Африканские уроки
Какой полезный опыт ЮАР нужно перенять Украине в свете приближающегося Евро-2012
Матчи финальной части чемпионата мира по футболу в ЮАР, в течение месяца находившиеся в фокусе внимания всей планеты, уже стали историей. Но не для всех. Во всяком случае не для Украины. Потому что для нас наступила пора детального, всестороннего и внимательного анализа итогов мундиаля — 2010 и опыта его подготовки и проведения — как положительного, так и отрицательного. Необходимость такого анализа очевидна — она продиктована стремительным приближением к финальной части Евро-2012.
Главное для соревнований такого масштаба и уровня — создание необходимой инфраструктуры. Колоссальный опыт ЮАР, безусловно, поможет нам решить и эту, и сопутствующие задачи.
АЭРОПОРТЫ
Аэропорты в современном мире — это своеобразная визитная карточка и конкретного города, и страны в целом. Именно с них и с первых впечатлений от них начинается знакомство с той или иной страной. В Йоханнесбурге, самом большом городе Южной Африки (тут живет более 8 млн. жителей), который в дни чемпионата мира был его эпицентром, сразу же чувствовалось, что именно здесь, на южноафриканской земле, проходит большой футбольный праздник. Его признаки можно было увидеть уже при выходе из самолета — на больших панно, бигбордах, лайт-боксах. Эта реклама не выглядела навязчивой и, следовательно, не раздражала, как это нередко бывает, а воспринималась как яркий и удачно скомпонованный «видеоряд», сопровождавший гостей ЮАР вплоть до выхода из аэропорта.
Этот аэропорт всегда был главными воздушными воротами ЮАР. Но к чемпионату мира он заметно расширился и обновился, пережив масштабную реконструкцию. При этом у властей Южной Африки совсем не возникло проблем с тем, где взять деньги для реконструкции, каких проектировщиков и строителей привлечь, как организовать работы и контролировать их проведение. Это у нас по крепко укорененной еще в советские времена традиции подобные заботы обычно возлагаются на власть, а в ЮАР, классической капиталистической стране, безотказно и эффективно действуют рыночные механизмы.
Реконструкцию международного аэропорта Йоханнесбурга, как и аэропортов других городов страны, без задержек, в определенные программой подготовки к чемпионату сроки профинансировали и осуществили частные компании. Будучи государственными, аэропорты находятся под их менеджментом. Государство может строить (как это и было перед чемпионатом) дороги к аэропортам, создавать вокруг них необходимую инфраструктуру, но в самих аэропортах хозяйничают «частники».
Нет сомнений, что это хозяйствование — прибыльное. Например, в дни чемпионата, не выходя из аэропортов, можно было приобрести самую разнообразную его атрибутику, южноафриканские сувениры, осуществить другие покупки. Продавцы даже самых маленьких лотков тщательно, иногда даже слишком скрупулезно оформляли каждую покупку, но делали это вежливо, с завидным терпением. В том же аэропорту Йоханнесбурга круглосуточно работали множество кафе и ресторанов, пунктов обмена валют, справочных бюро. Собственно, справку, содействие, помощь готов был предоставить каждый, к кому обращались с каким-то вопросом. Необходимо отметить и продуманную схему расположения всех служб местных аэропортов, и оптимальность системы обслуживания пассажиров, что практически способствовало исключению любых очередей.
ДОРОГИ И ГОСТИНИЦЫ
Южная Африка по территории в два раза больше, чем Украина. Поэтому и протяженность дорог тут больше. Как и в Украине, в ЮАР есть дороги различных уровней — от местных до общегосударственных. Но их объединяет одно — все они высокого качества: и в глуши отдаленной провинции, и в центре страны между Йоханнесбургом и Преторией.
Дороги здесь строят на совесть, руководствуясь неписаным правилом: дешево и халтурно построенная шоссейка — это ощутимые убытки и для государства, и для каждого ее гражданина. Строительство, ремонт, поддержание в надлежащем состоянии общенациональных дорог — это забота и прерогатива государства, финансирование этих работ осуществляется из государственного бюджета. Дороги в провинциях, городах, других населенных пунктах — это ответственность и финансирование местной власти. На отдельных автострадах проезд платный. Это позволяет несколько уменьшить нагрузки на государственный и местные бюджеты.
Те, кто уже бывал в ЮАР, знают: общественным транспортом тут лучше не пользоваться. Безопаснее ориентироваться на такси. Понятное дело, это недешево. А значит, вопрос о гостиницах, которые располагались бы на небольшом расстоянии от аэропорта и стадиона и в то же время были бы не очень дорогими, был в дни мундиаля весьма актуальным. Нужно отдать должное организаторам футбольного праздника — они сумели подготовить достаточное количество мест в гостиницах различной классности и стоимости проживания: от одно- до пятизвездочных. Во всяком случае, даже во время самого большого наплыва болельщиков ни один из них не остался на улице. Для этого, кроме больших гостиниц, были задействованы небольшие гостиные дворы возле автострад между городами. И на этот опыт Украине также стоит обратить внимание.
