабинович сказал Заварову: «У тебя будут работать те, кого я назову»
 
- Отвечая на вопрос, почему не хотите работать агентом, вы сказали: «В Украине нельзя заниматься легальным футбольным бизнесом: идет купля-продажа средних игроков для отмывания денег».
- У нас средними командами в основном руководят не тренеры, а менеджеры игроков. Когда в команду приходит новый тренер, за ним следом идет куча игроков среднего класса.
 
- Но разве не он их приводит?
- Зачастую не он. Вопрос решают руководство клубов и агенты игроков. У нас мало футболистов, которые сами могут выбирать себе команду, в основном – ищут. Перед вторым кругом чемпионата многие команды имеют по 13-14 игроков, и сейчас решается, кто кого и куда всунет. При этом без разницы, в какой команде окажется игрок (сильных личностей все равно почти нет), главное – заработать на этом денег.
 
- Как вы считаете, агенты в Украине могут обеспечить нужный результат матча?
- Есть и такие агенты. Кстати, раньше футболисты могли напрямую что-то «организовать», а сейчас никто не хочет светиться. Поэтому все ложится на плечи агентов, с них и спрос потом будет. При этом ставки за некоторые игры в десять раз больше, чем зарплаты футболистов. Поэтому так все и происходит. Пока все будет, как есть, пока и судьи… У нас сейчас только «Шахтер» поднялся, а остальные команды наоборот опустились.
 
- Судейство немножко наладилось все-таки.
- Это со стороны так кажется. Просто стали меньше сор из избы выносить. Раньше много шума было вокруг судейства, а сейчас, даже когда одну из команд «убивают», шума нет. Как будто по указке. При желании можно было раскрутить ситуацию с пенальти в ворота «Металлиста» в матче с «Динамо» - просто Милевский не забил с «точки». Но сейчас все спокойно к таким моментам относятся. Как и в Европе.
 
- Еще при Заварове вы могли прийти работать в дубль киевского «Арсенала». Что помешало?
- Саша Заваров тогда предложил еще троих человек, которые будут в его штабе. Рабинович перечеркнул листок и сказал: «Я таких вообще не знаю. У тебя будут работать те, кого я назову». Вот это наш подход к делу.
 
- Может, Рабинович побоялся, что Заваров приведет непонятно кого?
- Он видел фамилии, которые предложил Заваров. И поверьте мне, они были на уровне.
 
- Летом вы могли комментировать матчи чемпионата мира-2010 на Первом национальном. Почему не удалось договориться?
- Я просто сказал, что за все в жизни надо платить. Они хотели, чтобы все было бесплатно, поэтому я и отказался, и Блохин тоже. И поэтому к концу чемпионата в студию стали приходить все кому не лень. Если вы зарабатываете деньги на телевидении, то вы должны и платить. Я пару раз пришел ради интереса, а дальше предложил как-то урегулировать вопрос. Не получилось. У Шустера надо учиться, как вести бизнес: чтобы все себе, а остальным…
 
- Вы комментируете матчи сборной на «Интере» - там ведь труд оплачивается?
- Да, но, по большому счету, это не приносит больших денег. До уровня Европы мы пока не доросли.
 
- Как поживает ваша «Золотая бутса» - не продали?
- Стоит. Эмираты ведь не успели до старта ЧМ в ЮАР организовать турнир. Нет – и слава Богу. Я бы хотел, чтобы бутса оказалась в школе «Смена», где я вырос, сейчас это академия «Зенита». Из России были звонки, но ничего конкретного – подчиненные по просьбе шефов почву зондировали.
 
Евгений ШВЕЦ, www.lb.ua
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Лунин признался, был ли гол в скандальном эпизоде матча с Барселоной
Футбол | 25 апреля 2024, 00:08 4
Лунин признался, был ли гол в скандальном эпизоде матча с Барселоной

Украинский вратарь отрицает, что мяч пересек линию

Топ-10 ветеранов в возрасте 35+, которые продолжают карьеру в Европе
Футбол | 24 апреля 2024, 18:08 1
Топ-10 ветеранов в возрасте 35+, которые продолжают карьеру в Европе

Для кого-то из них предстоящее лето, вероятно, принесет момент, когда придется попрощаться

