Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Англия
|
6852
28

Харри РЕДНАПП: «Работать в России? Только с Павлюченко!»

Интереснейшее интервью с главным тренером «Тоттенхэма»

Харри РЕДНАПП: «Работать в России? Только с Павлюченко!»
Гарри Реднапп
Спецкор «СЭ» на базе «Тоттенхэма» в поселке Чигвелл под Лондоном встретился с главным тренером «шпор».
 
Эта встреча состоялась благодаря главному тренеру «Вест Хэма» Аврааму Гранту. Как известно, в середине 2000-х он работал спортивным директором «Портсмута», который Реднапп тогда тренировал. А теперь Грант договорился с коллегой об интервью для «СЭ». Спасибо, Авраам!
 
И вот я на загородной базе «шпор». В Чигвелл из центра Лондона ведет ветка метро, уходящая далеко за пределы столицы. Еще несколько минут на такси - и ты у ворот базы. Пяток охотников за автографами, осведомленных о времени начала тренировки, поджидают игроков.
 
Едва охранник получает разрешение пропустить меня внутрь, как подъезжает Range Rover Реднаппа. Тренер сам за рулем. Приглашает в кафе, где перекусывают игроки (за столиком рядом попивают чай Гарет Бэйл и Питер Крауч, который подмигивает мне откуда-то из-под потолка). Вскоре появляется и Роман Павлюченко, изумленный присутствием на базе хорошо знакомого ему журналиста. Каждый из игроков подходит ко всем до единого, находящимся в кафе, пожимает руку. Высокомерия - ноль...
Наконец, проходим с Реднаппом в его кабинет. На часах - 11.15, и полученная ранее информация о том, что тренировка начинается в 11.30, поводов для оптимизма не дает. Но беседа в итоге продолжается почти 45 минут, и перед Павлюченко и Ко тренер появляется ровно в полдень. Упражнениями «рулит» помощник, тогда как главный тренер внимательнейшим образом наблюдает за всем происходящим со стороны...
«The Russians are coming! («Русские идут!»)» - воскликнет Реднапп уже после занятия, увидев одновременно подходящих к зданию базы с разных сторон Павлюченко и спецкора «СЭ». «Russian mafia», - в тон ему ответит наш форвард, недавно отметивший юбилей - 150 голов в карьере.
 
 БОЛЕЛЬЩИКИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ПАВА
 
- Для начала - о вашем опыте работы с российскими футболистами, Алексеем Смертиным в «Портсмуте» и Романом Павлюченко в «Тоттенхэме». Отличаются ли наши игроки от англичан или представителей других национальностей? - спросил я Реднаппа.
- Тут нельзя обобщать, потому что два этих парня - очень разные и по стилю игры, и по характеру. Смертин на поле не останавливался ни на секунду, играл жестко и в высшей степени самоотверженно. Для того «Портсмута» это был фантастический игрок, однозначно ведущий. Чем-то он напоминает мне сегодняшнего Луку Модрича - невысокий, худенький, но работающий вовсю и управляющий игрой в середине поля.
Пав не столь боевит, порой он может дать себе послабление, у него более осторожный подход к игре. Когда у него на поле все идет хорошо, то он выглядит фантастически - с его-то великолепной техникой, прекрасно поставленным ударом. Романа можно назвать очень качественным игроком. Но у меня по-прежнему возникает ощущение, что иногда он слишком расслаблен.
 
Я разговаривал с Гусом Хиддинком (Реднапп произнес: «Гасом». - Прим. И.Р.), и он сказал мне: «Ты его никогда не поменяешь. Я кричал на него, не ставил его на матчи, беседовал с ним, игнорировал его - я перепробовал все! Но его невозможно изменить. Нужно принимать его таким, какой он есть». И я согласен с Гусом. Пав - превосходный, отличный парень и очень хороший игрок. Но в силу некоторой расслабленности ему не хватает агрессии.
 
- Как сейчас у Павлюченко английский?
- О’кей. Мне кажется, он понимает все, что хочет понимать.
 
- Болельщики поют песни в его честь, называя Супер-Павом.
- Они его очень любят! Во-первых, он регулярно забивает. Во-вторых, в плане техники к нему не может быть претензий. Он хорошо работает с мячом, достаточно много двигается. Но если бы, как я уже сказал, у него было больше агрессии и он работал напряженнее, он мог бы играть на фантастическом уровне. Потому что технически он игрок топ-класса.
 
- То есть вы хотите сказать, что, несмотря на высочайшую конкуренцию в передней линии «Тоттенхэма», он мог бы и чаще появляться в стартовом составе?
- Да. Более того, с его способностями он мог бы играть с первых минут постоянно.
 
- Впервые вы услышали о нем, когда он дважды поразил ворота сборной Англии в 2007 году?
- Вероятно, да. Но для «Портсмута», который я тогда возглавлял, он слишком дорого стоил, поэтому я даже не следил за его выступлениями в России.
 
НА ВОПРОС, ХОЧУ ЛИ ПРОДАТЬ ПАВЛЮЧЕНКО, ОТВЕТИЛ: «НЕТ»
 
- С нападающими у вас работает известный в прошлом форвард Лес Фердинанд. По-вашему, он сделал Павлюченко в каких-то компонентах сильнее?
- Какие-то аспекты завершения атаки они, конечно, обсуждают. Постоянная тема - необходимость более усердной игры в отборе после потери мяча.
Хотел бы подчеркнуть, что Павлюченко как человек мне очень приятен. Он по-настоящему семейный парень - я не раз слышал и убеждался в том, насколько для него важна семья. Он позитивная личность, которая притягивает, а не отталкивает. У меня к нему нет никаких претензий в вопросах дисциплины - как в тренировочной работе, так и вне футбола.
 
