Святослав СИРОТА: «Наш чемпионат мне напоминает узбекский»
Экс-голкипер «Днепра» - о Шовковском, украинской вратарской школе и многом другом
Известный в прошлом украинский голкипер Святослав Сирота в беседе с нашим спортивным обозревателем коснулся вопросов не только подготовки вратарской школы в нашей стране, но и первой лиги, которую он до недавнего времени курировал, находясь на должности президента ПФЛ.
— Можно ли говорить о кризисе вратарской школы в Украине, как об этом сказал Мирон Маркевич? В наших клубах практически нет иностранных голкиперов. Какой же кризис?
— Я бы поставил вопрос несколько по-другому — о кризисе тренерской школы по подготовке вратарей. В Советском Союзе она была и считалась одной из лучших в мире. После распада СССР она развалилась. Сейчас понемногу восстанавливается школа тренеров для полевых игроков (пришло много новых, молодых специалистов: Пучков, Шаран, Максимов, Ковалец, Рябоконь, Калитвинцев), а вот вратарская — как была в «загоне», так и остается. У нас в 90-е годы были замечательные тренеры вратарей, которых я считаю чуть ли не лучшими в Европе. Они ушли, а на их место так никто и не пришел, по большому счету. У меня в свое время была идея (которая, к сожалению, не нашла продолжения) создать школу, куда мог бы приехать каждый желающий и получить не просто определенный набор физических упражнений, а полный цикл подготовки. Ведь физподготовка является лишь одной из трех составных частей вратарского искусства. Кроме нее, огромное значение имеют вратарские навыки и психология. Все три части взаимосвязаны между собой, они должны находиться в гармонии. И только тогда, когда все эти качества гармонично соединены между собой, тогда вратарь будет толковым. В большинстве украинских клубов основными по-прежнему являются вратари еще советской «закваски»: Шуховцев, Горяинов, тот же Рева. Ведь у последнего вообще не было данных, чтобы стать классным голкипером, но он работал с Краковским, и тот из него сделал по-настоящему надежного вратаря. Но централизованной системы подготовки голкиперов в Украине сейчас нет. молодых вратарей хватает, но с ними никто серьезно не работает.
— Почему, на ваш взгляд, оказались практически «списанными» Шуст, Рыбка, которые до недавнего времени считались чуть ли не главной вратарской надеждой страны?
— А какой звездой обещал стать Марущак! Но не закрепились они и многие другие в серьезных клубах только потому, что у них где-то выпала одна из тех составляющих, о которых я говорил. Есть еще один немаловажный фактор, о котором стоит упомянуть. Я в свое время играл немного в Узбекистане, так там весь местный футбол разделен между «баями». Одна часть команд — у одного, вторая — у другого. И несколько клубов, которые считают себя якобы независимыми. Так они между собой договаривались: в этом году я — чемпион, в следующем — ты. Приехал туда наш тренер Матвиенко работать, а ему говорят: «Расслабься, сегодня не наш год. Мы — в следующем». Он и спрашивает: «А зачем я тогда здесь? Я сюда приехал играть в футбол, а не в договорные матчи». И, к сожалению, наш сегодняшний чемпионат мне все больше напоминает тот, узбекский.
— Как много вы знаете вратарей, в последнее время перешедших из команд первой лиги в команды высшей и закрепившихся в них?
— Честно говоря, даже не вспомню. По-моему, нет таких.
— А в чем тогда смысл ее существования, футболистов, которые там играют, тренеров, которые там работают?
— В идеале, конечно, так и должно быть. Клубы первой лиги должны быть максимально приближены к клубам высшей, а вторая лига — это массовый футбол, из которого наиболее успешные игроки поднимаются все выше. У нас, к сожалению, все не так… У меня вообще свое видение того, что и как должно быть в первой и второй лигах…
— Так расскажите…
— Ну, например, сейчас ПФЛ только делает первые шаги к тому, чтобы отменить взносы за участие в чемпионате. В Европе уже давно такого нет. Подобное есть только в России и у нас. В принципе, наша система тоже позволяет модернизироваться, и ПФЛ, повторю, делает определенные шаги в этом направлении. Но пока очень робкие. А ведь у нас футбол на местах очень востребован. В каждом городе есть стадионы, пусть они не такие современные, но есть, в каждом дворе мальчишки все так же гоняют мяч. Но когда у них есть стимул добиваться результата, выходить куда-то, защищать честь своего региона — тогда будет толк и желание что-то делать. А когда региональным руководителям, бизнесменам, которые хотят поднять футбол, сейчас говорят: «Заплатите, предположим, 30 тысяч долларов или 150—170 тысяч гривен, и как хотите, хоть снимайтесь после первого круга!», то у многих из них просто руки опускаются. Тут должен быть другой подход.
