Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1269
0

Игорь Добровольский: "Сам хочу понять, какой из меня тренер!"

Интервью с известным футболистом и начинающим тренером

Игорь Добровольский: "Сам хочу понять, какой из меня тренер!"

Добровольского по-прежнему любят. Куда бы Игоря ни занесла работа, тут же находятся поклонники его таланта. В Москве, Кишиневе, Киеве помнят того паренька, который взбаламутил советский чемпионат вдохновенной игрой за московское «Динамо», выиграл Олимпиаду-88 в составе сборной, а после исколесил всю Европу так и не найдя своей команды. Сейчас Добровольский – главный тренер молдавского «Тилигула-Тирас». Думаете, это другой человек? Как бы не так…

Встретиться с Добровольским – дело не из простых. Даже если вы целые сутки живете с ним не только в одном городе, но и в одной гостинице. В Киеве, куда руководство московского «Динамо» пригласило Игоря сыграть за ветеранов клуба, у него постоянно находились дела. Один час для «Советского спорта» Добровольский выкроил только по дороге в аэропорт перед возвращением в Тирасполь, где уже в тот же день его «Тилигул» ждал матч на Кубок Молдавии.

– Игорь, как же вас судьба занесла в Молдавию? Ведь по вас дома в Испании скучают жена и трое дочерей… – обращаюсь к экс-динамовцу.
– Заносит обычно в другие места. (Улыбается.) Меня просто пригласили помочь команде в непростое время. Поверили в тренера Добровольского, за что руководству огромное спасибо.
– Но ведь Добровольский – это имя, знак качества, если хотите. А «Тилигул-Тирасполь» – мало кому известный клуб.
– Еще какой известный! В 1991 году команда добилась права участвовать в высшей лиге союзного чемпионата. Союзного! Это значит, что в Кишинев на следующий год должны были приехать «Динамо», «Спартак», Киев… Лучшая молдавская команда на тот момент. Да, сейчас многое поменялось, в том числе название клуба, но традиции остались.
– Как считаете, у вас серьезно с этой командой?
– Как может быть иначе? Ответственно нужно относиться к любой работе. У нас отличные условия: база, стадион, поле – все на уровне.
– А кто решил вас сделать играющим тренером?
– Жизнь заставила! У нас порой на поле выйти некому. Одни с травмами дома сидят, другие карточек нахватают. Недокомплект, короче. Я выхожу не потому, что хочу играть. Я свое отыграл давно. Просто по-другому не получается.
– Сил надолго хватает?
– В этом сезоне дважды пришлось скидывать тренировочный костюм. Сначала включил себя в состав и отыграл первые сорок пять минут – у нас центральный полузащитник получил четвертую желтую карточку, а заменить его было некем. А недавно вышел на пятнадцать последних минут подержать мячик. Честно скажу: я не хочу больше играть. Но надо. Будь у нас хоть какие-то замены, приезжал бы на стадион в костюме и галстуке.
– Знаю, в прошлом сезоне вам и забивать приходилось…
– Было дело. С пенальти счет в конце матча сравнял.
– До этого вы последний раз отличались около шести лет назад в немецкой бундеслиге в составе «Фортуны». Похоже, результат для Книги рекордов Гиннесса!
– (Смеется.) В эту книгу меня можно было еще раньше вносить, когда за два с небольшим года я сменил шесть клубов. Вы еще таких футболистов знаете? Пожалуй, надо написать письмо этому Гиннессу. (Улыбается.)
– Вас очень часто спрашивают о непостоянстве: почему так и не нашли свою команду?
– Мне все равно, если честно. Пусть спрашивают, только ничего нового им на эту тему я не скажу.
– Спрошу тогда о другом. Вы поиграли во многих винных странах – Франции, Испании, Молдавии, наконец. Где вино лучше?
– А вот на этот вопрос я вам ответить не смогу. Причина проста – я не пью вино. Равно как и водку, шампанское, коньяк. Я забыл вкус этих напитков.
– Режимите со времен футбольной карьеры?
– Не сказал бы. Были времена, когда не режимил. Но об этом не будем… Единственное, что могу себе позволить, – это пиво. Вот что пью с удовольствием. Могу вам даже посоветовать попробовать кишиневское пиво – такого вкуса вы не встретите больше нигде.
– Судя по информации молдавских газет, вы являетесь одним из претендентов на пост главного тренера сборной этой страны. Готовы пойти на повышение?
– Я читал об этом. Журналисты выдают желаемое за действительное. Во-первых, тренировать сборную – это не мое. Во-вторых, у меня нет опыта. Наставником сборной должен быть не только хороший тренер, но и отличный психолог. Сплотить за два-три дня перед ответственной игрой ребят может только такой специалист. Я к этому не готов, и вопрос моего назначения даже не обсуждается. Хотя, возможно, лет через пять что-то изменится.