- Правда ли, что в январе нынешнего года вы лично заблокировали его уже почти было состоявшийся трансфер в «Локомотив» за 10,5 миллиона фунтов?
- Нет. Я никогда бы этого не сделал, поскольку окончательное решение по всем трансферным вопросам у нас принадлежит президенту клуба Даниэлу Леви. Я не покупаю и не продаю игроков. Но если бы меня спросили, хочу ли я продать Павлюченко, я бы ответил: «Нет». А был ли на самом деле тот переход так реален - не знаю.
 
- Так все-таки - было ли это самое «бы»? Спрашивал ли вас президент?
- Спрашивал. И я ответил, что не хотел бы его продажи.
 
- Собирается ли «Тоттенхэм» продлить контракт с Павлюченко, который завершается в конце сезона-2011/12?
- Это вопрос к президенту.
 
- Павлюченко - первый игрок в российском футболе, публично заявивший, что никогда не перейдет в «Зенит», поскольку тем самым оскорбит чувства болельщиков «Спартака», где играл пять с лишним лет. Уважаете такой подход, демонстрирующий, что у футболиста есть моральные ценности?
- Конечно! Я не знал этой истории. Если у человека есть серьезные убеждения - это, бесспорно, хорошо.
 
- Вы ведь именно по схожей причине не стали приглашать в «Тоттенхэм» Сола Кэмпбелла, некогда перешедшего из «шпор» в стан их отъявленных врагов - «Арсенала». Хотя очень ценили защитника в своем «Портсмуте».
- Я просто не мог позвать его в «Тоттенхэм»! Одно дело - Вильям Галлас, который просто играл за «Арсенал». Но Кэмпбелл!.. Да если бы он вернулся в «Тоттенхэм», то болельщики убили бы и его, и меня (смеется).
 
ОТЕЦ ВОДИЛ МЕНЯ НА «ХАЙБЕРИ»
 
- Кстати, я читал, что в детстве вы болели за «Арсенал». Какие чувства в связи с этим испытали, когда по иронии судьбы возглавили самого принципиального оппонента «канониров» - «Тоттенхэм»?
- Если честно, до вашего вопроса об этом ни разу не задумывался. Когда я был совсем маленьким, мой отец, поклонник «Арсенала», водил меня с собой на «Хайбери» каждые две недели. Тогда я за него болел, и это правда. Но в 14-15 лет я ушел из своей первой школы и оказался в «Вест Хэме». После этого «Арсенал» в моей жизни закончился.
А с тех пор, как я стал тренером, «моей» командой является та, которую я в данный момент тренирую. Раньше - «Борнмут», «Вест Хэм», «Портсмут», «Саутгемптон», теперь - «Тоттенхэм». Любимой командой Фабио Капелло является сборная Англии, а для Гуса Хиддинка до недавних пор таковой была национальная команда России.
 
- Для вас - понятно. А поклонники «Тоттенхэма» не ополчились на вас, имея в распоряжении такой «компрометирующий» факт? В России такие вещи происходят сплошь и рядом.
- Нет, ничего подобного не было. В конце концов, я поддерживал «Арсенал», когда был маленьким мальчиком, много десятков лет назад. Это не было моим выбором - я ходил туда и болел за тех, куда ходил и за кого болел мой отец. Но, когда стал более или менее самостоятельным человеком, мои пути с «канонирами» разошлись.
 
 5 МИЛЛИОНОВ ЗА ТРЕНЕРА - НЕ ТАК УЖ И МНОГО
 
- В мае 2008 году вы с «Портсмутом» всего второй раз в истории этого клуба выиграли Кубок Англии. Можно ли сказать, что завоеванный титул изменил отношение к вам? Ведь вскоре последовало предложение от клуба более высокого калибра - «Тоттенхэма». 
- Может быть. Об этом не мне судить. Но в любом случае тебе не так часто выпадает возможность поработать с большим клубом. У меня было прекрасное время, к примеру, с «Вест Хэмом», у нас были замечательные молодые игроки - Рио Фердинанд, Фрэнк Лэмпард, Джо Коул, Майкл Кэррик, Глен Джонсон. Работать над их становлением было приятно и интересно. Но пока тебя не приглашают в клуб, выступающий или по крайней мере имеющий возможности выступать в Лиге чемпионов, ты все равно до конца не будешь признан. Ни в стране, ни за ее пределами. И если у тебя появляется долгожданная возможность подняться на ступеньку выше - надо ею пользоваться.
Выигрыш Кубка с «Портсмутом» был для меня очень весомым событием. Но с «Тоттенхэмом», пусть он и шел тогда на последнем месте, в любом случае можно достичь большего, чем с «Портсмутом», - у лондонского клуба просто выше «потолок». И предложение «шпор» стало для меня очень своевременным.
 
