Евро-2012: праздник толстого кошелька

Английская пресса покопалась в грязном белье Украины, хозяина Евро-2012

Управляющий орган футбольной Европы, УЕФА, вновь находится под давлением. Теперь чиновников призывают начать расследование по заявлениям о массовой коррупции во время подготовки Украины к Евро-2012, якобы 4 миллиарда долларов (или же 2,5 миллиарда евро) государственных средств, которые были выделены на подготовку к чемпионату, были украдены.

Лидер фракции Зеленых в Европарламенте Ребека Хармс задается вопросом, почему в Украине были отменены конкурсные тендеры, а вместо этого контракты на строение стадионов, аэропортов, дорог были отданы теневым компаниям. Оппозиция утверждает, что эти компании прямо или косвенно принадлежат представителям власти. Те, естественно, все отрицают.

К Евро Украина построила или отреставрировала 4 стадиона, модернизировала аэропорты в четырех принимающих городах Киеве, Львове, Харькове и Донецке, отремонтировала 1600 километров дорог, а также купила несколько корейских скоростных поездов. Только вот об общей стоимости Евро в Украине спорят до сих пор. Вице-премьер министр, ответственный за Евро, Борис Колесников утверждает, что страна выделила на подготовку к чемпионату 5 миллиардов долларов, включая 800 миллионов на стадионы. Но другие источники говорят, что реальная цифра, в которую входят и госгарантии - 10 миллиардов долларов, что на 2,25 миллиарда больше суммы, которую рассчитывали потратить в 2007-м, когда Украина и Польша получили право проводить Евро.

Правительство Тимошенко в основном рассчитывало на независимых инвесторов, которые бы взяли на себя большую часть расходов. Но когда к власти пришел Виктор Янукович, его правительство отказалось от подобных инициатив. Более 80% финансирования Евро шло из госбюджета, а суммы стали просто заоблачными. Правительство утверждает, что в тот момент не могло поступать иначе. Национальному агентству Евро, которым управлял Колесников, давали практически неограниченные возможности, поскольку сама возможность проведения Евро в Украине была под вопросом.

В это время Колесников передал право вести работы на объектах Евро компаниям, которые в большинстве своем принадлежали чиновникам от Партии Регионов.

«Схема была проста, - утверждает Остап Семерак, «теневой министр спорта Украины», - Официальные лица выбирали подрядчика, с которым согласовывали, как нужно поделить бюджетные средства. Они готовили цифры для раздутого бюджета, естественно подрядчик тоже вносил часть суммы, но она с лихвой покрывалась из государственных денег. Таким образом, компании доставалось 30-40% средств, которые выделяла страна, а, в общем, это порядка 4 миллиардов долларов».

Семерак утверждает, что коррупционными были самые престижные проекты в Украине, такие как стадион «Олимпийский», «Арена Львов», аэропорты в Донецке и Львове и даже дороги!

Реконструкция и развитие «Олимпийского» стадиона стоила украинским налогоплательщикам 585 миллионов долларов. Марк Рачкевич, обозреватель «Киев Пост», утверждает, что ни один подобный европейский стадион не стоил так дорого. «Стадион в Варшаве стоит на 35 миллионов дешевле, а к нему прилагается еще и огромный бизнес-центр. «Альянц-Арена» в Мюнхене также обошлась дешевле и это несмотря на то, что рабочая сила в Германии оплачивается куда выше, чем в Украине».

«Евро-2012 был для Украины отличной возможностью привлечь в страну иностранный капитал, но правительство решило иначе, к тому же в такой непрозрачный способ», - продолжает Рачкевич. - Вопрос только в том, сколько денег на самом деле было потрачено, и сколько ушло в чьи-то карманы?»

На пошлой неделе генподрядчик НСК «Олимпийский» Владимир Артюх признался, что помогал присвоить 3 миллиона долларов государственных денег из государственных банков. Артюх уже был под следствием, когда его обвиняли в мошенничестве, в то время как в 2010-м году Борис Колесников назначил его компанию АК «Инжиниирг» ответственной за реконструкцию «Олимпийского». Эта компания также занималась реставрацией киевского Дворца спорта.

Журналисты «Украинской правды» нашли документы, которые подтверждают, что Артюх был партнером по бизнесу адвоката Колесникова Ивана Шакурова. Сам Артюх утверждает, что никак не связан с министром.

Подозрение вызывает и еще одна компания «Altkom», которой выделили 800 миллионов долларов на постройку аэропорта в Донецке (225 миллионов), стадиона во Львове (175 миллионов) и нескольких дорог.

Неясно, кто фактически владеет «Altkom». Формально она относится к группе компаний Eurobalt Limited, зарегистрированных в Бирмингеме. Eurobalt в свою очередь, принадлежит таинственной офшорной компании, базирующейся в Белизе. В прошлом году было выявлено, что номинальным директором компании была учительница йоги из Кипра Лана Замбра. Уроженка Украины тот час была «снята» с высокого поста, как только ее имя было обнародовано.

Официальных подтверждений того, кому все же принадлежит компания «Altkom» - нет, но в СМИ она чаще всего упоминается вместе с именем Бориса Колесникова. «Altkom» отрицает любую связь с правительственными чиновниками.

Впрочем, некоторые правительственные инсайдеры утверждали, что деньги, выделенные на Евро, действительно «исчезали». Но тут же следовал другой аргумент: «Подготовка к Евро, которую мы проделали в такие графики - это эпический подвиг!» К тому же многие кивают на Россию, мол, у нас коррупции намного меньше. В соседней стране могут своровать и до 100% бюджета, особенно, когда речь идет о военных заказах.

Словом, Евро - праздник для всех. В Украине есть стадионы, аэропорты, построены дороги. Это факт. Но остается вопрос: как и за чей счет, все это было построено?

Sport.ua, по материалам британской прессы

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 03 мая 2024, 07:35 0

Олисе вряд ли остается в Кристал Пэлас

Комментарии