Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Украина. Первая лига
|
3863
10

Святослав СИРОТА: «Наш чемпионат мне напоминает узбекский»

Экс-голкипер «Днепра» - о Шовковском, украинской вратарской школе и многом другом

Святослав СИРОТА: «Наш чемпионат мне напоминает узбекский»
Святослав Сирота

Известный в прошлом украинский голкипер Святослав Сирота в беседе с нашим спортивным обозревателем коснулся вопросов не только подготовки вратарской школы в нашей стране, но и первой лиги, которую он до недавнего времени курировал, находясь на должности президента ПФЛ.

— Можно ли говорить о кризисе вратарской школы в Украине, как об этом сказал Мирон Маркевич? В наших клубах практически нет иностранных голкиперов. Какой же кризис?
— Я бы поставил вопрос несколько по-другому — о кризисе тренерской школы по подготовке вратарей. В Советском Союзе она была и считалась одной из лучших в мире. После распада СССР она развалилась. Сейчас понемногу восстанавливается школа тренеров для полевых игроков (пришло много новых, молодых специалистов: Пучков, Шаран, Максимов, Ковалец, Рябоконь, Калитвинцев), а вот вратарская — как была в «загоне», так и остается. У нас в 90-е годы были замечательные тренеры вратарей, которых я считаю чуть ли не лучшими в Европе. Они ушли, а на их место так никто и не пришел, по большому счету. У меня в свое время была идея (которая, к сожалению, не нашла продолжения) создать школу, куда мог бы приехать каждый желающий и получить не просто определенный набор физических упражнений, а полный цикл подготовки. Ведь физподготовка является лишь одной из трех составных частей вратарского искусства. Кроме нее, огромное значение имеют вратарские навыки и психология. Все три части взаимосвязаны между собой, они должны находиться в гармонии. И только тогда, когда все эти качества гармонично соединены между собой, тогда вратарь будет толковым. В большинстве украинских клубов основными по-прежнему являются вратари еще советской «закваски»: Шуховцев, Горяинов, тот же Рева. Ведь у последнего вообще не было данных, чтобы стать классным голкипером, но он работал с Краковским, и тот из него сделал по-настоящему надежного вратаря. Но централизованной системы подготовки голкиперов в Украине сейчас нет. молодых вратарей хватает, но с ними никто серьезно не работает.

— Почему, на ваш взгляд, оказались практически «списанными» Шуст, Рыбка, которые до недавнего времени считались чуть ли не главной вратарской надеждой страны?
— А какой звездой обещал стать Марущак! Но не закрепились они и многие другие в серьезных клубах только потому, что у них где-то выпала одна из тех составляющих, о которых я говорил. Есть еще один немаловажный фактор, о котором стоит упомянуть. Я в свое время играл немного в Узбекистане, так там весь местный футбол разделен между «баями». Одна часть команд — у одного, вторая — у другого. И несколько клубов, которые считают себя якобы независимыми. Так они между собой договаривались: в этом году я — чемпион, в следующем — ты. Приехал туда наш тренер Матвиенко работать, а ему говорят: «Расслабься, сегодня не наш год. Мы — в следующем». Он и спрашивает: «А зачем я тогда здесь? Я сюда приехал играть в футбол, а не в договорные матчи». И, к сожалению, наш сегодняшний чемпионат мне все больше напоминает тот, узбекский.

— Как много вы знаете вратарей, в последнее время перешедших из команд первой лиги в команды высшей и закрепившихся в них?
— Честно говоря, даже не вспомню. По-моему, нет таких.

