Матчи, которых не было
В случае с Александром Алехиным смерть стала преградой на пути чемпиона
Шахматная история полнится ожидавшимися с большим интересом, но так никогда и не проведенными матчами высшего уровня. Верите или нет, но усадить за доску двоих игроков — дело куда более сложное, чем организовать турнир с участием многих! Наш разговор сегодня — о матчах, которых не было.
Морфи — Стаунтон
Легендарный американец Пол Морфи в короткий кульминационный период своей карьеры доказал преимущество над всеми лучшими игроками мира. Кроме одного — англичанина Говарда Стаунтона, который в 1858 году от поединка благоразумно уклонился! Всемирно признанного титула чемпиона мира в те годы еще не существовало, общественность склонялась к тому, что Морфи — лучший. Шахматисты до сих пор восхищаются блистательными комбинациями американца.
Но и про англичанина не забывают: традиционный по форме комплект фигур называется во всем мире стаунтоновским. Есть, видимо, в этом некая ирония судьбы. Ведь Говард Стаунтон не только был действительно великим игроком своего времени — он научил шахматный мир тому, что наиболее удачные ходы делаются порой не на доске, а за ее пределами.
Ласкер — Рубинштейн
В период 1894—1921 годов титулом владел Эмануэль Ласкер, соперников себе выбирал, по традиции, сам. Был в этом достаточно переборчив. На период царствования второго чемпиона и пришлась одна из главных несправедливостей шахматной истории. Игрок калибра Акибы Рубинштейна ни разу не сыграл в соревновании на первенство мира! Не провел ни одного матча за корону. До 1970-х официального рейтинга в шахматах не существовало, но не так давно были «задним числом» просчитаны неофициальные исторические рейтинги Chessmetrics. По объективным результатам Рубинштейн занимал второе или первое место в мире непрерывно в период с января 1908-го по май 1914-го. О справедливости розыгрыша первенства мира в те времена говорить, как вы понимаете, не приходится.
Алехин — Капабланка
В 1927 году в прошедшей в Буэнос-Айресе одной из самых знаменитых дуэлей, гениальный эмигрант из России Александр Алехин отобрал титул у другого гения, кубинца Хосе-Рауля Капабланки. Дальнейшие переговоры о реванше оказались бесплодными, и даже более того: на почве разногласий два великих шахматиста стали врагами. Капабланка сохранял колоссальную практическую силу и был опасным соперником для любого, по крайней мере, до середины 1930-х годов, когда он выиграл ряд крупнейших турниров.
Алехин — Ботвинник
После Второй мировой войны переговоры о проведении матча между чемпионом Алехиным и сильнейшим советским шахматистом Михаилом Ботвинником прервала внезапная смерть Алехина в португальском городе Эшторил 24 марта 1946 года. Возможный матч осложнялся тем, что Алехин был политически неудобен — будучи известен как многолетний противник советской власти, он серьезно запятнал себя сотрудничеством с нацистами, которое вылилось и в написание печально известных антисемитских статей. Авторство Алехина иногда оспаривается, однако опубликованная в Англии книга по данной конкретной теме не оставляет особой пищи для сомнений. А вот причины смерти Алехина окутаны мраком и до сих пор являются предметом дискуссий. Версию о насильственной смерти чемпиона разделяют многие специалисты. Например, много исследовавший этот вопрос украинский историк шахмат Сергей Ткаченко «совершенно уверен, что Алехина убили».
Фишер – Карпов
Продолжавшуюся почти четверть века гегемонию советских чемпионов в 1972 году прервал американец Бобби Фишер. К короне он подбирался с конца 1950-х годов, временами показывал просто феноменальные результаты, но произошедшего в чемпионском цикле не ожидал никто. На пути к решающему матчу Фишер обыграл в соревнованиях претендентов Марка Тайманова и Бента Ларсена, обоих с удивительным сухим счетом. «Железного» Тиграна Петросяна, игрока труднопробиваемого, Фишер разгромил с перевесом в четыре очка. И в завершение, опять с перевесом в четыре очка, американец отобрал титул у Бориса Спасского.
Восхождение Фишера придало мощный импульс развитию игры в мире. В том числе, пусть не покажется странным, и в СССР — поражение Спасского встряхнуло советский шахматный конвейер, который позднее в 1970-х заработал уже на полную мощность. В 1975 году матч Фишера с победителем отбора, молодым советским гроссмейстером Анатолием Карповым не состоялся. Американец отказался от игры, хотя большинство из его предложений по изменению правил розыгрыша первенства мира были международной федерацией приняты. Фишер многого добился, слишком много вложил в свое восхождение и не нашел в себе сил вновь броситься в омут непредсказуемой борьбы. Да еще против нового, неизученного соперника. Итак, корона в 1975 году досталась Карпову. Более поздние переговоры об уже неофициальном матче успеха не возымели. Хотя велись всерьез — Карпов и Фишер даже провели ускользнувшую от внимания прессы тайную встречу.
