Андрей ДИКАНЬ: «Отец очень не любил Спартак»
Украинский голкипер «Краснодара» рассказал о своей карьере и мечте выиграть серьезный трофей
- 15 августа 2014, 17:30
- |
- 15 августа 2014, 17:32
- 2106
- 2
Его карьера настолько интересна, что по ней можно было бы написать целую книгу. Книгу о человеке, который так хотел играть, что из вратаря на время переквалифицировался в полевого игрока и даже принес команде 3 очка, забив победный гол. Человеке, настоящая футбольная карьера которого по его собственным словам началась в 32 года и, судя по всему, еще очень далека до завершения.
«БАТЯ, ТЕПЕРЬ ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ БОЛЕТЬ ЗА «СПАРТАК»
- Андрей, расскажи о своем детстве, где родился, вырос. Когда и где начал заниматься футболом?
- Я родился в Харькове и как все мальчишки, которые хотели быть похожими на своих кумиров, пошел в футбольную школу в 6 лет. Это не была школа «Металлиста», это была обычная ДЮСШ. К 14 годам попал в школу-интернат, а уже оттуда, можно сказать, по распределению, попал в команду мастеров.
- В твоей семье увлекались футболом?
- Отец хотя и занимался легкой атлетикой на любительском уровне, является очень большим поклонником футбола и по сей день. Болел очень сильно за «Динамо» Киев, сейчас, конечно же, переживает за «Краснодар». Он за все команды, где я играю, переживает. Знаю, что, как болельщик киевлян, отец очень не любил «Спартак», поэтому когда я подписывал контракт с красно-белыми, сказал ему: «Ну извини, батя, тебе теперь придется болеть за «Спартак»«. И он болел, естественно (улыбается).
- Некоторые моменты твоей биографии подсказывают, что вратарем ты стал не сразу…
- Да. Всегда приятнее забивать, чем пропускать. Это естественный процесс, поэтому и хотелось больше играть впереди. На самом деле, даже не могу точно вспомнить, когда решил стать вратарем окончательно, даже в еще ДЮСШ пытался в поле играть. Были матчи, когда один тайм играл в воротах, а второй полузащитником. Конкретно вратарем уже стал ближе к юношескому возрасту. Долго этому сопротивлялся! (смеется)
ЗАПАСНОЙ НА ВСЕ ПОЗИЦИИ
- В 18 лет ты подписал первый профессиональный контракт. Как это произошло?
- В Луганской области есть город Ровеньки, а там - футбольный клуб «Авангард». Нас туда человек 9 или 10 поехало по распределению после интерната. Тренер предложил остаться, но многие ребята уехали, посчитав, что условия не совсем комфортные. Наверное, мечтали о лучшем. Но для меня на тот момент было достаточно. Мне сказали, что я смогу играть, и для меня это было важнее всего. Остался и подписал контракт.
- Много говорилось про твои бомбардирские подвиги в Хабаровске, а вот о голах, забитых в Ровеньках, болельщики знают мало.
- Было два гола. Оба забил, выйдя на замену. Мы проигрывали со счетом 0:4, я вышел и один мяч отыграл, так в итоге и закончили - 1:4. Знаю, что потом тренер соперникам разнос устроил, мол, как вы могли допустить, что вам вратарь гол забил! Вообще ситуация тогда сложная была: денег не было, клуб разваливался, людей элементарно не хватало. У меня даже 2 футболки было: одна вратарская, другая с номером полевого игрока.
А второй гол случился в Керчи, забил победный мяч, выйдя во втором тайме. Мы выиграли 2:1. Я вообще один тогда был на замене. Нас приехало всего 12 человек, то есть я был запасным на любую позицию, и это при том, что тренер Смолянинов сам играл центрального защитника.
- В одном из своих интервью твой нынешний партнер по «Краснодару» Виталий Калешин вспомнил, что познакомился с тобой в Молдавии, где вы вместе играли и жили в помещении, очень напоминающем казарму.
- По размеру это помещение было ближе даже к спортзалу. Огромное, пустое, и там стояли кровати в ряд - действительно, как в казарме. Когда команда в Ровеньках развалилась, я пытался в Молдавии трудоустроиться. Пробыл там 3 месяца, но даже в играх не участвовал, просто тренировался. Как я понимаю, не срослось что-то по трансферу. Вот с тех пор с Виталием и дружим…
К ПРОБИТИЮ ПЕНАЛЬТИ ПОДТОЛКНУЛ ТРЕНЕР
- Украина и Молдавия - две соседние страны, это понятно. Но как тебя занесло в Хабаровск?
- Туда пригласили тренера Смолянинова, и он повез с собой украинский десант.