— А в чем тогда смысл ее существования, футболистов, которые там играют, тренеров, которые там работают?
— В идеале, конечно, так и должно быть. Клубы первой лиги должны быть максимально приближены к клубам высшей, а вторая лига — это массовый футбол, из которого наиболее успешные игроки поднимаются все выше. У нас, к сожалению, все не так… У меня вообще свое видение того, что и как должно быть в первой и второй лигах…

— Так расскажите…
— Ну, например, сейчас ПФЛ только делает первые шаги к тому, чтобы отменить взносы за участие в чемпионате. В Европе уже давно такого нет. Подобное есть только в России и у нас. В принципе, наша система тоже позволяет модернизироваться, и ПФЛ, повторю, делает определенные шаги в этом направлении. Но пока очень робкие. А ведь у нас футбол на местах очень востребован. В каждом городе есть стадионы, пусть они не такие современные, но есть, в каждом дворе мальчишки все так же гоняют мяч. Но когда у них есть стимул добиваться результата, выходить куда-то, защищать честь своего региона — тогда будет толк и желание что-то делать. А когда региональным руководителям, бизнесменам, которые хотят поднять футбол, сейчас говорят: «Заплатите, предположим, 30 тысяч долларов или 150—170 тысяч гривен, и как хотите, хоть снимайтесь после первого круга!», то у многих из них просто руки опускаются. Тут должен быть другой подход.

— То есть денежный фактор в нашем футболе на первом плане…
— Пока, к сожалению, да. Но я считаю, что во главу угла должен быть поставлен футбол, а деньги — вторичны. Я знаю многих руководителей на местах, которые внутренне готовы вложить деньги в свои команды, но не хотят. Объясняют просто: «Ну зачем мне эта грязь?!». И поэтому они в лучшем случае просто содержат команду, играющую в первенстве области. Я знаю несколько таких команд, где финансирование на порядок выше, чем в той же команде второй лиги. Ну не абсурд ли?

— Сколько нужно денег, чтобы содержать добротную среднюю команду первой и второй лиг?
— В первой лиге — от 5 миллионов гривен. Во второй — с бюджетом в 4,5 миллиона гривен уже можно претендовать на то, чтобы решать серьезные задачи. Но это с учетом, что эти деньги будут направляться по назначению, а не на околофутбольные нужды.

— А вы не думаете, что многим командам первой и второй лиг просто не хочется подниматься выше? Там и требования к инфраструктуре больше, и взносы — соответственно…
— Это неправда. Многие руководители клубов первой лиги, у которых я спрашивал: «Зачем вам «вышка»? У вас же денег нет!», отвечали: «Не переживай. Если выйдем, там все будет: и игроков новых купим, и с инфраструктурой разберемся». И примеров тому хватает. Тот же ФК «Севастополь».

— Плюс немаловажный фактор и для этих руководителей — репутационный. Ведь как это, наверное, сладко: оказаться в одном кругу с Ахметовым, Суркисом, Ярославским…
— Совершенно верно. Именно об этом я и веду разговор. Не секрет, что многие руководители команд первой лиги «вытаскивают» их в «вышку» с целью вхождения в этот довольно закрытый, клуб и дальнейшего привлечения внешних капиталов в свой бизнес.

— Хорошо, если тот же «Севастополь» выживет. А ведь много примеров того, как команды заходят в «вышку» и на следующий год вылетают, или «болтаются» туда-обратно. «Закарпатье», например…
— Это внутренние проблемы «Закарпатья», с которыми я немного знаком, но не хотел бы сейчас о них говорить. А «Севастополь» — хороший клуб, он долго готовился к этому и добился своего. Приход новых игроков (Дуляй, Левандовский, Агахова) говорит о том, что он вылетать не собирается, чего я ему искренне желаю. К тому же, там новый стадион сейчас строится, неплохая детско-юношеская школа, в которой учатся, насколько я знаю, где-то около 400 детей…

