Артем ИВАНОВ: «Не хватило наглости»
Симферопольский тяжелоатлет признан лучшим спортсменом Украины в сентябре
Для 22-летнего крепко сбитого симпатяги Артема Иванова нынешний год оказался самым пока что удачным в его еще небольшой тяжелоатлетической карьере. Сначала в апреле на чемпионате Европы в Минске этот молодой крымчанин, выступая в обжитой им весовой категории до 94 кг, во второй раз завоевал континентальное золото в рывке и свою первую награду (бронзовую) в двоеборье. Затем в июне на первенстве Украины в Луцке Артем в третий раз подряд стал сильнейшим в стране, получив медали высшей пробы во всех трех номинациях. И, наконец, в сентябре он дважды взошел на вторую ступень мирового пьедестала, где ему были вручены серебряные награды за результаты в рывке и сумме. А последнее достижение Иванова отозвалось тем приятным событием, что по версии Национального олимпийского комитета он был признан лучшим спортсменом Украины первого осеннего месяца. Вот именно после того, как на торжественной церемонии награждения лауреата сентября легендарный атлет и президент НОК Сергей Бубка вручил нашему герою все причитающиеся ему регалии, и состоялась предлагаемая вашему вниманию беседа корреспондента «СЭ» с новоиспеченным вице-чемпионом мира Артемом Ивановым.
«ОЦЕНИВАЮ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В АНТАЛЬЕ НА 99,9 ПРОЦЕНТА»
- Когда вы, Артем, узнали о том, что стали лучшим спортсменом страны в сентябре, это было для вас, наверняка, большой и очень приятной неожиданностью?
- После возвращения из Антальи я заехал к родственникам и друзьям в Донецк, чтобы вместе с ними отпраздновать свой успех на чемпионате мира. Как вдруг слышу в мобильнике знакомый голос руководителя Крымского отделения НОК, вице-президента Федерации тяжелой атлетики Украины и моего доброго куратора Евгения Анатольевича Михайлова, который и сообщил мне эту приятную новость. Не скрою, был очень удивлен, что мое довольно-таки скромное достижение получило такую высокую оценку. И, безусловно, не скрывал радости.
- А в тот момент, когда Сергей Бубка, вручая вам эту награду, недвусмысленно намекнул, что ему очень хотелось бы повторить подобную миссию уже в ипостаси члена МОК на Играх-2012 в Лондоне, какие ощущения переполняли душу Артема Иванова?
- Честно говоря, пребывал в такой эйфории, что даже не осознавал происходящего. Ну а относительно того, чтобы взойти на олимпийский пьедестал, да еще там получить из рук этого легендарного атлета медаль, то о таком только и мечтаю. К тому и стремлюсь…
- Но давайте мысленно возвратимся на мировой помост в Анталье. Как же вы оцениваете там свое выступление?
- Без излишней скромности можно сказать - на 99,9 процента. Во-первых, завоевал свою первую медаль мировой чеканки в олимпийском двоеборье. Ну а во-вторых, получилась рекордная для нашей страны в моей категории сумма, которая, кстати, оказалась на 14 кг большей, нежели ранее набираемая мною на международных соревнованиях. Да и не только впервые вошел в символический «Клуб-400», но и на 2 кг перекрыл этот заветный рубеж. А то, что уступил в сумме всего 1 кг моему российскому однофамильцу Александру Иванову, - разве, согласитесь, такое минимальное отставание можно причислить к разряду поражений?..
- А мог ли результат в двоеборье быть еще весомее?
- Думаю, пока что эта сумма вполне достойная. И, как говорится, для дальнейшего разгона, и для входа в мировую элиту.
- Попытка покорить в рывке мировой рекорд 189 кг - не смахивало ли это на некую авантюру?
- Какая уж там авантюра. Ведь на сборе в этом упражнении и 195 кг поднимал. Правда, замечу, что результаты, показанные на тренировке в домашних условиях и на международном соревновательном помосте - далеко не одно и то же. Так вот в Анталье лишь небольшая техническая ошибка и, возможно, излишняя поспешность помешали зафиксировать рекордный снаряд над головой. А еще, очевидно, просто не хватило элементарной… наглости.
