Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Профессиональный бокс
|
2737
2

Костя ЦЗЮ: «Я правильный до педантичности»

Известный экс-боксер считает, что стать чемпионом ему было предначертано судьбой

Костя ЦЗЮ: «Я правильный до педантичности»
Костя Цзю

По-хорошему, такие выдающиеся спортсмены, как Костя ЦЗЮ, в особых представлениях не нуждаются. Они уже при жизни стали легендами, в данном случае — легендой профессионального бокса. Цзю очень быстро стал лучшим в мире в первом полусреднем весе и ушел, когда от него этого не ожидали. Но и сейчас Костя не сидит без дела, открывая по всему миру свои боксерские школы, выпуская товары под собственным брендом и участвуя в различных телевизионных проектах. На данный момент он является ведущим украинского реалити-шоу «Ты — чемпион» и любезно согласился пообщаться с нами после съемок.

Пятый запасной

— Костя, в спортивные залы приходят тысячи ребят, как в свое время пришли и вы, но не все они становятся чемпионами. Что в вас было такого особенного? Что помогло впоследствии выстрелить?
— Я не пропустил ни одной тренировки в своей жизни и могу назвать точное количество раз, когда я опоздал за 30 с лишним лет. Для меня каждый день — это вызов. Мои близкие люди недовольны тем, что стремлюсь заниматься каждый день. А я без этого жить уже не могу. Для меня потренироваться —это как позавтракать или пообедать, я без физических нагрузок плохо себя чувствую. Быть в хорошей форме — часть моей жизни, ведь я известная личность и на меня смотрят. Очень злит, когда люди подходят и говорят: «Ух, какой пузяра у тебя хороший». Думаешь, молчал бы ты лучше...

—Вспомните знаковое для вас, возможно, переломное в карьере соревнование, на которое удалось отобраться?
—Мой первый чемпионат Советского Союза, Кутаиси, 1986 год, когда оказался в сборной СССР. Никто тогда не верил, что у меня есть шанс на победу, ведь я с большим трудом попал на этот турнир, но все-таки выиграл первенство. А началась эта история в Киеве в 1985-м на Первых всесоюзных юношеских играх. Я проигрывал в стартовом бою, но меня заметил старший тренер первой команды Союза Константин Кобцев, с которым мы потом много лет шли бок о бок, и он пригласил меня на международные старты в Тбилиси. Не помню, как выступил в столице Грузии, тем не менее автоматически пробился на чемпионат CCCР. Хотя при этом ехал туда в команде «Трудовых резервов» пятым запасным (!). Представьте, меня взяли последним, а я выиграл Союз. В первый год пребывания в сборной мне покорился чемпионат Европы среди молодежи. Вот этот год, скорее всего, и стал переломным для меня.

В 87-м уже пошло становление, когда занял второе место на чемпионате мира. Также 1987 год — это переход в мужики, Я беру серебро на Союзе, но все равно попадаю в олимпийскую команду. Это громаднейший шаг, это мечта, которая сбылась. На Играх в Сеуле я не добыл золото, и это то, что называется судьба. Почему? Сейчас объясню. У меня 25% корейской крови, а корейцы объявили, что если кто-то с их корнями выигрывает медаль высшей пробы, то, независимо от того, где он проживает, получает миллион долларов. Представьте, какие это были деньжищи на то время! Но я не азиат, скорее европеец, у меня другой менталитет.

В 89-м я становлюсь третьим на чемпионате мира, уступая тому же бойцу, который обошел меня на Олимпиаде, и после этого меняю категорию — 63 кг. Вот с того времени по 91-й год я абсолютно доминировал в своем весе. Настолько, что мог выигрывать, практически не тренируясь и гуляя всю ночь. И вот тут началась не то что деградация, а какой-то спад. Были даже такие моменты, когда мне говорили: «Костя, очнись!» Дошло до того, что в 1991 году в свой день рождения на турнире в Новороссийске я встретился с молодым пацаном, и он мне дал такой тяжелый бой, что по его окончании я только головой качал, как этот салага меня потрепал. Вот тогда-то и понял, что больше так нельзя.