— В России футбол уже давно стал важной как внешне-, так и внутриполитической составляющей. Подана заявка на проведение чемпионата мира по футболу. «Зенит» плохо ли, хорошо ли, но представляет в Европе мощь «Газпрома». «Терек» (Грозный) вряд ли в обозримом будущем вылетит из Премьер-лиги в связи с тем, что это чеченская команда, и Москва/ Кремль сделают все, чтобы он там и находился. Потому что это социальный проект. Почему в Украине нет такого применительно к тому же «Закарпатью»? Оно ж ведь, боюсь, просто территориально у нас находится. А местный работоспособный народ в основе своей уже давно по польшам, венгриям и чехиям «ошивается».
— Политика — политикой, но и инфраструктура должна быть. А по ней «Закарпатью» далеко даже до «Севастополя». Игроков нет своих, а если есть, то в тех странах, что вы назвали, играют в их низших лигах. А если «Закарпатье», заходя в высшую лигу, сразу же арендует с десяток игроков киевского «Динамо», то в чем смысл такого «Закарпатья»? В чем смысл такого социального проекта, раз уж мы такими понятиями оперируем? Думаю, там было бы все, если бы на уровне местных властей была в этом заинтересованность, как в том же Грозном. Хотя жаль, конечно. Такой край благодатный. Столько великих футболистов дал…

— Наш футбол — «хозяйский», «завязан» исключительно на собственниках крупных предприятий. Появились у них проблемы — это бьет и по клубам…
— И это очень больной вопрос. Случится что-нибудь с хозяином или его бизнесом — и все. Клуб либо «валится», либо вообще прекращает свое существование. На Западе такого нет. Там футбольный клуб — такой же бизнес, как и все другое. На первоначальном этапе в него инвестируются средства из разных источников, на эти деньги закручивается механизм, который дальше должен работать сам и в идеале стать рентабельным или хотя бы выйти на самоокупаемость. У нас же этого нет. Средства приходят из одного кошелька. И это всегда дотация. Это плохо как с материальной точки зрения, так и с моральной. Собственник клуба начинает вмешиваться в чисто футбольные вопросы, навязывать свою точку зрения тренеру по тем вопросам, в которых он ничего не смыслит…

— Не знаю, насколько в этом плане показателен пример «Днепра», но мне кажется, что этот клуб, как прорва — в него столько вкладывается, а на выходе — ноль. На ваш взгляд, у «Днепра» есть какая-то стратегия развития?
— Мне хотелось бы верить, что она есть. Но тут другой вопрос встает: а нужно ли это ему и всем остальным? Вместо кого «Днепр» попадет в Лигу чемпионов? Вместо «Шахтера»? «Динамо»? И зачем он с такой игрой туда попадет? Чем, скажите на милость, до недавнего времени казанский «Рубин» был лучше «Днепра»? Чем голландский «Твенте» был лучше «Днепра»? Но где сейчас «Рубин» и «Твенте», а где «Днепр»? Просто всем нам в Украине (и не только «Днепру») нужно определиться, какой футбол нам нужен: «узбекский», о котором я говорил, или тот же российский, европейский.

— Шовковский встал в ворота «Динамо» в середине 90-х. За это время у него в дублерах перебывало человек десять. Так никто, по сути, и не заиграл. Это — величие Шовковского или прокол селекционной службы клуба?
— Шовковский — великий вратарь. Он — авторитет в команде. Очень сложно переступить через него. Это проблема не только «Динамо», но и всех больших команд. Любой тренер с опаской относится к смене своего стража ворот. И в СССР было так же. В «Динамо» стоял Виктор Чанов, и в команду пригласили Александра Жидкова. Прекрасный голкипер, но, что называется, не попал в команду, не нашел общего языка с тренерами, партнерами. Футболисты (не только вратари), приходя в «Динамо», так и не заигрывают в нем лишь по одной причине — психологической. Я вам больше скажу, будь новый голкипер хоть на две головы выше старого, он может не попадать в состав по причине отсутствия связи с тренером, игроками. Он может не ссориться с ними, но в состав не попадать. Вот кажется тренеру, что фигура у него неправильная, взгляд какой-то не такой, и все… Плетикоса так и не попал ни в «Шахтер», ни в «Спартак». При этом оставался основным голкипером сборной Хорватии!

