Европейские чемпионаты. Часть 1 – ТВ-аудитория
Украина на седьмом месте в Европе по количеству футбольных ТВ-зрителей
В странах УЕФА насчитывается 170 млн любителей футбола, которых можно отнести к телеболельщикам внутреннего футбола. Россиян среди них около 7,5 % при доле населения 17 %.
В среднем 22,5 % жителей стран УЕФА старше 10 лет составляют сегменты активных и умеренных почитателей чемпионатов своих стран. Они относительно регулярно следят за ходом соответствующих турниров и хотя бы время от времени наблюдают матчи или обзоры туров по ТВ (с учетом Интернета).
В абсолютном исчислении внутренняя ТВ-аудитория европейских первенств в текущем сезоне ранжируется следующим образом (топ-15):*
1. Германия – 21 млн чел.
2. Англия (как часть UK) – 16 млн чел.
3. Турция – 16 млн чел.
4. Италия – 15 млн чел.
5. Россия – 12,5 млн чел.
6. Франция – 12 млн чел.
7. Испания – 11 млн чел.
8. Украина – 7,5 млн чел.
9. Польша – 7,5 млн чел.
10. Голландия – 6 млн чел.
11. Румыния – 5 млн чел.
12. Португалия – 3 млн чел.
13. Греция – 3 млн чел.
14. Бельгия – 2,5 млн чел.
15. Сербия – 2,5 млн чел.
А если эту таблицу развернуть по соотношению размера ТВ-аудитории к общей численности населения старше 10 лет, то Россия с показателем 10 % окажется в пятом десятке среди полусотни стран УЕФА. А лидерами являются Англия и Голландия (по 35 %).
Динамика в ведущих чемпионатах
Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять. Мало того что их премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций.
Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять.Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять. Мало того что их премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций. Мало того что их
премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций.
В Германии и Италии аудитория своих национальных первенств относительно стабилизировалась и держится уже несколько лет примерно на одном уровне. При этом данное количество немецких болельщиков сформировалось после ЧМ-2006, который выступил катализатором повышения местной популярности бундеслиги.
В Испании за три года (в основном за счёт этого сезона) число телеболельщиков своей элитной лиги возросло на 10 %, а вот во Франции ряды реальных поклонников национального первенства поредели на 15 %.
Динамика в России
В нашей стране, в отличие от западной Европы (там тоже существует некоторая разница, но она не так существенна), особый интерес к футболу вызывают только игры российской сборной, матчи наших команд в Еврокубках и финальные турниры ЧМ и ЧЕ. А национальный чемпионат в силу известных причин не очень востребован.
В последние четыре года число россиян, которые относительно регулярно, но с разной частотой, следят за ходом турнира в РФПЛ составляет 14-15 млн человек. Но если в предыдущие три сезона почти 100 % из них хотя бы изредка наблюдали российский футбол по ТВ, то в этом году их количество не превышает 85 %.
В период с 2003 по 2007 гг. включительно внутренняя аудитория отечественного первенства имела ежегодную положительную динамику и в целом возросла с 12,5 до 15 млн человек, или на 20 %. Но начиная с 2008 года она стала понемногу сокращаться, а в нынешнем сезоне практически упала до уровня 2003 г. – 12,5 млн человек. При этом менее половины из них можно отнести к активным болельщикам.
Как смотрят
В Англии очень высокий уровень проникновения платного футбола в домовладения. Кроме этого существует традиция наблюдать футбол в пабах и спортклубах. Неудивительно, что подавляющее число болельщиков предпочитает смотреть непосредственно прямые трансляции игр. Тем более что на общедоступном канале ВВС идёт лишь краткий обзор сыгранных матчей АПЛ, а трансляции игр ограничены подэлитными лигами.
В Германии наоборот основная часть болельщицкой аудитории любит смотреть (как правило, дома) полновесные футбольные обозрения, выходящие в оба игровых дня уик-энда на ведущих федеральных телеканалах. Возможно поэтому у немцев самая маленькая среди топовых стран доля подписчиков платного футбола.
Другие ведущие державы занимают промежуточное положение. В Италии тоже много любителей различных обозрений. Но в этой стране и достаточно большое проникновение каналов, обеспечивающих платный просмотр Серии А по различным схемам. Как и во Франции, и в Испании здесь развита и система платного просмотра выборочных матчей (PPV).
Во Франции общедоступное обозрение тура (как и у нас по требованию правообладателя) выходит через два дня. В Испании обзоры туров показывают по кабельным каналам в ночные или утренние часы понедельника. Правда, болельщики могут увидеть один матч каждого тура в прямом эфире национального ТВ, но он не носит статус центрального поединка.