— То есть денежный фактор в нашем футболе на первом плане…
— Пока, к сожалению, да. Но я считаю, что во главу угла должен быть поставлен футбол, а деньги — вторичны. Я знаю многих руководителей на местах, которые внутренне готовы вложить деньги в свои команды, но не хотят. Объясняют просто: «Ну зачем мне эта грязь?!». И поэтому они в лучшем случае просто содержат команду, играющую в первенстве области. Я знаю несколько таких команд, где финансирование на порядок выше, чем в той же команде второй лиги. Ну не абсурд ли?
— Сколько нужно денег, чтобы содержать добротную среднюю команду первой и второй лиг?
— В первой лиге — от 5 миллионов гривен. Во второй — с бюджетом в 4,5 миллиона гривен уже можно претендовать на то, чтобы решать серьезные задачи. Но это с учетом, что эти деньги будут направляться по назначению, а не на околофутбольные нужды.
— А вы не думаете, что многим командам первой и второй лиг просто не хочется подниматься выше? Там и требования к инфраструктуре больше, и взносы — соответственно…
— Это неправда. Многие руководители клубов первой лиги, у которых я спрашивал: «Зачем вам «вышка»? У вас же денег нет!», отвечали: «Не переживай. Если выйдем, там все будет: и игроков новых купим, и с инфраструктурой разберемся». И примеров тому хватает. Тот же ФК «Севастополь».
— Плюс немаловажный фактор и для этих руководителей — репутационный. Ведь как это, наверное, сладко: оказаться в одном кругу с Ахметовым, Суркисом, Ярославским…
— Совершенно верно. Именно об этом я и веду разговор. Не секрет, что многие руководители команд первой лиги «вытаскивают» их в «вышку» с целью вхождения в этот довольно закрытый, клуб и дальнейшего привлечения внешних капиталов в свой бизнес.
— Хорошо, если тот же «Севастополь» выживет. А ведь много примеров того, как команды заходят в «вышку» и на следующий год вылетают, или «болтаются» туда-обратно. «Закарпатье», например…
— Это внутренние проблемы «Закарпатья», с которыми я немного знаком, но не хотел бы сейчас о них говорить. А «Севастополь» — хороший клуб, он долго готовился к этому и добился своего. Приход новых игроков (Дуляй, Левандовский, Агахова) говорит о том, что он вылетать не собирается, чего я ему искренне желаю. К тому же, там новый стадион сейчас строится, неплохая детско-юношеская школа, в которой учатся, насколько я знаю, где-то около 400 детей…
— В России футбол уже давно стал важной как внешне-, так и внутриполитической составляющей. Подана заявка на проведение чемпионата мира по футболу. «Зенит» плохо ли, хорошо ли, но представляет в Европе мощь «Газпрома». «Терек» (Грозный) вряд ли в обозримом будущем вылетит из Премьер-лиги в связи с тем, что это чеченская команда, и Москва/ Кремль сделают все, чтобы он там и находился. Потому что это социальный проект. Почему в Украине нет такого применительно к тому же «Закарпатью»? Оно ж ведь, боюсь, просто территориально у нас находится. А местный работоспособный народ в основе своей уже давно по польшам, венгриям и чехиям «ошивается».