— Вы по той же причине так и не заиграли в «Динамо»?
— Я и теоретически не мог в нем заиграть. В тот момент в команде еще был Чанов, потом Кутепов, затем Мартинкенас, а потом уже «Динамо», по сути, распалось. Хотя, с другой стороны, могу сказать, что шанса мне так и не дали. Вообще, своей молодежи шанс в Киеве дают нечасто. После поколения Ващука, Шовковского, Шевченко фактически все стихло. Сейчас вроде все поднимается, но пока только на уровне одного Гармаша. Удивительно! Годами работают мощные структуры: школа, академия, а практически — на другие команды. Есть и обратные примеры, Чигринский отыграл сезон в аренде в запорожском «Металлурге» и вернулся в «Шахтер» готовым бойцом. А если бы он и дальше оставался на скамейке запасных в Донецке, о таком игроке мы сейчас бы и не знали. У меня была похожая ситуация. Я ушел из «Динамо» в Ровно, а оттуда в «Днепр». Напрямую не получилось бы. Неиграющих вратарей из «Динамо» в другие клубы берут неохотно. Исключения (Кернозенко и Рева) лишь подтверждают это правило. Какой звездой был Тарас Луценко в «Закарпатье»! Вернулся в Киев, и все. Вратарю, да и полевому игроку нужна постоянная игровая практика — это пятьдесят процентов успеха. А если ее нет, или тебе не дают ее в команде, то нужно принимать кардинальное решение по смене команды.

— У нас зачастую не так. Футболисты не очень амбициозные. Сидят на лавке запасных, получают свои деньги — и жизнь удалась!
— Согласен. Это проблема. Многие рассуждают так: «Лучше я буду, условно говоря, в «Динамо», практически ничего не делая, получать свои 10 тысяч, чем умирать за три в «Волыни». Но это проблема не только игроков, а и всего нашего чемпионата. У нас очень большой дисбаланс между бюджетами ведущих клубов и остальными.

— Вы тоже считаете, что зрелищность и популярность нашего чемпионата возрастут, если все команды в радостном экстазе сольются в едином телевизионном пуле? Вам не кажется, что это абсолютно не взаимосвязанные вещи?
— В любом случае нужно формировать положительный имидж нашего чемпионата, привлекать болельщиков. Почему английская Премьер-лига так поднялась, помимо прочего? Потому что там тщательно формировали яркий образ футбола как зрелища, команд, которые в него играют. Там никто не скажет, что наши команды — дерьмовые. Футбол — это такой же продукт, как и все остальные, его нужно продавать. Другой вопрос, что это нужно делать профессионально. А если мне все время будут говорить, что этот фильм плохой, актеры — убогие, продюсер — вор, то я не буду его смотреть. Пусть они там между собой разбираются. Сейчас у нас примерно так и происходит. Следующий аспект очень важный — у нас постоянно переносится время матчей. Как так можно? Люди как-то планируют свой выходной: во столько-то я, например, в магазин иду, во столько-то с детьми гуляю, во столько-то у меня поход на стадион. А как можно это спланировать, если матч, назначенный на 19.00, вдруг переносится на 17.00 или 21.00? А как можно узнать, во сколько свои матчи играет тот же «Арсенал»? Ведь из таких вещей и складывается образ нашего чемпионата. Почему за месяц до концерта «Мумий Тролля» я знаю, где и во сколько он выступает, и могу спланировать свой поход на концерт, а где и когда играет «Арсенал» не могу узнать в день матча?! Я уже не говорю о тех условиях на большинстве наших стадионов, ведь ни поесть негде, ни в туалет сходить…

— Что вы можете сказать о судейском факторе в нашем чемпионате?
— Я думаю, что нет такого фактора. Во всяком случае, в том ракурсе, в котором нам его преподносят. На судей тренеры обычно кивают, когда стараются скрыть свои недостатки при подготовке команды к тому или иному матчу или сезону в целом. Это с одной стороны. А с другой — муссирование судейского вопроса является фактором давления отдельных людей на Григория Суркиса. Это не секрет. С приходом Коллины на пост куратора, думаю, такое давление будет ослаблено. Это плюс в любом случае. А создать идеальное судейство не под силу никому ни в одной стране мира. Но Коллина сумел ослабить давление и на наших судей. Они не выходят на матч, как на эшафот…