- «Тоттенхэм» тогда потряс весь футбольный мир, согласившись при действующем контракте с «Портсмутом» выложить за вас 5 миллионов фунтов. На моей памяти впервые в истории клуб покупал тренера, словно игрока.
- Да, это была уникальная ситуация, и ощущения были немного странные. Не думал, что «Тоттенхэм» решится на это. Но когда президент клуба пошел на это и сказал, что рад уплатить такие деньги, чтобы я возглавил команду, - мне стало ясно, что тут меня действительно хотят видеть.
Но давайте будем справедливыми. 5 миллионов фунтов в современном футболе платят за очень, очень среднего игрока. Так, может, если покупать за такие деньги тренера, который будет управлять командой, выбирать состав на матчи, производить замены, то есть принимать важные решения, - это и не так дорого?
Еще не так много лет назад зарплаты у тренеров по сравнению с футболистами были очень низки. Самый средний игрок зарабатывал больше тренера. Но потом в Англию приехали зарубежные тренеры, Арсен Венгер стал первым из них, кто выиграл чемпионский титул, - и ситуация изменилась. Может быть, ситуация со мной станет первой в ряду того, что в будущем превратится в норму. И за приобретение тренеров станут платить так же, как за покупку игроков.
 
НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО СПЛЮ И ВИЖУ РАБОТУ СО СБОРНОЙ
 
- Сейчас все больше говорится о том, что именно вы в 2012 году станете наилучшей заменой Фабио Капелло после истечения срока его контракта. Есть ли у вас самого желание возглавить сборную Англии?
- Это не та вещь, которую я каждый день сплю и вижу. Хотя бы потому, что получаю удовольствие от работы с футболистами каждый день. И, полагаю, почувствую большую разницу, когда смогу видеть их лишь раз в шесть недель. Я счастлив, имея возможность тренировать «Тоттенхэм», выводить его на матчи во внутренних турнирах и в Лиге чемпионов.
 
- Прежде Футбольная ассоциация делала вам подобные предложения?
- Нет.
 
- Почему, по-вашему, «Три льва» даже с тренером уровня Капелло не могут достичь вершины?
- У меня нет этому объяснения. Признаться честно, я изумился, что в Южной Африке мы оказались так плохи. У нас есть великий тренер Капелло, у нас есть великолепные игроки. И меня потрясло, что у них на чемпионате мира все до такой степени не получилось.
 
- Недавно ваш «Тоттенхэм» в блестящем стиле обыграл действующего победителя Лиги чемпионов «Интер» - 3:1. Можно ли после такого спектакля ожидать от «шпор» претензий на победу во всем турнире? Или, с учетом статуса его новичков, еще рано?
- Это трудно. Если вы взглянете на уровень игроков «Реала», «Барселоны», «Челси», «МЮ», их опыт участия и успехов в этом турнире... У тех же «Реала» с «Барсой» сейчас просто фантастические команды! Надо быть объективным: соответствовать этому уровню на стабильной основе, а не в одной встрече, нам будет сложно.
 
- В таком случае какую цель вы ставите перед командой в Лиге чемпионов?
- Пройти настолько далеко, насколько мы сможем. Для начала нужно выйти из этой группы, что также не является простой задачей. А дальше многое будет зависеть от жеребьевки. Везение в этом компоненте - тоже немалая часть успеха в Лиге чемпионов, не сомневаюсь в этом ни на секунду.
 
- Чего президент «Тоттенхэма» Даниэл Леви ждет от вас сейчас?
- Побед в Лиге чемпионов, премьер-лиге и Кубке Англии, и все - в одном сезоне (смеется). В этом случае он поднимет мне зарплату.
 
- На какой срок рассчитан ваш контракт?
- Еще на три сезона.
 
- Каковы ваши последующие планы и как долго вы планируете заниматься активной тренерской деятельностью?
- Буду работать, пока получаю удовольствие. Когда устану, когда мне будет доставлять досаду одна мысль, что надо ехать на тренировку, - тогда и настанет время заканчивать. Но пока я это обожаю, и никаких проблем нет.
 
УВОЛЬНЕНИЕ МОУРИНЬЮ БЫЛО ОШИБКОЙ
 
- По-вашему, сможет ли когда-нибудь российский клуб претендовать на победу в Лиге чемпионов?
- Конечно, сможет. Деньги у ваших команд есть, не правда ли? Сейчас в мире есть немало богатых россиян. И мистер Абрамович, приехавший в «Челси» и добившийся с этим клубом фантастических успехов, доказал, что они в футболе на многое способны.
 
- Общались ли когда-нибудь с Абрамовичем?
- Никогда. Но вижу, что он очень любит футбол. У нас есть такое выражение - «футбольный человек». Так вот, владелец «Челси» таковым однозначно является. Он приходит на каждый матч своей команды, слышал, что часто бывает и на тренировках. Он фантастически любит эту игру.
 
- Какие из его решений за эти годы кажутся вам правильными, какие - нет?
- Может быть, единственным неверным решением было увольнение Жозе Моуринью - возможно, лучшего на сегодня тренера в мире. Но Абрамович - владелец клуба, и он имеет право делать то, что хочет. В целом ведь никто не будет спорить, что именно он поднял «Челси» на топ-уровень в мире.
- Можете ли вы представить себя во главе российского клуба?
- Это будет сложно. Я не говорю по-русски и не могу себе представить работу с футболистами страны, чьим языком не владею. Да и вообще, для такого поворота в карьере я уже слишком стар. И недостаточно умен. Так что, по всей видимости, нет. Поеду в Россию только в том случае, если Пав станет моим переводчиком, выбегая к полю и передавая игрокам мои просьбы (смеется).
 
- Что скажете о нынешних россиянах в премьер-лиге и знаете ли еще кого-то из наших игроков, кто мог бы успешно в ней играть?
- Аршавин - фантастический талант. Есть еще много отличных футболистов, и представляю, каким разочарованием стало для них всех, как и для вас, непопадание на чемпионат мира в Южную Африку. Это и для меня было чем-то невероятным. У меня не находится этому объяснения.
 
