Станислав ЛОБАН: «Хочется еще поиграть»
Новичок «Днестра» рассказал о вехах своей карьеры
Станислав ЛОБАН пополнил состав овидиопольского «Днестра» в нынешнем году и заметно усилил ряды овидиопольцев. К сожалению, проблемы со здоровьем, преследующие Станислава по ходу всей его карьеры, не давали возможности максимально раскрыть свой потенциал, однако в каждом клубе он старался полностью отдаваться на поле. Символично, что именно гол Лобана в недавнем дерби с «Черноморцем» принес овидиопольцам заслуженную ничью, а odessa-sport.info , воспользовавшись моментом, пообщался с футболистом о всех вехах его карьеры.
КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ
— Станислав, как начался твой путь в большой футбол?
— Я воспитанник СДЮСШОР «Черноморец», а мой первый тренер – Савелий Тимофеевич Семенов. Мы занимались вместе с Денисом Колчиным, Сергеем Згурой, Русланом Гилазевым, Вячеславом Терещенко, Геннадием Нижегородовым, Вячеславом Лепявко. Наш год был действительно богатым на таланты.
— Первым клубом в карьере у тебя значится «СКА-Лотто»…
— После окончания школы я на какое-то время выпал, поступая в институт, а затем – да, начал выступать за «СКА-Лотто». Вернее, сперва команда вообще была без названия, затем называлась «Лотто» и «Лотто-GCM», а «СКА-Лотто» появилось, когда мы заявлялись в первенство страны среди команд второй лиги. Правда, изначально меня приглашал Сергей Марусин в СК «Одесса», но я повредил мениск и какое-то время вынужден был лечиться. Сергей Викторович тогда тренировал и СК «Одесса», и «СКА-Лотто», я попал во второй коллектив. Затем, когда команды окончательно разделились, играющим главным тренером у нас стал Игорь Наконечный.
— А играющим президентом – Сергей Пасечник?
— Да (улыбается). Сергей Николаевич – человек настроения. Когда оно было хорошим, как, например, когда он забил единственный гол в матче с херсонским «Кристаллом», то мы это ощущали. Но и «на орехи» нам часто доставалось (смеется).
— Тогда в «СКА-Лотто» подобрался весьма неплохой коллектив…
— Да, команда у нас была приличная. В «СКА-Лотто» играли братья Пархоменко, Сергей Жарков, Валентин Стрижаков, Анатолий Чистов, Виктор Гришко, Денис Смаровоз, Владимир Малый, Константин Панин. Вместе с поигравшими ребятами в составе была перспективная молодежь, никто из которой не затерялся, когда команда прекратила свое существование.
— Первый круг команда отыграла просто блестяще, что произошло затем?
— Как и во многих отечественных клубах, особенно в тот период, у «СКА-Лотто» начались проблемы с финансированием, хотя у команды был большой потенциал. Действительно, первый круг мы отыграли здорово и вели борьбу с херсонским «Кристаллом» за первую строчку в турнирной таблице. После зимней паузы мы доигрывали фактически без денег, на одном энтузиазме, но тем не менее заняли по итогам сезона второе место в своей подгруппе.
— Как продолжилась твоя карьера после расформирования «СКА-Лотто»?
— В составе группы футболистов я попал в одесский «Черноморец», по итогам сезона-1997/98 вылетевший из высшей лиги. Покойный ныне Владимир Козеренко рассчитывал на меня, наигрывал в состав, но в какой-то момент у меня начались проблемы со здоровьем.
ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
— В чем это проявилось?
— Лето-1998 было очень жарким, а в совокупности с нагрузками в виде двухразовых тренировок это привело к тому, что у меня поднялось внутричерепное давление. Я пытался не обращать внимание, но все же не мог полноценно играть и тренироваться. Владимир Сергеевич тогда сказал мне: «Иди, лечись. Пока не выздоровеешь, чтобы я тебя не видел».
— Причина была в давлении?
— Врачи не могли ничего определить. Доктор «Черноморца» Леонид Севастеев много времени провел со мной, но все анализы ничего не показали, а я чувствовал постоянный упадок сил. Так, практически на год я выпал из большого футбола.
— В списке клубов у тебя значится болгарский «Хебар». Что помешало закрепиться в этом клубе?
