ЛАТЫНИНА: «Чтобы не бояться, не думайте о страхе»
Откровенное интервью со знаменитой в прошлом советской гимнасткой
- 19 мая 2010, 19:10
- |
- 25 сентября 2023, 19:54
- 6986
- 0
Солнечный человек. Иначе и не скажешь. Для этого надо просто посмотреть на ее улыбку. Да, улыбаются все, однако не у всех она излучает настоящий оптимизм. Энергия позитива веет от всего, что связано с Ларисой Семеновной - даже от фотографий, где она с сосредоточенным видом выполняет одну из своих чемпионских комбинаций. Именно глядя на таких людей, поэты и писатели придумали выражение «лицо светится улыбкой». Даже во время общения по телефону (а разделяли нас почти тысяча километров) чувствовалась добрая энергетика Латыниной. И совсем неслучайно, именно она завоевала столько медалей, став кумиром спортивной гимнастики для многих поколений.
А ведь ей приходилось преодолевать в жизни многое. Об этом написаны миллионы строк в газетах, журналах, книгах, сценариях документальных фильмов и передач. Например, как вам такой факт!? На чемпионате мира-1958 Ларисе Семеновне пришлось выступать на четвертом месяце беременности. Тогда это было тайной Латыниной и профессора Лурье, который сказал спортсменке, чтобы никому ничего не говорила, потому что начнутся комиссии и тому подобные мероприятия: мол, тренеры и чиновники сами испугаются и гимнастку напугают. Врач рассказал, как дозировать нагрузку, дал еще несколько медицинских советов. А результатом этой «секретной операции» стала целая коллекция наивысших наград мирового форума - золотые медали в абсолютном первенстве, командных соревнованиях, опорном прыжке и упражнениях на брусьях.
Потом уже легендарная спортсменка стала главным тренером сборной СССР, в которой выступали такие звезды, как Наталья Кучинская, Людмила Турищева, Ольга Корбут, Нелли Ким, Лариса Петрик. На ее глазах прошел не один этап эволюции спортивной гимнастики, которая живет в ее сердце и поныне. Именно тому, что на данный момент представляет собой вид спорта - какие у него плюсы и минусы, посвящено это интервью.
О «СНАРЯДНОЙ» СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
-В эпоху ваших выступлений превалировал универсализм, когда многоборье было превыше всего. В последнее время в современной гимнастике наблюдается крен в сторону узкой специализации, когда спортсмены делают ставку только на свой коронный снаряд - либо брусья, либо прыжок, либо вольные упражнения... Плохо это или хорошо?
-Трудно дать однозначную оценку. Единственное, что я могу сказать: в целом от этого гимнастика, конечно, выиграла. Ведь на каждом снаряде отдельные специалисты могут показать уникальные элементы и комбинации. Практически наш вид спорта постепенно приближается к тому, что, например, существует в легкой атлетике. Есть прыжок в длину, есть прыжок в высоту, есть тройной прыжок. Люди, обладающие хорошим толчком, прыгучестью и бегом, способны добиваться результатов во всех упомянутых дисциплинах. И, по идее, у этих трех видов гораздо больше общего, чем в спортивной гимнастике у брусьев, бревна и опорного прыжка.
-На ваш взгляд, помогает ли такая «односнарядная» направленность подняться на высоту так называемым негимнастическим странам, у которых нет больших традиций, как у Японии, Китая, США, Румынии, государств бывшего СССР?
-Понимаете, с одним упражнением нельзя ехать на Олимпийские игры. Это и понимает Международная федерация гимнастики. Да, ФИЖ работает на расширение географии, однако у нее есть свои требования, чтобы на высоком уровне проходили и командные соревнования, и абсолютное первенство. Хотя, может быть, в будущем в гимнастике, как и в легкой атлетике, пройдет более четкое разделение на многоборцев и индивидуалистов. Есть же десятиборье у мужчин и семиборье у женщин. Думаю, все, наверное, к этому идет.
- Не утратила ли из-за этого медаль в многоборье свою ценность? Мы же привыкли, что абсолютный чемпион - это особый статус. В таблице же наград чемпионатов Европы и мира, Олимпийских игр давно все достижения равнозначны.
-Я считаю, что победа в многоборье - всегда более значима. Однако эта медаль никогда не была большой, а на снарядах - малой. Все не так - как в тяжелой атлетике, где есть сумма, а есть толчок или рывок. В спортивной гимнастике все награды - одинаковые. Титул чемпиона и в абсолютном первенстве, и, к примеру, в вольных упражнениях - это звание сильнейшего.
-А что вы можете сказать о нынешней системе судейства? Насколько отвечает требованиям современной гимнастики формула «база + исполнение». Не лучше ли было в свое время оставить все как есть, и продолжать оценивать выступление из десяти баллов?