ЗВАНИЕ ТРЕНЕРА ГОДА ДАЛ БЫ ДИ МАТТЕО ИЛИ ХОЛЛОУЭЮ
 
- Стало ли для вас сюрпризом признание Харри Реднаппа по итогам прошлого сезона тренером года в английской премьер-лиге?
- Не сказал бы. Тем более что речь идет именно о премьер-лиге. Рой Ходжсон, возглавлявший «Фулхэм», провел великолепный сезон в Европе, но не внутри страны. Карло Анчелотти сделал дубль - можно сказать, что и ему не повезло, что он заслуживал этого звания...
У меня вот какое видение этого вопроса. Если меня спросят, кто на данный момент в премьер-лиге достоин этого титула, я скажу - Роберто Ди Маттео в «Вест Бромвиче» и Иан Холлоуэй в «Блэкпуле». Если выбирать все время тех, кто занимает высокие места каждый год, то всякий раз это должен быть либо Фергюсон, либо Анчелотти (а ранее Моуринью), либо Венгер. Потому что, кроме «МЮ», «Челси» и «Арсенала», за последние 15 лет никто не становился чемпионом Англии!
Но это проще всего. На мой взгляд, звание тренера года должно присваиваться человеку, который в этом определенном сезоне поднял свой клуб на новый уровень. И у меня есть ощущение, что в прошлом сезоне такое удалось мне. А в этом пока - Ди Маттео и Холлоуэю, который вышел с «Блэкпулом» в премьер-лигу и идет в верхней половине таблицы.
 
- Большим успехом в вашей карьере можно считать и то, что вы первый английский тренер английского клуба в групповом турнире Лиге чемпионов за восемь лет - со времен покойного сэра Бобби Робсона в «Ньюкасле».
- Конечно! Но дело тут в том, что я оказался во главе команды, с которой появилась возможность этого добиться. Невозможно выйти в Лигу чемпионов, если не работаешь с одним из «больших» клубов. Каждый год туда попадают одни и те же - «Арсенал», «МЮ», «Челси», «Ливерпуль». У «Тоттенхэма» всегда был потенциал, чтобы стать таким клубом, ворваться в большую четверку. И оттого, что мы это сделали, - фантастические ощущения.
 
- Тем не менее вы приняли этот «клуб с потенциалом» на последнем месте в таблице, с двумя очками после восьми туров. И за 19 месяцев проделали путь с самого дна премьер-лиги в Лигу чемпионов. Как вам это удалось?
- Одно из главных качеств, без которого в жизни ничего не добиться, - это уверенность в себе. Когда я пришел, в «Тоттенхэме» были хорошие игроки, но вот этой самой уверенности у них не было. Нужно было внушить им: парни, вы оказались здесь потому, что вы классные футболисты! А раз так, то должны выходить на поле, не сомневаясь в своей способности обыграть соперника.
Моей задачей было убедить их в этом, выжать из них максимум, а также найти для каждого правильную позицию. В том, что я говорю, нет ничего сверхъестественного, никакой магической формулы. Все это на первый взгляд кажется вещами базовыми, простыми. Но, основываясь на моем немалом тренерском опыте, скажу вам, что люди лучше всего реагируют на четкие, простым языком сформулированные требования. Когда ты изо дня в день втолковываешь им, какие вещи делать нужно, а какие - нельзя. Вот, собственно, и все, что я сделал. А качество имеющихся в моем распоряжении футболистов позволило совершиться всему остальному.
 
- Почему, по-вашему, владельцы ведущих (да и не только) английских клубов так не доверяют доморощенным тренерам? Собственно англичан сейчас во главе 20 команд премьер-лиги всего четверо - вы, Рой Ходжсон в «Ливерпуле», Иан Холлоуэй в «Блэкпуле» и Сэм Эллердайс в «Болтоне».
- Возможно, одна из причин в том, что в Англии резко увеличилось число зарубежных владельцев клубов. А они не всегда склонны к тому, чтобы давать английским тренерам шанс. Тем более что громких имен - именно тренерских, а не игроцких - среди них не так много. Приобретая тот или иной клуб, иностранный бизнесмен хочет видеть во главе команды известное на весь мир имя.
- На континенте в ходу версия, что система подготовки тренеров в Англии значительно отстает от итальянской, голландской и т.д. Так ли это?
- Честно говоря, не знаю. Я получил свой тренерский «значок» около 30 лет назад. С тех пор многое могло измениться - и наверняка изменилось. Но, на мой взгляд, всем этим теориям, системам подготовки, экзаменам на получение тренерской лицензии придается слишком много значения. Полагаю, что как раньше, так и сейчас во главе тренерского ремесла должен стоять здравый смысл и понимание футбола. Это на самом деле достаточно простая игра.
Ты можешь сдать все возможные тренерские экзамены в мире, быть очень умным парнем, блестящим школьным учителем и так далее. Но это совершенно не означает, что ты понимаешь, как объединить почти два десятка игроков в одно целое на поле и за его пределами, как найти для футболиста, обладающего набором качеств, точную позицию именно для этой команды...
Фантастическим, одним из лучших тренеров в истории Англии является Брайан Клаф. Он выиграл с «Ноттингем Форест» два подряд Кубка европейских чемпионов, и такое достижение с тех пор удавалось повторить только блистательному «Милану»! (В 89-м и 90-м годах. - Прим. И.Р.) Так вот, он даже тренером, строго говоря, не являлся. Но у Клафа было потрясающее чувство того, как сплачивать людей. И это ему было дано от Бога. Видеть в игроке то, что другие не видят, - этого Брайану не могли дать ни одни тренерские курсы! А только талант, настоящий талант.
 
