Запретить, нельзя разрешить
FIA попыталась четко расставить знаки препинания в Регламенте
- 03 февраля 2011, 14:45
- |
- 1264
- 0
В сезон 2011 года Формула-1 вступает с очередным объемным пакетом поправок к Регламенту. Основная часть этих изменений в технической «Библии» Ф-1 касается запрещения неоговоренных конструкторских решений, которыми были богаты Королевские гонки последних лет - воздуховоды, двойные диффузоры и т.д. При этом боссы Международной автомобильной федерации вернули на гоночные трассы системы преобразования энергии, которые использовались некоторыми командами в 2009-м, и управляемые задние антикрылья, запрещенные еще в конце 60-х годов прошлого века. Но обо всем по порядку...
Запрет на двойные диффузоры
Строгий запрет на внешнюю аэродинамику машин, введенный в 2009 году, заставил конструкторов гоночных болидов уделить свое пристальное внимание на аэродинамику днища болидов. Формально, любые намеки на граунд-эффект (или специальное профилирование днища) в Ф-1 запрещены. Но двойной диффузор не создает разряжения под машиной, а значит, полностью легален. Он просто направляет потоки воздуха и выхлопных газов таким образом, что возникает дополнительная прижимная сила, частично компенсирующая потерю эффективности уменьшенного заднего антикрыла. В 2009 году эта конструкция появилась на машинах трех команд - «Браун ГП», «Уильямс» и «Тойота». Все сливки новой системы сняла команда Роса Брауна и персонально Дженсон Баттон.
Решение о запрете двойного диффузора было воспринято в штыки. В 2010-м все команды использовали эту систему, вложив в ее разработку немалые средства. Критики говорили, что решение FIA никак не может способствовать снижению затрат Ф-1. Но, как выяснилось, федерация руководствовалась тем, что двойной диффузор делает воздух за болидом крайне турбулентным, что крайне негативно сказалось на результатах работы специальной группы FIA по увеличению числа обгонов. Двойной диффузор не позволял соперникам подобраться вплотную без потери эффективности аэродинамики.
Единственным рудиментом двойного диффузора в 2011 году будет разрешение использовать энергию выхлопных газов совместно с обыкновенным диффузором.
Запрет регулируемого элемента спойлера
В том же 2009 году в Ф-1 появились управляемые элементы переднего спойлера. Гонщики получили возможность скорректировать на круге конфигурацию переднего антикрыла для достижения оптимальных аэродинамических характеристик на разных участках трассы.
Идея была предложена рабочей группой по увеличению числа обгонов, но оказалась недостаточно эффективной. Гонщики чаще использовали эту регулировку при настройке машины, а при обгонах и атакуемый и атакующий могли менять угол атаки, так что ощутимого преимущества новинка не принесла. В грядущем сезоне управляемый элемент переднего антикрыла запрещается. На его место придет более радикальное решение - управляемый элемент заднего антикрыла.
Регулируемый элемент заднего антикрыла
В FIA сделали выводы и при разработке поправок к регламенту не только разрешили командам использовать в конструкции машин управляемый элемент заднего антикрыла, но и жестко регламентировали изменение его угла атаки.
В квалификации гонщики могут произвольно регулировать положение управляемого элемента, а в гонке это преимущество получит только атакующий гонщик, который подобрался к сопернику на дистанцию, меньшую секунды. Системой управляет электроника, отслеживающая положение гонщика, она же возвращает элемент в исходное положение при нажатии педали тормоза. Как и KERS, это решение не является обязательным.
Запрет на воздуховоды
Оригинальная разработка команды «Макларен» наделала много шума в прошлом году. Ее идея заключалась в том, чтобы подать дополнительное количество сжатого воздуха в определенную область заднего антикрыла. Такой ход резко снижал сопротивление обтекаемого воздуха и давал небольшое преимущество серебристым болидам на длинных скоростных прямых, как, например, в Малайзии, Канаде, Италии...
Начиная с сезона 2011 года любые системы, устройства или процедуры, использующие движения гонщиков для изменения аэродинамических характеристик машины, запрещены.
Сергей БЕРОВ, газета «Команда»