-Нынешний подход более справедливый, более грамотный. Потому что раньше, когда была шкала в десять баллов, судья, грубо говоря, мог свалить все в одну кучу - и трудность, и чистоту исполнения, и артистизм. Тяжело было конкретно определить: за что же представитель Фемиды снял, а за что поощрил. А сейчас четко понятно: вот - базовая сложность, а вот - десятибалльная оценка исполнения. Это - здорово.
-Раньше часть оценки в предварительном раунде потом приплюсовывалась к результату в финале. Сейчас же, пройдя квалификацию, спортсмен начинает с нуля. Это справедливо?
-Мне пришлось выступать на соревнованиях с разными требованиями. В том числе, когда была обязательная и произвольная программы, сумму которых потом делили пополам и прибавляли к оценке финального выступления. Потом это все сняли. Думаю, это правильно. Правда, у меня вызывает сомнение то обстоятельство, что уменьшили количество участников в командных соревнованиях - по три на каждом снаряде. А в заявке - шесть спортсменок.
-В чем видите недостаток?
-Из заявленных шести одна девочка может только один раз выступить. И если команда стала победительницей, она все равно будет считаться чемпионом мира и Олимпийских игр в командном первенстве. Какой же это командный статус, если сделан только один снаряд? Раньше, например, выступали все шестеро, а в зачет шли пять лучших оценок.
ЭТО ПРОСТО ФАНТАСТИКА!
-Вы всегда считались олицетворением романтической гимнастики. Потом появились бесстрашные молодые спортсменки, которые главный акцент сделали на сложность, на умопомрачительные технические элементы - Наталья Кучинская, Надя Команечи, Ольга Корбут...
-Вот тут вас поправлю. Кучинская как раз исповедовала очень романтический стиль. Она - само очарование. А вот Команечи уже предстала более техничной, более спортивной гимнасткой. Ее выступления были отточенными, отличались чистотой исполнения.
-И когда же романтика уступила место сложности?
-Когда стали прощать некоторые ошибки при исполнении трюковых элементов. То есть поощрили трудность, риск. На мой взгляд, это было временная мера, чтобы стимулировать гимнасток браться за освоение сверхсложных приемов. Это принесло результат. Сегодня я прихожу в восторг, когда вижу, как британка Элизабет Твиддл выполняет комбинацию на брусьях. Она демонстрирует потрясающую технику, удивительную сложность, буквально нанизывая один сверхсложный элемент на другой. Как говорится, это просто фантастика!
-Такому спортивному «техническому» прогрессу поспособствовал научный технический прогресс. Снаряды приспособлены для того, чтобы делать на них головокружительные трюки: ковер - пружинистый, брусья, кольца, турник - упругие...
-Конечно, все это помогает. Возьмем, как мы называем, ковер-пирог, потому что он состоит из нескольких слоев. Он позволяет включать в программу выступления вольных упражнений очень сложные, по-настоящему эффектные, акробатические элементы. Совершенствование брусьев, прыжковых стола, мостиков способствуют тому, что гимнастика постоянно развивается, и это нельзя не приветствовать.
-Вспомните, пожалуйста, на каких снарядах приходилось выступать вам, чтобы нынешнее поколение гимнасток понимало: полвека назад было не так просто прыгать и крутиться. Ведь они сейчас смотрят хронику и несколько пренебрежительно говорят: «Мы такое в детстве легко делали».
- Вольные упражнения мы исполняли просто на голом полу. Современная гимнастка вряд ли себе это может представить. Потом стали стелить коврик. Затем под него начали подкладывать сантиметровое войлочное покрытие. На такой арене я выступала почти все время. На последних моих соревнованиях (мне тогда уже было 32 года) - на чемпионате мира-1966 в Дортмунде - в виде эксперимента был положен пружинящий помост. Вы знаете, я получала такое удовольствие! Там можно было просто летать, как птица.
Возьмем прыжки через коня. Мостик, от которого приходилось отталкиваться, представлял собой деревянную скошенную раму, поперек которой были прибиты доски шириной десять сантиметров. Потом кто-то сообразил, что если доски положить продольно, то отталкивание станет более мягким. Спустя несколько лет (это произошло уже в конце моей спортивной карьеры) между верхней и нижней плоскостями располагали пружины. Все это способствовало лучшему толчку, а значит - можно было взлететь выше, при этом меньше травмируя ноги. Такая тенденция сохранялась постоянно. С одной стороны - рост эффективности упражнений и красота гимнастики, с другой стороны - уменьшение ударных нагрузок, то есть снижение риска получения травм.
-Общаясь со спортсменами вашего поколения, не только гимнастами, а и пловцами, баскетболистами, гандболистами, почти всегда отмечаешь широкий кругозор, начитанность собеседника. К сожалению, среди современных атлетов редко встретишь эрудированных личностей, их интересы намного уже. Это побочный эффект профессионализации?