Комментарии 21
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Oleg_Romanovich
говном был- говном и остался!
shoni10
Саленко всегда был честным и толковым человеком!
Bavar
knock__Kyiv — 13.01.2011 15:25
Зраджує тобі пам'ять і дуже сильно. Ну вас завжди так.
По-перше, в кого "в нас" і коли "завжди"? По-друге, я чомусь не пам'ятаю, що я особисто щось кудись надсилав, чєсссслово! Й вважаю, що пам'ять мені все ж не зраджує. Якщо в тебе стосовно мене є інша інформація із задоволенням почитаю А осьу цьому випадку мені чомусь запропоновано "Подавай иск в КДК" Я лише це мав на увазі своєю "заявою".
Тепер стосовно Дима. Якщо підійти до справи без емоцій, то що зробив Дим? Оприлюднив зізнання Лащенкова - учасника та свідка події. Тобто підставою для "порушення кримінальної справи" було зізнання Лащенкова, а як це зізнання дійшло до апчєствєнності - справа десята. Що маємо зараз - зізнання Салєнка - учасника та свідка події. А до апчєственності це доніс Евгений ШВЕЦ, www.lb.ua У чому ти бачиш принципову різницю? Щодо Данілова: з яких це пір Данілов став для вас авторитетом? Він вимагав розібратися?! Так він ще багато чого вимагає, але Суркіс не квапиться виконувати його вимоги а тут віразу послухався А якщо Данілов ініціює розглядання в КДК цієї справиз матчем ДК - ТС, ти його теж підтримаєш?
Та справа навіть не в тому! Мені просто дуже хотілось подивитися зараз на реакцію тих, хто з піною у рота вимагав покарати Метал майже не довічним зісланням у першу лігу лише на підставі свідоцтва Лащенкова. А ти тоді був у перших рядах тих, хто жадав справеливості! Що скажеш тепер? Чи не треба розібратися з заявою Салєнка?
knock__Kyiv
dadaali — 13.01.2011 16:51
Була заява:
"Дык я, если мне не изменяет память, по поводу МХ-КЛ тоже ничего не подавал, оно как-то без меня все устроилось".
І була моя відповідь.
knock__Kyiv — 13.01.2011 15:25
А по темі вже неодноразово висловлювався. Набридло вже.
dadaali
knock__Kyiv — 13.01.2011 15:25
ты с темы не съезжай, как белый день ясно что дым всю эту кашу затеял, только имея злость на метал, решил приплести к этой истории...........и когда история набрала обороты, суркис решил воспользоваться этим , иначе как объяснить игнорирование результатов расследования харьковской прокуратуры, и заключение суда???? грёбаный блюститель порядка..........пусть лучше наведёт порядок в своём царстве .......
lvros
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
knock__Kyiv
metallplus1985 — 13.01.2011 10:56
Коли ти вже своєю ненавистю захлинешся, смішне хлопчисько?
knock__Kyiv
Bavar — 13.01.2011 13:19
Зраджує тобі пам'ять і дуже сильно. Ну вас завжди так.
Волати почав Дим і ніяк не міг заспокоїтись, аж доки не повідомив у Лозанну. (Розберіться врешті із своїми подільниками, щоб хоч відмазуватись синхронно).
Ну потім диво дивне Данілов (ні разу ні корупціонер) організував показові виступи в УЄФА, мовляв, ФФУ не розслідує факти корупції.
Ну ти, звичайно, нічого про це не знав.
dinamomashina
Надеюсь, своими откровениями, Саленко на чекушку да заработал....
metallplus1985
Bavar — 13.01.2011 13:23
Ну там Лащенков - "уважаемый" человек, а тут скажут: "ЭТО Саленко балобол, А Мусороклуб - кристально чесный, самый чесный, и шубы для игроков покупали, вы кому верите Мусорским(динамовским) чесным словам, или своим бестыжим глазам?"
Bavar
прошибается = прогибается
Bavar
Лёвкин папа (Донецк) — 13.01.2011 12:22
--- Нет, с ним бы я в разведку не пошел. Это еще мягко. С такими вообще не здороваются
Ага! Здороваются с теми, кто игры покупает и с теми, кто послужно прошибается, когда приказано, а с теми, кто вопреки всему играет в ФУТБОЛ - ни-ни. Да и нигде не сказано, что он бабки взял.
---- Остальные футболисты как футболисты
Ты забыл Сергея Шевченко - очень неплохой игрок был. Ну и заслугу Заяева в том чемпионстве переоценить сложно. Не стоит забывать, что перед финальным матчем Таврия оставила в группе позади себя представителей союзной вышки Шахтер и Черноморец и Метзап.
ginn20092009 — 13.01.2011 12:26
Дык я, если мне не изменяет память, по поводу МХ-КЛ тоже ничего не подавал, оно как-то без меня все устроилось. Принципиальной и непредвзятой ФФУ хватило слов Лащенкова, чтобы начать разбрательство, поэтому, я уверен, что и слов Саленко будет достаточно для аналогичного шага.
Лёвкин папа (Донецк)
Ая еще думаю с каких делов та Таврия чемпионом стала. В кто у них был из звезд? Гудименко (хороший форвард тут ниче не скажешь) толковый и перспективный Опарин (ему просто не повезло с клубом) да молодой Головко (который в отличие от Опарина смог попасть в ДК).Всё. Остальные футболисты как футболисты
ginn20092009
Bavar
Подавай иск в КДК.
Лёвкин папа (Донецк)
Про Бышовца и Заяева серьезные заявления. Ну про Бышовца многие говорят что он, ну.. такой... А Заяев... Бабки я так понимаю, взял. А потом... решил воспользоваться моментом и кинул всех. Нет, с ним бы я в разведку не пошел. Это еще мягко. С такими вообще не здороваются
Bavar
Т-а-а-а-а-к! Ну, господа-динамовцы, я надеюсь, сейчас вы, как люди последовательные, начнете требовать перевода ДК в первую лигу или, как минимум, снятия 9 очков. Почему Лащенкову нужно верить, а Саленко нет? А господин Суркис недавно утверждал, что у подобных дел, в соответствии с требованиями УЕФА, нет сроков давности.
KARP_UA
Даа... Вот уже сами игроки начали говорить о "предварительной договоренности"... Если кто смотрел, то в 3-м тайме Ребров уже рассказывал о своем первом договорняке... А Заяеву - респект!!!
metallplus1985
mfesenko2007 — 13.01.2011 10:11
да,Динамо уже в те года,на заре,так сказать ЧУкра договорняками чемпионства добивались
========================================
А что ты хотел? Динамо - это же мусорской клуб изначально, мусорская структура, и у команды всегда был привит этот мерзкий мусорской стиль поведения, подкупы, договорняки, давление, все как у мусоров.
Надеюсь это мусоро команда вылетит из зоны еврокубков вообще.
Pavlovo.Pole
Да, про Заяева понравилось
mfesenko2007
да,Динамо уже в те года,на заре,так сказать ЧУкра договорняками чемпионства добивались,а игроки оказывается даже не тренировались.Так для протокола были,а чемпионство "боссы" бабками и авторитетом получали,как и сейчас все. Молодец Заяев - взял и обломал,за что его потом и сьели и по тихому убрали на покой.