Виктор ФЕСЕЧКО: «Работа рефери – не мешать »
Экс-чемпион мира по боксу среди профессионалов ныне - известный рефери
Виктор Фесечко – один из пионеров украинского профессионального ринга, который последние годы судит молодых профессионалов, согласился принять участие в украинской версии популярного американского шоу «The Contender». Об этом и многом другом мы пообщались с экс-чемпионом мира.
Врачи сказали «нет», и я сказал «нет»
- Виктор, вы провели на профессиональном ринге более 70 боев, побывав чемпионом мира по версии WBF (World Boxing Foundation). Почему решили повесить перчатки на гвоздь – профессиональная усталость или какие-то другие причины заставили сделать такой шаг?
- Когда я уходил из бокса, уже поменялось третье поколение в украинском профессиональном боксе. Молодежь подходит, поджимает под спину. Решение закончить карьеру принял и из-за старых травм, спина давала о себе знать. После обследования врачи сказали: достаточно боксировать, пора изменить свою деятельность.
- Тяжело принималось решение о завершении выступлений?
- Врачи сказали «нет», и я сказал «нет». Через два-три месяца, когда стал лучше себя чувствовать, захотелось попробовать вновь. Но доктор сказал: не надо рисковать. На этом я поставил точку в выступлениях. Это был или 2005, или 2006 год.
- Что было после ринга? Чем вы занялись и где стали использовать свои знания?
- У себя дома в Кировограде я работаю тренером в детско-юношеской школе «Спартак». Поддерживаю связь с Национальной лигой профессионального бокса Украины и Михаилом Завяловым.
- Есть ли среди ваших воспитанников ребята, которые уже успели чего-то добиться в боксе?
Да, есть чемпионы международных, всеукраинских, мастерских турниров, в призах есть и победители. В разных весовых категориях, есть победители среди школьников. Среди профессионалов сейчас боксирует Александр Червяк. Я не скажу, что именно мой парень – у нас есть тренерский совет. У него из девяти боев одно поражение, хороший рейтинг. У него нет контракта с промоутерскими компаниями.
- Сейчас вы больше известны как рефери. Когда впервые вышли в ринг в амплуа «третьего человека»? Вам запомнился первый бой?
- Как-то заехал в Киев, меня вызвонили и предложили попробовать в новом амплуа, в судействе. Первые бои как судья, как рефери, я проводил в клубах, а со временем начал выходить и на большой ринг. Попробовал, что получается, что нормально вижу.
Сначала было непривычно и даже шокирующее. До профессионального ринга была практика судейства детских и любительских турниров, а здесь обстановка, сцена и камеры дают свое напряжение. Впервые на большой ринг я вышел в Киеве во время турнира К2 East Promotions. Был скован, но старался все контролировать.
- Насколько отличается видение боя «изнутри» со стороны боксера, и «снаружи» со стороны рефери?
- Работа рефери – не мешать. Он есть, но он должен минимально вмешиваться. Чтобы судью было минимально видно во время боя. Рефери должен обеспечить и красивый бой, и свою незаметность. Нельзя везде постоянно вмешиваться.
- Когда вы были боксером – бывали случаи, что судьи незаслуженно лишали победы? Сейчас по-другому смотрите на такие случаи?
- Рефери может решить судьбу поединка, если он примет чью-либо сторону и изменит ход боя. Это как и в футболе: где-то паузу сделать, где-то, когда надо добивать, придержать боксера. За границей рефери, как правило, принимали сторону хозяина ринга. Когда ты едешь, ты к этому готов, ты должен быть на голову выше, на голову сильнее. Потому что в любом случае процентов на 70% судьи поддерживают ту сторону.
Каждый из боев не переоценивал, конечно, но ярко выраженные… Я не возвращаюсь к этому. Иногда телевизор смотришь и замечаешь, как работают судьи. Для себя выводы делаешь, учишься. Судейство за рубежом отличается, и каждый рефери отличается от коллег. Все индивидуально, как видит конкретный человек. Кто-то агрессивнее судит, кто-то наоборот, это же все внутри, надо отреагировать мгновенно. Все люди, все могут ошибаться.
- Сколько боев вы отработали в качестве рефери в ринге? Сколько зарабатывает украинский рефери?
- Достаточно. Я сейчас даже не скажу. Наверное, под сто, может больше. Каждый раз выходишь на ринг и ощущения как в первый раз, собираешься, настраиваешься. Все концентрация на ринг, права на ошибку нет.
- Какой бой в качестве рефери запомнился больше всего и почему?
- Много интересных боев, интересные бои тяжей. Они очень между собой не похожи, поэтому выделить какой-то один тяжело. Иногда увидишь какого-то парня: о, боксировал с тем-то, классный бой.
Наиболее интересны средний и легкий вес. В категории 57-60 кг поединки очень энергетически насыщенны, плотные. Там постоянная концентрация в центр ринга, в центр боя. Все должно быть под контролем, это очень тяжелые бои для рефери.
Когда ты в ринге, все поединки интересны, ведь ты становишься частью боя, третьим человеком. Чувствуется настрой ребят, их энергия. Выходишь как выжатый лимон, а вроде только смотрел.