- Если бы, допустим, все же укротил такой рекордный снаряд, то это был бы реальный шанс стать чемпионом не только в рывке, но и в двоеборье?
- Нет, думаю, что этим не удивил бы моего главного конкурента и однофамильца из России. Саша пребывал в Турции просто в гениальной, если можно так выразиться, спортивной форме. Поэтому, считаю, все равно бы стопроцентно отыгрался, толкнув столько, сколько необходимо было для золотой суммы.
- Кстати, а как два Ивановых ладят между собой за пределами соревновательного помоста?
- Конечно же, мы общаемся. Нельзя сказать, что созваниваемся или переписываемся. Но вполне дружески и приветливо относимся друг к другу. Ведь мы состоим, как говорится, из одного теста.
- В толчке уже давно не наблюдалось, чтобы Артем Иванов срабатывал, как нынче в Анталье, на все три подхода. Причем свой бывший уже лучший застоявшийся результат 210 кг удалось улучшить на 7 кг. А был ли еще запас прочности?
- Ну, еще 5 кг, возможно, мог бы прибавить.
А ЕМУ ПРИКЛЕИЛИ ЯРЛЫК «НЕПЕРСПЕКТИВНЫЙ»
- Вы довольно-таки громко заявили о себе фактически только в этом году, впервые завоевав на взрослой международной арене медали в двоеборье, где стали бронзовым призером Европы и серебряным - мира. Неудивительно поэтому, что для многочисленной армии любителей спорта в нашей стране Артем Иванов еще остается «темной лошадкой». Так вот поведайте для затравки этого более тесного знакомства, с чего же начался ваш тяжелоатлетический путь?
- Наша семья тогда жила в небольшом городке Селидово Донецкой области. Где-то еще в третьем классе я стал заниматься вольной борьбой. Причем ни о каких разрядах и не думал - просто ходил в секцию потренироваться, окрепнуть. Но года так через полтора-два, когда мне уже было 11 лет, появился так называемый дворовый интерес - стать сильнее других пацанов, поднимать большие, чем они, тяжести. К тому же мой отец, Владимир Павлович, в молодости поднимал штангу на уровне кандидата в мастера спорта. Все это вместе взятое - и привело меня в тяжелоатлетическое отделение селидовской СДЮШОР к первому своему тренеру Виктору Ивановичу Гулаку.
- А на своей первой тренировке уже мог поднять хотя бы пустой гриф?
- Начинали мы не с этого. Но, думаю, что смог бы. Конечно, не технично, криво, боком. Силенка уже была. Я ее чувствовал. Появилась и мечта стать разрядником, потом - кандидатом в мастера, мастером спорта, чемпионом…
- И как же все пошло-поехало?
- Когда еще в 14-летнем возрасте я постигал премудрости тяжелой атлетики в Донецком училище олимпийского резерва и на своих первых областных соревнованиях среди сверстников занял седьмое то ли восьмое место, меня, тогда второразрядника, почему-то отнесли к категории неперспективных спортсменов. Мне же хотелось всем доказать, что просто так не сдамся, поскольку уже не мыслил себя вне этого вида спорта. И тут, на перепутье, произошло маленькое чудо: меня заприметил симферопольский тренер Михаил Сергеевич Заргарян, пригласив «неперспективного» штангиста переехать к нему в Крым, куда вскоре вслед за мной отправились и мои родители. А уже через два года нашей совместной напряженной работы в динамовском зале я на юниорском первенстве Украины-2004 в Ивано-Франковске выполнил мастерский норматив. В том же году, впервые выступая за рубежом на чемпионате нашего континента среди кадетов в норвежском городе Ставангере, стал серебряным призером. В 2006-м уже на юниорской Европе в итальянском Палермо завоевал бронзу во всех трех номинациях, а потом на мире в Гуанчжоу (Китай) был восьмым. Год спустя на планетарном юниорском форуме в Праге уже попробовал вкус золота, получив медали высшей пробы в двоеборье и обоих упражнениях. Плюс, тогда еще 18-летним, за это чемпионство был удостоен звания мастера спорта международного класса.
