I-я международная Конференция «Футбол как бизнес»
В Киеве состоялось долгожданное в футбольной среде событие
- 15 октября 2009, 16:05
- |
- 2457
- 2
На днях в Киеве в шикарном «Отеле Опера» состоялась Первая международная Конференция «Футбол как бизнес», которая собрала в одном месте и в одно время большое количество специалистов из разных областей Украины и стран СНГ. Организаторами мероприятия стали первая украинская компания в области футбольного менеджмента Sport Agent Ltd, Инновационно-образовательная компания RMA (Россия), Государственный университет управления (Москва) и ДП «Украинские газоны».
Спикеры Конференции дали исчерпывающую информацию по теме «Управление футбольным клубом в период кризиса. Эффективное использование спортсооружений». Суть же конференции, на простом и доступном языке, была в том, чтобы показать небольшим, но прогрессирующим клубам правильную дорогу в становлении и дороге к большим высотам. Присутствовавшие представители луцкой «Волыни», черновецкой «Буковины», столичного «Арсенала» и многих других клубов могли убедиться в том, что даже во времена финансовой нестабильности футбол может стать средством для бизнеса и вносить в копилку клуба неплохие деньги.
Об этом засвидетельствовал представитель единственного футбольного клуба в мире, в котором работает модель «Футбол как бизнес», сербского «Партизана» Марко Ветрович. Вице-президент сербского клуба, который неделей ранее встречался с донецким «Шахтером» в рамках розыгрыша Лиги Европы, рассказал о системе, по которой работает его клуб уже на протяжении 15-ти последних лет. Бюджет большинства клубов Сербии в начале сезона строится от отметки «0» и на 80% зависит от выгоды, которую получила команда от трансферов своих игроков за рубеж.
По словам господина Марко, практически на каждом матче чемпионата Сербии с участием «Партизана» на трибунах стадиона присутствует около 50 скаутов из различных стран мира. Доходит и до того, что количество скаутов на игре превышает количество болельщиков. «Такой интерес со стороны европейских клубов говорит сам за себя, - продолжает Ветрович. - Наши игроки пользуются спросом в Европе, за счет чего и живет наш клуб».
Практически все вырученные деньги от продажи игроков в «Партизане» уходят на содержание детско-юношеской школы, число воспитанников которой каждый год насчитывает около 40 футболистов. Лишь 3-5 представителей выпуска «Партизана» попадают в первую команду, остальные же остаются в дублирующем составе или переходят в менее слабые клубы. Ярким примером выгодной сделки для белградцев за последнее время является Адем Ляйич, который уже 1 января 2010 года присоединится к составу чемпиона Англии «Манчестер Юнайтед». За довольно короткий период времени 18-летний полузащитник успел сыграть на проходившем в Донецке и Мариуполе Евро-2009 в составе сборной Сербии U-19, провести 7 матчей за молодежную сборную и стать основным игроком своего клуба. Думаю, не стоит напоминать о том, что Ляйич забил единственный гол «Партизана» на «Донбасс Арене» в матче против «горняков».
Минимальная сумма, которая тратится за один сезон в белградском клубе на воспитание молодежи (а это 10 возрастов - от 8 до 17 лет), составляет в сезон 13 миллионов евро. Около 20 тысяч евро на одного воспитанника. Таким образом, на протяжении 15-ти лет «Партизан» действует по модели «воспитать и продать», которая и формирует бюджет клуба. Результаты на лицо - национальная сборная Сербии - одна из самых сильных команд Европы, участник чемпионата мира 2010 и частый участник крупных футбольных форумов. За это время «Партизан» подарил миру такие имена, как Матея Кежман, Ивица Краль, Данко Лазович, Предраг Мьятович, Саво Милошевич, Игор Дуляй и много других футболистов.
Коснулся Ветрович и темы привлечения и выстраивания взаимоотношений со спонсорами. Главной двигающей силой в этом направлении вице-президент «Партизана» считает масс-медиа. На существующих ныне Радио-Партизан и Партизан-ТВ можно круглосуточно крутить рекламу того или иного инвестора.