- Знаете, сложно так с ходу дать объективную оценку процессу. Именно потому, что спортсмен стал четким профессионалом. Мы же считались любителями, получали образование в высших учебных заведениях различного профиля, не только спортивного. Считали, что должны быть в мире людей на равных, поэтому стремились к гармоничному развитию личности. Сейчас во главу угла поставлен заработок. Человек думает, что если он будет распыляться, то потеряет самое главное. Гимнаст, выполняя упражнение на коне, этим добывает себе хлеб насущный, поэтому все его внимание сконцентрировано именно на этом. Точно также с профессионалами, которые с утра до ночи играют на скрипке. Среди них вы тоже редко отыщете по-настоящему гармонично развитых людей. Они целиком и полностью направлены на свою профессию.
-Современный спорт - это коммерческий продукт. Насколько такое положение вещей соотносится с духом времени, сутью соревнований? Возьмем те же Олимпийские игры, которые при Хуане-Антонио Самаранче стали очень привлекательным финансовым предприятием. Надо ли на это сетовать?
-По моему мнению, настоящий спортсмен все-таки в любое время - как бы не менялись требования и условия, он все равно должен ставить выше то, что он выполняет, а не то, что он за это получит в материальном плане. Проверено на многих: если для человека главная цель - деньги, и он к ней стремится, думая, что этот элемент или комбинация принесет мне такую-то сумму, то спортсмен очень часто срывается и проходит мимо заработка. Хотя я очень довольна, что спортсмены за свой огромный труд получают хорошие деньги.
АРТИСТИЗМ ДОЛЖЕН ИДТИ ИЗНУТРИ
-В былые времена всегда были явные фавориты: например, у мужчин - СССР и Япония, у женщин - СССР и Румыния. Сейчас же гегемонии двух-трех государств не наблюдается. Возможно ли в нынешних условиях появление явного лидера?
-Хочу сказать, что сейчас гегемоном в мировой гимнастике становится Китай.
-На чем строится его успех?
-Они целиком и полностью взяли нашу советскую систему подготовки. Плюс все современные технические методы, медицинское обслуживание. В общем, весь гимнастический комплекс они вывели на высший уровень, организовав нормальную систему подготовки спортсменов высшего класса. Я смотрю и удивляюсь, даже радуюсь, как китайские гимнастки овладели хореографией - это тот конек, которым всегда славилась советская школа.
-А где они нашли кадры?
-У них наших балетных специалистов полным-полно. Кроме того, китайские примы учились в советских, теперь российских хореографических училищах. Так что найти профессионалов в этой области им было несложно. ФИЖ сейчас поощряет хореографические элементы - всевозможные повороты, прыжки с поворотами. Это все приносит значительные надбавки. Учитывая такую тенденцию, китайские специалисты поняли: за счет хореографии спортсменку можно освободить от огромной акробатической нагрузки, при этом не теряя, а даже повышая базовую стоимость комбинации.
-Получаем красивые комбинации, которые нравятся зрителям?
-Публике всегда нравится, когда на ковре девочка не только выполняет акробатические элементы, а еще и демонстрирует грациозность - танцует, улыбается, глазками играет. Понимаете, на вольных упражнениях должна быть актриса.
-Из современного поколения «вольниц» можете выделить актрис, способных и сальто крутить, и глазками играть?
-Пока такой не увидела.
-А что надо делать, чтобы перед нами на помосте выступали не просто спортсменки, а еще и актрисы?
-Во всех странах в подготовке комбинаций для вольных упражнений принимают участие акробат и хореограф. Это - две основные составляющие данного вида программы. Что же касается артистизма, выразительности, то, конечно, этому можно научить, но все равно человек должен обладать врожденными качествами. Гимнастка должна сама изнутри чувствовать удовольствие от того, что она выполняет в сочетании с музыкой. Кстати, считаю, что в вольных упражнениях мы кое-что потеряли из-за того, что комбинацию сопровождает фонограмма. Раньше же упражнение шло под живой аккомпанемент фортепьяно. В результате была композиция двух - дуэт спортсмена и пианиста. Допустим, у меня сегодня хорошее настроение, я прибавила резкости, и аккомпаниатор тоже зажегся моим состоянием и увеличил темп. В итоге получалось единое произведение. А сейчас музыка часто звучит просто фоном вольных упражнений.
-Как вы относитесь к тому, чтобы и у мужчин вольные упражнения выполнялись под музыку?
-По этому поводу спорили много. Но никак музыка у мужчин не приживалась и, думаю, не приживется. Правда, можно на соревнованиях включать фоновые мелодии, которые бы не тянули на себя громкость, но одновременно избавляли от гнетущей тишины со стуком пяток о помост.