– У сборной Молдавии сейчас явный кризис, о чем свидетельствует последнее место в отборочной группе...
– Уверен, в ближайшем будущем вы не узнаете эту команду. Она идет верным путем. В Молдавии много хороших, сильных футболистов. Осталось только найти толкового тренера, который сможет расставить всех по своим местам. И играть есть кому: Ковальчук, Иванов, Ребежа в российском чемпионате – лидеры в своих клубах. Много сильных футболистов выступают на Украине.
– Сколько вообще планируете проработать в Молдавии?
– Договор с «Тилигулом-Тирасполем» у меня до конца сезона. Что дальше? Время покажет.
– В Москву вернуться можете? Говорят, вас в «Динамо» на пост спортивного директора зовут.
– Никто меня не зовет, это тоже из области слухов. Непонятно, откуда всплывает такая информация.
– В будущем это возможно?
– Если пригласят, почему нет? Клуб-то родной для меня. Сейчас там работают люди, на которых руководство рассчитывает и доверяет. Признаться, я хотел бы вновь оказаться в «Динамо», пройтись по Петровскому парку. Надеюсь, время нашего поколения еще придет.
– Похоже, «Динамо» для вас и сегодня не пустой звук?
– Конечно. Я отдал клубу семь лучших лет футбольной жизни. Отыграл здесь пять полных сезонов и два по половинке. Раскрылся как игрок, попал в сборную.
– 18 октября вы сыграли в товарищеском матче ветеранов против киевлян. Сами помните, когда последний раз надевали футболку с буквой «Д» на груди?
– Помню, как не помнить. Это был 1994 год. Или 1995-й… Я отыграл первый круг чемпионата, после чего уехал в мадридский «Атлетико». Все, вспомнил! Точно 1994 год. Моей старшей дочке было около четырех месяцев, когда мы с женой переехали в Испанию. Так и напишите: «11 лет спустя Добровольский снова надел футболку московского «Динамо». Хотя это будет неправда. (Улыбается.)
– Почему?
– Где бы я ни жил, всегда под рукой есть клубная футболка. Время от времени ее надеваю.
– Следите за португало-бразильским «Динамо»?
– Обязательно. Знаю все результаты, слежу за новостями, изменениями в команде. Стараюсь также смотреть игры, но получается не всегда. Иногда они накладываются на матчи молдавского чемпионата либо транслируются в записи поздно ночью. А вот обзоры туров почти не пропускаю.
– Как считаете, команда с таким составом способна что-то выиграть?
– Боюсь, сделать это будет очень тяжело. Считаю, тренеру-иностранцу в России работать сложно. Хотя в конкретном случае Вортманну было чуть легче, говорил-то он с португальцами на одном языке. И все равно многочисленные примеры со Скалой, Жорже, Гжебиком и многими другими доказывают – в России должны работать доморощенные тренеры. А тем более в «Динамо», где присутствует своя специфика. Считаю, команда сможет вернуть традиции, если у руля встанет коренной динамовец. Легионеры никогда не смогут привыкнуть к нашему образу жизни.
– Кстати, на том же матче ветеранов пообщались с нынешним руководством бело-голубых?
– Нет, какие у нас сейчас общие темы могут быть? Поздоровались, перекинулись парой слов и все. Поблагодарил за приглашение в Киев. Приятно, что вспомнили обо мне, дали возможность встретиться с бывшими партнерами и соперниками из Киева. Вот у нас «зарубы» были в свое время! На банкете после игры немного прошлое поворошили...
– Если позволите, вопрос про сборную России. Как восприняли невыход в финальную часть чемпионата мира?
– С болью в душе. Сейчас не хотел бы вспоминать о своем поколении, которое не пропустило ни одного крупного турнира с 1986 по 1996 год. Для нас не существовало задачи выхода на чемпионат мира или Европы! Мы просто играли в футбол и ехали на форум. А сейчас обидно видеть сборную России с перспективными, молодыми футболистами, не способными ничего сделать в решающем матче. Они же минимум не выполнили! Да, футбол выравнивается, но как можно не выходить из группы с Латвией, Эстонией, Словакией? Как?!
– У вас есть объяснение этому?
– Может, я окажусь неправ, но есть. Мне показалось, у ребят не было такого желания. Больно было смотреть, как они мучились в Братиславе. Как они хотели побеждать? Боюсь, никак… Единственный, кто верил и хотел, – это Юрий Семин. Тренер точно не виноват. Я знаю Юрия Палыча как тренера и человека. Трудно было ему за короткий срок изменить у «сборников» отношение к футболу. Нельзя их настроить психологически, если они как плыли по течению, так и плывут. За такое отношение к футболу и своей стране ребятам должно быть стыдно.
