С плахи - на бал
«Феррари» избежала наказания за использование командной тактики
В минувшую среду в Париже состоялось заседание Всемирного Совета FIA по автоспорту, которому было необходимо определить дополнительные штрафные санкции по отношению к командной тактике «Феррари» на Гран-при Германии этого года. Напомним, что на «Хоккенхаймринге» «Скудерия» бесцеремонно прибегла к запрещенным приемам во имя победы Фернандо Алонсо. Рассмотрев ситуацию, стюарды гонки наказали команду штрафом в $100 тысяч, оставив дальнейшее рассмотрение вопроса чиновникам федерации.
Накануне заседания Совета было немало разговоров о том, к какому именно наказанию прибегнет уважаемое собрание. Наиболее правдоподобной была версия о лишении итальянской конюшни победы в Германии и, как следствие, потеря ею всех набранных очков. А это без малого 43 балла в Кубке конструкторов (25 очков для Алонсо и 18 — для Массы). Еще вполне возможными вариантами называли дополнительный штраф в 100 000 долларов, добавлением к результату Фернандо Алонсо пятисекундного штрафа, который бы переместил двукратного чемпиона мира на второе место и отдал бы заслуженную победу Фелипе Массе. Ну и коль скоро мы перечислили почти весь доступный Всемирному Совету опцион профилактических мер против запрещенной тактики, то надо вспомнить и тот, который также упоминался в связи с этим делом. А именно — условном наказании «Феррари» на все оставшиеся гонки текущего сезона. Словом, Совету было из чего выбрать...
Заслушав доводы команды, Совет пришел к выводу, что тактика действительно имело место быть. Совет убедился, что во время Гран-при Германии «Феррари» использовала запрещенную тактику, однако решила не прибегать к дополнительным санкциям, поскольку в предыдущие годы не было последовательности в применении этого положения правил. Такая трактовка вызвала неоднозначную реакцию. На следующий день после «приговора» FIA опубликовала полную расшифровку заседания Совета. Ну что сказать?.. Если вдруг в мировой юриспруденции еще отсутствует понятие обвинительно-оправдательного приговора, то самое время его ввести...
«Невозможно отрицать, что результат гонки был бы иным, если бы Фелипе Масса не получал незаконных инструкций из боксов, — сказано в документе. — Однако за последние годы в регулярном чемпионате мира встречалось немало примеров использования командной тактики, но ввиду разных причин она не пресекалась и не наказывалась. В применении правила, запрещающего командную тактику, не прослеживалось никакой последовательности...»
Верит ли идущий на виселицу преступник в чудо? Да, наверное... Но может ли вероятный разрыв веревки стать причиной оправдательного приговора суда? Мол, да, подсудимый виновен, но вдруг нехитрый механизм виселицы не сработает? И если существует такая возможность, то преступника следует оправдать. Пусть идет с миром.
Защитники «Феррари» утверждали, что никаких «приказов» не было, и что есть разница между приказом, просьбой и информированием гонщика о том, каких действий от него ждет команда.
«С точки зрения «Феррари», Фелипе Масса не получал приказов пропустить Фернандо Алонсо, но ему предоставили информацию, на основании которой он позволил Алонсо совершить обгон, поскольку это было в интересах команды, — говорится в расшифровках FIA. — За несколько кругов до того, как гоночный инженер Массы Роб Смедли проинформировал своего подопечного о скорости Алонсо, оба гонщика получили приказы снизить обороты двигателей. Однако вскоре Фернандо разрешили вернуть двигатель в прежний режим. Алонсо выполнил это указание, но Массу об этом не проинформировали. Таким образом, Алонсо определенно получил преимущество над напарником в момент, предшествовавший обгону...»
И смех и грех...
Если отбросить в сторону мысли об использовании «командной тактики» членами Всемирного Совета по автоспорту, то, скорее всего, речь может идти о признании пилота «Феррари» Фернандо Алонсо гонщиком, который способен поддержать интригу в нынешнем сезоне. Ведь ситуация в чемпионате такова, что любая потеря очков им оставляет квартет пилотов «Ред Булла» и «Макларена» главными действующими лицами концовки сезона.