- 5 лет на Дальнем Востоке. Это же сколько сотен часов ты налетал?
- На самом деле очень много. В первый год мы даже в тетрадь записывали, сколько по времени летали, уж не знаю, сохранилась ли она сейчас. Перелеты, конечно же, давались очень тяжело. Особенно в первый год, потому что нужно было перестраиваться. Реально, я приезжал с выезда и ночами гулял, потому что не мог заснуть, а ложился спать только в 7 утра. Потом уже опытные люди подсказали, что нужно делать, что бы организму было проще с этим справиться. Но самое интересное, что я мог выйти в 3 часа ночи в город, а на улице людей было почти как в 9 вечера. Видимо, в городе очень много приезжих, которые, как и я, не могли адаптироваться к перемене часовых поясов.
- Не могу не затронуть тему хабаровских пенальти. Всегда интересовал мотив, который подтолкнул тебя к 11-метровой отметке?
- На самом деле, подтолкнул тренер. У нас в тот момент 2 человека подряд не забили пенальти. Все же балуются на тренировках пробитием 11-метровых, вот тренер и спросил, смогу ли пробить. Я ответил: а почему нет? Попробовал, забил один, мне понравилось.
- А что подтолкнуло тренера назначить тебя пенальтистом на постоянной основе?
- Пошла молва, люди начали ходить на стадион, им нравилось смотреть на вратаря, который бьет пенальти (улыбается).
- Опыт реализации пенальти положительный?
- Я всего один не реализовал. Когда мы только вышли с Хабаровском в Первую лигу и на первой же игре в Химках не забил пенальти Рожкову. Возможно, волнение сказалось, возможно, плохая погода. Вот так из десяти девять забил. Ну а потом у меня была травма, и штатным пенальтистом стал другой. Но вообще я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. А дело вратаря - защищать ворота.
- В других клубах не было повода подойти к точке?
- Честно говоря, уже и не очень хочется. Достаточно своей работы.
ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО С УХОДОМ ИЗ «КУБАНИ» ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЛОСЬ
- Впервые в городе Краснодаре ты оказался в 2004 году. Как вообще состоялся этот переход?
- Я ехал с женой в машине, как вдруг поступил звонок от Смолянинова, и он предложил поехать в Краснодар. Я, конечно же, согласился. «Кубань» как раз вышла в Премьер-лигу. Но у нас с Олегом Алексеевичем и до этого были беседы по поводу «Локомотива», ЦСКА. Еще раньше можно было перейти в клуб Премьер-Лиги, но он говорил мне: «Пока рано, не спеши». А в начале 2003 года мы с ним договорились, что это будет мой последний сезон в Хабаровске. И если поступит интересное предложение, я уеду. Вот он сам мне это интересное предложение и подбросил…
- За 4 проведенных в «Кубани» года ты успел поработать с несколькими главными тренерами: Южанин, Ешугов, Назаренко, Хованец, Яковенко. Кто из этих специалистов произвел на тебя наибольшее впечатление?
- В принципе, любой тренер, приходящий в новый клуб, относится к этому со всей ответственностью. Мне же понравились Хованец и тренер вратарей Стромшик. Мы привыкли к одному футболу, а Йозеф прививал нам европейский подход. Все позволялось, никаких запретов не было, и результат при этом давали хороший.
- Кроме Виталия Калешина в «Кубани» твой путь пересекся с еще одним представителем нынешнего «Краснодара» - Юрисом Лайзансом, который сейчас работает в селекционном отделе. На тренировках его хорошо поставленные удары, наверное, немало хлопот доставляли?
- Естественно, удар у него будь здоров! Недавно вспоминали с ним былые времена. Так получилось, что мы с Юрисом жили в одном подъезде.
- А с бразильцем Рикардо и камерунцем Биангом, которые сейчас работают с детьми в Академии «Краснодара», уже успел пообщаться?
- Когда мы еще со «Спартаком» в марте этого года проводили в Краснодаре сбор, то тренировались в Академии, и я встречался с ними. А сейчас пока даже времени заехать в Академию не было - график тренировок и игр не позволяет…
- За долгое время, проведенное в «Кубани», ты стал практически местным жителем. Болельщики в тебе души не чаяли. Тяжелым было решение покинуть клуб и город Краснодар?
- Конечно, было тяжело, и уезжая из Краснодара, я даже мысленно был готов к тому, что мне придется закончить карьеру. Уходил я в 30 лет, поэтому рассчитывал, что получится протянуть на Украине год, может два. Не знал, что с уходом из «Кубани», все только начинается…
- На Украине ты, действительно, протянул всего год, а потом вернулся в Россию и подписал контракт с «Тереком». Что побудило предпочесть благополучному Крыму неспокойный Грозный?