С «БЛЭКПУЛОМ» МОУРИНЬЮ НЕ ВЫИГРАЕТ ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ
 
- Сборную России в последние годы возглавляют соотечественники-голландцы, но совершенно разные люди - Гус Хиддинк и Дик Адвокат. Хиддинк - аристократ и философ, мастер создания психологического климата, Адвокат - работяга, делающий ставку на каждодневный упорный труд. К какому из этих двух типов относите себя?
- Я где-то посередине (улыбается). С одной стороны, очень много внимания уделяю тому, чтобы объединить команду, с другой - тружусь не покладая рук. Просматриваю сотни видео с записями матчей, обожаю каждый день выходить на тренировки. Мне нравится быть для игроков и менеджером, и тренером, то есть и управлять ими как коллективом, и работать над их сугубо футбольными навыками. Еще раз повторяю свой девиз: «Здравый смысл, а не волшебная формула!»
 
Любому тренеру нужны хорошие футболисты, и это самое главное. Ты можешь быть лучшим специалистом в мире, но... Вот, к примеру, Жозе Моуринью - фантастический тренер. Но он не сможет взять, к примеру, «Блэкпул» и выиграть с ним Лигу чемпионов или хотя бы первенство Англии. Это невозможно. Он хоть и особенный, но не маг и не колдун! Ты можешь выжать из своих игроков лучшее, что в них есть, но никогда они не смогут выйти далеко за рамки своих способностей.
 
Так же и с Лигой чемпионов: мы обыграли «Интер», но вряд ли сможем выиграть весь турнир. Главное в футболе - игроки. Конечно, ты должен правильно к ним относиться, верно их расставить, выжать максимум. Но один ты ничего сделать не сможешь.
 
- Именно поэтому вы категорически против продажи Гарета Бэйла, хотя европейские суперклубы сейчас предлагают за него феноменальные деньги?
- Да. Продать Бэйла невозможно, это стало бы величайшей ошибкой! То, что вытворяет этот мальчишка, то, что он дает команде, - потрясающе. И если мы хотим построить действительно одну из топ-команд в Англии, о его продаже не может быть и речи. Ни за какие деньги.
 
Когда я работал в «Вест Хэме», подобную огромную ошибку совершили, продав в «Лидс» Рио Фердинанда. Руководство клуба думало, что получит за него серьезные деньги (21-летний будущий капитан «МЮ» в 2000 году побил трансферный рекорд страны - 18 миллионов фунтов - и стал самым дорогим защитником мирового футбола. - Прим. И.Р.) и сможет ими верно распорядиться. А на деле вышел эффект карточного домика. Сигнал был получен другими игроками - и через какое-то время из «Вест Хэма» захотели уйти «на повышение» Фрэнк Лэмпард, Джо Коул, Джермейн Дефо, Глен Джонсон, Майкл Кэррик...
 
В команде был феноменальный подбор молодых футболистов, в будущем составивших костяк сборной Англии. Если бы «Вест Хэму» тогда удалось их всех сохранить, он мог бы стать одной из лучших команд страны на годы вперед. Но продажа Фердинанда, которая совсем не была обязательной, стала первым шагом для разрушения команды (в 2003 году, когда Реднапп уже два года как возглавлял «Портсмут», «Вест Хэм» вылетел из премьер-лиги. - Прим. И.Р.). Лучших игроков - если только есть такая возможность - надо сохранять!
 
- Упомянутый вами Лэмпард - ваш племянник. Активно участвовали в его воспитании?
- Если у кого-то и есть больше всего заслуг по этой части - то у его отца, Фрэнка Лэмпарда-старшего. Он возился с сыном с самого раннего возраста, уделял ему максимум внимания. А потом был период, когда я являлся главным тренером «Вест Хэма», тогда как Фрэнк-старший - моим помощником.
 
- ...А младший - игроком. Вас в насаждении семейственности часом не обвиняли?
- О да! Были такие идиоты! Потому что нужно быть полным идиотом, чтобы не видеть, в какого игрока Фрэнк должен был вырасти - и вырос. Людей, для которых семейственность заслоняла талант Лэмпарда-младшего, иначе как дураками не назовешь.
 
- Часто с Лэмпардами общаетесь сейчас?
- Со старшим - постоянно. С младшим - иногда, когда позволяет время.
 
- А чем сейчас занимается ваш сын Джейми, игравший в сборной Англии и являвшийся капитаном «Ливерпуля»?
- Он теперь в телекомпании Sky. Работает на каждой воскресной игре, как и на матчах Лиги чемпионов. У него очень хорошая работа, которой сын доволен. В перспективе он будет рад заняться тренерской деятельностью, но сейчас вполне удовлетворен своей телекарьерой. Ведь она тоже имеет самое прямое отношение к футболу.
 
 ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРЕНЕРОВ В АНГЛИИ НЕТ
 
- Ощущают ли английские тренеры какое-то единство? Допустим, рассматривали ли вы неудачу Стива Макларена в отборочной кампании сборной Англии на пути к Euro-2008 не только как его поражение, но и как проигрыш всех специалистов с туманного Альбиона?
- Нет. Я рассматривал неудачу Стива именно как неудачу Стива, и только. Он был во главе команды, он выбирал состав. И, кстати, с тех пор как он ушел из сборной Англии, карьера у него вновь пошла в гору. Макларен уехал в Голландию и выиграл чемпионат с «Твенте», проделав там фантастическую работу. И, уверен, в Англию он вернется более сильным тренером, чем уезжал из нее. Но тогда, в пору работы со сборной, он делал ошибки. И я не собираюсь чувствовать часть ответственности за них.
 