На эту тему участники конференции долгое время дискутировали с генеральным директором «Поверхность Спорт-ТВ» Марией Лысенко, которая посетовала на отсутствие в Украине телевизионного футбольного бизнеса, по сравнению со многими европейскими странами. По мнению эксперта в своей области, Украине потребуется немало времени и сил для того, чтобы обеспечить телезрителю качественную картинку матча, красивый футбол и работу снимающей группы на объекте события. Главными требованиями от телеканалов на сегодняшний день в Украине является: вспомогательные мероприятия при организации ТВ-съемки, минимальные требования готовности стадиона (которые отсутствуют практически на всех украинских аренах), уровень и состояние инфраструктуры, щитовая реклама и информационная открытость клубов.
В плане трансляции чемпионата Украины «Поверхность Спорт-ТВ» приводит примеры ведущих футбольных Ассоциаций Европы. В Англии абсолютно все игры Премьер-лиги транслируются по, так называемым, платным каналам. В той же России максимум два матча в туре выносится в общую сетку трансляции, остальные же вещаются также с платных каналов. В этом отношении наши клубы еще не скоро смогут зарабатывать деньги от продажи прав на трансляцию. По мнению Марии Лысенко, прибыль клубов от трансляции матчей при минимальной оплате потребителя может составить около 25 миллионов гривен в месяц, а это в нынешнее время довольно внушительная сумма, для большинства представителей УПЛ.
Кроме того, наш чемпионат на сегодняшний день не находится в кругу интересов большинства европейских стран, которые даже при содействии третьей стороны не станут транслировать чемпионат Украины, допустим, в Италии или Англии. Для решения всех этих проблем необходимо централизировать продажу прав трансляций матчей национального чемпионата на основании открытого тендера на внутреннем рынке и выставить баланс между трансляциями на платных и бесплатных телеканалах.
Естественно, что эти показатели значительно разнятся с представителями восточной Европы. На примере того же московского «Динамо», которое сейчас проходит этап становления в медиа-клуб и стремится стать индустрией развлечения, можно с уверенностью сказать, что прибыль от продажи прав на трансляции матчей еще далека от той, которую получают клубы Англии, Италии и даже Германии. Суммарная стоимость прибыли российских клубов от продажи прав на трансляции составляет 25 миллионов долларов в год. Из этих денег 30% распределяются на 16 клубов РПЛ, еще 30% распределяются по местам, занятым командами, и 40% распределяются по уровню трансляций. В Украине, суммарная цифра от прибыли трансляций для отечественных клубов выглядит просто смехотворной по сравнению с нашими соседями.
По мнению Андрея Симонова, на сегодняшний день именно болельщик - главный продукт и потребитель любого профессионального клуба. Но в нынешнем состоянии нашего футбола, болельщик еще не в состоянии «прокормить» даже средне-статистический клуб России. Составляющая бюджета российского клуба на сегодняшний день следующая: 65% - спонсорство, 10% - прибыль от арены, 10% - прибыль от аренды стадиона другими клубами, 4% - билеты, 3% торговля и лишь 8% - от трансляций матчей, которые сложно сопоставить с 30% в английской Премьер-лиге.
Лаконичен в своих убеждениях был глава австрийского консалтингового агентства Spocs Саша Эмпахер. Работая с ведущими клубами Европы, среди которых «Бавария», «Гамбург», «Штутгарт», «Хоффенхайм», «Рапид» и «Ред Булл», Эмпахер настоятельно рекомендовал присутствующим на Конференции обратить свой взор на африканский рынок футболистов, который, по его мнению, является одним из самых прогрессирующих во всем мире.
Своими впечатлениями и планами на будущее поделился один из организаторов Конференции и генеральный менеджер Sport-Agent Ltd (Украина) Михаил Федотов:
На сегодняшний день ситуация в нашем футболе такова, что лишь считанные клубы имеют свои бюджеты. Лишь 3-4 команды Первой и Второй лиги - самоокупаемы, поэтому наша Конференция стала для них кстати. Людей, которым эта Конференция была интересна, как мы увидели, было достаточно. Всем было интересно пообщаться с нашими спикерами, многие из которых, по прибытии домой, прислали на наш адрес письма с благодарностью.
Мы планируем регулярно проводить такие Конференции на абсолютно разную тематику. Сейчас у нас появляются идеи провести Конференцию по теме агентской деятельности, есть также много других задумок. Планируем также мероприятия, связанные с маркетингом клубов. К слову, совсем недавно мы провели небольшой турнир в Луганске, где объединились болельщики «Зари» и ФК «Ростов». Соревнования прошли в теплой и дружественной обстановке.
Памятные призы и сертификаты получили все участники Конференции
Памятные призы и сертификаты получили все участники Конференции
Антон СВЕТЛИЧНЫЙ