– Жестко вы, однако, прошлись по сборной…
– Из такой группы нельзя было не выходить, но мы это умудрились сделать. Очень грустные эмоции.
– Может, стоило футболистам поднять гонорары за выход в финальную часть?
– О каких деньгах может идти речь?! Это все сказки! Нам тоже в свое время про деньги говорили. Поверьте, ни один футболист на поле о деньгах не думает! Защищать честь страны – вот что должно быть в душе, а не количество зеленых бумажек. Вы думаете, предложи перед матчем со словаками по миллиону долларов каждому футболисту, что-то изменилось бы? Да ничего подобного! Сыграли бы еще хуже. А если б стали стараться и выиграли бы – то грош цена им.
– Разве в ваше время было по-другому?
– Когда я играл в футбол, то мечтал попасть в сборную. Бесплатно, понимаете? Просто попасть, быть вызванным на сбор – дороже любых денег. Значит, ты этого заслужил. Это же честь! А если удавалось выйти в футболке сборной – это верх желаний!
– Может, проблемы сборной из-за слабого уровня российского чемпионата? Именно так вы оценивали наше родное первенство года три назад.
– И был прав. Сейчас многое поменялось, и премьер-лига заметно подняла свой уровень. Раньше за золотые медали боролись две-три команды, а теперь шесть-семь клубов ставят перед собой такую цель. На место в Кубке УЕФА претендуют и вовсе десять команд. Это говорит о многом.
– Выигрыш армейцами Кубка УЕФА поднял наш рейтинг в Европе?
– Еще как! Это же первая российская команда, которая выиграла еврокубок за всю историю нашего футбола! Поверьте, к России теперь по-другому относятся, даже на фоне неудачного выступления сборной.
– Кстати, у вас есть лицензия, чтобы в будущем поработать, скажем, в России?
– Пока нет, но скоро будет.
– Где учитесь?
– На футбольном поле. Только здесь можно получить достойное образование.
– Честно говоря, с трудом представляю вас в качестве главного тренера…
– А я окончательно еще не определился с профессией. Пока я только смотрю, насколько хорошо у меня получается. Ведь хороший футболист еще не значит хороший тренер. Так же как и великими тренерами становились те, кто ни разу к мячу не прикасался на серьезном уровне. Пока я в раздумьях.
– Поговорим о семье. Знаю, три ваши дочки – Дарина, Николь и Кристель играют в теннис. Насколько серьезно?
– Старшая, которой скоро 12 лет, уже участвует в турнирах. Была чемпионкой Мадрида в своей возрастной категории. Недавно перешла в другую группу, где ее соперницами являются девочки 13–14 лет. Но и с ними она держится молодцом. Тренируется каждый день, в любую погоду, каким бы ни было настроение. Кстати, гораздо трудолюбивее меня. (Улыбается.) А младшие дочки пока до турниров не доросли.
– Спарринги с ними проводите?
– Для любителя я очень хорошо играю в теннис. Иногда провожу разминку со старшей дочерью, просто перекидываем мяч через сетку. Иногда пробуем в полную силу. Знаю, если она заведется, я ничего не смогу с ней поделать.
– Когда мы сможем увидеть Дарину на турнирах?
– Если у нее будет желание продолжать, а все зависит только от нее самой, года через полтора-два начнем участвовать в юниорских турнирах.
– Под чьим флагом планируете выступать?
– Пока не определились. Да, живут и учатся все дочери в Мадриде, но отец-то их русский. И гражданство тоже должно быть российское.
– Игорь, практически не доводилось слышать о ваших пристрастиях в музыке и кино. Какие они?
– Наверное, как у обычного российского гражданина. Я люблю отечественную эстраду и старые советские фильмы, на которых вырос.
– Однажды, году в 1989-м, я видел вас в театре «Ленком» на спектакле «Поминальная молитва»…
– «Ленком» – это любовь всей жизни. Я дружил с Евгением Леоновым – величайшим артистом. Сейчас поддерживаю отношения с Александром Абдуловым. При возможности посещаю этот театр. Последний раз был в «Ленкоме» летом этого года.
– И напоследок хочется спросить: какая мечта у Добровольского-тренера?
– Я всегда трезво смотрел на вещи и реально оценивал свои возможности. Сейчас мне хочется набраться опыта и посмотреть, какой из меня тренер. Если выведу в этом году «Тилигул-Тирасполь» в Кубок УЕФА, считайте, свою первую мечту в качестве тренера я осуществил.

"Советский спорт"

футбол
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.