— Политика — политикой, но и инфраструктура должна быть. А по ней «Закарпатью» далеко даже до «Севастополя». Игроков нет своих, а если есть, то в тех странах, что вы назвали, играют в их низших лигах. А если «Закарпатье», заходя в высшую лигу, сразу же арендует с десяток игроков киевского «Динамо», то в чем смысл такого «Закарпатья»? В чем смысл такого социального проекта, раз уж мы такими понятиями оперируем? Думаю, там было бы все, если бы на уровне местных властей была в этом заинтересованность, как в том же Грозном. Хотя жаль, конечно. Такой край благодатный. Столько великих футболистов дал…
— Наш футбол — «хозяйский», «завязан» исключительно на собственниках крупных предприятий. Появились у них проблемы — это бьет и по клубам…
— И это очень больной вопрос. Случится что-нибудь с хозяином или его бизнесом — и все. Клуб либо «валится», либо вообще прекращает свое существование. На Западе такого нет. Там футбольный клуб — такой же бизнес, как и все другое. На первоначальном этапе в него инвестируются средства из разных источников, на эти деньги закручивается механизм, который дальше должен работать сам и в идеале стать рентабельным или хотя бы выйти на самоокупаемость. У нас же этого нет. Средства приходят из одного кошелька. И это всегда дотация. Это плохо как с материальной точки зрения, так и с моральной. Собственник клуба начинает вмешиваться в чисто футбольные вопросы, навязывать свою точку зрения тренеру по тем вопросам, в которых он ничего не смыслит…
— Не знаю, насколько в этом плане показателен пример «Днепра», но мне кажется, что этот клуб, как прорва — в него столько вкладывается, а на выходе — ноль. На ваш взгляд, у «Днепра» есть какая-то стратегия развития?
— Мне хотелось бы верить, что она есть. Но тут другой вопрос встает: а нужно ли это ему и всем остальным? Вместо кого «Днепр» попадет в Лигу чемпионов? Вместо «Шахтера»? «Динамо»? И зачем он с такой игрой туда попадет? Чем, скажите на милость, до недавнего времени казанский «Рубин» был лучше «Днепра»? Чем голландский «Твенте» был лучше «Днепра»? Но где сейчас «Рубин» и «Твенте», а где «Днепр»? Просто всем нам в Украине (и не только «Днепру») нужно определиться, какой футбол нам нужен: «узбекский», о котором я говорил, или тот же российский, европейский.
— Шовковский встал в ворота «Динамо» в середине 90-х. За это время у него в дублерах перебывало человек десять. Так никто, по сути, и не заиграл. Это — величие Шовковского или прокол селекционной службы клуба?
— Шовковский — великий вратарь. Он — авторитет в команде. Очень сложно переступить через него. Это проблема не только «Динамо», но и всех больших команд. Любой тренер с опаской относится к смене своего стража ворот. И в СССР было так же. В «Динамо» стоял Виктор Чанов, и в команду пригласили Александра Жидкова. Прекрасный голкипер, но, что называется, не попал в команду, не нашел общего языка с тренерами, партнерами. Футболисты (не только вратари), приходя в «Динамо», так и не заигрывают в нем лишь по одной причине — психологической. Я вам больше скажу, будь новый голкипер хоть на две головы выше старого, он может не попадать в состав по причине отсутствия связи с тренером, игроками. Он может не ссориться с ними, но в состав не попадать. Вот кажется тренеру, что фигура у него неправильная, взгляд какой-то не такой, и все… Плетикоса так и не попал ни в «Шахтер», ни в «Спартак». При этом оставался основным голкипером сборной Хорватии!
— Вы по той же причине так и не заиграли в «Динамо»?
— Я и теоретически не мог в нем заиграть. В тот момент в команде еще был Чанов, потом Кутепов, затем Мартинкенас, а потом уже «Динамо», по сути, распалось. Хотя, с другой стороны, могу сказать, что шанса мне так и не дали. Вообще, своей молодежи шанс в Киеве дают нечасто. После поколения Ващука, Шовковского, Шевченко фактически все стихло. Сейчас вроде все поднимается, но пока только на уровне одного Гармаша. Удивительно! Годами работают мощные структуры: школа, академия, а практически — на другие команды. Есть и обратные примеры, Чигринский отыграл сезон в аренде в запорожском «Металлурге» и вернулся в «Шахтер» готовым бойцом. А если бы он и дальше оставался на скамейке запасных в Донецке, о таком игроке мы сейчас бы и не знали. У меня была похожая ситуация. Я ушел из «Динамо» в Ровно, а оттуда в «Днепр». Напрямую не получилось бы. Неиграющих вратарей из «Динамо» в другие клубы берут неохотно. Исключения (Кернозенко и Рева) лишь подтверждают это правило. Какой звездой был Тарас Луценко в «Закарпатье»! Вернулся в Киев, и все. Вратарю, да и полевому игроку нужна постоянная игровая практика — это пятьдесят процентов успеха. А если ее нет, или тебе не дают ее в команде, то нужно принимать кардинальное решение по смене команды.
