ШЕМЧУК: «В нас никто не верил»
Президент Федерации водно-моторного спорта Украины рассказал о команде «Украинский дух»
- 19 апреля 2010, 15:18
- |
- 2014
- 0
О своем виде спорта, как и подобает по-настоящему увлеченному человеку, он может говорить бесконечно, не подавляя недостаточно погруженного в водно-моторную тему собеседника ни лишней терминологией, ни весомостью собственных спортивных заслуг. И хотя в его кабинете председателя подкомитета Верховной Рады постоянно раздавались звонки, а наутро предстоял вылет на Мальту, где в минувшую пятницу состоялся спуск на воду суперсовременного болида класса Evolution, короткой беседой под диктофон дело не ограничилось. За дверью Виктора Шемчука уже ожидали следующие посетители, а он все перелистывал с корреспондентом «СЭ» обширный фотоархив на ноутбуке и рассказывал, рассказывал, рассказывал...
ДЕТСКАЯ МЕЧТА
- Известны ли вам, Виктор Викторович, другие примеры, когда президент национальной федерации был бы еще и чемпионом мира в своем виде спорта?
- Думаю, это не правило, но, вместе с тем, и не исключение. Никогда не задавался этим вопросом, но, полагаю, нет ничего удивительного в том, что ответственность за работу федерации принимает на себя действующий спортсмен, опытный менеджер, бизнесмен или политик, имеющий четкое представление о перспективах вида спорта и знающий, как стимулировать его развитие. Стать во главе общественной организации несложно - труднее обеспечить поддержку детского спорта, прогресс профессионального и в то же время самому находить удовольствие соревноваться на довольно высоком уровне.
- Вы как-то назвали участие в соревнованиях по водно-моторному спорту своей детской мечтой...
- Это действительно так. Одним из самых ярких воспоминаний моего тернопольского детства был проходивший у нас в 1986 году чемпионат мира - первый и последний на территории СССР. Судя по всему, горячее желание когда-нибудь самому поучаствовать в таком ярком шоу возникло не только у меня, но и у многих ровесников, которые стояли у озера с утра до вечера; не пропуская ни одного заезда. Потом мы шли с водно-моторным спортом параллельными дорогами, и только в достаточно зрелом возрасте, приостановив работу в правоохранительных органах и став политиком, я наконец сумел реализовать свою детскую мечту, создав способную побороться за высшие мировые титулы команду «Украинский дух». В ее составе в 2009 году стал чемпионом мира в классе SuperSport.
- Но прежде вы успешно решили другую задачу, восстановив членство национальной федерации в UIM - Международном водно-моторном союзе. Было это, как я понимаю, coвсем непросто.
- Согласен. В 2007 году мы впервые столкнулись с неоднозначным, чтобы не сказать пренебрежительным отношением к Украине в мире водно-моторного спорта. К тому моменту мы не входили в состав UIM сразу по двум причинам: наши спортсмены на протяжении долгого времени не участвовали в международных стартах, а федерация, которой я тогда еще не руководил, не платила членских взносов. Мало кто верил, что Украина способна создавать большие инфраструктурные проекты и претендующие на серьезные достижения команды. И уж тем более - что готова с успехом принимать на своей территории чемпионаты мира и Европы.
Мириться с таким положением дел мы не могли. Стали наводить справки - и оказалось, что в нашей стране федерация существует и даже имеет 17 региональных подразделений. Разыгрывается чемпионат и Кубок Украины, но вопросами популяризации нашего вида спорта никто не занимается, а сама национальная ассоциация с распадом Союза влачит жалкое существование. Со своими единомышленниками направил в эту организацию запрос: что необходимо для скорейшего возвращения в единую водно-моторную семью? Представил президиуму и областным федерациям свою концепцию развития - и в апреле 2008-го в Ильичевске был избран президентом. В том же году Украина на конгрессе UIM в Австралии вновь была включена в Международный водно-моторный союз.
За два года постарались сделать максимум возможного. В первую очередь это касалось проведения внутренних соревнований на более высоком уровне. Во вторую - создания мощной команды в рамках проекта «Украинский дух», которая представляла бы страну в Королевских гонках - чемпионате мира в классах SuperSport и Evolution. Но главное - мы задумались о развитии детско-юношеского спорта, еще не зная, кстати, что в перспективе Международный олимпийский комитет рассматривает возможность включения водно-моторного спорта в программу Игр-2020. В поддержке нуждались специализированные ДЮСШ, которых практически не осталось в Украине. Да и соответствующие технические базы сохранились только в Черкассах, Киеве и Керчи. Еще один немаловажный момент - обеспечение безопасности соревнований, ведь наш вид, как известно, относится к разряду экстремальных. Для всех участников чемпионата и Кубка страны закупили современное спасательное снаряжение, а для всех детей и юношей, участвующих в чемпионате мира, - форменную защитную одежду.
