Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Россия
|
2151
13

У него было уникальное качество – его хватало для всех

Сегодня девять дней, как с нами нет Владимира Маслаченко

У него было уникальное качество – его хватало для всех
Владимир Маслаченко
…Девять дней, как нет Маслаченко. Дома остались диктофонные записи с его словами. Но пока больно, и нет сил их слушать. Что бы мы ни говорили, у нас бывают кумиры. Для меня это Анна Ахматова – в стихах, Андрей Тарковский – в кино. И Владимир Маслаченко – в футболе. «Никогда не бойся местоимения «я», - призывал Тарковский. – Пиши только то, что ты сама чувствовала…»
 
…Я увидела Маслаченко в редакции «Советского спорта»: он и Володя Бесчастных пришли посмотреть матч России против Андорры. А еще позднее, дорвавшись до Маслаченко по телефону, мучила его вопросами несколько часов. Посреди интервью он повесил трубку: заскулила его собака. Он вернулся с прогулки – и мы продолжили.
 
- Сережа! Шесть часов по телефону! (На самом деле – четыре. – Прим. Е.С.) Она меня «изнасиловала»! – «сдал» меня Владимир Никитич наутро моему любимому редактору отдела футбола Сергею Егорову. А, когда интервью вышло – похвалил: «Это была поэма!».
 
Получив задание «на флажке» в день матча – посмотреть игру нашей сборной из комментаторской кабинки – я набрала номер легенды и сказала: «Это та, которая «шесть» часов…». Маслаченко засмеялся: «Ну, тогда – приезжайте еще на два...»
 
***
 
…Он умел позвонить просто так. Спросить, как дела. Рассказать анекдот. Он своим напором побеждал чужую грусть в любом ее состоянии. У Маслаченко было уникальное качество – его удивительно хватало для всех.
 
Первым, кто поздравил меня по телефону с Новым годом, был он. «Я вас знал еще тогда, когда вы, сопливая, катались на санках с горки в своей Брянской области!», - огорошил мэтр. И как можно было утром 31 декабря в это не поверить?..
 
***
 
…Я проснулась поздно после командировки в Екатеринбург и ночного текста. «Маслаченко умер», - по телефону сказала мама. Было 28-е и ноябрь. Месяц, в который я родилась. Воскресенье. Полвторого дня. Я не поверила. Не ходила на работу. Не включала ни телевизор, ни интернет.
 
От слез и желтых кружков валерьянки плыла голова. И ничего не соображала.
 
Да, реанимация. Да, он после инсульта не говорил. И, не знаю, слышал ли. Но можно было, прилетев из Екатеринбурга, прийти к нему в НИИ. Можно было взять белые листы и написать на них маркером крупными буквами. Можно было всё… Но сколько еще «можно» я в этой жизни не сделаю?
 
***
 
Прошлой весной я сидела с Валерией Бесковой в ее солнечной гостиной на Садовой-Триумфальной. Раздался телефонный звонок. Бескова сняла трубку. Звонили из руководства «Динамо» - уточнить, когда можно прислать к ней водителя с билетами на матч. Но, главное: они просто спросили, как у нее дела. Валерия Николаевна повесила трубку с гордостью: «Да, мне звонят! И никогда не надо думать, что неудобно позвонить лишний раз. Это же так приятно, когда тебе кто-то звонит просто так!».
 
После ухода Маслаченко осталось дикое чувство вины. Кажется: хотя бы день. Несколько часов. Чтобы попросить у него прощения. За то, что звонила нечасто. И часто – когда было нужно интервью. Но, главное, просто сказать ему: «Владимир Никитович, я вас сильно-сильно любила».
 
Ни один человек в футболе никогда не значил и никогда не будет значить для меня столько, сколько Маслаченко.
 
***
 
…Первого декабря все ходили хоронить его. Я не пошла.
 
Этим июнем (кто знал, что это его последнее лето?) звонок Маслаченко застал меня по дороге в кино. Я стояла на остановке – и мы разговаривали. «На какой фильм?» - спросил Владимир Никитович (кто-то научил Маслаченко скачивать фильмы из интернета – и он собрал дома приличную коллекцию). - «На французский, - без энтузиазма ответила я. – Я все время даю этим французам шанс – а они все время меня разочаровывают». Он засмеялся: «А как же Жан Габен?..»
 
Какой фильм я смотрела в тот день, я не помню – только этот разговор.
 
Автобус не ехал. И тогда мне казалось главным, что я могу опоздать в кино. А сейчас кажется главным, что, пропусти я автобус – мы могли проговорить дольше. Жизнь не умеет показывать нам, какие мы глупые – горе намного мудрее жизни.
 