— У нас зачастую не так. Футболисты не очень амбициозные. Сидят на лавке запасных, получают свои деньги — и жизнь удалась!
— Согласен. Это проблема. Многие рассуждают так: «Лучше я буду, условно говоря, в «Динамо», практически ничего не делая, получать свои 10 тысяч, чем умирать за три в «Волыни». Но это проблема не только игроков, а и всего нашего чемпионата. У нас очень большой дисбаланс между бюджетами ведущих клубов и остальными.
— Вы тоже считаете, что зрелищность и популярность нашего чемпионата возрастут, если все команды в радостном экстазе сольются в едином телевизионном пуле? Вам не кажется, что это абсолютно не взаимосвязанные вещи?
— В любом случае нужно формировать положительный имидж нашего чемпионата, привлекать болельщиков. Почему английская Премьер-лига так поднялась, помимо прочего? Потому что там тщательно формировали яркий образ футбола как зрелища, команд, которые в него играют. Там никто не скажет, что наши команды — дерьмовые. Футбол — это такой же продукт, как и все остальные, его нужно продавать. Другой вопрос, что это нужно делать профессионально. А если мне все время будут говорить, что этот фильм плохой, актеры — убогие, продюсер — вор, то я не буду его смотреть. Пусть они там между собой разбираются. Сейчас у нас примерно так и происходит. Следующий аспект очень важный — у нас постоянно переносится время матчей. Как так можно? Люди как-то планируют свой выходной: во столько-то я, например, в магазин иду, во столько-то с детьми гуляю, во столько-то у меня поход на стадион. А как можно это спланировать, если матч, назначенный на 19.00, вдруг переносится на 17.00 или 21.00? А как можно узнать, во сколько свои матчи играет тот же «Арсенал»? Ведь из таких вещей и складывается образ нашего чемпионата. Почему за месяц до концерта «Мумий Тролля» я знаю, где и во сколько он выступает, и могу спланировать свой поход на концерт, а где и когда играет «Арсенал» не могу узнать в день матча?! Я уже не говорю о тех условиях на большинстве наших стадионов, ведь ни поесть негде, ни в туалет сходить…
— Что вы можете сказать о судейском факторе в нашем чемпионате?
— Я думаю, что нет такого фактора. Во всяком случае, в том ракурсе, в котором нам его преподносят. На судей тренеры обычно кивают, когда стараются скрыть свои недостатки при подготовке команды к тому или иному матчу или сезону в целом. Это с одной стороны. А с другой — муссирование судейского вопроса является фактором давления отдельных людей на Григория Суркиса. Это не секрет. С приходом Коллины на пост куратора, думаю, такое давление будет ослаблено. Это плюс в любом случае. А создать идеальное судейство не под силу никому ни в одной стране мира. Но Коллина сумел ослабить давление и на наших судей. Они не выходят на матч, как на эшафот…
Беседовал
Константин НИОЛАЕВ, Киевский ТелеграфЪ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бывший соперник Майка высказался об этом бое
Наибольшее признание получил Новак Джокович
"Пучков, Шаран, Максимов, Ковалец, Рябоконь, Калитвинцев), а вот вратарская — как была в «загоне», так и остается"
-----------
Близнюка забыл это раз. Соотношение вратарей и полевых ваще-то не 1:1, а 1:10, это два, не забывай об этом пожалуста
"Заплатите, предположим, 30 тысяч долларов ... у многих из них просто руки опускаются"
"Сколько нужно денег, чтобы содержать добротную среднюю команду первой и второй лиг? — В первой лиге — от 5 миллионов гривен"
--------------
30 тыс от 5 млн это менее 1%. От этого руки опускаются? Или он тупит или что-то недоговаривает, третьего объяснения я не нахожу
«Севастополь» — хороший клуб. Приход новых игроков (Дуляй, Левандовский, Агахова) говорит о том, что он вылетать не собирается ... А если «Закарпатье», заходя в высшую лигу, сразу же арендует с десяток игроков киевского «Динамо», то в чем смысл такого «Закарпатья»?
------------
Странно, действия клубов одинаковые, а оценка разная - тот "хороший", а этот "в чем его смысл"
Росписуються матчі аж бігом...
-------------------------------------------
І тут згоден.
-------------------------------------------------------
100% згоден з тобою.