ЦЕНА ВОПРОСА
- На серьезном профессиональном уровне водно-моторный спорт - невероятно затратное занятие. Вот и строительство лодки «Чайка», в составе экипажа которой в прошлом году вы стали чемпионом мира, говорят, обошлось в полтора миллиона евро.
- Такие оценки стоимости болида нам, разумеется, льстят, хотя, на самом деле, речь идет о значительно меньших суммах. При этом затраты профессиональных команд, как правило, окупаются за счет рекламы и поддержки заинтересованных в развитии вида спорта спонсоров, и наша команда - не исключение. Стоимость строительства лодки класса SuperSport секретом не является, и в интернете на сайтах соответствующих компаний можно найти примерные цифры. Цена вопроса колеблется от 300 до 400 тысяч евро в зависимости от технического оснащения, а вот лодка более высокого класса Evolution обойдется примерно на сто тысяч больше.
- Однако бюджет «Украинского духа» этими затратами наверняка не ограничивается.
- Лодка - это, можно сказать, лишь видимая часть айсберга. У профессиональной команды годовой бюджет составляет порядка миллиона, включая в себя логистику, запасные части, горюче-смазочные материалы - техника требует постоянного ухода. Удешевить же проект можно лишь одновременным выступлением в классах SuperSport и Evolution. Поскольку двигатели и приводы обоих болидов изготовлены одним производителем, мы получаем возможность использовать для них общий комплект инструментов и запчастей.
- Государство участвует в финансировании «Украинского духа»?
- Мы поддерживаем хорошие отношения со спортивным министерством, но не получаем из бюджета ни копейки. С одной стороны, никогда не просили, с другой - нам никогда и не предлагали. Возможно, по этой причине мы и чувствуем себя настолько независимо. А как президент федерации я обращаюсь к министерству лишь в связи с организацией у нас детских соревнований, причем речь идет о выделение трёх-пяти тысяч гривен. Это тоже неплохо, поскольку позволяет поселить судей и накормить детей.
- Решив строить «Чайку» на верфи Chaudron, вы руководствовались способностью мальтийцев осуществить проект с учетом инновационных технологий, готовностью соблюсти оптимальное сочетание цены и качества или изначально планировали, что владелец компании Чарли Кьянтар станет менеджером команды, а его сын Аарон - пилотом?
- Прежде чем принять окончательное решение, мы провели консультации со всеми ведущими компаниями, которые строят суда класса SuperSport. Кто-то называл нам меньшую цену, кто-то большую, но при этом все выражали единство в нежелании даже по мелочам отступать от принятых стандартов. У нас же были свои пожелания, которые проще всего оказалось реализовать на небольшой верфи Chaudron, принадлежащей семье Кьянтар. Последние 8 лет она строила суда для pleasure navigation, то есть для отдыха, однако при этом имела и опыт подготовки болидов к чемпионату мира. На Мальте с вниманием отнеслись к нашим идеям, да и мнение Кьянтара-младшего как опытного участника Королевских гонок вполне совпадало с нашим. Тогда мы решили заключить контракт, согласно которому Аарон становится пилотом будущего болида и играющим тренером украинского экипажа, который будет уже самостоятельно принимать участие в чемпионате мира. Чарли, в свою очередь, совершенно бесплатно предложил свои услуги в роли менеджера «Украинского духа».
- В чем его интерес?
- Хотя бы в том, что если лодки, сделанные Chaudron, не только выступают на мировом первенстве, но и побеждают, у его компании даже в кризис не будет отбоя от заказчиков.
УКРАИНСКИЙ ДУХ
- Лодку Evolution, как и предыдущую, для стартов в классе SuperSport, вы решили строить на Мальте, хотя для семейного бизнеса Кьянтар это был первый подобный опыт. Не очень рисковали?
