Три первых серьезных легионера Шахтера были африканцами
Вспоминаем, кем усиливался клуб Рината Ахметова до начала эры бразилизации…
- 14 ноября 2025, 12:17
- |
- 14 ноября 2025, 21:46
- 5246
- 2
Это сегодня донецкий Шахтер ассоциируется у большинства болельщиков в Украине и Европе с командой, где ключевая ставка делается на бразильских легионеров. Даже на четвертый год полномасштабной фазы российско-украинской войны состав "горняков" буквально пестрит потомками легендарного Пеле. Ныне их в подчинении у Арды Турана аж двенадцать человек - защитники Марлон Сантос, Педро Энрике и Винисиус Тобиас, полузащитники Марлон Гомес, Изаки, Эгиналду, Невертон, Алиссон, Педриньо и Лукас Феррейра, а также центрфорварды Кауан Элиас и Лука Мейреллиш.
А ведь были времена, когда Шахтер, едва-едва начав знакомиться с легионерами из дальнего зарубежья, делал ставку вовсе не на бразильцев. В частности, три первых серьезных легионера донецкого клуба времен президентства Рината Ахметова и вовсе были представителями африканского континента.
Кто они, чего добились в стане "горняков" и как сложилась их дальнейшая жизнь и карьера? Обо всем этом мы и предлагаем поговорить…
Айзек Окоронкво
Нигерийский центрбек Айзек Окоронкво начинал карьеру на родине, а в 1998-м оказался в Европе, оформив контракт с молдавским Шерифом. В этой команде африканец отыграл два года, после чего оказался в Шахтере, скауты которого на то время активно мониторили рынок соседней Румынии, а потому неудивительно, что сумели заприметить и молодого Окоронкво.
Адаптация нигерийского футболиста к украинскому чемпионату и Шахтеру прошла довольно гладко, и Айзек быстро превратился в одного из важных футболистов основного состава, хотя никогда безоговорочно ключевым исполнителем для "горняков" за три года карьеры в клубе так и не был. Однако в целом подписание футболиста уровня Окоронкво было на тот момент значительным успехом для Шахтера. Впрочем, и для самого Айзека возможность поиграть в донецкой команде стала трамплином в карьере, ведь с "горняками" он дебютировал в основной сетке Лиги чемпионов, оказавшись на виду у многих клубов европейского континента.
В январе 2001 года Окоронкво дебютировал в национальной сборной Нигерии, что добавило ему в статусности. Уже черед год, в начале 2002-го, Айзек в стане "Суперорлов" сыграл на Кубке африканских наций, где его команда добыла "бронзу", а летом того же года сыграл за нигерийцев в финальной части чемпионата мира, которая проходила на полях Японии и Южной Кореи. И пускай на том мундиале Нигерия выступила неудачно (1 очко в трех матчах против Аргентины - 0:1, Швеции - 1:2 и Англии - 0:0), зато Окоронкво отыграл во всех трех играх от свистка до свистка.
После ЧМ-2002 интерес к подписанию Окоронкво проявляли некоторые клубы из Англии и Германии (в частности, были упоминания о Боруссии Менхенгладбах и Шальке), однако боссы Шахтера на продажу своего статусного центрбека не пошли. А уже через год Айзек, не пожелав подписывать новое трудовое соглашение с "горняками", покинул Украину. Его на правах свободного агента подписал новичок английской Премьер-лиги Вулверхэпмтон, в составе которого африканец провел лишь 7 матчей и отметился 2 желтыми карточками.
Увы, но дальнейшая карьера Окоронкво пошла по ниспадающей. Летом 2004-го, в 26 лет, он оказался без клуба и около полугода не мог договориться ни с кем о сотрудничестве. В итоге Айзек согласился податься в россию, где его позвали играть в Аланию. Всю дальнейшую карьеру, аж до ее завершения, Окоронкво провел в этой стране, проведя 22 матча за Аланию, 67 - за Ростов и 69 - за Москву, в которой пересекался с Олегом Блохиным, являвшимся в какой-то момент там главным тренером.
Но наибольшее количество официальных матчей в карьере Айзек Окоронкво отыграл все же за Шахтер - 84. За сборную Нигерии центрбек провел 26 поединков. В Украине один раз выигрывал чемпионат и дважды становился обладателем национального Кубка.
Летом 2013 года Окоронкво завершил карьеру футболиста, однако в профессиональном футболе не остался и ныне о нем практически ничего неизвестно.
Ассан Н'Диайе
История этого африканского центрбека, который также был знаковым на заре превращения Шахтера в одного из грандов отечественного клубного футбола, весьма интересна. Он вырос в семье медиков, однако по их стопам не пошел, а выбрал футбол. В детстве из-за пристрастия к игре № 1 Ассан часто прогуливал школу, из-за чего его родителей вызывали "на ковер", однако для Н'Диайе это ничего не значило, он все равно продолжал заниматься своим любимым делом.