Новый этап начался, когда я перешел в профессионалы, там было больше раундов, чем в любителях — 10. И мне повезло, что в первом же бою нокаутировал соперника. А со второго сражения, которое также закончилось досрочно в первом раунде, мой промоутер начал создавать обо мне программы. В третьем поединке расправился с визави во второй трехминутке, и вот в четвертом бою мне попадается бывший чемпион мира Хуан Лапорта. После десяти раундов с ним я потом в рекордные сроки — после 13-ти профессиональных боев завоевал звание чемпиона мира.

—Для вас было принципиально выигрывать досрочно?
—Никогда не ставил такой цели. Просто они сами падали. Ставишь задачу уронить – сам упадешь. Это очень опасно. Первый нокдаун у меня в 1995 году в противостоянии с колумбийцем Пинедой. У него рост был 191 см, а у меня 167, и тогда я впервые приземлился на пол, но уже до того момента, как прикоснуться коленом к рингу, у меня возникло желание встать. Я вскочил, как ванька-встанька, потому что не понимал, как такое вообще может произойти. Первое рассечение, когда я выиграл звание, а так практически все время завершал поединки без травм.

—А как потом настраиваться на дальнейшую борьбу, когда ты пусть и на какие-то секунды, но побывал в нокауте?
—Есть такой синдром нокаута. Слава Богу, в ауте я ни разу не был, хотя с Филипсом был момент, когда остановили бой, и не помню, что я там соображал, но соображал хреново. Мы даже в больнице вместе лежали на медобследовании, вот такой получился тяжелый поединок. Это был май, а в ноябре я уже выступал. Поговорил с семьей, с мамой, убедил, что еще должен вернуться, что мне это нужно.

— Но ведь это очень тяжело потерять титул и начинать все сначала...
— Зато именно так закалялся характер. Кроме того, этот проигрыш позволил увидеть истинное лицо моего окружения (а вокруг известного человека всегда много подхалимов), многие ушли, но те, кто остался, уже проверены временем.

Отдых на иголках

—Возвратимся немного назад, к тому моменту, когда вы согласились переехать в Австралию. Долго решались на этот шаг, ведь это была совсем другая культура, жизненный устрой...
—Это как начинать жизнь заново. Ты обучаешься всему чуть ли не с нуля. Но самое сложное поменять менталитет. Поэтому в начале австралийской жизни люди входили в мое положение и помогали.

— Почему в свое время вы неожиданно сменили открывшего перед вами двери в большой бокс Билла Морди на Влада Уортона?
— Я поменял промоутера сразу после того, как стал чемпионом мира, и сейчас могу сказать, что тогда сделал правильный шаг, но неправильными методами. Слава Богу, перед тем как этот человек умер, мы с ним встретились, поговорили, хотя деньги, которые он у меня отсудил — более восьми миллионов долларов, — счастья ему не принесли. Очень долго я был сам себе промоутером, а затем делами занялся мой друг. Однако деньги сильно меняют человека, и, поднявшись по статусу, он начал меня обманывать.

— Свой последний бой на профиринге вы провели против Рикки Хаттона (4 июня 2005 года) и опять-таки неожиданно для всех уступили. Что тогда случились?
— Я просто проиграл. Не должен был тогда выходить в ринг, мне не нужен был этот поединок с Хаттоном, поскольку к тому моменту уже все всем доказал и заработал хорошие деньги. Однако не мог бросить спорт. Возможно, этим проигранным боем сама судьба говорила: дескать, хватит тебе, заканчивай.

—Поэтому вы и не потребовали реванша...
—А зачем? Выиграть для статистики еще один матч? Положить в карман лишнюю копейку? Все, что нужно, у меня уже было.

—У вас был ритуал настроя на бой?
— У меня имелась своя молитва. Также читал книги, слушал музыку, старался отключиться на какое-то время. Раньше еще возил с собой иголки, лежал на них раз в день. Один раз даже давал в таком положении интервью, потому что другого времени больше не было. В связи с этим журналистка смело могла отвечать, что познакомилась с Костей Цзю в постели на иголках (смеется).