Что касается онлайн-просмотра игр в Интернете, по мобильным телефонам и т.п., то их аудитория пока не оказывает существенного влияния на итоговые количественные характеристики. С другой стороны новые технологии являются одним из динамично развивающихся сегментов, который уже в среднесрочной перспективе может стать более заметными.
Расценки на платный ТВ-просмотр своих чемпионатов
В Италии просмотр отдельно выбранного матча по текущему курсу стоит примерно 850 рублей, в Испании – 550 рублей (на «класико» устанавливаются более высокие эксклюзивные цены), в Германии – 425 рублей, во Франции – 375 рублей.
В период с 2003 по 2007 гг. включительно внутренняя аудитория отечественного первенства имела ежегодную положительную динамику и в целом возросла с 12,5 до 15 млн человек, или на 20 %. Но начиная с 2008 года она стала понемногу сокращаться, а в нынешнем сезоне практически упала до уровня 2003 г. – 12,5 млн человек. При этом менее половины из них можно отнести к активным болельщикам.
А месячная абонентская плата за просмотр трансляций имеет следующие значения: в Англии – 2100-2750 рублей, в Италии – 1500-2750 рублей, во Франции – 1500 рублей, в Германии – 850-1400 рублей. В Испании месячные ТВ-абонементы (без домашних игр «Реала» и «Барселоны») стоят от 850 до 1050 рублей.
При этом почти в каждом европейском государстве при подписке футбольного контента существует масса своих вариантов и нюансов. Не исключены и ситуации, при которых цены будут выходить за приведённые диапазоны.
Многие считают, что у немцев по европейским меркам маленькая абонентская плата – 20 евро или 850 рублей в месяц. Но такую сумму могут вносить только уже существующие подписчики Sky Germany, а вновь подключающиеся обязаны кроме футбольного канала приобрести еще и минимальный базовый пакет – в итоге набегает 1400 руб./мес.
В остальных западноевропейских странах телевизионные абонементы стоят заметно дешевле. Например, в Голландии и Португалии их месячная цена составляет 650 рублей.
По информации топ-менеджеров «НТВ-Плюс», отдельно на «Наш футбол» (200-300 руб./мес.) подписывается незначительное число клиентов. Как правило, такие любители футбола приобретают какой-либо спортивный пакет. А это стоит уже в разы больше (в зависимости от пакета или набора пакетов и отчасти от региона, операторов других сетей и т.п.). По выкладке на сайте телеканала такая подписка «Нашего футбола» в совокупности с другими каналами обойдётся в 850-1350 руб./мес.
При этом услуга PPV в нашей стране практически отсутствует – она ограничена лишь абонентами «НТВ-Плюс» с охватом российского населения менее 1,5 %. Аналогичное положение, например, наблюдается и в Португалии.
* Примечание (по таблице)
Количество человек – вне зависимости от мест и каналов просмотра (платное или общедоступное ТВ или Интернет, в домовладениях или в спортбарах, прямые трансляции, запись или обзорные передачи и т.п.)
В Великобритании (включая Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию) 18,5 млн постоянных телеболельщиков внутреннего футбола.
В Испании и Украине не учитываются телеболельщики, которые наблюдают один или два матча за сезон («Реал» – «Барселона» и «Динамо» – Шахтёр» соответственно), а в остальное время за турниром практически не следят.
По оценкам Аналитического агентства СК (основаны на комплексном анализе данных разноаспектного мониторинга футбольных болельщиков стран УЕФА старше 10 лет), 2002-2010 гг.
Чемпионат.Ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинцем интересуются «Манчестер Сити», «Челси» и «Тоттенхэм»
Владимир Зеленский подписал документ о лишении наград предателей страны
А еще на мой взгляд очень важен момент - количество людей приходящих на стадионы. В той же топ 5 мира стадионы заполняются даже на рядовые матчи к примеру клубов идущих на 15-20 месте и это для них в порядке вещей, а у нас стадионы забиваются разве что на матчах клубов с 1 по 5 место.
Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять. Мало того что их премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций.
Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять. Мало того что их премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций.
Родоначальники футбола вообще продолжают удивлять. Мало того что их премьер-лига уверенно «шагает по планете», её аудитория до сих пор ещё не исчерпала внутренних резервов. За три последних года число ТВ-поклонников АПЛ среди англичан возросло на 20 %. Причём новые почитатели рекрутируются (воспроизводятся) без каких-либо существенных дополнительных PR-акций.