- Разве что самую малость. Но выиграв в прошлом году чемпионат мира в SuperSport на болиде мальтийского производства, мы пришли к выводу, что наши партнеры способны строить надежные, скоростные и, самое главное, конкурентоспособные на фоне ведущих мировых брендов лодки. Примечательно, что если другие компании ставят производство на поток, то у Chaudron каждое судно - особенное. Для Чарли Кьянтара любая лодка - как любимый ребенок, и надо видеть, насколько трепетно он к ним относится. Допустим, сам может руки не помыть, но лодка будет блестеть.
- Ваш чемпионский болид в классе SuperSport назывался «Чайкой» - в честь старинных козацких судов. Новой же лодке, как и команде, вы дали имя «Украинский дух»...
- С первым судном у нас приключилась история, которую лаконично можно оценить так: украинцы обиделись и решили победить весь мир. Нет рекламы, нет спонсоров - значит, не будем давать болиду название проекта. Эта лодка рекламирует Украину - и все, точка! Судно же класса Evolution, на прошлой неделе спущенное на воду в Ла-Валетте, несет на себе не только цвета национального флага, как это было и остается в случае с «Чайкой», которая в этом году будет выступать под управлением отечественного экипажа в составе Алексея Чендекова, Дмитрия Лебедя и Андрея Лысенко. Этот профессиональный болид по своим техническим характеристикам не уступает другим фаворитам сезона, поэтому переговоры по поводу размещения на его борту рекламы еще ведутся - слишком много желающих.
- По вашим ощущениям, новый экипаж «Чайки» готов к участию в чемпионате мира?
- Надо сказать, что эти ребята стали заниматься водно-моторным спортом уже в середине 80-х годов прошлого века, когда я только мог об этом мечтать. Все они - неоднократные чемпионы Украины, призеры различных соревнований, проводившихся в России и ряде других постсоветских стран. Они продолжают выступать в привычных им классах на чемпионатах мира и Европы. Сначала мы пригласили Чендекова - он в роли запасного пилота участвовал с нами в прошлогоднем мировом первенстве в классе SuperSport. Позднее привлекли Лысенко в качестве запасного троттлмена, а теперь - и Лебедя как запасного пилота и навигатора.
У нас абсолютно сработанный коллектив, что очень важно в нашем виде спорта. Во время гонки пилот с отвечающим за мотор троттлменом общаются чаще всего без помощи слов, обмениваясь взглядами и мыслями, кажется, на подсознательном уровне. Смог сам оценить это, выполняя на чемпионате мира обязанности навигатора. Нас атаковали конкуренты, и я только открывал рот, чтобы что-то подсказать троттлмену, а он уже прибавлял газу - и мы снова вырывались вперед. С каждым этапом сыгранность новой команды будет только возрастать: тренировка на Мальте была для нее уже третьей. Все необходимые суперлицензии ребятами получены, квалификация оценена как высокая самим Жаном-Мари Ван Ланкером, возглавляющим в Международном водно-моторном союзе направление pleasure navigation.
- А как проверяется готовность спортсменов?
- Они проходят серьезный отбор по всем критериям, включая медицинские, под надзором представителей UIM, поскольку участие в гонках неподготовленного человека чревато последствиями. Что касается класса Evolution, в котором мы будем в этом году выступать вместе с Аароном Кьянтаром, то тут человек должен иметь опыт как минимум пяти гонок в SuperSport, быть абсолютно здоровым и пройти крэш-тесты.
- В чем они состоят?
- Очень занятная процедура. Закрытый кокпит, внешне напоминающий автогоночный, устанавливается на краю бассейна, тебя пристегивают пятиточечными ремнями. Перед тобой руль, а позади, за сидением, баллон с кислородом, которым пользуются дайверы. С полутораметровой высоты кокпит сбрасывается в воду, и два аквалангиста опускают его на дно. В этой ситуации следует выкинуть руль, отстегнуться и покинуть лодку. Второй тест: кокпит опрокидывают уже вниз головой. Твоя задача - продышать в течение минуты, после чего отстегнуться и покинуть борт. Такие тесты прошел я, Аарон и даже его сестра Одрин, которая выступала в 2009-м в женской команде. Мы рассматривали вариант: если старты в разных классах проведут раздельно, состав одного экипажа может беспроблемно подстраховывать другой. Но наша хитрость, к сожалению, не сработала. В результате в качестве запасной мы сможем рассчитывать лишь на Одрин Кьянтар, которая способна заменить любого из членов экипажа как в Evolution, так и в SuperSport.
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»