- Тот пражский большой успех оцениваешь как что-то неожиданное или очевидное - вероятное?
- Как очевидное - вероятное. Я к этому очень напряженно и усердно готовился. Да и предыдущие мои показатели на международной юниорской арене уже были плацдармом для атаки на чемпионство. Если бы тогда, в Праге, не повесил на себя «ярмо славы» - кто знает, что было бы потом.
- У большинства атлетов переход из юниоров во взрослые проходит с огромными трудностями, если не сказать - очень болезненно. А как у Артема Иванова?
- Я тут - тоже не исключение. Так, дебютируя на взрослом чемпионате мира-2007 в Чиангмае (Таиланд), занял очень скромное 21-е место. Да, как видите, были свои нюансы. Были трудности. Но через это прошел, отстоял место в сборной страны.
- А затем состоялся и дебют на Олимпиаде-2008 в Пекине. Какие же он оставил впечатления у 20-летнего, самого молодого там из украинских штангистов?
- Хотя и сумма на Играх набралась довольно-таки средненькая (380 кг) и занятое место (11-е), но, все же, считаю, это был огромный плюс для моего дальнейшего развития и самоусовершенствования. После этого уже поставил себе более высокие цели. А впечатления? Конечно, само участие в Олимпиаде, на этом ярком всемирном празднике спорта - уже незабываемо. Тем паче для меня, 20-летнего парня, уже большим успехом можно считать выступление на нем. Мандраж там чувствовал, но справился со своими нервами. И главное - поверил в свои силы.
РЫВОК - КОРОННЫЙ, ТОЛЧОК - УЖЕ НЕ ТА «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА»
- Коронным у вас, по всему видно, является рывок, в котором уже завоевывали медали планетарной и континентальной чеканки, владеете рекордом Украины, который лишь 3 кг уступает мировому Акакиоса Кахиашвилиса. В то же время толчок, что ни говорите, - «ахиллесова пята». Так, в прошлом году на чемпионате Европы в Бухаресте после золота в первом упражнении была «баранка» во втором, а на мире в Кояне, имея серебро в рывке, 13-й результат в толчке отбросил на итоговую седьмую позицию в двоеборье. В Анталье во втором упражнении, вроде бы, наметился заметный сдвиг - на 7 кг улучшен личный рекорд. Но все же, даже этот результат 217 кг уступает мировому достижению поляка Шимона Колецки очень солидно - целых 15 кг. Как собираетесь преодолевать такой пробел?
- Возможно, по молодости лет еще не налился силой. Или так уж устроен мой организм, что на взрыв он срабатывает хорошо, а на физику - не совсем. Немаловажным аспектом является и психологический барьер, поскольку, к примеру, воспоминание о том, как когда-то травмировал локоть на тренировке, стало сдерживающим фактором, не давая раскрыть весь мой потенциал. Однако считаю, главным образом все упирается в техническую сторону вопроса. Ведь в тяжелой атлетике все держится именно на технике. В толчке также нужны лучшие атлетические кондиции, больше сноровки. Я в этом упражнении поднимаю снаряд не общепринятыми «ножницами», а «швунгом», где необходимо быть более чувствительным. Этот стиль мне больше подходит, им намного легче толкать штангу. Мы с тренером над совершенствованием моего «швунга» очень много работаем. И вы уже сами видите, что есть заметные сдвиги. В Турции сейчас сработал в толчке на все три подхода, за год добавил в нем 14 кг, а к своему лучшему результату - 7 кг.
- И как срабатывает ваш творческий тандем тренер - ученик?