Карьеру футболиста Ассан начал в сенегальской команде Жанна д'Арк, где за пять лет провел более ста матчей и успел зарекомендовать себя не только на позиции центрального защитника, но и в опорной зоне. В Шахтер Н'Диайе переехал в самом начале 2001-го, причем уже в статусе игрока национальной сборной Сенегала, с которой на Кубке африканских наций-2000 добрался до четвертьфинала. Сколько «горняки» заплатили за его переход доподлинно неизвестно, однако в целом сделка оказалась для клуба успешной.
В Шахтере Ассану, как и Окоронкво, быстро удалось завоевать место в основной обойме, став одним из любимцев не только болельщиков, но и тренерского штаба. В частности, Н'Диайе регулярно играл у Виктора Прокопенко, Валерия Яремченко и Невио Скалы. При этом, чрезмерной надежностью африканец не отличался, однако в культовой на то время компьютерной игре Championship Manager 01/02 имел невероятный потенциал, благодаря чему быстро оказывался в одном из топ-клубов континента.
На практике же карьера Ассана столь успешно не сложилась. В Шахтере он провел три года, став чемпионом и двукратным обладателем Кубка. На пике интерес к сенегальцу проявляли клубы из Турции и Франции, но до сделки, как и в случае с Окоронкво, дело не дошло. А дальше… После прихода в донецкий клуб Мирчи Луческу Н'Диайе быстро оказался ненужным "горнякам". Поговаривали, что у африканца обнаружились хронические проблемы со здоровьем, в частности, ходили слухи об артрозе.
На этом фоне Н'Диайе вернулся в Сенегал, где поиграл еще полтора года и в возрасте 30 лет завершил карьеру. После этого ходили слухи, что Ассан может стать одним из сотрудников Шахтера, отвечая как скаут за работу в Африке, но перемены в трансферном векторе "горняков" на тот момент начались настолько серьезные, а практически все внимание было смещено на Бразилию, что в услугах Ассана "горняки" оказались не заинтересованы.
А 13 февраля 2008 года из Сенегала пришли ужасные новости - Ассан Н'Диайе скончался в возрасте 33 лет после непродолжительной болезни. Что именно повлекло столь раннюю смерть одного из наиболее перспективных африканских защитников начала нынешнего века - неизвестно...
Джулиус Агахова
Наиболее же известным и ярким африканским легионером в истории Шахтера оказался нигерийский центрфорвард Джулиус Агахова, которого "горняки" сумели подписать из тунисского Эсперанса в начале 2001 года. Присмотреть быстроногого и техничного нападающего селекционерам Шахтера удалось на чемпионате мира U-20, на котором в 1999 году молодежная команда Нигерии с Агаховой в составе дошла до четвертьфинала. Тогда интерес к Джулиусу проявляли и некоторые гранды европейского футбола, но боссы Шахтера действовали в стремительной манере в вопросе переговоров и сумели опередить те клубы, которые проявляли нерешительность.
В Шахтере Агахова заиграл на отличном уровне практически сразу же. В частности, в 8 матчах чемпионата Украины-2000/01 на счету нигерийца оказалось 7 забитых мяча и 3 результативные передачи. Это был старт, о котором можно было лишь мечтать. В дальнейшем Агахова стал забивать чуть реже, однако все равно радовал фанатов "горняков" своими культовыми кульбитами после голов и быстро стал любимцем не только для трибун, но и для президента Рината Ахметова, не пожелавшего отпускать своего вундеркинда в Манчестер Юнайтед и Арсенал, активно интересовавшихся тогда услугами нападающего. Точнее, босс Шахтера просто оценил Джулиуса, как тот признавался в СМИ, в 40 миллионов долларов - колоссальную сумму по тем временам не только для украинского, но и для мирового футбольного трансферного рынка.
В 2002 году Агахова, как и Окоронкво, ездил в составе сборной Нигерии на чемпионат мира в Японию и Южную Корею. Тогда же издание World Soccer включило молодого нападающего в число 50-ти восходящих звезд мирового футбола. Но на пике славы Агахова из Шахтера не ушел. Зато в начале 2007-го Джулиус оказался донецкому клубу более ненужным, так как на него не рассчитывал Мирча Луческу. В итоге нигериец уехал в Англию, где стал футболистом новичка Премьер-лиги Уигана. Этот переход стал для форварда абсолютно спонтанным и непродуманным, оказавшись лишь проблемой в аспекте дальнейшей карьеры.
Вырваться на топ-уровень у Агаховы, как и у Окоронкво с Н'Диайе, не вышло. В 2009-м его вновь позвал к себе Шахтер, где Джулиус, замученный травмами, уже и близко не напоминал себя времен первого прихода. Впрочем, совсем недавно сам Агахова очень детально и интересно рассказал о том периоде своей карьеры в интервью, перевод которого доступен читателю на сайте Sport.ua…
Ныне Агахове уже 43. После завершения карьеры он осел в Лондоне, где купил дом, а также часто бывает в родной Нигерии, где в Лагосе и других городах у него есть филиалы собственных детских академий. Оставаться в более активной роли в профессиональном футболе Джулиус не пожелал, довольствуясь тем, что сумел заработать в период карьеры игрока, а также нынешним весьма умелым использованием своего имени, известности которому придали не только выступления в Украине, Англии и Турции, но еще и 32 матча и 14 забитых мячей на международном уровне за сборную Нигерии.
Текст: meta.ua