ПОРАЖЕНИЕ - НЕ ГОРЕ, ПОБЕДА - НЕ СЧАСТЬЕ
-Недавно в нашей газете вышло интервью с чемпионом мира по шахматам Вишванатаном Анандом. Он - брахман, а философия этого народа гласит: «Если ты проиграл - это еще не горе, если выиграл - не счастье». Вы разделяете такой взгляд на жизнь?
-Согласна, что проиграть - не самое большое горе. После поражения человек получает толчок к тому, чтобы лишний раз задуматься: все ли я выполнил, все ли сделал для безукоризненного исполнения? Поэтому проигрыш является плацдармом для последующего выигрыша. А если ты победил, то не стоит взлетать в облака и сидеть там, на небе, свесив ноги и посмеиваясь над всеми. В таком случае падение неминуемо. Победа - это стимул. Если ты хочешь удержаться на высоте, просто обязан работать еще больше.
-Знаю вас как оптимистку, которая оценивает жизнь через позитив. Насколько вы верите в магию доброго слова, идеи, мысли?
-Оглядываясь назад, убеждаюсь, что очень часто поступала правильно, и тот или иной шаг мне подсказывала интуиция. Жизнь меня подвела к очень правильному выводу: мысль - все-таки материальна. И если ты о чем-то хорошем, добром все время мечтаешь и к этому стремишься, то это, как правило, сбывается. Если ты думаешь о плохом, оно, к сожалению, обязательно к тебе придет. Поэтому я всегда прошу: не думайте и не говорите о страхе, и вы не будете бояться и не упадете.
-А современное поколение тех же российских гимнасток обладает такой нацеленностью на позитив? Среди них есть оптимисты от головы до пят, которые любят спорт, окружающий мир, идут по жизни с улыбкой?
-К сожалению, нынешние руководители нашей гимнастики считают, что они довольно грамотные, знающие и весьма редко пользуются опытом ветеранов - тех, кто добивался высоких результатов в былые годы. И поэтому я наше юное поколение российской гимнастики практически не знаю. Неведомо мне: о чем они думают, как они готовятся, дай Бог, чтобы с ними правильно работали, ориентировали на позитивный настрой на соревнованиях. Я вижу их только во время выступлений, и когда они выигрывают, искренне за них радуюсь. Когда же они срываются, жутко переживаю, потому что я до сегодняшнего дня люблю гимнастику, живу ею и при любой возможности смотрю выступления, новости, тематические передачи. Даже если ночью идет трансляция, не сплю - неотрывно смотрю и анализирую: кто, что и как сделал.
-Мы тоже анализируем. Однако выводы по поводу состояния украинской женской гимнастики, к сожалению, оптимизма не внушают. Последняя звезда у нас восходила еще в середине 90-х годов XX века, то есть полтора десятка лет назад. Речь идет о Лилии Подкопаевой, чемпионке Олимпийских игр, мира и Европы. В чем, на ваш взгляд, заключается ее рецепт успеха?
-Подкопаевой я восхищалась только со стороны. Не видела, как она тренировалась. Лишь знаю, что она прекрасно выступала и достигла вершины в спортивной гимнастике, став абсолютной чемпионкой Олимпийских игр-1996.
-Чего нам не хватает, чтобы воспитать спортсменку такого уровня?
-Что сейчас в Украине происходит, как у вас готовятся, пока мне это неизвестно. Мне бы очень хотелось, чтобы российские и украинские гимнасты снова соревновались на самом высшем уровне друг с другом. Это способствовало бы росту вида спорта в наших странах.
Лариса Семеновна ЛАТЫНИНА
Родилась 27 декабря 1934 года в Херсоне.
Одна из лучших спортсменок в истории мировой гимнастики.
Ей принадлежит рекорд по количеству олимпийских медалей среди всех видов спорта - 18 (9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовых), завоеванных в Мельбурне-1956, Риме-1960 и Токио-1964.
Двукратная абсолютная чемпионка Олимпийских игр (1956 и I960), мира (1958 и 1962) и Европы (1957 и 1961).
В сборной СССР представляла Киев.
Тренировалась под руководством Александра Семеновича Мишакова, лучшего украинского тренера XX столетия по версии НОК Украины.
По окончании выступлений работала главным тренером женской сборной Советского Союза. Под ее руководством команда СССР завоевала в общей сложности на Олимпийских играх 1968, 1972 и 1976 годов 10 золотых, 8 серебряных и 9 бронзовых наград.
В 2007 году в городе Обнинске Калужской области открыта гимнастическая школа имени Ларисы Латыниной, в которой занимается более тысячи юных спортсменов.
Алексей ГОНЧАРУК, газета «СЭ в Украине»