Один из них — Дженсон Батон — считает, что после решения Совета FIA необходимо как можно быстрее разъяснить правило, касающееся запрета командной тактики, чтобы все команды Формулы-1 понимали его одинаково.
—Очевидно, что мнение гонщиков в данной ситуации не учитывается, и решения выносит FIA, — сказал прошлогодний чемпион мира. — Однако для нас важно получить разъяснение правил, чтобы они были одинаковыми для всех.
Но что сделает FIA? Судя по высказываниям Берни Экклстоуна, который после истории в Германии однозначно высказался за отмену запрета, и по вынесенному вердикту, в федерации пересмотреть свою официальную точку зрения.
—Командная тактика — часть спорта и бизнеса, — выразил свое мнение Ярно Трулли. — Не думаю, что федерация должна запрещать ее использование. Формула-1 — не только спорт, но еще и прибыльный бизнес, и команды тратят огромные деньги на разработку машин, помогая гонщикам добиться успехов, и рекламируют своих спонсоров. Согласен, болельщикам не понравилось то, что они увидели в «Хоккенхайме». Но подобные вещи происходят и в других видах спорта, хотя, возможно, по-своему, не так явно. Многие команды применяли такую тактику, даже когда уже действовал запрет...
Не менее определенно сказал по этому поводу пилот «Рeнo» Роберт Кубица: «У нас было это правило, однако в прошлом во многих случаях команды использовали такую тактику, и никто не обращал внимания, поскольку все было не так очевидно, как в «Хоккенхайме». Думаю, без этого правила было бы проще, не надо было бы маскироваться. В любом случае, даже если запрет останется, есть очень много способов сделать так, чтобы напарники поменялись позициями...»
Эта тема будет не раз обсуждаться в эти выходные в итальянской Монце, где пройдет очередная гонка сезона. Вместе с трассами в Монако и Бельгии «Монца» входит в категорию легендарных треков, которые в корне отличаются от современных автодромов, которые в своем большинстве построены по проектам Германа Тильке. На «Монце» во главу угла ставятся характеристики мотора: чем больше в нем мощности, чем он эластичнее, тем больше шансов на успех. До гонки в Бельгии две недели назад многие специалисты утверждали, что ближайшие две гонки — на «Спа» и «Монце» — больше подходят для «Феррари». Однако после провала «Скудерии» на Гран-при Бельгии большинство прогнозов было скорректировано. В эти выходные главным фаворитом считается «Макларен», с превосходным движком «Мерседес». В целом, успеха можно ждать от всех конюшен, которые используют этот мотор. Достаточно неплохие шансы есть даже у «Мерседеса» и «Форца Индии». Последняя вот уже второй сезон подряд очень выступает именно на этих скоростных треках. Достаточно вспомнить прошлогодний перформанс Адриана Суттиля, который на Гран-при Италии-2009 добрался до финиша на четвертой позиции...
По мнению руководителя команды «Ред Булл» Кристиана Хорнера, ближайшие гонки решат судьбу чемпионского титула. «У наших пилотов есть быстрая и стабильная машина, но, в отличие от остальных претендентов, нет опыта борьбы за титул. Если меня спросить о том, кто, на мой взгляд, лучше готов к финалу чемпионата, то я не задумываясь отвечу, что это — Марк Уэббер. Прессинг все больше и больше, но Марк — сильный парень, и я не сомневаюсь в том, что у него крепкие нервы. В этом сезоне нас ждет еще несколько интересных сражений, пока рано говорить, что борьба развернется только между Марком и Льюисом. Думаю, Фернандо, Дженсон и Себастьян еще могут побороться за победу.
Уэббер в отличной форме, он быстр, результативен, ему комфортно в машине, но до конца чемпионата еще шесть гонок. Ближайшая станет для нас серьезным вызовом: это худшая трасса для нашей машины, но Марк очень стабилен в этом году...»
Сергей БЕРОВ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Атлетико» хочет назначить Юргена вместо Диего Симеоне
Хорхе Мартин установил уникальное достижение
Ф1 все хуже и хуже с каждым годом, бред выдумывают...