В выездном матче с Хорватией он поставил неопытного голкипера, и тот ошибался (Пол Робинсон не попал ногой по посланному назад Гэри Невиллом мячу, и тот влетел в ворота. - Прим. И.Р.). Его выбор состава на ряд матчей, возможно, был неверным. Впрочем, все мы сильны задним умом и можем сейчас сколько угодно советовать, кого надо было ставить. Тем не менее Макларен получил возможность тренировать сборную Англии, но это не сработало.
 
- Какие ошибки, по-вашему, он сделал в матче с Россией в «Лужниках»?
- С тех пор прошло уже столько игр... Это был очень сложный матч, а еще сложнее его сделала игра на непривычном для нас искусственном газоне. Как и то, что в сборной России были действительно хорошие игроки. К примеру, Аршавин, Павлюченко - парни, которых сейчас знают все. И вот как раз тут мне не кажется, что Макларен совершил какие-то существенные ошибки. На мой взгляд, команда в тот вечер играла неплохо. Но соперник оказался чуть сильнее и удачливее.
 
- По-вашему, работа Макларена в сборной Англии не ударила по репутации всех английских тренеров в глазах тех же зарубежных владельцев клубов? Это я и имел в виду, когда спрашивал о единстве.
- Возможно. Владельцы никогда не замыкаются на тренерах из одной страны, постоянно оглядываются по сторонам. Впрочем, в ряде ведущих клубов никаких перемен в принципе произойти не могло - тот же Арсен Венгер в «Арсенале» делает невероятную работу, Алекс Фергюсон в «МЮ» - тоже. «Челси» всегда предпочитает тренеров-иностранцев - и как к Моуринью, так и сейчас к Анчелотти не может быть никаких вопросов.
«Ливерпуль» на протяжении многих лет тоже смотрел только в сторону легионеров - и только сейчас дал шанс Рою Ходжсону. И это долгожданный шанс для английского тренера. На мой взгляд, только такие шансы, которых пока очень мало, и могут доказать владельцам, что целый ряд английских тренеров как минимум не хуже многих своих иностранных коллег.
 
- В России существует Объединение отечественных тренеров, защищающее интересы доморощенных специалистов. Есть ли какая-то лоббистская организация подобного рода в Англии?
- Нет. У нас есть только Ассоциация тренеров премьер-лиги, которая включает в себя всех без разделения на гражданство. Но, в конце концов, только владельцы и президенты клубов вправе решать, кого им назначить. Если вы - мистер Абрамович, только вам и никому другому выбирать тренера для «Челси». И никакая ассоциация тренеров тут ничего не сможет сделать.
 
- Вы чему-то научились у зарубежных тренеров, приехавших в премьер-лигу?
- Мне нравится разговаривать с ними, я узнаю что-то новое. Очень люблю тот стиль футбола, который демонстрирует «Арсенал». Какой пас, какое движение! «Челси», считаю, будет одним из главных претендентов на победу в Лиге чемпионов в этом сезоне. Их крайне сложно обыграть. Уважаю их всех - и Венгера, и Анчелотти... У меня никогда не было проблем ни с одним из них.
 
- Знакомы ли вы с кем-то из российских тренеров?
- Нет.
 
 ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ И ПЯТЕРО ПОГИБШИХ
 
- Валерий Газзаев, первый российский тренер, который выиграл еврокубок, много лет назад подал в отставку прямо на послематчевой пресс-конференции. Его «Динамо» дома проиграло немецкому «Айнтрахту» - 0:6, и Газзаев ушел, поскольку была задета его честь. В вашей жизни что-то подобное случалось?
- Любое поражение очень сложно пережить, а такое - тем более. Когда ты - тренер и отвечаешь не только за свою игру, а за результаты всей команды, невозможно после проигрыша махнуть рукой и сказать: «Сегодня проиграли, завтра выиграем». Ты все пропускаешь через себя, и порой психологическое восстановление требует немалых усилий. Но наступают моменты, когда ты говоришь себе: «Все, хватит». Видимо, что-то подобное с моим коллегой в той ситуации и произошло. Но у меня случаев, чтобы я чувствовал себя так плохо, чтобы сразу после игры объявил о своей отставке, не было. И надеюсь, никогда в них не окажусь.
 
- Зато у вас была куда более трагическая история. Когда в 90-м году вы попали в тяжелейшую автокатастрофу, унесшую жизни пяти человек. Как это произошло?
- Это было на чемпионате мира в Италии. Мы пошли на матч Ирландии с Италией в Риме и возвращались в то место, где жили. За рулем был мой близкий друг, исполнительный директор «Борнмута», главным тренером которого я в тот момент являлся. Его звали Брайан Тайлер, и в годы игровой карьеры он был капитаном «Астон Виллы». Это был потрясающий человек.
 
На следующий день мы собирались поехать на игру Англии с Камеруном, билеты уже были у нас на руках. Предвкушали классное зрелище... Я на заднем сиденье заснул - и ничего не успел понять. А машина с тремя молодыми ребятами, 18-20 лет, вылетела на встречную со скоростью около 100 миль в час (160 км/ч). Произошло лобовое столкновение. Я не видел и не чувствовал ничего, а очнулся в госпитале спустя пару дней и провел там длительное время. Мне безумно повезло, что выжил. Другие-то погибли.
 