- Мы с Михаилом Сергеевичем как бы один другого дополняем. Все наши отношения строятся на взаимопонимании. У Заргаряна характер резкий, вспыльчивый. Ну такой, словом, настоящий кавказский. Я - тоже не подарок. Но у нас единая цель, общие задачи, что и стараемся преодолевать сообща. И я очень благодарен своему наставнику уже хотя бы за то, что он поверил в меня того «неперспективного» и привел к медалям чемпионатов мира и Европы.
- Тренировки для вас - каторжный труд или они в радость?
- Стараюсь, чтобы от них получалось удовольствие. Хотя, конечно, это очень нелегкое дело, поскольку за каждое занятие приходится поднимать по шесть-семь тонн железа. Но есть барьер, есть цель к чему стремиться. А без качественного подготовительного процесса ничего не добьешься. Лишь когда тебе тренировки не в тягость, а в радость - приходит уверенность в своих силах, своих возможностях. И тогда это дает нужный результат.
- Где-то 300 дней в году, а то и больше, приходится находиться на сборах, взаперти от внешнего мира, больших соблазнов. Для молодого человека удержаться от всего этого, наверняка, нелегкая задача?
- Меня родители сызмальства приучили к труду. Старались всего держать в суровых условиях. Постоянно помогал им по дому и на даче. И с детства у меня не было особой свободы в действиях. Это и стало той отправной точкой, которая привела к серьезной работе.
- А как, кстати, относятся родные к тому, что их сын чуть ли не все время проводит на сборах и соревнованиях, вдали от дома?
- С пониманием. Отец, как я уже рассказывал, сам был штангистом, знает, что это такое. Мама - тоже относится вполне положительно к моим профессиональным занятиям тяжелой атлетикой. Тем паче сейчас, когда я уже зарекомендовал себя на международном помосте. Да и моя 16-летняя сестра Настя, правда, на чисто любительском уровне посещает зал штанги, поддерживая свою физическую форму.
«ШТАНГА - МОЯ ПОДРУЖКА»
- Штанга для вас - соперник, враг, друг?..
- Это моя подружка. Отношусь к ней любя. Поглаживаю, обнимаю, целую (смеется). Она меня, конечно, и подводила нередко. Но я к ней нисколечко не имею претензий. Поделом, сам виноват, был не готов, как следует ее, строптивую, укрощать.
- Как при столь напряженном графике удается совмещать карьеру штангиста с учебой в вузе?
- Очень трудно приходится, но, все же, удается. В этом году я закончил магистратуру в Харьковской академии физической культуры, где сразу же поступил в аспирантуру на моей кафедре циклических видов спорта. И заодно стал студентом-заочником Таврического национального университета имени В. И. Вернадского по специальности менеджмент. Думаю, эти знания мне пригодятся для того, чтобы в будущем стать хорошим руководителем. Стараюсь находить общий язык с преподавателями, чтобы они шли мне навстречу, занимаюсь по индивидуальному графику. Учебники, как правило, с собой на сборы не беру, поскольку нынче очень много нужной информации можно выудить из сети Интернета. Между прочим, я хорошо усвоил работу на компьютере и даже могу создавать программы.
- Если случается, что выпадает свободное время, то как его любите проводить?
- Все, конечно, зависит от настроения. Стараюсь больше выезжать на природу, в лес, спокойно обхожусь там без всяких пикников и других вредных привычек. А поскольку живу в Крыму, хоть и в сухопутном Симферополе, люблю проводить досуг на море в Ялте. А в некупальный сезон - приезжаю туда в Ботанический сад полюбоваться разными диковинными цветами и растениями. Зимой на сборе в Коктебеле, бывает, и окунусь в морскую воду.
- Какое-то хобби у вас есть?
- Люблю пострелять из оружия в тире. Но не охотник, потому что жалею зверьков. Да, еще я неплохой рыбак. Правда, кита на удочку еще не поймал (смеется).
- В музыке, художественной литературе, кино - чему отдаете предпочтение?
- Музыку люблю спокойную, особенно - шансоны. Книги фильмы мне нравятся в основном исторические. И, прежде всего, зачитываюсь романами Василия Яна «Чингиз-хан», «Батый», «Александр Македонский. Огни на курганах».