- Судили ли вы бои в других странах? Расскажите где и какие турниры.
- Летали с К2 в столицу Чечни Грозный, когда там проводился турнир. Пока сужу по Украине, выезжать пока не приходилось.
Лучше попробовать, и потом не жалеть, чем не попробовать, и потом «кусать локти»
- Кто вас пригласил в проект «Ты – чемпион»? Сразу согласились?
- Долго думал, соглашаться ли на предложение о шоу. Потом все согласовал с Михаилом Завяловым (председатель Национальной лиги профессионального бокса Украины - ред.) Решил - лучше попробовать, и потом не жалеть, чем не попробовать, и потом «кусать локти».
- Какая ваша роль в проекте кроме отбора участников с профессиональной точки зрения?
- Сейчас я только рекомендую. Взяли планку мы не ниже мастера спорта и стараемся ее выдерживать. Рекомендую я ребят – участников чемпионата Украины, призеров и победителей чемпионатов мира и Европы. Но проект – это е только бокс, тут должно быть шоу. Должны быть интересные ребята – сначала мы отбираем боксеров, потом среди них выбираем интересных личностей.
- Вы просмотрели более полутораста боксеров с разных уголков нашей страны. Кто из ребят запомнился больше всего и почему?
- В Донецке понравился Давид Табатадзе и Исмаил Силлах – он чувствует себя очень раскованно. Рассказывал об американском шоу «The Contender», участники которого стали известными и им предложили контракты. Были интересные претенденты с Крыма и Львова.
- Насколько профессионализм претендентов отвечает Вашим ожиданиям? Зрители увидят бои высокого класса?
- У боксеров по 200, 150 боев – меня больше интересовал мужской бокс, не школьники и не кадеты, взрослые мастерские турниры и международные встречи, чемпионаты и кубки Украины. Если есть 150 поединков и 5 профессиональных – это уже нормально. Были призеры взрослых и молодежных чемпионатов мира и Европы среди любителей.
- Как вы думаете, победитель шоу сможет в будущем громко заявить о себе на весь мир?
- Было много хороших ребят, но они должны работать с командой – хорошим менеджером и промоутером. Один в поле не воин. Если будет хороший боксер и плохая команда или наоборот – ничего не будет. Если правильно подведут к чемпионскому бою, то будет результат.
Я люблю агрессивный, темповой, плотный, прессингующий бокс
- В профессиональном боксе очень трудно удержатся на мировом Олимпе. Среди украинцев это удается братьям Кличко, Сергею Дзинзируку, до последнего времени и Юрию Нужненко. Почему у других наших боксеров не получается стать чемпионами мира? Ведь столько «вечных надежд» канули в лету: Вирчис, Барашьян, Дмитренко, сейчас Узелков.
- Это зависит от работы команды. Плюс правильный подход, питание, режим спортсмена, подготовка к бою, реабилитация после бою – очень много составляющих. Сложно назвать одну причину неудач.
- Вы лично знаете практически всех профессиональных боксеров Украины. Кого из ребят выделите сейчас?
- Я люблю агрессивный, темповой, плотный, прессингующий бокс. Стиль агрессора, когда боксер выходит и ведет бой. Из современных боксеров симпатизирую Бурсаку, Ровенскому, Плотникову, Эдгарову – ребята, у которых стиль «хищника». Где-то они действуют нагло, где-то грязно, но это профессиональный, а не любительский бокс. Здесь надо применять все – победителей не судят. Здесь надо побеждать, если вышел – должен отдаваться полностью.
- В Украине существует три сильные промоутерские организации: «Юнион» в Донецке, «К2» и «Элит» в Киеве, у каждой из которых на контракте по два-три десятка боксеров. Это много или мало для нашей страны?
- Хотелось бы, чтобы в каждой городе было по пару таких компаний. Если бы сильная внутренняя конкуренция. Тогда были бы результаты, было бы больше зрелищных боев.
- Профибокс – это прежде всего бизнес и шоу. Насколько уровень отечественных турниров отличается от Европы или США?
- Очень сильно подтянулись. У нас теперь в разных городах проводятся турниры хорошего уровня. За границей не у всех так. Там делают шоу, когда на ринг выходят чемпионы или очень талантливые боксеры.
- Что хочется изменить в украинском боксе?
- Не надо портить то, что есть. В любительском боксе очень не нравится кнопочный подсчет очков. А в профессиональном – были бы парни нормальные.
- Что пожелаете современным школьникам?
- Надо, в первую очередь, заинтересовать боксом. Если мальчику интересно, он остается. К каждому поход индивидуальный – кого-то цепляю, кого-то подстегиваю. Особенно если малыши, то провоцирую ситуации. Поток очень большой, но процентов на 70 сразу видно, человек останется или уйдет. Когда родители приводят детей, надо узнать – кому это надо, ребенку или родителям? Я никого не стараюсь удерживать, когда будет нужно – сам придет.
- Для вас бокс – это…
- Это образ жизни, без бокса себя не вижу. Пробовал бизнес – не мою. Дома мне говорят: ты счастливый человек, занимаешься любимым делом, и тебе еще за это деньги платят.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Испанец имеет другое мнение
Тренер считает, что нужно воспользоваться этим шансом