ЧЕРНОНОС: «Все говорят, что мы сумасшедшие»

Александр Чернонос и Юрий Никитин завоевали бронзовую медаль чемпионата мира по прыжкам на батуте

Единственной медалью украинской сборной на чемпионате мира, завершившемся недавно в Санкт-Петербурге, стала бронза Aneксандра Черноноса и Юрия Никитина. Для харьковчанина это была уже четвертая награда такого достоинства, завоеванная в разные годы с разными партнерами в синхронных прыжках на мировых первенствах. Приелась бронза - не скрывает Александр. Но все же, порадовала, ведь не с пустыми руками вернулись. Своими впечатлениями от главного старта этого года Александр Чернонос поделился с корреспондентом «СЭ».

ТРЕНИРОВКИ ПО ТЕЛЕФОНУ

-Перед чемпионатом мира Юрий Никитин говорил, что вы пребываете в хорошей форме. Что помешало вам в индивидуальных прыжках подняться выше 37-го места?
-Несмотря на хорошую подготовку, я не был уверен в себе. На закате спортивной карьеры хотелось показать себя как можно лучше. Думаю, это желание мне и помешало. Конечно, расстроился. Но в спорте надо быть ко всему готовым. Если честно, рассчитывал на участие в финале. Однако старт в Петербурге был не последним моим чемпионатом мира. До отбора на Олимпийские игры в Лондоне буду прыгать.

-В 2001 году вы стали вице-чемпионом мира. Психологически тогда было легче, чем сейчас?
-Я был молод, и меня абсолютно ничего не смущало. Знал, что впереди еще очень много соревнований подобного уровня, поэтому лишние мысли не отвлекали меня от главного. Вышел, выступил, развернулся и ушел. Потом посмотрел на свое второе место и подумал: «Ничего себе!»

-И обязательная, и произвольная комбинации уступали в сложности программам многих конкурентов. Решили сделать ставку на исполнение?
-Обязательная - по сложности была такой, как и у основной массы соперников. В произвольной действительно рассчитывал на технику. Поэтому избрал путь легче, но готовил сложнее. Решил исполнить синхронную комбинацию, но, видать, нервишки пошалили.

- В индивидуальном турнире и вы, и ваш партнер по синхронным прыжкам Юрий Никитин выступили неудачно. Это угнетало или, наоборот, подхлестывало перед квалификацией в синхронных прыжках?

-Мы пытались собраться и выложиться на все сто процентов. Ведь наш дуэт был последней надеждой сборной Украины на медаль. Тем более весь мир знает, что Никитин и Чернонос - одна из самых сильных синхронных пар планеты.

-Юрий Никитин уникальность вашей пары видит в том, что вы либо совершенно не попадаете в синхрон, либо попадаете настолько четко, что выигрываете. Вы того же мнения?

- Так думаем не только мы. Даже иностранцы нам говорят, что мы-- сумасшедшие. Знают это и тренеры. Мы можем разминаться на одних батутах, а выходя на соревновательную попытку, поменяться местами. Все с недоумением смотрят на нас широко открытыми глазами. Нам же просто захотелось поэкспериментировать - а вдруг получится? В прошлом году на этапе Кубка мира в Испании Никитина прихватила спина. Мы вообще на батут не залазили. В финале выступали без разминки и идеально попали в синхрон, выиграв пару десятых у японцев.

-Чем же объясняются такие из ряда вон выходящие вещи?
- Мы хорошо чувствуем друг друга. И потом это очень удачная комбинация, которая на протяжении долгих лет оставалась самой сложной в мире за всю историю - 15,800. Впервые мы ее исполнили в 2003 году во Франции. Это событие никогда не забудется, ведь тогда впервые выиграли этап Кубка мира. Произвольная программа «напрыгана» у нас годами. Мы абсолютно ничего в ней не меняем и не собираемся, ведь в этом нет смысла. Если будет много сборов, то мы сможем ее выполнять еще уверенней. Сейчас же больше тренируемся по телефону.

СИНХРОН ОСТАВЛЯЛИ НА ПОТОМ

- Насколько важно было для вас пробиться в финал командных соревнований в Петербурге?

- Попасть в пятерку сильнейших стран мира - это очень почетно. Сейчас конкуренция среди мужчин просто нереальная. Если раньше можно было без особых усилий забронировать своей команде место в финале, то сейчас очень сложно. Кроме стран западной Европы, Белоруссии, Украины, России, добавляются еще Канада, Япония, Китай. Поэтому выход в финальную часть соревнований - это уже достижение. Я думал, нам это удастся. Надо было просто каждому сделать свою программу, ничего не выдумывать. Однако мы отпрыгали хуже некуда. Хотя на сборах все были готовы по-бойцовски. На контрольных тренировках и прикидках все получалось. Максиму Волянскому и Евгению Деке не хватило опыта, ведь они дебютировали на чемпионате мира. Мы с Никитиным хоть и «старики», но что-то не сложилось. Думаю, мы реально могли побороться пусть не за победу, но за место на пьедестале.

-С другой стороны, неучастие в командном финале позволило вам сэкономить силы перед квалификацией в синхронных прыжках...
-Их уже и так не было. Четыре дня, которые у нас были в Петербурге до соревнований, мы тренировались. Поэтому на первый план выходила не сила, а мастерство. Свою комбинацию от начала до конца за это время мы с Никитиным прошли всего один раз. Отрабатывали ее по частям во время разминки, ведь перед нами стояла цель - индивидуальные прыжки и командный финал. Поэтому синхрон постоянно оставляли на потом.