- Какие блюда самые любимые?
- На сборах стараемся употреблять пищу, насыщенную белками. Главным образом - отварную говядину. Люблю разные салаты. И, конечно же, мамину окрошку.
- Кто у вас кумир, на кого стараетесь равняться?
- Кумиров, как таковых, у меня нет. Да и вообще стремлюсь быть сам собой.
- А как насчет суеверия, каких-то там талисманов?
- Ничего такого нет. Только надежда на собственные силы.
- Когда выходите на помост - о чем думаете?
- О технической стороне уже не думаешь. Все мысли лишь о том, чтобы поднять снаряд. Ну и чувствую в себе некоторую агрессию.
- И вот уже укрощенная штанга над головой?..
- Наступает небольшая эйфория, переходящая в радость от того, что ты ее таки покорил.
- А затем эту, как вы ее назвали, свою подружку, бережно опускаете вниз на помост или, бывает, швыряете?
- Это - в зависимости от ситуации. На тренировках, конечно, стараюсь ее пощадить. А на соревнованиях - бывает по-разному. Там же стараюсь себя завести, найти внутренний потенциал. И поэтому эмоции сдерживать очень трудно.
«ОЛИМПИЙСКАЯ МЕДАЛЬ - ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА»
- Какие у вас будут ближайшие соревнования?
- В двадцатых числах ноября выступлю на чемпионате Европы среди молодежи до 23 лет, который пройдет на Кипре. Обычно мне на восстановление требуются два-три месяца. Поэтому там не буду ходить на предельные веса. Но если для победы понадобиться чуть больше, то поборемся. Ну а следующей осенью постараюсь на лицензионном чемпионате мира в Париже переплавить нынешнее серебро Антальи в золото.
- Сколько нужно будет поднять на Играх-2012 в Лондоне, чтобы завоевать олимпийскую медаль в категории до 94 кг?
- В сумме - от 406 до 412 кг. В рывке показать 190 кг и толчке - 220 кг.
- А для золотой награды?
- В двоеборье - 415 кг (190 + 225).
- И вы с тренером планомерно идете к этим результатам?
- Безусловно. Но требуется не спешить, немножко подождать. Есть некоторые нюансы, от чего это зависит. Их мы и постараемся подогнать в норму. В нужное время и в нужном месте. Ведь олимпийская медаль - моя заветная мечта…
Артем ИВАНОВ
Родился 16 декабря 1987 года в Днепропетровске.
Мастер спорта международного класса. Категория до 94 кг.
Симферополь. ФСО «Динамо» и СК «Эпицентр».
Тренер - Михаил Заргарян.
Первый тренер - Виктор Гулак.
Наивысшие достижения: серебряные медали на чемпионатах мира - в рывке (Коян-2009), рывке и двоеборье (Анталья-2010); на чемпионатах Европы - золото в рывке (Бухарест-2009 и Минск-2010), бронза в двоеборье (Минск-2010); среди юниоров - чемпион мира (Прага-2007) и бронзовый призер Европы (Палермо-2006); среди кадетов - серебряный Европы (Ставангер-2004); трехкратный чемпион Украины (Николаев-2008, Луганск-2009, Луцк-2010), участник Олимпийских игр-2008 в Пекине (11-е место).
Наивысшие результаты: рывок - 185 кг (рекорд Украины), толчок - 217 кг, сумма двоеборья - 402 кг (рекорд Украины).
Выпускник Харьковской академии физической культуры, аспирант кафедры циклических видов спорта этого вуза, студент первого курса факультета управления (по специальности менеджмент) Таврического национального университета имени В. И. Вернадского.
По версии НОК признан лучшим украинским спортсменом сентября-2010.
Владимир КАЗИМИРОВ
СЭ в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леннокс считает эту победу заслуженной
Обозреватель Sport.ua Лев Кравцив – о том, чего ожидать от Усика и Фьюри во втором поединке