Роман ГОНТЮК: «Надоело бездельничать»
Украинский дзюдоист планирует завершить карьеру после Лондона-2012
После полуторагодичного перерыва, вызванного разрывом сухожилия, серебряный призер Олимпийских игр в Афинах-2004 и обладатель бронзы Пекина-2008 Роман Гонтюк вернулся на татами. Сменив привычные 81 кг на 90 кг, спортсмен в апреле приступил к активным тренировкам и уже в июне отметился бронзовой наградой на Кубке Европы в словенской Целье. Тренерский штаб оценил степень готовности двукратного олимпийского призера, включив его в состав сборной, которая 1 сентября отправляется в Токио на чемпионат мира.
- Как вам новая весовая категория?
- Супер! Долгое время не тренировался и набрал большой вес - сто килограммов. Сейчас похудел и вешу 92 - 93. Это как раз рабочий вес. Теперь мне не придется «гонять» восемь - девять килограммов, как это было перед обеими Олимпиадами. Лондон-2012 должен быть нашим, ведь столько труда не может пропасть. Кроме того, пострадает моя медальная коллекция из олимпийских медалей, где не хватает золота. (Смеется).
- На сборах в Словении, Испании и Германии, а также на парочке соревнований вы боролись со своими заграничными соперниками. Тяжело?
- На ковре чувствую себя уверенно и не думаю, что кому-то уступаю по каким-то параметрам. У меня осталась скорость, но не хватает физически-силовой выносливости. Тренеры довольны мной. Приятно, что старший тренер Виталий Дуброва доверяет мне и не перегружал меня, когда я только начал возвращаться в спорт. Он сразу решил, что Гонтюк едет на чемпионат мира даже без отбора.
- Это аванс?
- Скорее уважение к моим достижениям. Я непростой парень с улицы. Два раза на Олимпийских играх поднимался флаг Украины в мою честь. Поэтому, считаю, заслужил поездку в Токио.
- Имеет ли для вас значение, какой покажете результат?
- Еду в Токио за медалью, но готов и к поражению. Конечно, не хотелось бы подвести тренеров. Но чемпионат мира, как и Олимпийские игры - это лотерея. Многое будет зависеть и от жеребьевки. На каждую схватку буду выходить, как на последнюю. Я должен отработать до последней секунды. Всегда боролся с таким настроем, и он оправдывал себя. Сейчас набираю форму и чувствую себя хорошо. На медалях стараюсь не зацикливаться. Это мешает достижению результата, ведь начинаешь осторожничать на ковре. Нужно думать не о наградах, а о том, как обмануть соперника. Помню, когда ехал на свою первую Олимпиаду, говорил тренеру: «Николаевич, да я же мешок! Меня никто не чувствует!» И тогда наставник мне сказал: «Выйди и дай бой! Главное, чтобы не было стыдно за себя, перепуганного, когда покажут по телевизору».
- Наверное, уже соскучились по соревнованиям такого высокого уровня, как чемпионат мира?
- Конечно! Спортсмены - больные люди. Мне надоело бездельничать. Уже хочется почувствовать запах пота, ковра и победы.
- Как расценили пятое место, занятое вами в начале августа на Кубке Европы в Гамбурге?
- Хороший результат. А то, что уступил двум спортсменам, лишь стимулирует меня. Эти соревнования были подводкой к чемпионату мира.
- Из-за рождения сына вы пропустили сбор в Белоруссии, куда приезжали японцы, россияне, грузины. Не жалеете?
- Нет. У меня был свой, семейный, сбор. Кроме того, я отдохнул. Стараюсь во всем видеть только плюсы, поскольку разочарования подсознательно могут влиять на результат.
- Сына назвали Романом по вашей инициативе?
- Конечно! (Смеется). На самом деле долго думали вместе с женой Людмилой, какое имя дать ребенку. Остановились на Романе. Будет он профессиональным спортсменом или юристом - решать ему. Для меня главное, чтобы он вырос порядочным человеком.
- Присутствовали при родах?
- Да, поскольку жене нужна была моя поддержка. Может, я бы и не выдержал этой процедуры, если бы шел туда как на какое-то зрелище. Страшно не было, но смотреть тяжело. Родной человек мучается, а ты бессилен ему помочь. Когда малыш появился на свет, я первым держал его на руках. Потом - жена.
- Многие чемпионки уверяют, что ребенок для них - дополнительный стимул в спорте. А как мужчины воспринимают отцовство?
- Точно так же. Признаюсь, уже думал завязывать со спортом. Но после рождения сына подобные мысли покинули меня. Руки поднимаются, и я отрываюсь от семьи, еду за границу на сборы и соревнования. Мое возвращение в спорт обсуждали вместе с Людой. Я ей объяснил, что на данный момент так, как в спорте, я нигде не смогу себя реализовать.
- Были готовы услышать в ответ «нет»?
- Мне, конечно, хотелось понимания с ее стороны. Но если бы она сказала заканчивать, так и сделал бы. Искал бы себе другое занятие, чтобы прокормить семью.
- И что это могло быть?
- У меня много друзей. Хотя не исключено, что некоторых из них я себе придумал, и когда мне будет нужна их помощь, они куда-то испарятся. По образованию я магистр банковского дела, а недавно еще юридический закончил. Может, организовали бы какую-то фирму или построили бы отель в Карпатах, откуда я родом.
- Довольны, что эти планы откладываются как минимум на два года?
- Они будут идти параллельно с дзюдо. Нужно сегодня думать о завтрашнем дне. Я потихоньку начинаю переквалифицироваться со спорта в жизнь. Когда после окончания карьеры снимут все премии и зарплату, можно растеряться. Тогда могут начаться проблемы и в семье. Любовь пройдет, завянут помидоры. (Смеется).
- Вы с таким же пониманием относитесь к работе своей жены, которая тоже дзюдоистка?
- Я против ее занятия. Считаю, женщина должна устраивать семейный уют. А когда папа постоянно в разъездах и мама тоже - это уже не семья.
- Второй ребенок может стать стимулом, чтобы вы тренировались и до Рио-де-Жанейро-2016?
- Однозначно нет. Здоровье важнее. У меня много микротравм, которые пока не дают о себе знать. Кроме того, тогда нужно будет полностью посвятить себя детям, чтобы поставить их на ноги. После Лондона-2012 планирую сойти с дистанции. Молодежь уже начинает подшучивать надо мной, мол, ветеран, хотя мне всего 26 лет.
Ирина ГОЛИНЬКО
СЭ в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Атлетико» хочет назначить Юргена вместо Диего Симеоне
Бывший тренер сборной уверен, что сине-желтым достался самый крепкий соперник