А. ЯРОСЛАВСКИЙ: «Единственный король Харькова - Металлист»
Владелец «Металлиста» - о подготовке Харькова к Евро-2012
- 23 февраля 2012, 14:53
- |
- 23 февраля 2012, 15:54
- 12581
- 51
Президент харьковского футбольного клуба «Металлист» Александр Ярославский рассказал о подготовке инфраструктурных объектов Евро-2012 в Харькове, сотрудничестве с УЕФА и о своих взаимоотношениях с властями и приоритетах в развитии бизнеса в контексте последних событий в еврозоне.
- Александр Владиленович, конечно, хотелось первоначально начать разговор с цифр. Но нельзя обойти вниманием вышедший в Польше документальный фильм о Вас с весьма комплиментарным названием «Король Харькова». Как эта идея вообще возникла, и насколько она эффективно реализовалась по Вашему мнению?
- Идея это не моя, а польского телевидения. Для меня это было, с одной стороны, новым опытом, а, с другой стороны, я подумал, а почему бы нет? Люди приезжают и говорят: мы не знаем, что такое Харьков! Ведь не все знают, что есть Украина, и почти никто не знал до последнего времени, что есть Харьков. Промоушен объектов Евро-2012 и города необходимо было делать с первого дня, как только Харьков стал принимающим городом. А сейчас ситуацию приходится как-то выравнивать. Так что, думаю, фильм, о котором Вы говорите, отчасти, является спасительной соломинкой. Хоть сейчас в Европе смогут увидеть, что же представляет из себя Харьков. В фильме показываются все основные объекты, которые задействованы в Евро-2012, и в Польше его посмотрело более двух миллионов человек.
- А как Вам само название «Король Харькова». Ощущаете себя некоронованным королем?
- Единственный король Харькова у нас - «Металлист», а мы все его придворные.
- Как Вы сами говорили во время нашего последнего общения, Ваши объекты составляют 80% от всех инфраструктурных объектов, которые готовятся к Евро-2012 в Харькове. За 100 дней до Евро-2012 Вы уже можете сказать, насколько они будут эффективно использованы, с точки зрения возврата финансов?
- Окупаемость гостиницы (Ред. - пятизвездочный отель Kharkiv Palace на пл. Свободы) составит только по самым приблизительным подсчетам 12 лет. Аэропорта (Ред. - три терминала Международного аэропорта «Харьков» и прилегающая территория) -17-20 лет. Никогда не окупятся: стадион (реконструкция стадиона «Металлист» - частно-государственное партнерство 30 % на 70 %); база (реконструкция учебно-тренировочной базы ФК «Металлист»); академия (Ред. - Детская футбольная академия - она же волонтерский центр УЕФА в Харькове). Но это если говорить о деньгах. Если говорить об удовольствии и радости харьковчан - это бесценно. И я даже примерно еще не думал над тем, как возвращать деньги. Пять лет я буквально 24 часа в сутки жил на своих объектах.
Мы общались с вами осенью прошлого года, когда приезжал операционный директор УЕФА Мартин Каллен. Тогда фактически были только фундамент и 2-3 этажа Kharkiv Palace и мы подписывали договор, что штаб-квартира УЕФА в Харькове будет на время размещаться именно в этой гостинице. В УЕФА мне поверили и не ошиблись - отель получился лучший из новых в Европе. Я был три дня назад в Париже и зашел в новый отель системы Mandarine - Santa Marina. Так Kharkiv Palace вполне может поспорить с ним - и по роскоши, и по комфорту. Я не говорю о таких отелях, как Ritz, но среди именно современных, убежден, Kharkiv Palace - лучший.
- Вы разделяете пессимистические прогнозы, что многие болельщики предпочтут посещать украинские матчи в основном по схеме аэропорт-стадион-аэропорт? Сколько может приехать болельщиков в Харьков, если учесть, что вице-премьер Борис Колесников говорил в РБК-Украина о цифре в 950 тыс. - 1,1 млн болельщиков?
- Чем больше приедет - тем лучше. Как сказал мне на жеребьевке Президент УЕФА Мишель Платини,такие матчи, как будут проходить в Харькове (у нас играют Германия, Нидерланды, Дания, Португалия), - это реальный чемпионат Европы. О таком можно было только мечтать.
- Получается странная ситуация, что вся информация о строящихся объектах идет в основном от Вас. О делах городских властей мы узнаем опосредовано, когда замглавы ХОГА Юрий Сапронов сообщает, что Харьков потратил на подготовку к Евро-2012 10,397 млрд грн, из которых 10% - из городского бюджета. При этом УЕФА называет общую сумму подготовки Харькова на уровне 8 млрд грн.
- Я не могу комментировать заявления областной власти, могу говорить только о своих вложениях. На сегодняшний день лично мной потрачено 300 млн долл., плюс-минус 10 млн.
- Готов ли стадион к приему матчей Евро-2012?
- Стадион полноценно работает - тут играет «Металлист», играет национальная сборная, проводятся матчи Лиги Европы. Но! Как объект Евро-2012 он не будет принят УЕФА, пока не будут дофинансированы 9 млн грн из городского бюджета, 16 млн грн из областного и 21 млн грн из государственного.
- А аэропорт полностью сдан?
- Не совсем. По аэродромному комплексу осталось работ на 394 млн грн. По срокам они должны быть закончены, как обещало правительство, в марте-апреле этого года.
- Уже почти март. Кроме того, чтобы окупить аэропорт, нужен соответствующий пассажиропоток и количество рейсов. Каким Вы видите механизм реализации данной задачи?
- Механизм простой - утречком рано встал, сел на машину, поехал на работу и занимаешься созданием механизма. Отправил Владимира Васильченко (Ред. - гендиректор компании «Нью Системс АМ», оператора Международного аэропорта «Харьков») в Польшу, договариваться с польской авиакомпанией LOT, в Германию - к представителям Lufthanza.