Каспаров – Карпов
Гарри Каспаров сумел завоевать и удержать корону в длительном противостоянии с Карповым в период с 1984 по 1990 год, когда они сыграли пять матчей. Однако в 1993 году, после того, как в претенденты пробился неожиданно обыгравший Карпова англичанин Найджел Шорт, произошел раскол системы чемпионата мира. Не без обоснований подозревая возглавлявшуюся тогда филиппинцем Камроманесом международную федерацию в закулисных играх с призовым фондом, Шорт предложил вывести поединок из-под эгиды ФИДЕ, с чем Каспаров и согласился. Международная федерация была вынуждена провести альтернативный матч на первенство мира с участием вылетевших ранее из цикла Карпова и голландца Яна Тиммана. Все это привело к тому, что параллельными, половинчатыми титулами завладели обыгравшие своих соперников Каспаров и Карпов. Многие ожидали проведения объединительного матча между ними, что было бы актуальным на фоне сногсшибательного достижения Карпова в 1994 году на супертурнире в Линаресе, показавшего, что порох для борьбы на высшем уровне у Карпова сохраняется. Однако организационные усилия оказались недостаточными, и шестому матчу «двух К» состояться было не суждено.
Интерес к противостоянию подорвал результат Карпова на супертурнире с участием шести сильнейших шахматистов мира в Лас-Пальмасе в 1996 году. Карпов разделил последнее место с Василием Иванчуком, а Каспаров уверенно победил.
Каспаров — Широв
На период разделения веток чемпионата мира приходится много несыгранных матчей Гарри Каспарова. И случай с Алексеем Шировым был просто вопиющим. В 1998 году вместо длинного отбора к поединку с Каспаровым было предложено провести встречу между двумя самыми очевидными претендентами — Виши Анандом и Владимиром Крамником. Однако Ананд отказался, и его заменил Алексей Широв. Отборочный матч стал печальным пиком карьеры латвийского испанца. Крамник был неожиданно, но вполне убедительно повержен, однако организационная структура для проведения дальнейшего матча Широва против «Великого и Ужасного» Гарри распалась. Матч за корону не состоялся! Тогда и позднее многое говорилось о том, что Широв, который всегда имел плохой счет против Каспарова, не имел бы в противостоянии шансов. Едва ли эти сомнительные с моральной точки зрения доводы служили утешением несостоявшемуся претенденту.
Крамник — Каспаров
В 2000 году Каспаров принял решение защищать свой классический титул в поединке с Крамником уже без всяких отборов для претендентов и без учета итога матча 1998 года между Крамником и Шировым. В регламенте не было оговорено право чемпиона на матч-реванш. И после того, как Крамник, к удивлению шахматной общественности, обыграл Каспарова, добиться повторной встречи за титул Гарри не удалось. Каспаров и сторонники реванша годами взывали к справедливости, много говорили о серии побед Гарри в супертурнирах, дававшей, по их мнению, основания требовать прямого реванша. Но Крамник остался верен букве контракта и непреклонен.
Пономарев — Каспаров
В поисках выхода из ситуации разделения веток чемпионата мира (при том, что бессменный лидер рейтинга Каспаров после 2000 года не владел уже ни одним титулом), в 2002 году в Праге были заключены знаменитые соглашения о проведении дуэли с чемпионом мира ФИДЕ Русланом Пономаревым. И о дальнейшей встрече победителя их противостояния с чемпионом по классической версии, который определялся во встрече Крамника с победителем специального отбора. «Отбор к Крамнику» выиграл Петер Леко, его матч с россиянином после ряда отсрочек прошел в 2004 году и завершился вничью — Крамник тогда сохранил титул. Но матч другой половины ветки по Пражской схеме сорвался. Как-то получилось, что при заключении договоренностей в Праге присутствовали все заинтересованные стороны, кроме Пономарева. И уже вскоре международная федерация взяла неприличный крен в сторону Каспарова, организуя матч Гарри с компьютером (названный даже «компьютерным чемпионатом мира», при действующем чемпионе Пономареве). Конфликт между ФИДЕ и украинцем был долгим, матч дважды анонсировался, хотя федерация и не располагала необходимым для этого контрактом с Русланом. Но когда в августе 2003 года казалось, что проблемы фактически решены и впереди поединок в Ялте, матч был внезапно отменен президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. В качестве причины называлось несогласие Пономарева с отдельными пунктами контракта. Более реалистичной является версия, впервые выдвинутая обозревателем Марком Лившицем, о том, что решение было политическим. Ну а всю правду знает только Илюмжинов.
Касымжанов — Каспаров
Апофеозом неразберихи стал проведенный в 2004 году в Триполи последний нокаут-чемпионат мира, победитель которого должен был, по задумке ФИДЕ, сыграть «вместо Пономарева» с Каспаровым. Несмотря на лавину отказов от ведущих игроков, являвшийся, по сути, отбором к Каспарову чемпионат был проведен, выиграл его узбекский гроссмейстер Рустам Касымжанов, для которого это достижение стало главным в карьере.
Касымжанов рвался против Каспарова в бой, хотел играть и Гарри. Но организовать их матч, найти спонсоров ФИДЕ не смогла. Или не захотела. В марте 2005 года предельно разочарованный Каспаров официально ушел из шахмат. После отставки первого в течение двух десятков лет номера рейтинга, дорога к объединению титулов наконец открылась. Что едва ли можно ставить в заслугу международной федерации.
...Совсем недавно о выходе из системы чемпионата мира заявил Магнус Карлсен, бывший первым номером мирового рейтинга во всех списках 2010 года, кроме текущего — ноябрьского. Магнус, не исключено, вновь станет первым номером рейтинга в январе. Не придется ли нам когда-нибудь говорить и о несыгранном матче Карлсена?
Михаил ГОЛУБЕВ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тайсон отказался давать флеш-интервью после поражения
Фьюри поблагодарил украинца за бой