— Болгарский вариант был предложен президентом «СКА-Лотто» Сергеем Пасечником, а отправились мы туда вдвоем с Вячеславом Ткачевым. Просмотр прошел успешно и, хотя «Хебар» выступал во второй лиге, клуб планировал повышаться в классе. Но в конечном итоге все уперлось в трансфер. Мы даже были внесены в заявку команды на первый матч сезона, трансферный лист ожидался с минуты на минуту, но он так и не пришел. Дело в том, что в то время, несмотря на потерю «СКА-Лотто» статуса профессионального клуба, у нас был действующий контракт. В итоге я вернулся в Одессу, а Славик добился от ПФЛ свой лист и около года поиграл в Болгарии. Так что в официальных поединках за «Хебар» я не играл.
— В Одессе у тебя была вторая попытка попасть в «Черноморец»?
— «Черноморец» тогда вернулся в высшую лигу и состав сформировался на базе СК «Одесса», вернувшегося в лигу первую. Место СК «Одесса» в первой лиге занял «Черноморец-2», который возглавил Игорь Наконечный. В составе второй команды «моряков» я провел лишь два поединка. Первый состоялся в Счастливом против «Динамо-2», где мы уступили со счетом 0:6, но ввиду участия в матче дисквалифицированного игрока (Виталий Лисицкий – прим. авт.) нам была присуждена техническая победа. Второй – в Черкассах, где мы уступили со счетом 2:4. А затем у меня вновь начались проблемы с давлением и я на какой-то срок выпал.
— Как состоялось возвращение в большой футбол?
— Сперва это был большой футбол регионального уровня (улыбается). Я начал играть на первенство города и в составе «Локомотива» стал чемпионом Одессы. На самом деле я уже собирался ставить крест на своей профессиональной карьере, раз все попытки заиграть в полную силу сталкивались с проблемами со здоровьем. Но тут мне позвонил один агент, предложивший попробовать себя в одном из московских клубов…
— То есть, вот так просто из первенства Одессы – в Чемпионат России?
— Дело в том, что, как он мне объяснил, меня порекомендовали одесские футболисты, игравшие на тот момент во второй российской лиге, а он – может устроить мне смотрины в клубе высшей лиги. Сперва я отнесся к этому скептически, но затем подумал: «А что мне, собственно, терять?», собрал вещи и уехал в Москву.
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
— Вариант с «Торпедо» возник сразу?
— Нет. Сперва был просмотр в «Спартаке». Это было как раз время Чемпионата мира в Японии и Корее, где сборная России выступала под руководством Олега Романцева, а «Спартак» остался «на попечении» ныне покойного Владимира Григорьевича Федотова. Несмотря на отсутствие многих игроков основы, в Москве остались достаточно сильные футболисты – и Ананко, и Дима Парфенов. Но Россия тогда неудачно выступила на форуме и Романцев, по возвращении в Москву, даже не посмотрел на потенциальных новичков, сказав, что ему необходимо время отойти от Чемпионата мира.
— Какое предложение возникло вместо «Спартака»?
— В тот момент сборы в Москве проходила владикавказская «Алания», которую возглавил Борис Игнатьев. Там также подбирался неплохой состав и меня наигрывали опорником в паре с Омари Тетрадзе. Месяц я провел в лагере «Алании» во Владикавказе, но все уперлось в действия агента, внезапно запросившего сумму, которую я не стоил. Все попытки договориться привели к тому, что я купил билет за свой счет и вернулся в Одессу.
— И все же, в конечном итоге ты перешел в российский клуб…
— Да, через какое-то время перезвонил агент и сказал, что он договорился и я буду играть в «Торпедо-Лужники». Я прилетел в Москву и понял, что этот агент действует наобум, не имея связей в руководстве. Мне помогло то, что в составе «Алании» я провел спарринг против «Торпедо»: мы вчистую переиграли их центр поля и москвичи, видимо, меня запомнили.
— На какой срок был рассчитан контракт с «торпедовцами»?
— Здесь тоже вышла занятная ситуация. Сперва я договорился с наставником «Торпедо» Сергеем Петренко и президентом клуба Юрием Мишиным об условиях своего личного контракта. На следующий день для подписания договоренности был приглашен и мой агент. В итоге, он запросил такую сумму, что моя зарплата, о которой я договорился с руководством москвичей, стала меньше! Но я уже дал согласие, решив принять и эти условия. Контракт был рассчитан на три года.
— Кто был в «Торпедо» конкурентом за место в составе?
— Практически незыблемыми были позиции Игоря Семшова и Сергея Кормильцева. Сергей уже был в возрасте и меня наигрывали ему на замену вместе с Константином Зыряновым.
— Почему же не удалось закрепиться в составе московского клуба?