Нужны контакты с авиакомпаниями, чтобы представить свой продукт и помочь обеспечить им пассажиропоток. Этим мы в данный момент и занимаемся. Например, кроме авиакомпаний, мы еще работаем с посольствами и их отделами, которые занимаются визовым режимом, чтобы видеть сколько пассажиров летает через Харьков.
- Какой до конца года план по пассажироперевозкам?
- Сегодня поток - 400 тыс. До конца года планируем выйти на 600 тыс., а к концу 2016 г. - на 1,5 млн пассажиров.
- Насколько сложно договариваться с зарубежными авиакомпаниями, учитывая, что внутренний рынок фактически поделен между двумя участниками?
- Иностранные авиаперевозчики - прежде всего, люди бизнеса и прекрасно видят перспективу. Бизнес-план нам делала известная австрийская Airport Consulting Vienna. Она очертила объем потенциальных пассажиров в размере 4,5 млн. Если мы выберем 1,5 млн, то есть 30% от этого количества - это будет бешеный успех.
- Какой будет ценовая политика в Харьковском аэропорту?
- Среднерыночные цены.
- Ключевую роль в авиаперевозках играет вопрос наличия топлива. Как вы будете решать этот вопрос, это будут прямые поставки из России?
- Неважно, главное, чтобы топливо в аэропорту было. А оно будет, гарантирую, что проблем с топливом не возникнет. Вас же интересует результат в конечном счете, а не тот как я это топливо довезу?
- Всегда интересен механизм решения данной конкретной задачи...
- Я же не могу вам рассказать все рабочие моменты. Главное, чтобы аэропорт обеспечивал необходимый уровень сервиса за соответствующую цену. Один товарищ мне недавно рассказал, что пришел в VIP-терминал нашего аэропорта и далее совершенно ни о чем не беспокоился, даже к багажу не прикоснулся. А в Москве, в VIP-терминале за 300 долл. ему пришлось самому тащить свой чемодан. Значит, он расскажет о нас - и будут летать через Харьков.
- Вопросы по строительству объектов к Евро-2012 практически закрыты. Настала очередь выстраивания эффективного операционного механизма.
- Мы сейчас этим очень плотно занимаемся. УЕФА нам выделил специалиста, с которым мы состыковываем технологические моменты по аэропорту. Ждем аналогичного специалиста от УЕФА по стадиону. По базе все понятно, по гостинице - тоже.
- Кроме Евро-2012, какие у Вас еще конкретные планы на ближайшее время?
- Заниматься бизнесом.
- В контексте последних событий в еврозоне, какие направления в бизнесе для Вас сейчас будут в приоритете?
- Я раньше говорил, что мне интересны любые приоритеты, где я заработаю. Сейчас скажу так: интересны те, где не потеряю. Честно, к приоритетам нужно относиться осторожно, да и становится их все меньше и меньше. И, если вчера я был очень осторожен, то сегодня я свою осторожность утроил.
После «фуршета» 2000-2007 годов пришла расплата - «чек» еще лезет из кассового аппарата и и никто не знает, когда это закончится. При этом продолжают совершать покупки в надежде, что когда-нибудь это как-то оправдается. Но не оправдывается - побеждает кассовый аппарат.
- Возвращаясь к теме Евро-2012. У многих складывается устойчивое впечатление о конфликте между Вами и властями Харькова. В чем его суть?
- Нет никакого конфликта. Помните, в «12 стульях» Ильфа и Петрова - заметка в газете, где сказано, что Бендер, попав под лошадь, отделался легким испугом, а Бендер гневно говорит, что это лошадь отделалась легким испугом? Вот так и у меня (смеется).
- Этот год - год выборов в Верховную Раду. Каким образом Вы намерены принять участие в этом процессе - будете избираться сами или кого-то поддержите? И устраивает ли Вас, то, что происходит сейчас в стране?
- Сам я избираться не буду. У нас есть Президент, избранный народом. Я тоже за него голосовал. И, поскольку я живу и работаю здесь, поддерживаю курс Президента. Если бы не нравилось - всегда можно уехать. Меня все устраивает. В мелкие детали не вдаюсь, поскольку нигде не бывает идеально и совершенно правильно. Масса минусов есть и в Швейцарии, и в Штатах, и в Англии. Главное - собрать все плюсы и минусы, посмотреть - чего больше. Для меня здесь плюсов больше.
- А нынешний мэр Харькова, все же, для Вас плюс или минус?
- Не минус, не плюс, а что-то ближе к нулю...
- И Вы намерены просто наблюдать за тем, как этот нуль влияет на жизнь вашего города или все же намерены как-то влиять, в том числе - через политические процессы?
- Политикой заниматься я не буду. Я просто считаю: человек, который на выборах набрал 0% голосов, не может быть мэром. Результаты моей работы вы видите. Пусть мэр покажет, что он сделал. Я вижу: у него есть отель «Националь», который напоминает «Трактиръ на проспекте Ленина». Он занимается Сумским рынком - а там уже деревья небо подпирают. То есть, я не вижу не одного обьекта, который бы сделал этот человек своими руками и за свои личные деньги. Дороги в городе построены за бюджетные средства - то есть за наши с вами деньги.
Пусть люди посмотрят на все это и определят меру компетентности мэра. Человек не может присвоить себе ни пост мэра, ни титул «отца города». Это решают горожане, которым не так уже важно, кто там в Баден-Бадене отдыхает, а кто - в Ницце. Людям важнее прийти в хорошую гостиницу попить чаю, сходить на стадион, с комфортом вылететь из нового аэропорта. Жизнь же в этом.
www.rbc.ua