-Исходя из того, что в индивидуальных прыжках все зависит от вас, а в синхроне - только половина, за какой вид обычно переживаете больше?
- За все. Может быть, за синхрон чуть больше. Появляется дополнительная ответственность перед напарником. Если в индивидуальных прыжках опозоришь сам себя, то в синхронных еще и товарища. Мысли о том, что все может случиться наоборот, меня не посещают. Я в Никитине всегда уверен. Правда, в этом году на одном из этапов Кубка мира он «пошутил». Упал на втором прыжке, где никогда в жизни не ошибался. Весь мир был удивлен. Мол, как же так - Никитин упал! Обычно я мог себе такое позволить. А Юра в этой комбинации вообще ошибок не делает.

- Перед чемпионатом мира ваш напарник целую неделю не тренировался из-за болезни. И вы все равно верили в него?
-На все сто процентов! Для спокойного выполнения этой комбинации Юрию достаточно двух-трех дней, чтобы голова пришла в себя.

-Ваша произвольная синхронная программа уступает в сложности только россиянам - Дмитрию Ушакову и Сергею Чумаку. Но обязательная - средней сложности. Усложнять ее не имеет смысла?

- В обязательной - важней всего показать технику. Чемпионат мира стал для нас в этом году первым стартом, где мы получили среднюю оценку. В этом сезоне обязательную программу в нашем исполнении судьи оценивали высоко, как никакую другую пару - 42 балла. Россияне могут прыгать по сложности и 17,000, и 18,000, но толку с этого никакого. Ведь главное в этом виде - синхронность. Японцы, когда впервые побили нашу сложность, исполнили три тройных сальто. Но получив две десятые преимущества в сложности, они потеряли в синхронности почти два балла.

КАТАСТРОФА НЕДЕЛИ


- В финал чемпионата мира вы вышли с пятым результатом. Не боялись, что не удастся улучшить эту позицию? Или опыт прошлого чемпионата мира, где вы с третьего места в квалификации опустились в итоге на седьмое, подсказывал, что свое лучшее выступление в Петербурге вы как раз покажете в финале?
-Два года назад я упал на втором прыжке. Очень часто в финал мы выходим не с лидирующих позиций. Однако это не мешает нам выигрывать. А на Всемирных играх-2009, например, квалификацию мы закончили вторыми, но в финале заняли почетное пятое место, никому не нужное. Когда узнали, что в Петербурге вышли в финал с пятой суммой баллов, то даже обрадовались. Никитин шутил, что для нас это - хорошая примета. Уж лучше с пятого подняться выше, чем наоборот.

-В борьбе за медаль вы значительно улучшили свои показатели по сравнению с квалификацией. Каких ошибок удалось избежать в финале?

-В предварительном раунде соревнований мы не совсем синхронно исполнили программу. В финале для улучшения третьей оценки приложили максимум усилий. Я старался сильно не оборвать какой-то прыжок,-ровно пройти с первого по десятый. А Никитин боялся не выскочить на метр выше, чем я. У него получилось придержать себя, а у меня - не опустить. В квалификации один из прыжков я оборвал, и Юре пришлось за мной гнаться.

-Китайцы, выиграв в квалификации произвольную, финишировали позади вас. Удивила их несинхронность?
-Я вообще удивился, что они прыгали в синхроне, поскольку раньше не видел их в этом упражнении. Юра говорил, что представители Поднебесной второй раз выступают в паре. Они были уверены, что им подарят эту медаль. Китайцы делают три с половиной сальто с винтом, а дальше - очень простые прыжки. К тому же азиаты не попали и в синхрон. Я думал, что в тройке они будут сто процентов.

-С какими ощущениями наблюдали за немцами, выступление которых решало, попадете вы на пьедестал или нет?
- Это была катастрофа недели! Лучше этого не видеть! Адреналина - немерено, глаза - навыкате. Потом бесконечная минута-полторы, пока посчитают все баллы. Ожидал, что им поставят оценки повыше. Но все равно надеялся, что какую-то десятую мы у них выиграем. В итоге наше преимущество над ними оказалось больше балла.

-Серебро вы уступили французам при равной сумме баллов лишь благодаря оценке за синхрон. Было досадно или все же больше радовались?

-Я смотрел их выступление и думал, что все-таки мы их обыграем. Хотя и они, и мы отпрыгали неплохо. Однако судьи могли дать им на одну десятую меньше. Это же элементарно. Сначала мы радовались медали. А когда с Юрой начали анализировать, пришли к общему мнению: нам по силам был и чемпионский титул. Тем более что в 2003 году мы с Никитиным уже были третьими. Для меня же - это четвертая бронза чемпионата мира в синхронных прыжках. Уже приелся этот металл. (Смеется).

-Вы рады, что прыгаете в паре вместе с олимпийским чемпионом или вам не очень комфортно находиться в его тени?
-Я не считаю, что Юра меня затмевает. До него у меня было еще два напарника. И должен признать, с Юрой мне прыгать намного легче.


Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 19 ноября 2024, 05:53 0

Михаил Цап работал на фронте боевым медиком