— Дело в том, что «Торпедо» было первой командой в России, постелившей искусственный газон, на котором команда играла и тренировалась. Первое время все шло нормально, но затем у меня начались боли и меня отправили на томографию, показавшую грыжу. «Гражданские» врачи запретили мне тренироваться на искусственном поле, но клубный доктор посоветовал закачивать спину. Я тренировался не в полную силу, играл за дубль, который свои матчи проводил на естественном поле. Но я понимал, что на мне поставлен крест, так как, разумеется, газон в Лужниках менять никто не собирался…
— То есть, ты опять выпал из большого футбола?
— Получается, вновь так и вышло. На операцию я не соглашался, так как не было стопроцентной гарантии. Естественно, я не падал духом, как говорится, Москва слезам не верит. Два месяца я лечился у Леонида Севастеева, затем долго закачивал спину на тренажере Евминова. Стало легче, стал самостоятельно тренироваться. Позвонил в «Торпедо», но там мне сказали, что я со своим здоровьем для них бесперспективный. Посоветовали найти клуб в Украине, со своей стороны не чиня препятствий в переходе.
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ОСТАЛАСЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
— Этим клубом стала днепродзержинская «Сталь»?
— Да, в Днепродзержинске играл Вадим Винокуров (ныне – Вадим Деонас – прим. авт.), который переговорил с наставником «Стали» Александром Севидовым. По итогам просмотра я понравился тренеру команды и 2004 год провел в Днепродзержинске на правах аренды, так как все еще имел действующий контракт с «Торпедо». Весной мы вышли завоевали путевку в первую лигу, где я провел и следующий сезон.
— А как возник вариант с хмельницким «Подольем»?
— В «Подолье» меня пригласил знакомый еще по Одессе Сергей Кучеренко-старший – отец лучшего бомбардира украинской первой лиги минувшего сезона. Я согласился и календарный год доиграл в Хмельницком. А затем, совершенно неожиданно, поступило предложение из Азербайджана.
— Чемпионат Азербайджана является своего рода экзотикой. Была какая-то информация о нем?
— На тот момент в Азербайджане полгода играл Дмитрий Пархоменко, под руководством Игоря Наконечного. Но дозвониться до них не удалось, поэтому поехал в Баку, скорее, наобум.
— Как на тебя вышли представители ФК «Бакы»?
— Тренером-консультантом в команде тогда работал Ахмед Алескеров, а помогал ему Игорь Савельев, который и порекомендовал меня. Просмотр прошел удачно и я подписал контракт на полгода с возможным продлением.
— Столичный клуб – один из лидеров азербайджанского футбола. Как прошел тот сезон?
— Мы неплохо отыграли второй круг, пройдя его практически без потерь и в конечном итоге стали чемпионами страны. Так что я, можно сказать, мастер спорта Азербайджана (улыбается).
— И значок есть?
— Нет, даже золотую медаль так и не передали. По окончании чемпионата нам сообщили, что чествование состоится в течение недели, и я улетел в Одессу. Так вышло, что в Баку я не вернулся, помимо трофеев, оставив в Азербайджане две большие сумки личных вещей. А на память от столицы страны у меня до сих пор где-то есть ключ от съемной квартиры (улыбается).
— В чем причина того, что азербайджанский период в карьере не был продлен?
— Дело в том, что в межсезонье местная лига приняла решение об установлении более жесткого лимита на легионеров. Мне предлагали сделать паспорт еще по ходу чемпионата, но для этого необходимо было отказываться от украинского гражданства, что я не рискнул сделать. В команде оставались южноамериканцы и африканцы с действующими контрактами, и подписывать еще одного иностранца клубу было бессмысленно. А некоторые легионеры таки были натурализованы и выступали впоследствии за сборную страны.
— В итоге ты переехал в Ахтырку?
— Сергей Шевченко меня звал в «Нефтяник» еще из «Подолья», вместе с Сергеем Кучеренко и Игорем Покарининым. Но вопрос должен был решаться в январе, а сразу после Нового года я уже подписал контракт с ФК «Бакы». Я позвонил Сергею Васильевичу и тот сказал, мол, нет проблем, приезжай.
— Если не ошибаюсь, в том сезоне «Нефтяник-Укрнефть» выиграл первенство среди команд первой лиги и повысился в классе?
— Да, правда игр за «Нефтяник» я провел немного. Только закрепившись в составе, в шестом или седьмом поединке – против ивано-франковского «Спартака» – получил сотрясение мозга и вновь выпал на какое-то время. Восстановился только к заключительному матчу 2006 года против МФК «Николаев». В зимнюю паузу я доверися агенту, пообещавшему устроить меня в один из турецких клубов. Турки запомнили меня по игре в составе ФК «Бакы». Я забрал документы из «Нефтяника», но в итоге агент подвел меня, «промурыжив» полгода, так и не предложив подходящего варианта.