- Эта катастрофа изменила вас и ваш взгляд на окружающий мир?
- Учитывая, что были мы на чемпионате мира по футболу и погиб мой друг - человек футбола, вначале я думал, что ни смотреть футбол, ни думать о нем больше не смогу. Но как только я вновь начал работать, - все вернулось на круги своя. И мысли о том, что после такого события в жизни какая-то там игра мне уже не будет казаться такой важной, больше не посещали. Быть может, неожиданно для себя самого я остался таким же, каким был до того, - я точно так же огорчаюсь, когда мы проигрываем, и точно так же радуюсь, когда побеждаем. Ничего на самом деле не изменилось.
 
- Ваше полное право - не отвечать на следующий вопрос. В 2007 году, в бытность главным тренером «Портсмута», у вас произошла крайне неприятная история - вас ненадолго арестовали по обвинению в коррупции. Что вспоминаете об этом времени?
- Отвечу. Вспоминаю чувство полнейшей несправедливости. Дело касалось денег, которые клуб заплатил агенту одного из игроков. Но это не имело никакого отношения к моей работе! В тюрьме я, слава богу, не был. Меня просто вызвали в полицейский участок, где провели допрос. Но в любом случае это был очень плохой опыт. Моя жена была поражена. Как и я сам.
 
 РОССИЯ ТОЖЕ ДОСТОЙНА ПРОВЕСТИ ЧМ-2018
 
- Хиддинк мне рассказал, что в Англии есть интересная традиция - после матча главные тренеры двух команд идут в отдельную комнату, немного там выпивают и обсуждают прошедший матч. Кто придумал эту традицию и было ли у вас подобное общение с Гусом во времена его работы в «Челси»?
- Конечно, было! А что касается такой традиции, то, по-моему, это происходило в Англии всегда. Иностранные тренеры, правда, не всегда ей следуют, но большинство из них все-таки приходят. Подобные встречи продолжаются минут десять после выхода тренера приезжей команды из раздевалки и до того момента, пока автобус не увозит его домой или в аэропорт. При этом никого выпивать не принуждают - чаще всего дело ограничивается бокалом вина.
 
Когда мы играем с «МЮ», обязательно выпиваем по бокальчику вина с Алексом Фергюсоном, разговариваем об игре - как бы она ни завершилась. Арсен Венгер приходит иногда, не каждый раз. Во времена работы в «Ливерпуле» порой заглядывал и Рафа Бенитес, но сейчас, после матча с «Интером», этого не произошло (улыбается).
 
- До Хиддинка сборная России 20 лет ни на одном турнире не могла выйти из группы. Как вы, будучи знакомы с ним, полагаете - как можно было за два года сделать такую команду третьей на континенте?
- Гус - фантастический человек футбола! Он знает об этой игре все, а еще он отличный мужик, который не смотрит ни на кого свысока, все понимает и с которым можно поговорить обо всем. И с «Челси» Хиддинк доказал, что является одним из лучших тренеров мира, проделав великолепную работу и за считаные месяцы выиграв Кубок Англии.
 
- Знаю, что вы в числе всех тренеров премьер-лиги подписали совместное заявление о том, что поддерживаете кандидатуру Англии в роли хозяйки ЧМ-2018. Полагаете, такое письмо может повлиять на результат голосования исполкома ФИФА?
- Не знаю. Как не в курсе и того, готова ли Россия проводить чемпионат мира. Хороши ли у вас стадионы?
 
- Пока нет. Но как раз чемпионат мира и позволит их построить, тогда как в Англии они уже есть. Сильно ли разочаруетесь, если ваша страна проиграет гонку за мировое первенство?
- Да. Провести чемпионат мира у нас было бы здорово. Тем более что, когда это было в прошлый раз, в 66-м, мы стали чемпионами мира. А с тех пор - не становились. Может, новое домашнее первенство принесет нам еще один титул лучшей команды мира?
 
- Полагаете ли вы, что Россия тоже достойна провести ЧМ-2018?
- Конечно, да. Но буду надеяться, что он все же достанется Англии.
 
КРИЧАТЬ И ВИЗЖАТЬ НА НЫНЕШНИХ ИГРОКОВ – НЕЭФФЕКТИВНО
 
- В России вас считают типично английским тренером. Верно ли такое представление и что вы в него вкладываете?
- Честно говоря, не знаю, что такое «типично английский тренер». Возьмем Хиддинка. Он голландец, но я бы сказал, что Гус - типично английский тренер. Потому что он нормальный простой человек, потому что он много общается с игроками, потому что он понимает футбол... Не думаю, что вообще уместно говорить о слове «типичный». У каждого тренера - свой стиль. Стили Фергюсона или Моуринью совсем не похожи друг на друга, тем не менее оба они - самые титулованные тренеры мира. Мы все - разные!
 
- Моуринью, кстати, приходил на бокал вина?
- Да, конечно! Всегда! У нас с ним прекрасные отношения, мне он очень нравится. Жозе - фантастическая личность. И очень, очень умный парень.
 
- Вы когда-нибудь, подобно Фергюсону, бросали в игроков бутсы или переворачивали столы в перерыве?
- Много лет назад - да. Очень много, когда только начинал свою тренерскую карьеру. Но сейчас этого делать нельзя, потому что игроки на подобные вещи не реагируют, это их не заводит на подвиги во втором тайме.
 
- Авраам Грант говорил мне, что работает сейчас совершенно иначе, чем 15 лет назад, поскольку футболисты с тех пор сильно изменились.
- То же самое касается и меня. Кричать и визжать на игроков нынешнего поколения абсолютно неэффективно. Изредка это делать можно, но ни в коем случае не регулярно. И без бросков бутс и другого подобного «мусора».
 