Беседовал
Константин НИОЛАЕВ, Киевский ТелеграфЪ

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Игроки с наибольшим количеством матчей с 2010 года. Что у Месси и Роналду?
Футбол | 04 мая 2024, 07:01 0
Игроки с наибольшим количеством матчей с 2010 года. Что у Месси и Роналду?

Лидером рейтинга является Антуан Гризманн – 488 поединков, Лео – 10-й, КриРо – 33-й

НОК Украины требует отстранить гребцов рф и рб от олимпийской квалификации
Водные виды | 04 мая 2024, 05:40 0
НОК Украины требует отстранить гребцов рф и рб от олимпийской квалификации

В гребле на байдарках и каноэ в Венгрии допущены двойни экипажей агрессоров

Комментарии 10
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Вася(Крым)
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Лёвкин папа (Донецк)
В 90-х годах чемпионом Узбекистана 4 раза подряд становилась Фергана, в 2000-х годах - 6 раз подряд "Пахтакор" (как раз до появления мега-клуба "Бунедкор"). О каких дележах чемпионств между баями говорит Сирота? Кто такой тренер Матвиенко и когда он там был?
Лёвкин папа (Донецк)
И ваще туповатое интервью почти в каждом абзаце:
"Пучков, Шаран, Максимов, Ковалец, Рябоконь, Калитвинцев), а вот вратарская — как была в «загоне», так и остается"
-----------
Близнюка забыл это раз. Соотношение вратарей и полевых ваще-то не 1:1, а 1:10, это два, не забывай об этом пожалуста
"Заплатите, предположим, 30 тысяч долларов ... у многих из них просто руки опускаются"
"Сколько нужно денег, чтобы содержать добротную среднюю команду первой и второй лиг? — В первой лиге — от 5 миллионов гривен"
--------------
30 тыс от 5 млн это менее 1%. От этого руки опускаются? Или он тупит или что-то недоговаривает, третьего объяснения я не нахожу
«Севастополь» — хороший клуб. Приход новых игроков (Дуляй, Левандовский, Агахова) говорит о том, что он вылетать не собирается ... А если «Закарпатье», заходя в высшую лигу, сразу же арендует с десяток игроков киевского «Динамо», то в чем смысл такого «Закарпатья»?
------------
Странно, действия клубов одинаковые, а оценка разная - тот "хороший", а этот "в чем его смысл"
Лёвкин папа (Донецк)
Вот не согласен я что УПЛ напоминает узбекский чемп с его баями и расписанными на годы вперед чемпионами. Хотя бы потому, что Сирота рассказывает историю 10-15 летней давности. Он бы еще Древний Рим вспомнил и привел в пример.
BekXan
Класное интервью более менее по точкам.Хотя и так понятно просто молчат.
yan_2010
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Forlan10
Святослав ...він не дотягує до узбецького, бо Рафшан відсудив 10 матчів, а де наше бидло ...а воно в букмекерських конт орах вісить...як судді так і гравці.
Росписуються матчі аж бігом...
Forlan10
От такі інтервю треба давати , а не Шеву, чи ше якогось там сурколиза
Forlan10
Лучше я буду, условно говоря, в «Динамо», практически ничего не делая, получать свои 10 тысяч, чем умирать за три в «Волыни».
-------------------------------------------
І тут згоден.
Forlan10
«Расслабься, сегодня не наш год. Мы — в следующем». Он и спрашивает: «А зачем я тогда здесь? Я сюда приехал играть в футбол, а не в договорные матчи». И, к сожалению, наш сегодняшний чемпионат мне все больше напоминает тот, узбекский.
-------------------------------------------------------
100% згоден з тобою.