ЗВОНОК ОТ АНДРЕЯ ПАРХОМЕНКО ЗАСТАЛ МЕНЯ ВРАСПЛОХ
— Что было далее?
— А далее я вновь вернулся на любительский уровень, играя в свое удовольствие в первенстве города, параллельно начав заниматься бизнесом. Родился ребенок, начались семейные радости (улыбается). Мне было уже за тридцать и я решил, что пришло время завершить профессиональную карьеру. Никуда из Одессы уезжать не хотелось, хотя были предложения из того же Азербайджана…
— Но от предложения «Днестра» ты не смог отказаться?
— Если честно, то звонок от Викторовича (Андрея Пархоменко – прим. авт.) застал меня врасплох. На его вопрос, не хочу ли я попробовать свои силы в «Днестре», сперва не знал, что и ответить. Посоветовался с женой, и согласился.
— Какие впечатления от овидиопольской команды?
— Мне сразу понравился дружный коллектив, а также приятно поразили тренировки под руководством Андрея Викторовича. Если в большинстве команд процесс построен на принципе «бей-беги», то в «Днестре» внимание уделяется работе с мячом, контроле над ним, исповедуется интеллектуальный футбол.
— То есть, можно сказать, что твое возвращение в большой футбол состоялось?
— Получается, что да (улыбается). Несмотря на возраст, мне удалось перестроиться под стиль «Днестра», я стал приносить команде пользу, так что хотелось бы еще поиграть. Пока буду нужен овидиопольцам, пока буду приносить пользу команде, пока Андрей Пархоменко будет видеть меня в составе, я буду играть за «Днестр».
— Ты забил гол «Черноморцу», и это – последний на сегодня мяч в дерби. Но немногие помнят, что первый гол в другом принципиальном матче «СКА-Лотто» — СК «Одесса» также на твоем счету. Получается, что ты специалист по дерби?
— Наверное, так совпало (смеется). Разумеется, я осознаю факты этих мячей, но придавать им значение… В «СКА-Лотто» я был молодым игроком и каждый забитый мяч придавал мне уверенности. Сейчас же мне 33, я футболист «Днестра» и хочу приносить пользу своей команде.
— Расскажи о своей семье…
— Я женат, жену зовут Наталия. Дочке Анастасии уже два годика, очень активный ребенок (улыбается). Не знаю, какую стезю она выберет в жизни, главное, чтобы была счастлива.
— Есть какое-то хобби?
— Поскольку я часто нахожусь в разъездах, то все свободное время стараюсь проводить с семьей – вот мое хобби (улыбается). В поездках могу читать, последнее время предпочитаю исторические романы. Смотрю различные спортивные соревнования – снукер, большой теннис, матчи НБА и НХЛ. Разве что на «одноклассниках» не сижу, это не для меня (смеется).
— В море часто купаешься?
— По возможности стараюсь выбираться. Я люблю плавать в море – могу заплыть так, что берега не видно. Но плаваю, когда жены нет рядом, чтобы не волновалась. Обычно минут 10-20 плыву в одну сторону, а затем – к берегу. Опять же, если позволяет погода, и нет волн.
— Знаю, что ты один из футболистов, скажем так, с «непрофильным» образованием, вместо «классического» Педина выбрав Нархоз…
— Есть такое (смеется). Это, скорее, семейное – все окончили экономический университет. Правда, диплом лежит уже 11 лет и пока не пригодился. Я сейчас на распутье: карьера футболиста не вечна, поэтому необходимо решать, чем заняться по ее окончании – остаться в футболе или сменить род деятельности. Этого я пока не решил, но точно планирую получать второе высшее образование.
Станислав ЛОБАН
Полузащитник, нападающий.
Родился: 15 февраля 1977 года в Одессе.
Рост: 182 см
Вес: 73 кг
Воспитанник СДЮСШОР «Черноморец». Первый тренер – С. Т. Семенов.
Выступал за команды: «СКА-ЛОТТО» (Одесса), «ЧЕРНОМОРЕЦ» (Одесса), «ТОРПЕДО» (Москва, Россия), «СТАЛЬ» (Днепродзержинск), «ПОДОЛЬЕ» (Хмельницкий), ФК «БАКЫ» (Баку, Азербайджан), «НЕФТЯНИК-УКРНЕФТЬ» (Ахтырка), в ряде любительских клубов. С 2010 года – игрок овидиопольского «ДНЕСТРА».
Чемпион Азербайджана (2006).
Олег ШАЛЬКЕР
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер посоветовал украинцу лучше отрабатывать в обороне
Студентка Сидни Томас за одну ночь стала мировой знаменитостью