- Уровень Чемпионата. Да, на тот момент на Украине были хорошие команды: «Шахтер», «Динамо», «Металлист», «Днепр», да и с «Таврией» я успел играть в последнем Кубке Интертото. Но в России Чемпионат был посильнее. (после небольшой паузы) О, точно! «Таврия», Интертото! Вспомнил! Я же там свой последний пенальти пробил! Мы били послематчевую серию, и дошло до вратарей. Я забил, их голкипер - тоже. А следующим ударом наш игрок промахнулся, и мы проиграли. 9:10 или 10:11, сейчас точно не вспомню.
- Насколько неожиданным стало для тебя приглашение в «Спартак»?
- Очень неожиданным! Мне позвонили, и я сразу согласился, потому что в «Спартак» два раза не приглашают.
- Можешь назвать годы, проведенные в «Спартаке», пиком своей вратарской карьеры?
- На данный момент, да. Но пока карьера еще не закончилась. Может быть, у меня еще все впереди (улыбается).
- В спартаковские годы ты провел несколько матчей в составе национальной сборной Украины, в том числе и против Бразилии. Какого это - противостоять пентакампеонам?
- Это всегда интересно. Самое главное не думать, что это Бразилия, когда ты уже играешь против них. Потому что это только мешает работе. Играли мы, например, с «Барселоной». Можно перед игрой повосторгаться ее футболистами, но когда выходишь на поле, про все восторги необходимо забыть. Меня часто спрашивают: «Какой Месси?». Я отвечаю: «Такой же, как и все. Ничего необычного нет. Столько же рук, столько же ног, одна голова». Просто не нужно думать о том, насколько велик и силен соперник. Это мешает. Возможно поэтому мы со «Спартаком» и не смогли удержать результат в Барселоне. Когда повели в счете, то сами не поверили, что можем обыграть такую команду.
«РЕАЛ СОСЬЕДАД» - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ВАРИАНТ, ЧТО БЫ ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ
- За кого ты болел на прошедшем Чемпионате Мира?
- Я сразу сказал, что немцы будут чемпионами, но болел все же за голландцев. Не знаю почему. Мне всегда эта сборная нравилась.
- Кто на твой взгляд лучший вратарь Чемпионата Мира?
- Лучший? Я думаю, мексиканец Очоа. Если бы его команда прошла дальше, он бы показал все, на что способен.
- Как вообще состоялся твой переход в «Краснодар». От кого узнал, что тобой интересуется клуб?
- Узнал от своего агента. К тому времени моя судьба в «Спартаке» уже примерно была ясна. Поэтому ждали возможных вариантов. Когда поступило предложение из «Краснодара», мы, не раздумывая, дали согласие.
- Семья была рада вернуться в Краснодар?
- Очень сильно! Все наши друзья и знакомые остались здесь, и мы до сих пор общаемся. Наверное, просто дело в том, что провинциальные города - они не такие, как Москва. В них все теснее, отношения крепче. В столице все по-другому. Вроде мы сегодня все дружим, общаемся, а завтра - раз, и разошлись.
- Сейчас Вы с Андреем Синициным играете по очереди. С таким положением вещей когда-нибудь сталкивался?
- Честно говоря, не помню, по-моему, такого не было в моей карьере. Но на данный момент считаю это правильным, потому что игр сейчас очень много, буквально через каждые два-три дня очередной матч. Мы оба должны быть в постоянном тонусе, ведь это жизнь, и любой может приболеть, травмироваться. Но на самом деле, все решает тренер, а мы - профессионалы, и должны выполнять свою работу.
- Как оцениваешь жребий, который определил в соперники «Краснодару» по плей-офф раунду Лиги Европы испанский «Реал Сосьедад»?
- Я считаю, что это очень интересный вариант для того, что бы проверить себя, свои силы. Почему бы и нет? Недавно был на передаче краснодарского «9-го канала» «Трое в гетрах». Мне там показали большой список команд и предложили выбрать из этого списка нашего следующего соперника по Лиге Европы. Я выбрал две - «Лион» и «Реал Сосьедад». В принципе, можно сказать, угадал (улыбается).
- Как расцениваешь примерные шансы?
- На данный момент 50:50.
- В твоей долгой карьере пока не было по-настоящему больших трофеев и титулов. Рассчитываешь в будущем выиграть что-то серьезное?
- Естественно. Детям же нужно хоть что-то показать! Очень хочу что-то выиграть. Поэтому и заканчивать пока не думаю. Силы есть, и играть пока не надоело. Буду стремиться завоевать какой-нибудь трофей с «Краснодаром»!
ФК Краснодар