Мы заговорили об итальянцах. И сразу – с полуслова. «У Де Сика есть очень хороший фильм о войне…», – сказал Маслаченко. – «Чочара»! – перебила я, писавшая на него рецензию на Кинопоиске.
 
***
 
В день его похорон в «Иллюзионе» на Котельнической набережной шел старенький фильм 57-го года, снятый двумя итальянцами. Главную роль в «Большой голубой дороге» играет Ив Монтан. Он в конце умирает.
 
Этим фильмом я попрощалась с Маслаченко…
 
На экране дрожало море. А Владимир Никитич умел кататься по морю на своем катере, водных лыжах, доске для виндсёрфа… С экрана летели слова русского дублера Монтана. А я вспоминала голос Маслаченко. Громкий, уверенный, ироничный.
 
Но только в темноте на глаза набежали слезы – вдруг оборвалась пленка, и кинозал осветился от белого экрана. Я понимаю всё: и то, что пленка старая, и что на ней была склейка еще до 1 декабря… но, может, всё дело в том, что нельзя было заплакать? Маслаченко был очень добрым и умел чувствовать настроение по первому слову «здравствуйте». Произнесу его грустно – а он тихо-ласково говорит в трубку: «Эй, курносенькая! Ты чего нос повесила?»
 
***
 
Когда я выходила с работы в кино, на сайте было видео прощания с комментатором в «Останкино». Я поборола страх, надавила кнопку мыши… монитор погас. Пришел компьютерщик Костя. Унес системный блок. Видно, Владимир Никитич решил, что не надо мне на это смотреть – лучше кино…
 
Наутро на столе был новый системный блок. Ни одного файла. Ни одного фото. Я скопировала на пустой рабочий экран с флэшки фотографию Маслаченко, которую сделала летом у него дома. Он сидит за компьютером в своей комнате, улыбаясь мне.
 
***
 
Накануне подумалось: а что Маслаченко любил? Всплыло в памяти поразительное и простое стихотворенье Ахматовой о Гумилеве. «Он любил три вещи на свете…».
 
Первого декабря я не стала ждать автобус. Идя пешком к метро, я, чтобы не заплакать, читала про себя этот коротенький стих. Много-много раз. Вместо молитвы. У метро я зашла в книжный и купила первый попавшийся томик стихов Ахматовой. Он был без фотографий. Неудобного формата. Я взяла его только за то, что в моих руках он открылся на 35-й странице. На стихотворенье «Он любил…». Я посмотрела дату написания. Ноябрь 10-го года…
 
***
Человек уходит – а ты понимаешь, как мало ты о нем знала. И что самое страшное – как мало ты его о нем спрашивала, хотя можно было.
 
Он любил надеть кроссовки на босу ногу. Он любил абрикосы в июне. Он однажды спел мне во время интервью старую мелодию Фрэнка Синатры. В его машине всегда играл джаз.
 
Елена Савоничева, Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 13
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
aorg99
Да, жаль, что второго такого комментатора не будет никогда.Светлая память...
Antonio.Ali
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Antonio.Ali
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Superstriker
Бог — 06.12.2010 17:20
Как человек с таким ником, может быть адекватным?
Boris_Crimea
Бог — 06.12.2010 17:20
может, хватит уже... никогда не считал его легендой...
___________________________________________________________________
Не хватит. Что-то мне подсказывает, что для вас и Котэ Махарадзе и Николай Озеров ни разу не легенда.
kievpoet2010
последнее слово "ОПОЭТЕН"! Светлая Ему память!
kievpoet2010
Владимир Маслаченко. Реквием!
«Работают - прилично парни!!! Ах, он ахнул!!!», -
О комментаторских, я - фразочках-нетленках.
...Удрал!!! перед последним туром из палаты -
На вечный верхний ярус, Маслаченко...
Эпоха? – больше! Стиль – Учебник! Почерк – Мэтра!
Спортсмен-Эстет вершин энтузиастики,
Последним комментированием «Классико» -
Венком из Лавр : «Милан»-да-«Интер» - опоэ́тен!
3011-01.12.2010г.
DynamoMSC
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
tompman
Бог — 06.12.2010 17:20
--------------------
Ты не только молодой, но ещё и недалекий. В таких случаях лучше промолчать.
Бог
может, хватит уже... никогда не считал его легендой... да, я достаточно молодой, но то, что слышал, поражает непрофессионализмом и незнанием дела... эмоции - это хорошо, но знание дела тоже необходимо. Светлая память, и на этом предлагаю ставить точку!
DynamoMSC
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
pokemonikiton2
хорошая статья!
светлая память..
f-play
Великолепный материал.
Светлая память Владимиру Никитичу.