- Что вы сделали в перерыве матча в Милане с «Интером», после чего 0:4 посредством хет-трика Бэйла превратились в 3:4?
- Просто сказал: «Мы в плохой ситуации и должны выйти из нее с гордостью. Если мы будем играть так же, то получим 7:0 или 8:0. И это будет унижением. Чтобы этого не произошло, мы сейчас должны выйти и делать все, что можем, - хоть нас и осталось десять. Это не будет оправданием». Команда так и сыграла - и это было для нас очень хорошо. Что и доказал ответный матч на «Уайт Харт Лэйн».
 
- Считается, что Англия - страна, свято относящаяся к соблюдению традиций. Как вы относитесь к тому, что при реконструкции «Уэмбли» были разрушены знаменитые башни-близнецы, символизировавшие единственную победу вашей сборной на чемпионатах мира?
- Отношусь негативно. Мне чрезвычайно жаль, что это решение было принято. Башни-близнецы нужно было сохранить, они были очень важны как неотъемлемая часть английской футбольной истории.
 
- Кстати, помните ли вы, где находились в тот момент, когда Англия в 66-м стала чемпионом мира?
- Да, разумеется. Смотрел финал дома, с родителями и братом. В тот момент я был игроком «Вест Хэма», в котором выступали капитан сборной Бобби Мур, а также авторы всех четырех голов в финале - Джефф Херст и Мартин Питерс. Ощущать, что ты играешь в одной команде с этими людьми, было фантастикой.
 
Игорь РАБИНЕР, www.sport-express.ru
 
Источник Спорт-Экспресс
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 28
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
mscw
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Densha_Otoko
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
seroff69
Хороше інтерв"ю,сподобалось
Хрюн Моржов
kirill_simf — 19.11.2010 13:37
======= alkattrazz- ненависник павлюченко!
- Я написал чуть выше, кто он такой. И Павлюченко к этому не имеет ни малейшего отношения. Он также ненавидел бы и Месси, будь он родом из России.
Хрюн Моржов
Что вы хотите от alkattrazz? Он закомплексованный, обидчивый типчик, дико ревнивый к чужим достижениям. А если достижения "кацапские" при отсутствии доморощенных аналогов - это выше его психологической устойчивости. Впрочем, таких завистливых на этом сайте - пруд пруди.
jermain
Круто. Мне понравилось. Почаще бы читать такие интервью
lsnr
Это смотря с кем сравнивать.. По сравнению с Месси, Инестой, Рональдо, Рональдиньо - Пав может и дерево.. Но вот по сравнению практически со всеми игроками ДК - очень даже техничный игрок.. )) И удар у него поставлен. И скорость есть, и напор. Его нужно только разбудить..
Densha_Otoko
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
CTa6uJIu3aTop
alkattrazz — 19.11.2010 13:06

блин..я тебе говорю что играть не кому,ты мне тоже самое вторишь!!а забивает потому что, сам знаешь что палка раз в год .......вот у него и получилось
========================================
Если палка стреляет со скоростью пулемета - эта палка пулемет))
Если форвард в АПЛ регулярно забивает - это форвард высокого класса))
kirill_simf
alkattrazz- ненависник павлюченко!
alkattrazz
блин..я тебе говорю что играть не кому,ты мне тоже самое вторишь!!а забивает потому что, сам знаешь что палка раз в год .......вот у него и получилось;)
arbuzinkaprofsoyuz
alkattrazz, упёртый ты! Реднап не враг же своей команде! Почему такой классный форвард Кин банку греет, а дерево Павлюченко играет (притом с неплохой результативностью)??? Наверное Харри виднее.
______________________
fairplay - поддерживаю!
lamrak
Большой Сэм в Блекберне!
alkattrazz
ну ты сам ответил на вопрос..играть то некому,а надо!!зимой он будет послан далеко и надолго...кстати Кин никакой поболее этого полена проявляет себя и вообще их сравнивать....
fairplay
Да что гоните! Отличный специалист, уважаю. А реверансы Паву - обычная политкорректность. Издание-то российское.
"Если выбирать все время тех, кто занимает высокие места каждый год, то всякий раз это должен быть либо Фергюсон, либо Анчелотти (а ранее Моуринью), либо Венгер. Потому что, кроме «МЮ», «Челси» и «Арсенала», за последние 15 лет никто не становился чемпионом Англии!
Но это проще всего. На мой взгляд, звание тренера года должно присваиваться человеку, который в этом определенном сезоне поднял свой клуб на новый уровень."
-----------------------
Дядька прав 100%!
arbuzinkaprofsoyuz
А кто же у Шпор впереди сегодня играть будет на три фронта? Одноплановый, деревянный Крауч; находящийся в ужасной форме Кин; травмированный Дефо; никакой Дос Сантос...???
CTa6uJIu3aTop
Мнение о реднапе несколько изменилось.. в лучшую сторону))
Хорошая вьюха.. добрая))
alkattrazz
его готовы отпустить за 6...посмотри трансферы...а локо не готов такие деньги тратить вообще!!у них сейчас наоборот сокращение по ходу...его свиноферма даже назад не хочет..дерево оно и есть...
arbuzinkaprofsoyuz
За него 10,5 лямов Локо давал почему же не продали, alkattrazz??? Где логика в твоих словах???
Относительно Крауча Павлюченко деревянный??? Я не знаю о чём с тобой вообще тогда говорить...
alkattrazz
как там тебя...знаток павл-ко....повторяю для глухого!!он там нах не нужен!!!его надо продать какому нибудь пищевику!!всего навсего, а ты говоришь....