— Вы не понаслышке знаете, какой тяжелый и опасный вид спорта бокс. И тем не менее ваш старший сын, если не ошибаюсь, также выбрал его и даже имеет какие-то награды. Как вы отнеслись к такому решению?
— Можно добавить информацию? Не только старший, но уже и второй сын увлекся боксом. Ну а что делать, если они осознанно сделали этот выбор? Они постоянно толклись рядом с рингом, видели мою боль, кровь, синяки, сломанные руки и порванные связки. Так что хорошо представляют, на что идут. Также они понимают, какая на них лежит ответственность, поскольку носят фамилию Цзю, и их всю жизнь будут сравнивать со мной. А это вдвойне тяжелее.
Вот у меня есть свой бренд спортивной одежды, но как-то мой старший сын заявил, что хочет создать собственную линию. Я сказал, что буду горд носить вещи с его именем, только пусть сделает так, чтобы оно стало настоящим брендом, хотя бы таким, как у отца.

Нудный любитель Монте-Кристо

—Сейчас вас часто можно увидеть в различных проектах, телешоу. Вы даже судили танцы на льду «Огонь и Пламень»...
—О, это получилось случайно. У меня друзей много, в том числе и в этом проекте, и как-то я позвонил им и сказал, что хочу присутствовать на съемках. Они обрадовались: «Конечно, приходи»! Но когда пришел на шоу, они мне в лоб: судьей не побудешь? Я сначала отказывался, но они меня уговорили. Я был очень строгим, у меня даже случился не то что конфликт, но бурный спор с Татьяной Тарасовой.

—А чем вас так захватил проект «Ты—чемпион»?
—Это же бокс. Мое родное...

—У вас есть какая-то похожая идея?
—Было много разных задумок, и до сих пор есть одна идея реалити-шоу, но я на горьком опыте научился о таком не рассказывать раньше времени.

—Вы часто говорите о судьбе, верите, что все в жизни предопределено заранее. А если бы была возможность вернуться назад и все изменить, что бы вы сделали?
—Ничего.

—Всем довольны?
—Не всем, но делать ничего не стал бы. Читали «Алхимика» Пауло Коэльо. Вот там все хорошо изложено. Жизнь это сплошные повороты, и мы никогда не знаем, что будет дальше, пока не зайдем за угол.. Тем более меняя что-то одно, ты из- меняешь судьбу полностью, встречаешь совсем других людей...

—Если выпадает свободная минутка, что обычно делаете?
— Если такое случается, то читаю. И у меня на компьютере всегда есть несколько любимых книг. Среди них «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, которую я перечитывал, наверное, десятки раз. «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова читаю постоянно, ведь эту книгу ты воспринимаешь каждый раз по-другому.

— Мы знаем, какой Костя Цзю на ринге, а какой он в быту?
— Нудный (улыбается). Знаете, вообще стараюсь о личном очень мало говорить. Какой я? Принципиальный, требовательный, властный. Есть два мнения: мое и неправильное. Хотя для меня не проблема признать свою ошибку и подойти извиниться, если был неправ. Я до педантичности правильный. Напримeр, дорогу перехожу только на зеленый свет, даже если машин вообще нет на горизонте.

— У каждого спортсмена, особенно в индивидуальном виде, имеется заклятый соперник. А у вас такой был?
—Самый заклятый оппонент — это ты сам и твои слабости. Именно против них ты борешься всю жизнь — от рождения и до последнего дня. Просто каждый справляется с этим по-разному.

Елена ПАВЛОВА, газета «Команда»

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 2
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
konst34
Цзю красавчик и боксер был отличный и шоуменом стал не плохим. Никогда никого не обливал грязью и выигрывал в честных ярких боях. Не то что шоу-клоун Хэй.
sanyrr
телешоу и интервью любит больше чем бокс .......