Важно и то, что владельцы и персонал гостиниц, а также туристические фирмы ЮАР основательно подготовились к встрече гостей чемпионата. Было обеспечено их транспортное обслуживание и питание, усилена гостиничная охрана. В фойе гостиниц или прямо в номерах можно было воспользоваться компьютерами, с доски объявлений узнать о календаре матчей, главных событиях чемпионата и мероприятиях культурной программы. В гостиничных номерах бесплатно предлагались кофе и чай, пирожные, буклеты. Везде гостей страны встречали приветливыми улыбками, искренне пытались помочь, дать советы и консультации — словом, сделать все, что в их силах, чтобы от пребывания на южноафриканской земле во время праздника футбола у туристов остались самые лучшие воспоминания и впечатления.
СТАДИОНЫ
УЕФА обязал Украину построить стадионы и провести на них первые матчи уже в следующем году. Впрочем, два из них — в Донецке и Харькове — практически готовы к Евро-2012 уже сегодня. Что касается Южной Африки, то к ней со стороны ФИФА было более снисходительное отношение. Пять из десяти стадионов были готовы еще за год до чемпионата, и именно на них состоялась в прошлом году его генеральная репетиция — Кубок конфедераций. Зато пять других стадионов, в том числе главный — «Соккер Сити», были открыты перед самим началом чемпионата. Между тем в некоторых мировых СМИ периодически возникали дискуссии, спонтанные либо умело организованные, относительно того, способна ли Южная Африка провести чемпионат и не стоит ли ФИФА применить «план Б», то есть перепоручить мундиаль другой, готовой к этому стране. Как это напоминает периодические выпады в масс-медиа против права и способности Украины организовать Евро-2012! Но надо отдать должное Йозефу Блаттеру и его коллегам по руководству ФИФА: они не поддались этому давлению и свое решение относительно ЮАР не изменили.
Судя по оценкам прессы и отзывам тех, кто побывал на матчах мирового первенства, все стадионы ЮАР в целом успешно выдержали испытание чемпионатом. Самые серьезные нарекания вызывало разве что не всегда высокое качество футбольных полей. Произошло это, по-видимому, из-за того, что готовили газоны в последнюю очередь, уже перед самим чемпионатом. На их утрамбовку и закрепление времени не оставалось. И этот урок также следует учесть организаторам подготовки Евро-2012 в Украине.
Организаторы футбольного «сафари» в Южной Африке — и ЮАР, и ФИФА — сейчас все еще анализируют сделанное, подсчитывают прибыли и потери. Окончательные цифры пока не объявлены, но уже сейчас очевидно, что прибыльная статья преобладает над расходной. Экономика ЮАР во время чемпионата дала прибыль в объеме $12,5 млрд! Это немалое достижение. Особенно если учесть, что в целом на подготовку к чемпионату было израсходовано около $5 млрд.
Но что дальше? Как сохранить достигнутые темпы экономического развития страны? В частности, в строительной отрасли, которая достигла пика своей мощности? Эти вопросы вышли в настоящее время на первый план в государственной и общественной жизни ЮАР. Государство хочет сохранить достигнутый темп еще по крайней мере на три последующих года. Скажем, строительные компании продолжат реализацию программы сооружения аэропортов и морских портов, прокладки дорог и мостов, создания других объектов инфраструктуры. В эти работы планируется инвестировать 80—82 млрд. евро — это приблизительно 700 млрд. рандов, которые практически равны курсу гривни.
С особым удовольствием в ЮАР отмечают тот факт, что, в сущности, вся инфраструктура была спроектирована, модернизирована и построена южноафриканскими компаниями. Иностранцев сюда не приглашали. Во всех работах были использованы местные ресурсы, созданы сотни тысяч дополнительных рабочих мест, и государство пытается сегодня их сохранить, обеспечить работой как можно большее количество людей.
Благодаря чемпионату Южно-Африканская Республика получила самые современные стадионы, аэропорты, дороги, гостиницы, системы связи. Но речь не только о том, что можно увидеть и оценить в деньгах. Ведь есть и другое, не менее, а, возможно, и более значимое невещественное достижение — сплочение и подъем духа нации. Это событие объединило всех южноафриканцев, независимо от цвета кожи и социального происхождения.
В течение месяца, пока продолжалась финальная часть чемпионата мира, Южная Африка была на слуху — на телеэкранах, в радиоэфире, в колонках газет и журналов всех стран мира. Это исключительное внимание тоже не измеришь деньгами. До сих пор в воображении многих людей мира Южная Африка оставалась страной экзотичной, дикой природы. Но во время чемпионата планета увидела другие интересные и привлекательные стороны жизни этой страны. И южноафриканцы сегодня не без оснований надеются, что этот интерес к их стране не исчезнет и воплотится в рост количества туристов, расширение торговли, увеличение иностранных инвестиций, в укрепление уверенности в мире, что на Южную Африку можно положиться, ей можно доверять. В частности, и в том, что она в состоянии достойно, на таком же высоком уровне, как футбольный чемпионат, провести в 2020-м или 2024 годах летнюю Олимпиаду — идея принять Олимпийские игры уже завладела умами южноафриканцев. А нам в Украине остается надеяться, что через два года подобные позитивные оценки и отзывы будут звучать и в адрес нашей страны. Но для этого, во-первых, необходимо приложить еще очень много усилий. А во-вторых, усвоить и использовать уроки и опыт Южной Африки.
Валерий КОРОБОВ, газета «МК в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинский боксер неожидано проиграл Лабиноту Джоджаю
Наибольшее признание получил Новак Джокович
Как там эти здоровые гуцульские дудки называются?
-------------
трембита ...